Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Урочные формы построения занятий в физическом воспитании

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Очень большое внимание следует постоянно уделять поддержанию чистоты пола зала, гимнастических матов, снарядов спортивного инвентаря. Следует проводить после каждого урока влажную уборку пола зала, протирать мокрой тряпкой гимнастические маты, а капитальную уборку — мытье пола, обтирание снарядов, инвентаря (сначала влажным способом, а затем сухой тряпкой) производить обязательно после окончания… Читать ещё >

Урочные формы построения занятий в физическом воспитании (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Особенности урочных форм занятий

Урок физической культуры — основная форма физического воспитания школьников. Урок — наиболее распространенная форма реализации базовой программы по физическому воспитанию для осуществления общего физкультурного образования [9].

Уроки физической культуры имеют образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи.

Образовательные задачи заключаются в обучении детей выполнению физических упражнений, предусмотренных программой, в совершенствовании изученных упражнений, а также в развитии умений и навыков применять изученные упражнения в изменяющейся обстановке. Последовательное выполнение образовательных задач приводит к систематическому, прочному и полному изучению всего учебного материала программы. Для разрешения одних образовательных задач необходимо относительно длительное время (ряд последовательных уроков), а для решения других — достаточно лишь одного урока.

К образовательным задачам относится также получение детьми знаний о физической культуре и спорте, о сохранении здоровья, режиме дня, правильном дыхании, закаливании, правильном выполнении физических упражнений.

Выполнение образовательных задач обычно сочетается с решением воспитательных и оздоровительных задач. На уроках физической культуры воспитывается внимание, дисциплинированность, воля, аккуратность, бережное отношение к имуществу, а также чувство дружбы, товарищества, целеустремленность, самостоятельность и настойчивость в преодолении трудностей.

Оздоровительные задачи, как и воспитательные, должны решаться на каждом уроке. Правильное построение и проведение уроков физической культуры, занятия в соответствующих костюмах, необходимое санитарно-гигиеническое состояние мест занятий, проведение уроков на открытом воздухе — все это создает благоприятные условия для решения оздоровительных задач.

Таблица 2.1Факторы, определяющие специфику уроков физической культуры в школе.

Основная направленность и конкретные задачи.

Возрастные особенности и возможности детей.

Многочисленность и неоднородность состава классов.

Предметно-пространственная среда (место занятий, оборудование, инвентарь и т. д.).

Продолжительность урока — максимум 45 мин.

Место урока в общем расписании.

Каждый урок физической культуры должен отвечать следующим требованиям:

  • а) иметь определенные задачи — общие, выполнение которых должно быть обеспечено в процессе всех уроков или серии уроков, и частные, выполняемые в течение одного взятого урока;
  • б) быть правильно методически построенным;
  • в) быть последовательным продолжением предыдущих занятий и в то же время иметь свою целостность и законченность; одновременно с этим он должен в значительной степени предусматривать задачи и содержание следующего очередного урока;
  • г) соответствовать по своему содержанию, определенному составу учащихся в отношении возраста, пола, физического развития и физической подготовленности;
  • д) быть интересным для учащихся, побуждать их к активной деятельности;
  • е) содержать упражнения и игры, содействующие разностороннему физическому развитию, укреплению здоровья, формированию осанки;
  • ж) правильно сочетаться с другими уроками в расписании учебного дня;
  • з) носить воспитывающий характер.

Уроки включены в школьное расписание наравне с другими учебными предметами и обязательны для всех учащихся. Они проводятся 2−3 раза в неделю, их содержание определяется программами.

В уроке как основной форме организации занятий создаются все условия для решения задач образования, оздоровления и воспитания. На основе знаний, двигательных умений и навыков, физической подготовленности, полученных в процессе уроков, успешно осуществляется педагогический процесс во внеурочных формах занятий, которые проводятся со школьниками в системе внешкольных и внеклассных занятий физическими упражнениями.

Для физического воспитания школьников наиболее характерны комплексные уроки, которые создают фундамент физического развития, направлены на всестороннюю общую подготовку к любой двигательной деятельности, отличаются богатством содержания и сложностью методического обеспечения. Школьные уроки физической культуры объединяют задачи по формированию или совершенствованию специфических знаний, умений и навыков; решают задачи совершенствования физического развития и укрепления здоровья, развития двигательных, интеллектуальных, волевых и эмоциональных качеств.

Эффективность уроков зависит в большой степени от правильности постановки и формулировки конкретных задач (образовательных, оздоровительных и воспитательных) [8].

Требования к современному уроку физической культуры:

  • • Учет мотивов и интересов школьников к занятию физическими упражнениями.
  • • Тесная связь с предыдущим и последующим уроками, т. е. каждый урок должен стать самостоятельной, но неотъемлемой частью системы уроков.
  • • Организация самостоятельной деятельности учащихся, которая обеспечивается последовательным формированием и закреплением с помощью учителя умений и навыков учебной работы, приемами самоконтроля и самообразования, культуры движений. Все это необходимо для воспитания потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.
  • • Обязательное использование учителем разнообразных организационных форм, средств, методов и приемов.
  • • Достижение оптимальной двигательной активности всех учащихся на всем протяжении каждого урока.
  • • Обеспечение рациональных условий проведения уроков со стороны материальных, гигиенических, эстетических и морально-психологических требований к ним.

Главным аспектом организационно-методического направления современного урока физической культуры должно быть: приобретение навыков и умений самостоятельно выполнять физические упражнения, развитие познавательных интересов и осуществление межпредметных связей, использование системы домашних заданий на основе наиболее рациональных методов организации обучения школьников.

Эти требования вытекают из общих и методических принципов физического воспитания и обязательны при проведении уроков во всех классах.

Организационное обеспечение урока предусматривает [10]:

  • 1) создание санитарно-гигиенических условий;
  • 2) материально-техническое обеспечение;
  • 3) выбор способа (метода) организации деятельности занимающихся на уроке, который позволит наилучшим образом выполнить поставленные задачи [16].

Санитарно-гигиеническое обеспечение условий для проведения урока — предусматривает весь комплекс мероприятий, обеспечивающих оздоровительный эффект от занятий физическими упражнениями.

В связи с этим санитарно-гигиеническое состояние мест занятий должно строго соответствовать установленным нормам (во всяком случае, этого следует добиваться). Так, температура воздуха для спортивного зала поддерживается (наиболее благоприятная) в пределах 14−16 °С.

После каждого занятия с классом в школе необходимо проветривать зал в течение всей перемены. Установлено, что вентиляция воздуха в легких человека в покое колеблется в пределах от 4 до 6 л в 1 мин, а при упражнениях высокой интенсивности (бег, спортивные игры и др.) поглощение воздуха организмом возрастает в 10 раз и более. Поэтому исключительно важно обеспечивать в местах занятий физическими упражнениями должную чистоту воздуха.

Очень большое внимание следует постоянно уделять поддержанию чистоты пола зала, гимнастических матов, снарядов спортивного инвентаря. Следует проводить после каждого урока влажную уборку пола зала, протирать мокрой тряпкой гимнастические маты, а капитальную уборку — мытье пола, обтирание снарядов, инвентаря (сначала влажным способом, а затем сухой тряпкой) производить обязательно после окончания всех занятии в зале [4].

Несоблюдение этих важных санитарно-гигиенических требований приводит к большому скоплению пыли в помещении. Занятия в таких условиях наносят большой вред здоровью, так как и в легкие поступает пыльный воздух. Кроме того, в неубранном зале загрязняются тела и спортивная одежда занимающихся.

Материально-техническое обеспечение урока предусматривает обеспечение учебно-воспитательного процесса таким количеством оборудования, инвентаря и мест выполнения учебных заданий которое гарантировало бы полноценное решение всего комплекса задач при оптимальной плотности урока.

За последние годы по инициативе многих учителей физической культуры школьные спортивные залы и площадки оснащаются нестандартным (многопропускным) оборудованием, различными устройствами и тренажерами. Использование такого оборудования значительно повышает плотность занятий, вызывает повышенный интерес учащихся, создает широкие возможности для применения наиболее эффективных организационно-методических форм урока и в конечном счете во многом способствует результативности занятий.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой