Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Организация и результаты экспериментальной работы по развитию творческого мышления у детей младшего школьного возраста в условиях общеобразовательной школы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Итак, для оценки уровня творческого мышления младших школьников были использованы тест Дж. Гилфорда «Выражения», «Ассоциации» (Приложение 1) и краткий тест Э. Торренса «Создание рисунка», «Незаконченные фигуры» (Приложение 2) в модификации Е. Е. Туник. Данные Субтесты дают возможность определить уровень креативности, а также сформированности её у детей. Характеристиками развития креативности… Читать ещё >

Организация и результаты экспериментальной работы по развитию творческого мышления у детей младшего школьного возраста в условиях общеобразовательной школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Организация и методики исследования

Исследование проводилось на базе муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 11 МО г-к Анапа Краснодарского края с. Су-Псех. В исследовании принимали участие ученики 3 классов. Всего обследовано 56 школьников в возрасте 9−10 лет. Для проведения экспериментальной работы были сформированы экспериментальная и контрольная группы (по 28 человек). Экспериментальная группа состояла из 10 девочек и 18 мальчиков, контрольная — из 12 девочек и 16 мальчиков.

Цель констатирующего этапа эксперимента: выявить уровень развития творческого мышления младших школьников.

Для оценки уровня креативности были использованы популярные тесты творческого мышления Э. Торренса и батарея креативных тестов Е. Туник созданных на основе тестов Дж. Гилфорда. Апробация и адаптация которых осуществлялась на выборке детей г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Тесты стандартизированы, используются российские нормативные данные.

Батарея креативных тестов «Творческое мышление» Е. Туник (созданных на основе тестов Дж. Гилфорда) определены для возрастной группы от 5 до 18 лет. С детьми от 5 до 7 лет тесты проводятся в индивидуальной форме, начиная с 8 лет и до 18, тестирование можно проводить как в индивидуальной, так и в групповой форме. Полный тест состоит из семи Субтестов, сгруппированных в две батареи первая (четыре Субтеста) для проверки словесного творческого мышления (вербальная), вторая (три Субтеста) — невербального творческого мышления. Для тестирования школьников мы выбрали Субтест № 3 (Слова/Выражения) включает в себя две модификации, «Слова» — для детей от 5 до 7 лет, «Выражения» — предложен для детей и подростков 8−18 лет.

Тест «Выражения» (вербальная область) для детей и подростков 8−15 лет. Задача: сочинить предложения, которые будут состоять из четырёх слов, а каждое слово непременно будет иметь своим началом указанную букву.

Инструкция испытуемому: сочини как можно больше предложений, состоящих из четырёх слов. Каждое слово в предложении начинается с предъявленной буквы. Испытуемым демонстрируются буквы: ВМСК. Применять буквы только в таком порядке, местами не менять. Привожу пример предложения: «Весёлый мальчик смотрит кинофильм».

Инструкция зачитывается устно. Время выполнения теста — 5 минут. В индивидуальной форме проведения психолог сам фиксирует ответы, в групповой — испытуемые всё пишут самостоятельно. Время засекается после прочтения инструкции [42].

Тест «Словесные ассоциации» (вербальная область). Задача: к распространённым словам, применить как можно больше определений. Инструкция испытуемому: К слову книга, приведи как можно больше определений (то есть прилагательных). Пример, красивая книга. Какая ещё может быть книга? Время выполнения — 3 минуты [42]. Для определения уровня креативности исследуются ниже изложенные показатели: беглость, гибкость, оригинальность.

Для исследования образной креативности мы обратилась к методике Э. Торренса. Полный тест Торренса состоит из 12 Субтестов, сгруппированных в три батареи. Первая предназначена для изучения словесного творческого мышления, следующие далее соответственно невербального творческого мышления и словесно — звукового творческого мышления. Учитывая обстановку проведения, мы остановились на методике невербального творческого мышления «Незавершённые фигуры» и «Нарисуй картинку». Фигурные тесты Э. Торренса на выполнение заданий отводится по 10 минут. Ответы на тест выполняются в форме рисунка. Возможное число обследуемых от 15 до 30 человек.

Субтест № 1 «Создание рисунка» Является воплощением оригинальной идеи Э. Торренса, тестируемым рекомендуется нарисовать картинку, где за основу берётся конкретная деталь. Эта деталь представляет собой цветное овальное пятно, имеющая сходство с обычными предметами, выполненная из цветной бумаги (красный, жёлтый, зелёный).

Инструкция: «Возьми цветную фигуру. Представь любое изображение, фрагментом которого могла бы стать эта фигура. Можно изобразить какое — нибудь событие, рассказ или предмет. По завершению работы, придумай название и запиши его внизу». На осуществление задания даётся 10 минут [42].

Субтест № 2 «Незаконченные фигуры» состоит из 10 незаконченных фигур, которые рекомендуется дорисовать. Из гештальтпсихологии известно, что незавершённые фигуры вызывают желание завершить их самым быстрым и простым способом, поэтому чтобы создать рисунок испытуемый должен стремиться сопротивляться этому желанию. Инструкция: «На этих двух страницах нарисованы незаконченные фигуры. Если ты сможешь добавить к ним определённые линии, то могут получиться разные предметы или интересные картинки. Постарайся придумать такую картинку или историю, которую никто другой не сможет. Преврати её в восхитительное и увлекательное путешествие на бумаге, с неповторимыми названиями.

Каждая из незаконченных фигур имеет свою особенность, но при этом человеку навязываются некоторые устойчивые образы. На выполнение задания отводится 10 минут. Детям нужно напоминать, что работать нужно с обеих сторон листа [42].

Итак, для оценки уровня творческого мышления младших школьников были использованы тест Дж. Гилфорда «Выражения», «Ассоциации» (Приложение 1) и краткий тест Э. Торренса «Создание рисунка», «Незаконченные фигуры» (Приложение 2) в модификации Е. Е. Туник [42]. Данные Субтесты дают возможность определить уровень креативности, а также сформированности её у детей. Характеристиками развития креативности являются следующие факторы:

  • 1) Беглость — (легкость, продуктивность) — определяется общим числом ответов, характеризует беглость творческого мышления.
  • 2) Гибкость — определяется числом классов (групп) данных ответов и способностью к быстрому переключению.
  • 3) Оригинальность — фактор характеризует оригинальность, своеобразие творческого мышления, необычность подхода к проблеме и определяется числом редко приводимых ответов, необычным употреблением элементов, оригинальностью структуры ответа.

Показатель каждого Субтеста отражает два или три упомянутых фактора. Тестирование проводилось в групповой форме. Для осуществления задания детям был предоставлен стимульный материал, чистые листы бумаги для записей ответов на вопросы. Данное тестирование проводилось с детьми на занятиях, где царила дружеская, непринуждённая обстановка. Дети ставились в известность о том, что все их ответы будут правильными, чем больше они придумают ответов, тем лучше, даже если это будут самые экзотические ответы. Участникам предлагалось пофантазировать, все ответы поощрялись. В инструкции, мы просим испытуемых предложить как можно больше разнообразных вариантов ответов на наши вопросы, проявить свой юмор и воображение, постараться придумать такие ответы, которые не сможет придумать никто другой. «Фигурные тесты» Э. Торренса стали очередным этапом работы использовались «Создание рисунка» и «Незаконченные фигуры». В данном тесте добавляются такие показатели как разработанность, сопротивление замыканию, абстрактность названий.

Разработанность — показывает возможность развивать, добавлять, дорабатывать возникшие идеи. В 1983 г. Э. Торренсом были введены показатели Абстрактность названий и Сопротивление замыканию, новые показатели отражают ещё две креативные способности, которые небыли учтены ранее.

Абстрактность названий — здесь происходит постижение сути, где название преобразовывается в словесную форму.

Сопротивление замыканию — отражает способность длительное время выдерживать неопределённость, избегать стереотипов, оставаясь открытым новой информации и принятию оригинальных решений.

Рекомендуется для надёжности ответов периодически сравнивать данные персональной обработки тестов с данными обработки тех же тестов более опытными экспериментаторами. Все расхождения должны быть обнаружены и рассмотрены. Обработка экспериментальных материалов может быть проведена вторично через одну, две недели для определения достоверности ранее полученных результатов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой