Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Подготовка студентов к использованию средств народной педагогики в музыкальном воспитании дошкольников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Важнейшим направлением современной педагогической науки является поиск средств, обеспечивающих профессиональное становление личности педагога, призванного быть носителем гуманистических ценностей, духовно-нравственных качеств и высокой педагогической культуры. Общетеоретический подход к содержанию и организации профессиональной подготовки педагога заложен в трудах Н. В. Кузьминой, В. А… Читать ещё >

Содержание

  • страница
  • Глава 1. Подготовка студентов к использованию средств народной педагогики в музыкальном воспитании дошкольников как педагогическая проблема
    • 1. 1. Воспитательный потенциал народной педагогики
    • 1. 2. Обучение студентов использованию средств народной педагогики в музыкальном воспитании дошкольников как составная часть их профессиональной подготовки
    • 1. 3. Анализ подготовки будущих воспитателей к использованию средств народной педагогики в музыкальном воспитании дошкольников
  • Глава 2. Модель подготовки студентов к использованию средств народной педагогики в музыкальном воспитании дошкольников
    • 2. 1. Цель, задачи, содержание подготовки студентов
    • 2. 2. Педагогическая практика в системе подготовки студентов
    • 2. 3. Педагогические условия подготовки
    • 2. 4. Организация и результаты опытно-экспериментальной работы по подготовке студентов к использованию средств народной педагогики в профессиональной деятельности

Подготовка студентов к использованию средств народной педагогики в музыкальном воспитании дошкольников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Гуманизация системы образования в стране влечет за собой повышение требований к уровню подготовки и квалификации педагогических кадров, делает необходимым пересмотр доминирующих задач педагогической деятельности, их адаптацию к складывающимся в обществе новым социальным отношениям.

Важнейшим направлением современной педагогической науки является поиск средств, обеспечивающих профессиональное становление личности педагога, призванного быть носителем гуманистических ценностей, духовно-нравственных качеств и высокой педагогической культуры. Общетеоретический подход к содержанию и организации профессиональной подготовки педагога заложен в трудах Н. В. Кузьминой, В. А. Сластенина, Л. Ф. Спирина, А. И. Щербакова и др. Ими обоснован процесс формирования у студентов общепедагогических и общетрудовых умений, определена профессиограмма будущего учителя, раскрыты закономерности подготовки будущих педагогов к различным направлениям воспитательной работы с учащимися. Основные положения научных исследований этих ученых в равной мере применимы и к подготовке педагогов дошкольных учреждений. Являясь первичной ступенью системы образования, дошкольные учреждения стоят у истоков развития личности и во многом определяют жизненные ориентации, нравственный облик будущего гражданина.

Сложность и многогранность деятельности дошкольного учреждения предъявляет особые требования к уровню профессионализма воспитателя, к наличию у него глубоких знаний и разнообразных умений в различных областях, предполагает высокий уровень личностного развития педагога.

Важнейшие аспекты проблемы профессиональной подготовки будущих специалистов для работы с детьми нашли отражение в исследованиях многих известных ученых. Значительный вклад в решение вопросов организации учебного процесса в вузе, определение наиболее эффективных путей подготовки специалистов дошкольного профиля внесли исследования P.C. Буре, H.A. Коротковой, Н. Я. Михайленко, Е. А. Панько, J1.B. Поздняк, В. И. Ядэшко и др. Профессионально-педагогические умения, структура, содержание педагогической деятельности изучались Е. А. Дубровской, В. И. Логиновой, К. Е. Праховой, О. П. Радыновой, П. Т. Саморуковой, Л. Г. Семушиной и др.

Существенное значение для решения вопросов музыкального воспитания дошкольников и подготовки кадров к этой работе внесли исследования H.A. Ветлугиной и ее последователей (А.И. Вайчене, М. Ю. Викат, И. Л. Дзержинской, А. И. Катинене, Л. Н. Комиссаровой, М. А. Медведевой и др.).

Имеется большое количество специальных исследований, в которых рассматривается вопрос формирования у будущих педагогов дошкольного профиля музыкальной культуры как важного условия грамотного решения задач музыкального воспитания детей дошкольного возраста (А.Н. Зимина, В. В. Ищук, А. И. Катинене, О. П. Радынова, Т. Н. Таранова и др.).

С учетом требований настоящего этапа развития современного общества не только к образовательному, но и к общекультурному уровню граждан авторы современных педагогических концепций обосновывают необходимость приобщения подрастающего поколения к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе культуры своего Отечества, народа (С.С. Балашова, Г. Н. Волков, В. М. Григорьев, Г. М. Науменко, М. Ю. Новицкая и др.).

Функционирующая в данный момент система дошкольного образования предоставляет большие возможности использования культурного наследия прошлого в работе с детьми. Содержание некоторых появившихся в последнее время образовательных программ для дошкольных учреждений предусматривает работу по таким направлениям как развитие речи дошкольника с использованием малых форм фольклора, развитие детского изобразительного творчества на примере народного декоративно-прикладного искусства, использование народных игр в физическом воспитании дошкольников, включение произведений народного творчества в музыкальное воспитание детей.

В то же время изучение уровня подготовленности будущих педагогов дошкольных учреждений к решению задач в обозначенном новыми программами направлении, в частности — в музыкальном воспитании дошкольников, свидетельствует о том, что процесс подготовки студентов к использованию средств народной педагогики в учебно-воспитательной работе с детьми протекает недостаточно успешно. Выпускники вуза слабо владеют методикой использования произведений народного творчества в различных видах и формах организации музыкального воспитания, не всегда готовы к использованию предлагаемых современных технологий.

Анализ образовательных стандартов, программ предмета «Теория и методика музыкального воспитания детей» на дошкольном отделении педагогических факультетов педвузов и педколледжей показывает, что в них недостаточно четко определена задача формирования специальных знаний и умений студентов для организации учебно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении на основе опыта народной педагогики, отсутствует целостная система формирования готовности студентов к практической педагогической деятельности в данном направлении. Это затрудняет процесс развития собственной активности студентов в учебной и дальнейшей практической работе с детьми дошкольного возраста.

Действующие программы учебной дисциплины «Теория и методика музыкального воспитания детей» изначально ориентированы на наличие у студентов достаточного уровня сформированности музыкальной культуры и включают для дальнейшего его развития большое количество произведений зарубежной и отечественной классики. Однако, по данным исследования, уровень эстетических потребностей студентов определяется как низкий, и формирование музыкальной культуры на основе предлагаемых образцов классической музыки представляет определенную сложность.

Анализ состояния исследуемой проблемы позволил выявить ряд противоречий:

• между имеющимися в обществе высокохудожественными образцами музыкального искусства, в том числе народного, и низким уровнем музыкальных интересов и потребностей студентов;

• между возросшими требованиями общества к подготовке будущего специалиста с целью использования средств народной педагогики в музыкальной деятельности с дошкольниками и реальными условиями подготовки к этой работе студентов вуза;

• между возможностью систематического использования средств народной педагогики в организации музыкального воспитания и невысоким уровнем педагогической грамотности воспитателей для решения этой задачи.

Вышесказанное обусловило выбор проблемы исследования: каковы содержание, формы и педагогические условия подготовки студентов к использованию средств народной педагогики в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста?

В педагогической науке данная проблема специально не рассматривалась, хотя имеется ряд работ, затрагивающих ее отдельные аспекты. В частности, исследователи обращались к проблеме использования в работе с детьми дошкольного возраста произведений устного Народного творчества (E.H. Водовозова, Т. С. Комарова, Е. И. Тихеева, А. П. Усова, Е. А. Флерина и др.) и считали владение этим материалом необходимым для успешной профессиональной деятельности.

Цель исследования: разработать и обосновать комплекс педагогических условий подготовки студентов к использованию средств народной педагогики в музыкальном воспитании детей.

Объект исследования: процесс подготовки будущих педагогов к использованию в музыкально-педагогической деятельности с дошкольниками средств народной педагогики.

Предмет исследования: комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность подготовки студентов к использованию средств народной педагогики в музыкальном воспитании дошкольников.

Гипотеза исследования. Процесс подготовки студентов к использованию средств народной педагогики в музыкальном воспитании дошкольников может быть эффективен, если:

• содержание образования и воспитания будущих педагогов в вузе органично сочетает освоение опыта народной педагогики и формирование у студентов потребности глубокого познания и использования в педагогической деятельности культурного наследия прошлого;

• для студентов создано широкое поле информации о педагогическом потенциале средств народной педагогики в музыкальном воспитании дошкольников, наиболее эффективных формах и методах использования этого потенциала в практической деятельности;

• обеспечивается субъектная позиция студента в процессе освоения опыта народной педагогики и способов применения ее в педагогической деятельности;

• органично сочетается теоретическая подготовка с практической деятельностью студентов, организуется внеучебная деятельность в различных формах воспитательно-образовательного процесса.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

• охарактеризовать особенности подготовки студентов к использованию средств народной педагогики в музыкальном воспитании дошкольников, обосновать цель, задачи, содержание и формы подготовки;

• разработать показатели подготовленности студентов к использованию средств народной педагогики в музыкальном воспитании дошкольников;

• разработать и обосновать модель подготовки будущих воспитателей к использованию средств народной педагогики в музыкально-педагогической работе с дошкольниками;

• определить педагогические средства, обеспечивающие реализацию условий подготовки специалиста дошкольного профиля к включению народной педагогики в музыкальное воспитание детей дошкольного возраста.

Методологической основой исследования являются положения философов, культурологов, педагогов, рассматривающих включение в современную духовную жизнь общества нравственного опыта минувших поколений как одно из закономерных направлений культурного прогресса (П.Г. Богатырев, Г. Н. Волков, В. М. Григорьев, Т. С. Злотникова, И. А. Ильин, Д. С. Лихачев, Г. М. Науменко и др.).

Исходные теоретические позиции базируются на идеях самоценности народного педагогического опыта воспитания (В.Г. Белинский, E.H. Водовозова, Г. Н. Волков, A.C. Макаренко, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, С. Т. Шацкий и др.);

• идеях художественного и музыкально-педагогического образования будущих педагогов (O.A. Апраксина, С. С. Балашова, H.A. Ветлугина, H.A. Метлов, Б. М. Неменский, В. Г. Ражников, P.A. Тельчарова и др.);

• концепции личностно-деятельностного подхода к организации педагогического процесса (Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн);

• теории эстетического воспитания (H.A. Ветлугина, Е. В. Квятковский, Б. Т. Лихачев, Л. П. Печко и др.);

• концепции нравственной и эстетической ценности фольклора (В.П. Аникин, Г. С. Виноградов, В. Е. Гусев, О. И. Капица, М. Н. Мельников, С. И. Миропольский и др.);

• теории музыкального восприятия (ДБ. Кабалевский, В. Д. Остроменский, О. П. Радынова, К. В. Тарасова, Б. М. Теплов и др.).

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов. Теоретические: анализ психолого-педагогической, эстетической, музыковедческой, искусствоведческой литературы в аспекте изучаемой проблемыанализ педагогического опытаретроспективный анализ собственной педагогической деятельностисистематизация и моделирование. Эмпирические: опытно-экспериментальная работа, включенное наблюдение, беседы, метод экспертных оценок, анкетирование, тестирование. В ходе исследования проводились педагогические измерения и осуществлялась статистическая обработка материалов.

Исследование проводилось в несколько взаимосвязанных этапов.

На первом этапе (1992 — 1996 гг.) осуществлялся теоретический анализ проблемы исследования, осмысление и определение темы, изучалась научная и учебно-методическая литература, накапливался практический опыт, определялись методологический и методический подходы к проблеме. Анализировался и обобщался опыт работы по музыкально-эстетическому воспитанию студентов в педвузах и педколледжах.

На втором этапе (1996 — 1998 гг.) разрабатывалась концепция исследования и программа ее опытно-экспериментальной проверки. Осуществлялась опытно-экспериментальная работа, на основании которой проводилось уточнение рабочей гипотезы, выявлялись и проверялись педагогические условия и средства подготовки будущих воспитателей к использованию народной педагогики в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста.

На третьем этапе (1998 — 1999 гг.) анализировались и обобщались результаты исследования, осуществлялась их теоретическая интерпретация, литературная обработка диссертационного материала, подготовка и внедрение в практику научно-методических рекомендаций по результатам исследования.

База исследования. Основной базой опытно-экспериментального исследования являлся педагогический факультет Ярославского государственного педагогического университета, в частности, его дошкольное отделение, где опытно-экспериментальная работа проводилась непосредственно самим автором, который является преподавателем кафедры дошкольной педагогики и психологии и отвечает за подготовку студентов по предмету «Теория и методика воспитания детей дошкольного возраста». Базой исследования явились также Ярославский и Рыбинский педагогический колледжи, где изучался опыт и затем проводилась работа с применением наших рекомендаций. В исследовании на втором и третьем этапах участвовали 6 преподавателей музыки, 297 студентов.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены комплексным использованием теоретических и эмпирических методов, адекватных цели и задаче исследованиявсесторонним анализом проблемы при определении исходных теоретико-методологических позицийдлительностью исследования, результатами опытно-экспериментальной работы в разных типах учебных заведений.

Теоретическая значимость исследования:

• рассмотрена педагогическая сущность процесса подготовки студентов к использованию средств народной педагогики, уточнены ее цель, задачи;

• представлены характеристики средств народной педагогики, раскрыт их воспитательный потенциал;

• обоснована необходимость интеграции знаний по изучаемым курсам основной дисциплины с целью более глубокого осознания необходимости использования воспитательной ценности народной педагогики в музыкально-педагогической работе с детьми.

Научная новизна исследования:

• разработана модель подготовки студентов к использованию народной педагогики в музыкальном воспитании дошкольников применительно к учебно-воспитательному процессу в вузе;

• определены показатели подготовленности студентов к включению в музыкально-педагогическую деятельность с детьми средств народной педагогики;

• выявлен комплекс необходимых педагогических условий и средств, которые обеспечивают эффективную подготовку будущих специалистов к профессиональной деятельности.

Практическая значимость исследования определяется тем, что разработана методика диагностики подготовленности студентов к использованию средств народной педагогики в работе с дошкольникамиразработана программа обучения студентов использованию фольклора в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждениясоставлен спецкурс «Народная педагогика в музыкальном воспитании дошкольников» — разработано содержание деятельности студентов в период педагогической практики с учетом их подготовки к использованию средств народной педагогики в музыкальном воспитании дошкольниковсоставлена программа организации музыкального воспитания на основе народной педагогики, опубликованы пособия, которые могут быть использованы на курсах повышения квалификации различных категорий работников системы дошкольного образования (воспитателей, музыкальных руководителей, заведующих, методистов).

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования обсуждались на заседаниях кафедры дошкольной педагогики и психологии (1993 — 1998 гг.), кафедры дошкольного образования Ярославского областного ИПК ПРРО (1997 — 1998 гг.), на заседаниях лаборатории эстетического воспитания Исследовательского центра эстетического воспитания Института развития личности РАО (Москва, 1993, 1994 гг.). Анализ результатов исследования сообщался в докладах на открытых педагогических чтениях, посвященных К. Д. Ушинскому (Ярославль, 1996; 1999 гг.), на конференциях молодых ученых (Ярославль, 1991 г.), «Воспитание и развитие личности: теория и практика конца XX века» (Москва, 1998 г.), научно-практической конференции «Инновационная и экспериментальная деятельность в дошкольных учреждениях области» (Ярославль, 1996 г.). В издательстве «Академия развития» (Ярославль) вышли пять книг автора, включающие наработанный в период исследовательской деятельности материал для практического применения педагогами в работе с детьми дошкольного возраста.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на всех видах занятий основного и специального курсов, а также в процессе организации педагогической практики студентов.

На защиту выносятся:

1. Модель подготовки студентов к использованию средств народной педагогики в музыкальном воспитании дошкольников, определяемая как взаимосвязь компонентов: а) комплекса личностно-профессиональных качеств специалиста, системно-функциональная связь между которыми образует определенную целостностьб) теоретической, методической, практической составляющих структуры подготовки в единстве с формированием установки на овладение навыками использования опыта народного воспитания в педагогическом процессев) совокупность педагогических средств, обеспечивающих эффективность подготовки студентов вуза к включению в музыкально-педагогическую деятельность с детьми средств народной педагогики,.

2. Комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность подготовки студентов к использованию средств народной педагогики: освоение студентами информации о педагогическом потенциале народного опыта в музыкальном воспитании детей дошкольного возрастаобеспечение субъектной позиции студентов как средства активизации обучения, формирование познавательного интереса в работе с детьмивзаимосвязь теоретической и практической подготовкиорганизация внеучебной деятельности студентов в различных формах воспитательно-образовательного процесса.

3. Показатели подготовленности будущих воспитателей к использованию в музыкальной деятельности средств народной педагогики: когнитивный (знание о возможности использования произведений народного творчества в работе с дошкольниками, знание критериев отбора произведений народного творчества для использования в педагогической деятельности, знание особенностей фольклора для развития у детей музыкальных способностей), практический (сформированность умения использовать средства народной педагогики в условиях педагогического процесса), эмоциональный (увлеченность, интерес к использованию средств народной педагогики), мотивационно-целевой (мотивы деятельности, способность определять и понимать цели применения средств народной педагогики в собственном профессиональном труде).

4. Программа подготовки студентов к использованию средств народной педагогики в учебно-воспитательном процессе и спецкурса «Народная педагогика в музыкальном воспитании дошкольников», которая предусматривает более глубокое ознакомление студентов с понятием народной педагогики, расширение их художественных представлений путем изучения наиболее ценных образцов народного творчества, а также формирование у них оптимальных педагогических ориентиров через причастность к культурному наследию предшествующих поколений.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений, таблиц.

4. Результаты исследования подтвердили эффективность разработанных содержания, форм, условий подготовки специалистов дошкольного профиля к применению в музыкально-педагогической деятельности с дошкольниками средств народной педагогики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В последнее время внимание многих исследователей привлекает изучение деятельности специалистов в области музыкально-эстетического воспитания детей. Возрастают требования и к педагогам дошкольных учреждений, которые должны иметь необходимые знания, умения для организации в этом направлении воспитательно-образовательной работы с детьми на высоком профессиональном уровне.

Особые требования к формированию у дошкольников основ музыкальной культуры, развитию их творческой активности в различных видах исполнительской деятельности позволяют признать подготовку специалистов дошкольного профиля к музыкальному воспитанию детей важной составляющей их общепедагогической подготовки в вузе.

Вместе с тем, на современном этапе развития общества все более увеличивается значимость развития духовного мира личности, включения в духовную жизнь нравственного опыта предшествующих поколений.

Духовное возрождение народов России, повышение их этнического самосознания ориентирует педагогику на использование положительного национально-культурного наследия в образовании подрастающего поколения.

Проведенное исследование было направлено на разработку содержания, форм, комплекса педагогических условий подготовки специалиста дошкольного учреждения к использованию средств народной педагогики в музыкальном воспитании детей.

В работе раскрыт педагогический потенциал поэтического, музыкального, игрового фольклора и определены возможности его применения в различных видах и формах организации музыкального воспитания в детском саду.

В ходе исследования разработана модель и на ее основе — программа подготовки студентов к включению средств народной педагогики в процесс музыкального воспитания и развития ребенка дошкольного возраста.

В диссертации осуществлен анализ музыкально-педагогической деятельности студентов. Обоснованы и экспериментально проверены составляющие подготовленности будущих педагогов к использованию народной педагогики в работе с дошкольниками компоненты.

Исследование подтвердило в целом выдвинутую гипотезу и позволило прийти к следующим выводам.

1. Подготовка студентов к использованию средств народной педагогики является одной из составляющих общепедагогической подготовки личности будущего специалиста дошкольного воспитания. Она представляет собой двухуровневый процесс развития личностно-смыслового, познавательного, ценностного отношения к использованию народной педагогики в музыкальном воспитании дошкольников и требует наличия когнитивного, практического, эмоционального и мотива-ционно-целевого компонентов подготовленности. При этом один из важных компонентов — мотивационно-целевой — выступает как понимание самоценности идей народной педагогики в музыкальном воспитании детей, осознание ценности использования средств народной педагогики в педагогической деятельности.

2. Теоретическое изучение и анализ проблемы в философских, педагогических трудах выявили основы и необходимость нового подхода к построению процесса подготовки студентов к музыкальному воспитанию дошкольников с использованием народной педагогики в организации музыкально-педагогической деятельности.

3. Необходимым условием эффективности подготовки студентов к использованию средств народной педагогики в музыкальном воспитании дошкольников является широкий подход к содержанию учебных занятий, включающих более глубокое знакомство учащихся с разнообразными явлениями и жанрами народного музыкального искусства, с возможностью использования произведений поэтического, игрового фольклора для решения задач музыкального воспитания ребенка дошкольного возраста.

4. В ходе исследования разработаны цель, задачи, содержание программы подготовки студентов, которая предполагает приобщение будущих педагогов в процессе изучения дисциплины «Теория и методика музыкального воспитания детей» к образцам народного искусства с целью дальнейшего их применения в практической деятельности с дошкольниками (предложено более рациональное распределение часов по отдельным темамвнесены некоторые изменения в содержание и порядок изучения отдельных тем предметаразработано содержание педагогической практики).

5. Изучение предлагаемого содержанием программы материала позволяет решить комплекс задач:

• содержательных: а) систематизировать знания об особенностях жанров народного творчества, их многообразии и воспитательно-образовательных возможностяхб) обеспечить освоение фольклорного материала с целью включения его в процесс управления музыкальным воспитанием и развитием ребенка;

• инструментальных: а) овладеть методом анализа, используемого для решения задач музыкального воспитания фольклорного материалаб) выработать осознанную оценку педагогического потенциала различных жанров произведений народного творчества;

• воспитательных: а) сформировать установку на активное использование полученных сведений в собственной практической деятельностиб) содействовать развитию общей культуры, расширению кругозора студентов.

6. Составляющими подготовленности студентов к использованию народной педагогики в музыкальном воспитании дошкольников следует считать компоненты: когнитивный (понимание педагогического потенциала средств народной педагогики, наличие знаний о возможности использования произведений народного творчества в работе с дошкольниками, знание критериев отбора произведений народного творчества для использования в педагогической деятельности, знание особенностей фольклора для развития у детей музыкальных способностей), практический (умение использовать средства народной педагогики в учебно-воспитательном процессе), эмоциональный (наличие таких качеств, как увлеченность, интерес в использовании средств народной педагогики), мотивационно-целевой (наличие мотивов деятельности, цели применения народной педагогики в собственном профессиональном труде).

7. Высокий уровень подготовки студентов обеспечивается, если реализуется активность будущих педагогов по осознанию и достижению ими своих целей. Целеполагающая активность студентов по образованию и достижению целей применения средств народной педагогики в музыкально-педагогической деятельности лежит в основе субъектной позиции студента, выступающей как одно из важных условий подготовки студентов к использованию народной педагогики в музыкальном воспитании дошкольников.

8. Эффективность использования народной педагогики в работе с детьми дошкольного возраста предусматривает обязательную взаимосвязь теоретической и практической подготовки студентов с целью актуализации полученных знаний. Приобретенные студентами в период практики умения сочетаются с их собственной активностью при включении во внеучебную работу (фольклорные кружки, ансамбли, подготовку и проведение фольклорных праздников и др.).

9. На процесс подготовки оказывает влияние множество факторов, связанных с уровнем музыкальной культуры личности, активностью в различных видах музыкальной деятельности, степенью интереса к содержанию музыкальных занятий, стремлением к самообразованию и самосовершенствованию .

10. Включение народного искусства в учебный процесс вузовской подготовки будет способствовать приобщению студентов к художественному наследию народа, а также подготовке будущих специалистов к музыкально-педагогической деятельности на материале устного, поэтического, музыкального, игрового фольклора.

11. Исследование процесса подготовки студентов к использованию народной педагогики в музыкальном воспитании дошкольников выявило ряд проблем, требующих специального изучения: подготовка будущего воспитателя к развитию художественно-творческих способностей ребенка в театрализованной деятельности (инсценирование произведений народного творчества, драматизация русских народных сказок) — педагогические средства развития двигательных навыков будущих педагогов в области народного танцаподготовка студентов к использованию идей музыкального воспитания 3. Кодаи в работе с дошкольникамиактивизация самостоятельной деятельности будущего воспитателя по формированию своей музыкальной культуры.

Показать весь текст

Список литературы

  1. O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. 2-е изд. — М: Просвещение, 1990.- 141 с.
  2. O.A. О формировании педагогических умений // Советская педагогика. 1972. — № 11. — С. 93−103.
  3. Р. Прогрессивный характер педагогики Коменского. -М.: АПН РСФСР, 1959. 150 с.
  4. В.П. Русская народная сказка. М.: Просвещение, 1971.-208 с.
  5. В.П., Круглов Ю. Г. Русское народное поэтическое творчество. JL: Просвещение, 1983. — 416 с.
  6. O.A. Методика музыкального воспитания в школе: Учебное пособие. М.: Просвещение, 1983. — 224 с.
  7. Л.Г. Профессия учитель музыки. — М.: Просвещение, 1984. — 111 с.
  8. .В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л.: Музыка, 1973. — 144 с.
  9. .В. О народной музыке. Л.: Музыка, 1987. — 247 с.
  10. В.В. Эстетическое воспитание дошкольников: Учебно-методическое пособие. М.: Просвещение, 1982. — 56 с.
  11. Л.В. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе. Ярославль: ЯГПИ, 1991. — 111 с.
  12. Л.В., Рожков М. И. Воспитательный процесс в современной школе. Ярославль: ЯГПУ, 1998. — 380 с.
  13. Л.В., Паладьев С. Л., Степанов E.H. Изучение эффективности воспитательной системы школы. Псков: Псковский обл. институт усовершенствования, 1994. — 93 с.
  14. Л.В. Педагогические основы регулирования социального взаимодействия в разновозрастных группах учащихся: Диссертация доктора педагогических наук. Ярославль: ЯГПУ, 1994. -431 с.
  15. С.С. Музыкальный фольклор и школа // Спутник учителя музыки. / Сост. Т. В. Челышева. М.: Просвещение, 1993. -С. 126−230.
  16. Л.А. Музыкальное воспитание в Венгрии. -М.: Советский композитор, 1983. 400 с.
  17. Г. И., Кузина Г. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1995.-72 с.
  18. В.Г. Полное собрание сочинений в 13-ти т.т. -М.: АПН СССР, 1954. Т. 4. — 863 с.
  19. Л.С. Знакомство будущих воспитателей с традициями народа саами // Дошкольное воспитание. 1998. — № 11. — С. 87−90.
  20. Л.С. Саамская этнопедагогика: Учебное пособие. -Мурманск: Мурманский ГПИ, 1991. 70 с.
  21. Ю.П. Русский месяцеслов. М.: Совместное советско-панамское предприятие «Пацифик Юнион Инвестмент Корпорей-шен», 1990.-63 с.
  22. П.Г. Вопросы теории народного искусства. -М.: Искусство, 1971.- 544 с.
  23. З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. -М.: Педагогика, 1983. 134 с.
  24. Н.Н. Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников // Дошкольное воспитание. -1993.-№ 7.-С. 39−43.
  25. H.A. Музыкальное воспитание в детском саду. -М.: Просвещение, 1981. 240 с.
  26. H.A., Кенеман A.B. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: Учебное пособие. М.: Просвещение, 1983.-255 с.
  27. Г. С. Народная педагогика. Иркутск: Восточносибирское отделение русского географического общества. — 1926. — 30 с.
  28. E.H. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста: Книга для воспитателей, 6-е изд. СПб, 1907. — 364 с.
  29. Г. Н. Неотъемлемая часть народной культуры. (О народной педагогике) // Советская педагогика. 1989. — № 7. — С. 98−103.
  30. Г. Н. Педагогу великому имя народ. (Об основах народной педагогики) // Народное образование. — 1989. — № 12. — С. 62−67.
  31. Г. Н. Три лика культуры. М.: Молодая гвардия, 1986.-335 с.
  32. Г. Н. Этнопедагогика. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1974. — 386 с.
  33. Г. Н. Этнопедагогика чувашского народа. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1966. — 343 с.
  34. Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста: Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. М. М. Алексеева. М.: МГПИ, 1983. — 180 с.
  35. Герценовские чтения (педагогика и психология дошкольного и начального образования): Тезисы конференции 21−22 апреля 1998 г. -СПб., 1998.-223 с.
  36. Ф.Н. Психологический анализ педагогических способностей. М.: Просвещение, 1962. — 180 с.
  37. A.JI. Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества. Л.: Музыка, 1981.-104 с.
  38. В.М. Народные игры и традиции в России. -М.: МП «Петит», 1994. 243 с.
  39. H.H. Модель специалиста. Минск: Высшая школа, 1985. — 63 с.
  40. В.Е. Эстетика фольклора. Л.: Наука, 1967. — 319 с.
  41. H.H. Музыка в дошкольных учреждениях. -М.: Госиздат, 1923. 71 с.
  42. Дошкольное образование: история, традиции, проблемы и перспективы развития. / Сост. Л. В. Поздняк и др. М.: МГЛУ, 1997. -146 с.
  43. Е.А. Взаимосвязь теории и практики в музыкально-эстетической подготовке студентов-заочников педвузов: Автореферат диссертации на соискание степени канд. пед. наук. М.: АПН СССР, 1988.-21 с.
  44. Е.А. Практические занятия по курсу «Теория и методика музыкального воспитания детей». М.: Просвещение, 1986. -48 с.
  45. Дурай-Новакова K.M. Основы и закономерности процесса формирования профессиональной готовности к педагогической деятельности: Автореферат диссертации доктора пед. наук. М., 1983. — 44 с.
  46. В.А. Русская народная песня в музыкальном воспитании учащихся. М.: АПН РСФСР, 1956. — 84 с.
  47. В.И., Розова А. Н. Обрядовая поэзия. М.: Современник, 1989. 736 с.
  48. И.И. Русская народная песня. M.-JL: Музыка, 1964.-65 с.
  49. Т.С. Публичное одиночество. Ярославль: ЯГПУ, 1998.-235 с.
  50. Из истории музыкального воспитания. / Сост. O.A. Апраксина. М.: Просвещение, 1990. — 208 с.
  51. Ищу к В. В. Взаимосвязь музыкальных дисциплин при обучении студентов игре на детских музыкальных инструментах: Автореферат канд. пед. наук. М.: МГПИ, 1988. — 20 с.
  52. Д.Б. Воспитание ума и сердца. М.: Просвещение, 1984.-206 с.
  53. A.C. Искусство и ремесло: К вопросу о природе народного искусства. -М.: Изобразительное искусство, 1977. 87 с.
  54. О.И. Детский фольклор. JL: Прибой, 1928. — 222 с.
  55. Г. Ф., Михайлычев Е. А. Методика изучения личности учащегося ПТУ. М.: Педагогика, 1989. — 93 с.
  56. О.Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб.: Акцедент, 1997. — 160 с.
  57. Т.С., Ибрагимов У. Ш. Совершенствование подготовки специалистов дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. 1985. — № 10. — С. 73−77.
  58. Я.А. О культуре природных дарований // Избр. пед. соч. М.: Учпедгиз, 1955. — С. 449−479.
  59. A.A. Театрализованные праздники и обряды в СССР. М.: Высшая школа, 1990. — 208 с.
  60. Концепция и программа педагогической практики студентов ЯГПУ. Ярославль: ЯГПУ, 1996. — 102 с.
  61. H.H. Словарь-справочник практического психолога. Воронеж: НПО «Модэк», 1996. — 224 с.
  62. Г. П. Дошкольное музыкальное воспитание детей. -JL: Государственное музыкальное издательство, 1962. 84 с.
  63. Ю.Г. Русские обрядовые песни. М.: Высшая школа, 1989.-320 с.
  64. М.С. Введение в социологию: Учебник для вузов. -М.: Наука, 1994.-317 с.
  65. Н.Л., Добровольский Б. М. Песня душа народа. -Л.: Советский композитор, 1959. — 120 с.
  66. Круглый год. Русский земледельческий календарь / Сост. А. Ф. Некрылова. М.: Правда, 1989. — 496 с.
  67. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: ЛГУ, 1970. — 114 с.
  68. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. -Л.: Знание, 1985.-32 с.
  69. Е.А. Готовясь работать с подростком. М.: МГПУ, 1993.- 152 с.
  70. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Педагогика, 1983.-304 с.
  71. О.Т. Карл Орф. М.: Музыка, 1984. — 334 с.
  72. .Т. Эстетика воспитания. М.: Просвещение, 1972, — 158 с.
  73. Д.С. Заметки о русском: 2-е изд. М.: Советская Россия, 1984.-62 с.
  74. Д.С. Книга беспокойств: Воспоминания, статьи, беседы. М.: Новости, 1991. — 526 с.
  75. В.И. Воспитатель детского сада и учитель школы. -Л.: ЛГПИ, 1973.-28 с.
  76. В.И. Система народного образования в СССР: Учебное пособие. Л.: ЛГПИ, 1972. — 44 с.
  77. A.B. О народном образовании: статьи и речи. -М.: Педагогика, 1958. 559 с.
  78. A.C. Собрание сочинений в 7-ми т.т., 2-е изд. -М.: АПН РСФСР, 1960. Т. 5. — 558 с.
  79. Малые жанры русского фольклора (пословицы, поговорки, загадки) / Сост. В. Н. Морохин. М.: Высшая школа, 1986. — 400 с.
  80. А.Л. Методика пения в начальной школе, основанная на новейших данных экспериментальной педагогики. М.: Сытин, 1913.-64 с.
  81. М.Н. Русский детский фольклор. М.: Просвещение, 1987.-237 с.
  82. М.Н. Русский детский фольклор Сибири. Новосибирск: Западносибирское книжное издательство, 1980. — 218 с.
  83. H.A. Музыка детям. — М.: Просвещение, 1985.144 с.
  84. H.A. Музыкальное воспитание в детском саду. -М.: Просвещение, 1953. 48 с.
  85. H.A., Михайлова Л. И. Роль воспитателя в музыкальной работе с детьми // Дошкольное воспитание. 1938. — № 7/8. — С. 7179.
  86. H.A. Слушание музыки // Дошкольное воспитание. -1958.-№ 2.-С. 29−37.
  87. С.И. Народная песня в воспитании // Беседа. -1872. № 10.-С. 268−284.
  88. С.И. О музыкальном образовании народа России.-СПб, 1910.-248 с.
  89. Н.Я., Короткова H.A. Дошкольное образование: ориентиры и требования к обновлению содержания // Дошкольное воспитание. 1992. — № 5−6. — С. 17.
  90. Н.Я., Короткова H.A. О воспитателе детского сада // Дошкольное воспитание. 1993. — № 9. — С. 2−11.
  91. М.А. Детские праздники. Игры, фокусы, забавы. -Ярославль: Академия развития, 1997. 240 с.
  92. М.А. Музыкальная деятельность // Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. / В. Н. Белкина и др. -Ярославль: Академия развития, 1998, С. 109−188.
  93. М.А. и др. Поем, играем, танцуем дома и в саду. -Ярославль: Академия развития, 1996. 240 с.
  94. М.А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы. Ярославль: Академия развития, 1998. — 240 с.
  95. М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль: Академия развития, 1997. — 240 с.
  96. М.А. Фольклор как средство развития музыкальности ребенка в процессе исполнительской деятельности / Ярославский педагогический вестник. Ярославль: ЯГПУ, 1998. — С. 77−81.
  97. В.Н. Малые жанры русского фольклора: Хрестоматия. М.: Высшая школа, 1986. — 399 с.
  98. Музыкальная подготовка воспитателей детских садов: Учебно-методическое пособие. / Под ред. H.A. Ветлугиной. Вильнюс, 1981.- 116с.
  99. Музыкальное воспитание в детском саду: Методическое письмо. / Сост. H.A. Метлов, С. И. Чешева. М.: Учпедгиз, 1953. 48 с.
  100. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для студентов. / Под ред. О. П. Радыновой. М.: Владос, 1994. — 223 с.
  101. Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972. — 383 с.
  102. Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Т. С. Комаровой. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — 208 с.
  103. Г. М. Фольклорная азбука. М.: Центр «Академия», 1996.- 134 с.
  104. .М. Мудрость красоты: О проблеме эстетического воспитания. -М.: Просвещение, 1981. 192 с.
  105. .М. Распахни окно. М.: Молодая гвардия, 1974.- 188 с.
  106. М.А. Фольклор в эстетическом и нравственном воспитании школьников. Минск: Народная асвета, 1968. — 100 с.
  107. М.Ю. Добро пожаловать в фольклорную школу // Дошкольное воспитание. 1993. -№№ 9,10,12.
  108. А.П. Народные традиции и современные проблемы воспитания // Советская педагогика. 1989. — № 7. — С. 106−110.
  109. В.Д. Формирование музыкального познания / Отв. ред. O.K. Тихомиров. Кишинев: Штиинца, 1988. — 158 с.
  110. H.H. Развитие воображения в русской народной педагогике // Вопросы психологии. 1989. — № 6. — С. 69−73
  111. И.Г. Что дает метод уму и сердцу // Избранные пед. соч.: В 2-х т. М.: Педагогика, 1981. — Т. 2. — С. 74−93.
  112. В.М. и др. Весенние праздники, игры и забавы для детей. М.: ТЦ «Сфера», 1998. — 144 с.
  113. Л.П. Воспитание у подростков и молодежи творческой активности. М.: ВНМЦНТ и КПРМК СССР, 1986. — 50 с.
  114. Л.П. Эстетическая культура и воспитание человека. -М.: ВНМЦНТ и КПРМК СССР, 1991. 102 с.
  115. Л.В. Подготовка организатора дошкольного воспитания в системе высшего педагогического образования. Дис. канд. пед. наук. М., 1984.-260 с.
  116. И.П. Педагогика: Учебное пособие для студентов. М.: Просвещение, 1996. — 432 с.
  117. B.C. Русская народная песня в детском хоре. М.: Музыка, 1985.-80 с.
  118. К.Е. Педагогическая практика в процессе формирования у студентов профессионально-педагогических умений старшего воспитателя дошкольного учреждения / Автореферат канд. пед. наук. -М.: МГПИ, 1985.- 16 с.
  119. К.Е., Ядэшко В. И. Педагогическая практика в дошкольном учреждении студентов факультета дошкольного воспитания педагогических институтов. Шадринск, 1992. — 33 с.
  120. Проблемы дошкольного образования. / Под ред. P.C. Буре. -М.: МГПИ, 1994.-165 с.
  121. Проблемы эстетического развития личности школьника. / Под ред. А. И. Бурова М.: Педагогика, 1987. — 96 с.
  122. Программы педагогических институтов для специальности № 2110. -М.: Просвещение, 1984.-64 с.
  123. Программы педагогических институтов. Шуя: Мин. обр. РФ, 1995.-263 с.
  124. Психологические механизмы целеобразования. / Под ред. O.K. Тихомирова. M.: Наука, 1977. — 258 с.
  125. О.П. Баюшки-баю: слушаем и поем колыбельные. -M.: Владос, 1995. 296 с.
  126. О.П. Музыкальное развитие детей: Учебное пособие в 2-х ч. М.: Владос, 1997. — Ч. 1. — 606 с.
  127. В.Г. Резервы музыкальной педагогики. М.: Знание, 1980.-96 с.
  128. Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть. / Сост. М. Ю. Новицкая, Г. М. Науменко. М.: Просвещение, 1995. — 224 с.
  129. М.И. Теоретические основы педагогики: Учебное пособие. Ярославль: ЯГПУ, 1994. — 63 с.
  130. C.JI. Основы общей психологии. М.: Госуд. учебно-пед. изд-во Министерства Просвещения РСФСР, 1946. — 704 с.
  131. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду: Конспекты занятий и сценарии праздников / Под ред. A.B. Орловой. Владимир: Владимирский областной институт усовершенствования учителей, 1995. — 185 с.
  132. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или о воспитании // Пед. соч. в 2-х т. -М.: Педагогика, 1981. Т. 2. — 334 с.
  133. Н.П. Народное декоративное искусство в воспитательной работе детского сада // Известия АПН РСФСР. 1947. -Вып. 11.-С. 125−139.
  134. Л.Г. Исследование профессиональных функций воспитателя детского дошкольного учреждения: Автореферат диссертации канд. пед. наук. М.: МГПИ, 1979. — 16 с.
  135. Л.Г. Содержание и методы обучения в средних специальных учебных заведениях: Учебно-методическое пособие. -М: Высшая школа, 1990. 191 с.
  136. В.П. Искусство как фактор индивида: Ученые записки.-Л.: ЛГУ, 1971.-Вып. 9.-С. 118−129.
  137. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа. / Под ред. Л. А. Баренбойма. Л.: Музыка, 1970. — 160 с.
  138. В.А. Профессиональная готовность учителя к воспитательной работе: содержание, структура, функционирование // Профессиональная подготовка учителя в системе высшего образования. -М.: Высшая школа, 1982. С. 14−19.
  139. В.А. Теория и практика высшего образования. -М.: МГПИ, 1987.- 142 с.
  140. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976.- 160 с.
  141. О.И. Беседы о музыке. М.: Малоярославецкая городская типография Калужского областного управления по печати, 1971.-76с.
  142. Современные проблемы дошкольного образования. / Сост. P.C. Буре. М.: МГПУ, 1996. — 272 с.
  143. Л.Ф. Профессиограмма общепедагогическая. Кострома, 1995.-32 с.
  144. Л.Ф. Формирование профессиональных педагогических умений учителя-воспитателя. Ярославль: ЯГПИ, 1976. — 86 с.
  145. Спутник учителя музыки: Сборник. / Сост. Т. В. Челышева. -М.: Просвещение, 1993. 240 с.
  146. Л.И. Семейная этнопедагогика заслон бездуховности // Советская педагогика. — 1989. — № 7. — С. 116−119.
  147. В.Н. Некоторые проблемы развития педагогической науки в СССР // Советская педагогика. 1972. — № 12. — С. 18−33.
  148. В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Родянська школа, 1974.-288 с.
  149. З.М. Традиции народной педагогики в воспитании современного школьника // Советская педагогика. -1980. № 5. -С. 114−120.
  150. Т.Н. Подготовка воспитателей в дошкольных педагогических училищах к музыкально-эстетическому воспитанию детей: Диссертация канд. пед. наук. М.: МГПИ, 1992. — 207 с.
  151. К.В. Онтогенез музыкальных способностей. -М.: Педагогика, 1988. 176 с.
  152. P.A. Уроки музыкальной культуры. М.: Просвещение, 1991. — 158 с.
  153. .М. Психологические вопросы художественного воспитания // Известия АПН РСФСР. 1947. — Вып. 11. — С. 7−26.
  154. .М. Труды в 2-х т. М.: Педагогика, 1985. — Т. 1. -329 с.-Т. 2.-359 с.
  155. Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966.-451 с.
  156. Д.Н. Экспериментальные основы психологической установки. Тбилиси: АН ГрузССР, 1961. — 210 с.
  157. А.П. Русское народное творчество в детском саду. -М.: Государственное уч.-пед. изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1961.-80 с.
  158. К.Д. Воспитание и характер // Дошкольное воспитание. 1993. — № 3. — С. 58−61.
  159. К.Д. Собрание сочинений. М.-Л., 1948−1952. -Т. 2.-656 с.
  160. В. Н. Педагогическая импровизация: теория и методика. М.: Магистр, 1992. — 160 с.
  161. Е.Л. Об уточнении понятий аппарата этнопедагоги-ки // Советская педагогика. 1989. — № 7. — С. 103−104.
  162. М.И. Психогимнастика. М.: Просвещение, 1995. -158 с.
  163. В.Н. Музыка в детском саду. М.: Госиздат, 1919. —34 с.
  164. В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М.: Педагогика, 1975. — 200 с.
  165. С.Т. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1958.-430 с.
  166. Л.Г. Практическая работа в детском саду. М.: Госиздат, 1924. — 79 с.
  167. Т.Я. Актуальные проблемы разработки системы воспитания и освоения подрастающим поколением народного искусства и традиционной культуры России. Шуя: Мин. обр. РФ, 1994.
  168. А.И. Психологические основы формирования личности учителя. М.: Педагогика, 1967. — 125 с.
  169. Эстетическое воспитание в детском саду. / Под ред. H.A. Вет-лугиной. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1985. — 207 с.
  170. В.И. Совершенствование подготовки специалистов дошкольного профиля // Совершенствование профессиональной подготовки специалистов дошкольного воспитания: Сборник статей. / Под ред. В. И. Ядэшко. М.: МГПИ, 1986. — С. 3−14.
Заполнить форму текущей работой