Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

О методике «Профориентатор» как диагностическом инструменте

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Отечественная компьютеризированная методика «Профориентатор» является ведущим в России современным и эффективным инструментом для проведения профориентационной диагностики и консультирования старшеклассников с целью выбора дальнейшего профильного обучения, профессии, специальности. Методика «Профориентатор» прошла официальное независимое рецензирование и получила сертификат; в настоящее время она… Читать ещё >

О методике «Профориентатор» как диагностическом инструменте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Отечественная компьютеризированная методика «Профориентатор» является ведущим в России современным и эффективным инструментом для проведения профориентационной диагностики и консультирования старшеклассников с целью выбора дальнейшего профильного обучения, профессии, специальности. Методика «Профориентатор» прошла официальное независимое рецензирование [17] и получила сертификат; в настоящее время она применяется более чем в 200 представительствах по всей России, а ее модификации используются также в Украине и Казахстане.

Опыт коллектива сотрудников Центра (ЦТР ГТ) под научным руководством профессора А. Г. Шмелева позволил не только собрать эмпирический материал, но и фактически доказать, что психодиагностический инструмент, первоначально выстроенный на климовской теоретической базе, соответствует требованиям, предъявляемым к научно обоснованной методике, работает качественно. Накопленный богатый материал (только в московском Центре за последние 10 лет более 20 тыс. школьников получили профессиональную помощь при выборе специальности, вуза с использованием результатов методики «Профориентатор») (см. прил. ЭП-8−10) позволил провести масштабное исследование прогностической валидности методики [27]. На выборке 457 человек было показано, что жизненный выбор соответствует результатам компьютерного профориентационного тестирования в 63% случаев. Даже этот простой показатель иллюстрирует прогностичность тестирования (для сравнения: вероятность успешного выбора профессии в случайном порядке составляет не более 33%). Получены статистически значимые корреляции между результатами тестирования (с точностью до вторичных шкал) и жизненным выбором тестируемых. Отдельно были проанализированы случаи, когда студенты категорически не удовлетворены выбранной профессией [21]. Описание случаев неудачного выбора профессии приведено в ЭП-8−6. Значимым критерием качества можно считать отсроченные оценки методики «Профориентатор» и соответствующей консультативной услуги. Спустя три-четыре года после тестирования 80% бывших старшеклассников утверждают, что в свое время консультация по профориентации с использованием этой методики им действительно помогла. Как показывает лонгитюдное исследование судьбы вчерашних старшеклассников [27], получены результаты, подтверждающие статистически значимые связи между данными тестирования и совершенным реальным выбором направления обучения, а также уровнем удовлетворенности студентов профилем подготовки. Фактически в двух случаях из трех люди учатся по профессиям, которые им были рекомендованы по результатам прохождения теста «Профориентатор». Все шесть профильных направлений обучения обладают необходимыми параметрами прогностичности.

Коллектив Центра под руководством профессора А. Г. Шмелева создал серию методик профориентационной направленности для разных возрастных категорий тестируемых: «Профконсультаит» — для взрослых при решении вопроса о смене профессии, перед получением второго высшего образования; «Профкарьера»  — для студентов, выпускников и молодых специалистов, по вопросам планирования будущей работы по специальности; «Профнавигатор» — для школьников средних классов с целью предварительного выбора класса профильного обучения и рекомендации кружков по дополнительному развитию; «Профмастер» — для школьников и абитуриентов, заинтересованных в выборе профиля среднего профессионального образования. Образцы распечатки результатов тестирования по данным методикам см. в ЭП-8−7 — ЭП-8−9. Важно правильно интерпретировать полученные результаты тестирования — как любая многофакторная методика, «Профориентатор» требует экспертного использования. Именно опытный психолог-профконсультант может создать для клиента из разрозненных показателей по отдельным шкалам целостную картину ситуации, обнаружить в профиле противоречия и артефакты и уточнить наличие обнаруженных качеств в рамках постдиагностической беседы с клиентом [4].

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой