Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Основные этапы и условия развития коллектива

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Кроме того, кроме положительных линий развития, может иметь место и отрицательное направление, в результате которого возникают группы, отличающиеся внутригрупповой антипатией, эгоцентризмом и эгоизмом, конфликтностью и агрессивностью. Так кооперации противостоит дезинтеграция, автономизации — интраэгоизм. По мнению Л. М. Фридмана, «последней станцией на этом пути являются антиколлективы». (26… Читать ещё >

Основные этапы и условия развития коллектива (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На своём пути к коллективу детская группа в своём развитию по мнению Л. И. Уманского, проходит пять этапов.

  • 1-й этап. Номинальная группа. Это формальное объединение людей, где каждый сам по себе, актив формальный.
  • 2-й этап. Группа-ассоциация. Эта группа имеет официальную структуру, стабильный актив. Деятельность нестабильна по целям и эффективности, выполняются только те дела, которые интересуют всех, но не требуют особых усилий.
  • 3-й этап. Группа-кооперация. В группе установившаяся структура, авторитетный актив. Жизнь группы разнообразна, но отличается неритмичностью.
  • 4-й этап. Группа-автономия. Эта группа отличается большой социальной активностью и инициативой. В группе отсутствуют группировки.
  • 5-й этап. Группа-коллектив. Это высший уровень развития группы. Такой группе присущи гармония личных, групповых и общественных интересов, инициатива и активность в достижении общественно полезных целей.(21)

Это не значит, что, достигнув уровня коллектива, развитие детского сообщества заканчивается.

Кроме того, кроме положительных линий развития, может иметь место и отрицательное направление, в результате которого возникают группы, отличающиеся внутригрупповой антипатией, эгоцентризмом и эгоизмом, конфликтностью и агрессивностью. Так кооперации противостоит дезинтеграция, автономизации — интраэгоизм. По мнению Л. М. Фридмана, «последней станцией на этом пути являются антиколлективы». (26, с.204).

По методу эмоционально-символической аналогии, предложенной А. Н. Лутошкиным, путь развития коллектива отражается в «образах-символах»:

  • 1. «Песчаная россыпь»
  • 2. «Мягкая глина»
  • 3. «Мерцающий маяк»
  • 4. «Алый парус»
  • 5. «Горящий факел»

Для организации деятельности коллектива необходимо образовывать органы руководства и самоуправления.

Жизнь группы следует организовывать с помощью разнообразных совместных дел, цели которых осознаны детьми.

Совместная деятельность должна сочетать общественную значимость и личную привлекательность.

Важно формировать устойчивые нормативно-ценностные основы взаимодействия и взаимоотношений.

Проверенные жизнью и психологически обоснованные правила общения в коллективе — необходимое условие успешной работы коллектива.

Такие правила, например, были рекомендованы в виде специального «кодекса» в лагере «Орлёнок» .

  • 1. Уважай мнение товарищей по коллективу. Не следует в споре сразу отвечать товарищу: «Ты не прав!» — это вызывает раздражение и желание ответить тем же.
  • 2. Укрепляй у товарищей веру в себя. Если отметишь успехи, а не промахи товарища, то ты дашь ему почувствовать, что веришь в него.
  • 3. Доказывая свою мысль другим, лучше пользоваться словами «я полагаю», «мне кажется», «возможно», чем категоричные «безусловно», «несомненно».
  • 4. Если не прав, открыто признай это перед товарищами. Самому себя критиковать легче.
  • 5. Стремясь убедить в чём-то товарища, дай ему сначала до конца выговориться. Иначе он всё равно не станет тебя слушать с должным вниманием.
  • 6. Прежде чем осудить товарища, постарайся выяснить, почему он так поступил.
  • 7. Начинать беседу с товарищем, даже если ты хочешь его переубедить, надо с искреннего, доброжелательного к нему отношения. Дружелюбие располагает к сотрудничеству и взаимопониманию.
  • 8. Умей видеть положительные стороны у людей. Будь щедрым на похвалы.
  • 9. Не навязывай своего мнения товарищу. Дай ему самому прийти к нужному выводу.
  • 10. Проявляй интерес к товарищам по коллективу. Каждый человек нуждается во внимании и бывает рад, если окружающие искренне им интересуются.

С перечисленными выше условиями развития коллектива тесно связано такое условие, как накопление и укрепление традиций коллективной жизни. Традиции — это такая форма коллективной жизни, которая наиболее ярко, эмоционально и выразительно воплощает характер коллективистических отношений и общественное мнение в данной области.(23).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой