Обоснование «универсального искусства всех всему учить» в «Великой дидактике» Я.А. Коменского
Коменский считает упражнения полезными тогда, когда материал понят учеником: «Основательно внедряется в ум только то, что хорошо понято и тщательно закреплено памятью», «Ничего нельзя заучивать, кроме того, что хорошо понятно». А понятно будет то, что прошло через чувства: «Для ума чувства есть путеводитель к науке». Чувственное познание обеспечивает и прочность усвоения. Таким образом, добиваясь… Читать ещё >
Обоснование «универсального искусства всех всему учить» в «Великой дидактике» Я.А. Коменского (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В отличие от дидактики как теории обучения свою «Великую дидактику» Коменский определяет как универсальное искусство всех учить всему, учить с верным успехом, быстро, основательно, приводя учащихся к добрым нравам и глубокому благочестию.
" Великая дидактика" Коменского выходит за рамки теории обучения, это, по сути, есть вся педагогика, включающая и образование, и воспитание. Эти знания необходимы родителям и учителям, ученикам и школам, государству и церкви.
Школа, её назначение. Коменский называет школу мастерской человечности, мастерской гуманизма. Обучать детей целесообразнее в школах, а не в семье. «Как для рыб должны быть предназначены садки, для деревьев — сады, так для юношества — школы» [4,C.28]. Основное назначение школы состоит в том, чтобы распространить всеобщую мудрость. В школе всеобщей мудрости обучаются все всему, что нужно для настоящей и будущей жизни. В школе молодежь совершенствуется нравственно, поэтому школа является мастерской гуманности к труду к жизни, это «мастерские трудолюбия» .
Но для того чтобы школа стала такой мастерской, в ней следует обучать не только наукам, но и нравственности и благочестию. Научное образование одновременно совершенствует разум, язык, руки человека.
Коменский определил те конкретные принципы, которые нужно учесть при создании школ.
" Мы обещаем такое устройство школ, благодаря которому:
- 1. Образование должно получить все юношество, за исключением разве тех, кому Бог отказал в разуме.
- 2. Юношество обучалось бы всему тому, что может сделать человека мудрым, добродетельным, благочестивым.
- 3. Образование должно быть закончено ещё до наступления зрелости.
- 4. Образование должно происходить весьма легко и мягко, как бы само собою — без побоев и суровости или какого-либо принуждения.
- 5. Юношество должно получить образование не кажущееся, а истинное, не поверхностное, а основательное.
- 6. Образование не должно требовать больших усилий, а должно быть чрезвычайно легким" [1, С.2].
Должен быть установлен и внешний порядок в воспитании. Весь цикл воспитания и образования человека, по замыслу Коменского, должен распределяться на четыре периода по шесть лет каждый.
Ступени школьной системы:
- 1) материнская школа — для детства (до 6 лет);
- 2) школа родного языка, элементарная школа — для отрочества (до 12 лет);
- 3) латинская школа — для юношества (до 18 лет);
- 4) академия — для зрелости (до 24 лет).
Материнская школа должна быть в каждом доме. Для нее Коменский составил методическое руководство «Материнская школа» — наглядное наставление о том, как благочестивые родители частью сами, частью с помощью нянек должны заботиться о детях.
Второй ступенью системы школ, предложенной Коменским, является школа родного языка, которая должна быть в каждой общине.
В школе родного языка каждого нужно учить тому, без чего нельзя обойтись в жизни: уметь бегло читать на родном языке печатный или рукописный текст, уметь писать, считать и производить простейшие измерения; уметь петь. Ребенок будет усваивать этику, изложенную в виде подкрепленных примерами правил, которые он должен научиться применять; должен узнавать важнейшие исторические факты и элементарные сведения о государственной и экономической жизни. Дети здесь познакомятся с различными ремеслами.
После школы родного языка, обязательной для всех детей, Коменский определил латинскую школу, которая должна быть в каждом городе. Здесь обучение следует начать также с родного языка, затем ещё какие-либо иностранные языки, физика, география, естествознание, математика. Традиционные «семь свободных искусств», мораль составляют программу латинской школы. Каждый из шести классов имеет свое название: грамматический, физический, математический, этический, диалектический и риторический.
Самые одаренные из кончающих латинскую школу завершают свое образование в академии, которая имеет обычные для того времени три факультета: богословский, юридический и медицинский.
Организация обучения. Новое решение предложил Коменский для организации обучения. Если в школе на протяжении веков с каждым учеником учитель занимался индивидуально, учащиеся приходили учиться в разное время года и оставались в школе столько времени, сколько хотели, то Коменский нашел иную форму организации обучения. Это классно — урочная система, которая предполагает:
- — неизменный состав учащихся одного возраста;
- — проведение занятий в точно определенное время по расписанию;
- — одновременную работу учителя со всем классом по одному предмету.
Занятия необходимо проводить ежедневно по 4−6 часов, после каждого часа перерыв.
Коменский рекомендует заниматься только в школе. «На дом ничего не следует задавать, кроме того, что отношение к развлечениям». Так как школа называется учебной мастерской, именно здесь и следует добиваться успехов в науке.
В «Великой дидактике» определены четыре основных общих требования к обучению:
- 1. Успешность обучения достигается при условии, если учить вещам раньше слов; начинать учить от простейших начал, доходя до сложных; учить по книгам, предназначенным для данного возраста.
- 2. Легкость обучения достигается, если обучение начнется в раннем возрасте; учитель в преподавании следует от более легкого к более трудному, от более общего к более частному; ученики не перегружаются знаниями, продвигаясь вперед не спеша; изучаемое в школе увязывается с жизнью.
- 3. Основательность обучения предполагает, что ученики станут заниматься действительно полезными вещами; последующее будет основываться на предыдущем; все материалы изучения должны быть взаимосвязаны, и все изученное будет закрепляться постепенными упражнениями.
- 4. Быстрота обучения возможна тогда, когда все преподается основательно, кратко и ясно; все происходит в неразрывной последовательности, когда сегодняшнее закрепляет вчерашнее, а занятия в классе ведет со всеми один учитель.
Одним из важнейших звеньев дидактики Коменского являются дидактические принципы, т. е. те положения общего характера, на которые опираются обучение и учение и которые диктуют применение в обучении конкретных приемов и методов. Это следующие принципы:
- — наглядность;
- — последовательность и систематичность;
- — прочность усвоения учебного материала;
- — самостоятельность и активность.
Наглядность предполагает усвоение учащимся знаний путем наблюдений за предметами и явлениями, т. е. благодаря чувственному восприятию. Этот принцип вытекает из понимания Коменским процесса познания вообще: начало познания — в ощущениях, в уме нет ничего, чего ранее не было в ощущениях. Сформирован принцип наглядности так: «…пусть будет для учащихся золотым правилом: все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствам, а именно: видимое — для восприятия зрением, слышимое — слухом, запахи — обонянием, подлежащее вкусу — вкусом, доступное осязанию — путем осязания» [1,C.6]. Ведь никого нельзя заставить поверить чужому мнению, если оно противоречит собственным ощущениям. Только личное наблюдение и чувственное доказательство могут стать основой истинного знания, а не словесное, вербальное обучение. В обучении учащиеся должны сами видеть предметы, слышать звуки, обонять запахи, осязать, вкушать, прежде чем приступят к словесным описаниям.
Для наглядности рекомендуется использовать, прежде всего, реальные предметы, организовав над ними наблюдение. Когда же это невозможно, нужно предложить учащимся или модель, копию предмета, или картинку, рисунок с его изображением. Исключительно важно наблюдать за вещами, явлениями в их естественной обстановке, что можно сделать во время экскурсии, чтобы осмотреть деревья, травы, поля, луга, виноградники и работы, которые там производятся. Можно также ознакомить учащихся с разными стилями построек, показать, как работают мастера. Полезны путешествия в места, где живут другие народы, чтобы узнать об их обычаях и истории.
Для организации наблюдений над реальными предметами учителю нужно позаботиться о соблюдении ряда правил: поставить предмет так, чтобы его было видно всем, осмотреть его вначале в целом, а потом обратиться к его частям и т. п. Итак, золотое правило дидактики — наглядность.
Последовательность и систематичность. «Ум в познании вещей идет постепенно», поэтому «обучение должно вестись последовательно» [4,C.31]. Это значит, что все последующее в обучении необходимо основывать на предыдущем, соединяя эти части раскрытием причины связей. Все, что запланировано, должно выполняться в свой срок. Занятия должны быть заранее продуманы и спланированы на долгий срок.
Следует в обучении соблюдать последовательность, продвигаясь:
- -от более общего к более частному;
- -от более легкого — к более трудному;
- -от известного — к неизвестному;
- -от более близкого — к далекому.
Учебный материал необходимо подавать в строгой системе, а не прерывисто и эпизодически. Пример такой подачи материала для обучения дан Коменским в его учебниках.
Прочность усвоения учебного материала. Этот принцип не является новым в педагогике, еще Конфуций и древние греки считали необходимым добиваться прочности изучаемого в школе, для чего нужны постоянные упражнения и повторения. Отсюда известное еще с античных времен положение: повторение — мать учения. Но в средние века оно сводилось к зубрежке и формализму, а упражнения имели механический характер, напоминая дрессировку.
Коменский считает упражнения полезными тогда, когда материал понят учеником: «Основательно внедряется в ум только то, что хорошо понято и тщательно закреплено памятью», «Ничего нельзя заучивать, кроме того, что хорошо понятно». А понятно будет то, что прошло через чувства: «Для ума чувства есть путеводитель к науке» [4,C.32]. Чувственное познание обеспечивает и прочность усвоения. Таким образом, добиваясь прочности знаний, учителю прежде всего нужно обеспечить возможность чувственного восприятия.
Следующим условием, обеспечивающим прочность усвоения, являются упражнения в практической деятельности.
" Пусть в школах, — рекомендует Коменский, — учатся писать, упражняясь в письме, говорить — упражняясь в речи, петь — упражняясь в пении, умозаключениям — упражняясь в умозаключениях, и т. д., чтобы школы были не чем иным, как мастерскими, в которых кипит работа" [4,C.32].
Для проверок того, насколько прочно усвоены знания, учителю следует проводить в четверти в конце учебного года публичные испытания, на которых бы в соревнованиях определялись наиболее способные ученики.
Самостоятельность и активность. Обучать юношество не значит вбивать в головы учеников знания, но раскрывать способности понимать вещи. Школа же стремится к тому, чтобы научить ученика «смотреть чужими глазами», «думать чужим умом». Так, физику преподают, не демонстрируя эксперименты и выводя на их основании законы науки, а читая тексты, которые потом ученики зазубривают. А по Коменскому нужно, чтобы «каждый ученик все изучал сам, собственными чувствами», обдумывал самостоятельно и применял знания на практике.
Все, что изучается, должно приниматься учеником, как полезное для него.
Самостоятельность ученика развивается тогда, когда он проникается серьезной любовью к предмету, а возбудить эту любовь предстоит учителю. Так «семена знания» присущи всем людям от рождения, остается только побудить ученика к самостоятельности и руководить им.