Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование культуротворческих профессионально-педагогических ценностей будущего учителя

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработано содержательно-технологическое обеспечение процесса формирования культуротворческих профессионально-педагогических ценностей у студента, включающее в себя критерии уровней сформированности исследуемых ценностей. Материалы настоящего исследования могут быть использованы в массовой практике подготовки студентов, при создании спецкурса, а также в системе повышения квалификации… Читать ещё >

Содержание

  • введение.з
  • глава i. формирование культуротворческих профес-синально-педагогических ценностей будущего учителя как педагогическая проблема
    • 1. 1. Состояние проблемы формирования культуротворческих профессионально — педагогических ценностей будущего учителя в рамках профессионально-творческой деятельности
    • 1. 2. Система формирования культуротворческих профессионально-педагогических ценностей будущего учителя
    • 1. 3. Условия эффективного функционирования системы формирования культуротворческих профессионально-педагогических ценностей будущего учителя
  • Выводы по первбй главе
  • глава II. опытно-экспериментальная работа по формированию культуротворческих профессионально-педагогических ценностей будущего учителя
    • 2. 1. Цели и задачи опытно-экспериментальной работы
    • 2. 2. Обучающий эксперимент по формированию культуротворческих профессионально — педагогических ценностей будущего учителя
    • 2. 3. Анализ, оценка и обсуждение результатов опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по второй главе

Формирование культуротворческих профессионально-педагогических ценностей будущего учителя (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования обусловлена потребностями реформирования общества, поиском путей' выхода России из экономического, политического, социокультурного кризиса, разразившегося вслед за крушением тоталитарной идеологии, подразумевавшей наличие у всего населения единой системы ценностей и формировавшей эти ценности через общегосударственную систему образования и воспитания.

Переход к новым формам общественных отношений в России требует реформирования всей системы образования. В настоящей ситуации, когда меняется содержание, формы, методы организации образовательного процесса в школе, возникают новые виды образовательных учреждений (лицеи, гимназии, колледжи), появляются инновационные образовательные системы, необходимы качественно новые характеристики педагогической деятельности, которая не укладывается в рамки единой образовательной теории. Необходимо обновленное осмысление тех понятий, которые функционировали в прежних педагогических или идеологических парадигмах, но не могут полноценно функционировать в новых. В результате инновационных процессов в сфере образования развивается новая система ценностей, т. е. формируются новые духовно и эмоционально переживаемые значения и смыслы предметной и мыслительной деятельности, вновь отрефлексированные идеальные нормы бытия, принимаемые за основу опыта, цели жизни и поступков учащихся, выпускников, студентов, преподавателей, администраторов (154).

Ценности образования, действуя на каждом этапе его развития, постоянно меняются и уточняются, не меняясь в глубинной сути — своей ориентированности на человека, его права, свободы, идеалы. Ценности образования не могут быть установлены авторитарным путем — их носителями являются педагоги, которые творчески переосмысливают их, выстраивают в системы в зависимости от своего субъективного опыта, уровня сформированности профессионально-педагогической культуры, направленности сознания, и используют в качестве критериев практики или меры соотнесенности с целями деятельности. Вот почему среди всех ценностей образования на передний план выходят культуротворческие профессионально-педагогические ценности будущего учителя. Время предъявляет новые требования к личности учителя — школе необходим учитель-гуманист, видящий в каждом ребенке высшую, универсальную Ценность, обладающий высоким уровнем духовности, интеллигентности, профессионально-педагогической культуры, в совершенстве владеющий новыми методами и технологиями обучения и воспитания, стремящийся к творческой самореализации, самоосуществлению.

Проблему формирования культуротворческих профессионально-педагогических ценностей будущего учителя продуктивно рассматривать в контексте общей проблемы перехода к непрерывному образованию молодежи. В процессе непрерывного образования особенно интенсивно происходит рост самосознания личности, формирование ее идеалов, мировоззренческих взглядов, культуротворческих позиций.

Вопросы подготовки учителей постоянно привлекали внимание выдающихся педагогов. А. Дистервег, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский выдвигали актуальные и для нашего времени идеи о важности и ответственности педагогической профессии, о требованиях, предъявляемых к личности педагога, о путях его подготовки. П. П. Блонский, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий в своих трудах большое внимание уделяли формированию основных качеств личности учителя, приобщению молодежи, избравшей профессию педагога, к профессиональным и общечеловеческим ценностям.

Проблема формирования профессионально-значимых качеств личности учителя получила дальнейшее развитие в работах.

О.А.Абдуллиной, А. А. Бодалева, С. Г. Вершловского, Ф. Н. Гоноболина, Э. А. Гришина, Н. В. Кузьминой, Н. М. Яковлевой и др.

Педагогами и психологами выявляются основные источники формирования мотивов, знаний и умений, профессионально важных качеств, необходимых для успешного выполнения педагогической деятельности, освещаются психологические аспекты этой проблемы, исследуются некоторые пути организации подготовки студентов с целью формирования у них готовности к решению профессиональных задач.

Проблема формирования профессионально-педагогических ценностей (важнейшей составной частью которых и являются культуротворческие профессионально-педагогические ценности) и ценностных ориентаций будущего учителя рассматривалась в трудах Г. Д. Бабушкина, М. В. Велиева, Н. П. Гапон, Г. С. Кожухарь, С. Н. Никитиной, С. В. Новиковой, Л. Х. Магомадовой, Л. В. Разживиной, Е. Н. Шиянова и др.

Их исследования свидетельствуют о том, что у большинства будущих учителей система профессионально-педагогических ценностей не достаточно сформирована. Этот вывод подтверждают и результаты проведенного нами констатирующего эксперимента. Опрос студентов старших курсов Челябинского государственного педагогического университета (105 студентов) показал, что у большинства из них недостаточно сформирована система культуротворческих профессионально-педагогических ценностей. Так, 61% опрошенных слабо представляют себе цели, задачи, содержание будущей деятельности, 35% не могут определить культуротворческие профессионально-педагогические ценности, которыми учитель должен руководствоваться в своей работе, 78% отмечают что они слабо ориентируются в многообразии образовательных систем, процессах, происходящих в современной школе, 34% считают себя не готовыми к работе в школах инновационного типа. В основных причинах несформированности у них культуротворческих профессионально-педагогических ценностей студенты называют отсутствие системы формирования данных ценностей в рамках педагогического университета. Кроме того, наблюдения показывают, что многим учителям присущ авторитарный стиль педагогической деятельности, отсутствие личностно-ориентированного подхода к детям, слабое знание половозрастных особенностей, в работе преобладает исполнительский опыт деятельности с обилием штампов, имеет место недооценка культуротворческих профессионально-педагогических ценностей как важнейшего условия формирования профессионально-педагогической культуры. Такое положение дел объясняется прежде всего тем, что система обучения педагогов в рамках педагогического университета не предусматривает вопросы формирования культуротворческих профессиональнопедагогических ценностей, не в полной мере используются возможности специальных, психолого-педагогических курсов, отсутствуют спецкурсы по данной проблеме, недостаточное внимание уделяется этому вопросу в период педагогической практики.

Таким образом, перед высшей педагогической школой стоит задача совершенствования подготовки будущего учителя, формирования культуротворческих профессионально-педагогических ценностей. При анализе процесса формирования культуротворческих профессионально-педагогических ценностей будущего учителя мы должны учитывать достаточно широкий контекст рассмотрения проблемы ценностей в современной науке.

Анализ литературы за последние десять лет показывает, что в настоящее время заметно возрос интерес исследователей к проблеме ценностей, второе дыхание переживает наука аксиология, изучающая природу ценностей, определяющая их место в реальности, обусловленность социальными и культурными факторами. Библиография специальных работ по аксиологической проблематике в рамках философской, социологической, психологической и педагогической отечественной и зарубежной науэд насчитывает значительное количество монографий, диссертационных исследований и особенно статей. Наиболее значительные исследования по этой проблеме в области философии принадлежат ученым: О. М. Бакурадзе, В. А. Василенко, Г. П. Выжлецову, О. Г. Дробницкому, И. С. Нарскому, Л. Н. Столовичу и др., внимание которых обращено к природе общечеловеческих и философских ценностей, к вопросам формирования новых ценностей в кризисном обществев области социологии — А. И. Зиминой, И. С. Иконниковой, В. Я. Нечаеву, Л. Я. Рубину, М. Н. Ругкевич, В. Н. Турченко и др., которые занимаются изучением специфики ценностей различных социальных и профессиональных групп (в том числе студенческой молодежи и педагогов). Представителями психологической науки особенно детально разрабатываются вопросы структуры ценностейклассификации видов, типов, уровней, форм существования (И.Г.Борисовский, А. И. Донцов и др.), возникновения и формирования ценностей и ценностных ориентаций личности в процессе онтогенеза (И.Братусь, В. Василюк и др.), роли и значения ценностных ориентаций личности в профессиональном самоопределении и профессиональной деятельности (И.Н.Груздова и др.), в том числе и педагогической (И.С.Кожухарь, Н. К. Сергиенко и др.). В педагогике высшей школы последних десятилетий в отношении проблемы ценностей также накоплен определенный положительный опыт. Формирование профессионально-педагогических ценностей и ценностных ориентаций будущего учителя рассматривалось в трудах Е. С. Волкова, С. В. Новиковой, Л. В. Разживиной, АД Кирьяковой и др., в которых разработаны вопросы сущности профессионально-педагогических ценностей, их иерархии, структуры, механизма формирования профессиональных ценностных ориентаций на отдельные группы ценностей. Имеются также работы, в которых анализируются отдельные аспекты данной проблемы: формирование ценностных ориентаций будущих учителей в сфере знаний (Л.В. Мачикина, Н. А .Томин, А .В .Усова и др.), в сфере общения (С.Н. Никитина, Е. Б. Быстрай и др.), ценностное и организационное самоопределение студентов в проектировании инновационной деятельности (С.И.Краснов, В. Я Ляудис и др). Историческому аспекту профессиональнопедагогических ценностей уделяется большое внимание в работах западных исследователей Ф. Гарфорза, С. Элама, Р.Урбанского. Эти работы способствуют накоплению и систематизации знаний по исследуемой проблеме, изучению эффективного опыта, однако собственно аспект формирования культуротворческих профессиональнопедагогических ценностей в них не выделен. Недостаточно изучены педагогические условия эффективного функционирования и развития системы формирования культуротворческих профессиональнопедагогических ценностей.

На основании изучения философской, социологической, психолого-педагогической литературы, опыта работы средней и высшей школы и собственного опыта работы в высшей школе была сформулирована проблема исследования, которая определяется противоречием, с одной стороны, между необходимостью и потребностью в формировании культуротворческих профессионально-педагогических ценностей будущего учителя, и недостаточной теоретической и практической разработанностью системы формирования культуротворческих профессионально-педагогических ценностей у будущего учителя в рамках профессиональной подготовки в современном педагогическом вузе, с другой стороны.

Возникшее противоречие обусловлено несоответствием между: — социальной значимостью совершенствования качества подготовки кадров и уровнем теоретической разработанности проблемы формирования культуротворческих профессионально-педагогических ценностей будущего учителя;

— необходимостью развития творческой самореализующейся личности будущего учителя, индивидуально — творческим характером деятельности учителя и стереотипностью системы педагогического образования;

— изменяющейся социокультурной ситуацией и уровнем подготовленности будущего учителя к формированию культуротворческих ценностей у школьников;

— необходимостью интенсификации формирования культуротворческих профессионально-педагогических ценностей будущего учителя и фактическим преобладанием экстенсивных путей его совершенствования.

Актуальность рассматриваемой проблемы, а также ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность обусловили выбор темы исследования: «Формирование культуротворческих профессионально-педагогических ценностей будущего учителя» .

Цель исследования состоит в разработке, обосновании и реализации системы формирования культуротворческих профессионально-педагогических ценностей у будущего учителя в рамках профессионально-творческой подготовки и выявлении условий ее эффективного функционирования и развития.

Объект исследования — профессионально-творческая подготовка будущего педагога.

Предмет исследования — процесс формирования культуротворческих профессионально-педагогических ценностей будущего учителя.

Гипотеза исследования: эффективность формирования культуротворческих профессионально-педагогических ценностей будущего учителя значительно повысится, если :

— разработать систему формирования культуротворческих профессиональнопедагогических ценностей будущего учителя особенностью которой является культуротворческая подготовка, синтезирующая психолого-педагогические, предметные и общекультурные циклы дисциплин- - определить и внедрить комплекс педагогических условий эффективного функционирования и развития данной системы: а) использование культуротворческого подхода к профессионально — творческой подготовке будущего специалистаб) использование в качестве методического обеспечения функционирования системы оптимального сочетания форм, методов и средств в учебной, квазипрофессиональной и учебно — профессиональной деятельностив) обеспечение диагностики уровня сформированности исследуемых ценностей.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой, в работе ставились следующие задачи:

1 .Изучить и проанализировать проблему формирования культуротворческих профессионально-педагогических ценностей в рамках профессионально-творческой подготовки будущих учителей и наметить стратегию ее совершенствования-культуротворческий подход.

2.Развить и конкретизировать следующие педагогические понятия: «культуротворческий подход», «культуротворческие профессионально-педагогические ценности» .

3. Разработать и экспериментально проверить созданную на основе культуротворческого подхода систему формирования культуротворческих профессионально-педагогических ценностей.

4.Выявить и экспериментально проверить педагогические условия эффективного функционирования и развития этой системы.

5.Подготовить научно-методические рекомендации для педагогических вузов по формированию культуротворческих профессионально-педагогических ценностей будущего учителя.

Теоретико-методологической основой нашего исследования являются: основные положения диалектико-материалистической теории познания, философские положения о социальной природе психической деятельности человекаактивности и ведущей роли личности в процессе её развития и формированиядиалектическая теория о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явленийположения о творческой сущности человека, развитии его профессиональных способностей в процессе деятельностифилософская теория ценностейтеория отношений.

Исследование в значительной степени опирается на следующие современные теории: теорию мотивации (Д.Б.Богоявленская, А. И. Божович и др.), психологическую теорию личности (В.В.Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) — концепцию целостного формирования личности (Ю.К.Бабанский, В. С. Ильин и др.) — теорию формирования личности учителя (Ф.Н.Гоноболин, Н. В. Кузьмина, А. И. Щербаков, А. В. Усова, Н. А. Томин и др.) — теорию педагогического творчества (В.И.Загвязинский, В.А.Кан-Калик, В. А. Сластенин и др.) — теорию оптимизации учебно-воспитательного процесса (Ю.К.Бабанский, М. М. Поташник, В. А. Черкасов и др.), теорию культуры (Д.Л.Андреев, Л. Н. Коган, В. А. Малахов и др.) — концепцию «диалога культур» (М.М.БахтинВ.А.Библер и др.).

Значительное влияние на наше исследование оказали труды отечественных и зарубежных ученых, в которых рассмотрены ведущие идеи культурологического (В.В. Гура, И. Ф. Исаев и др.), ценностного (А.В.Кирьякова, Е. Н. Шиянов, В. А. Черкасов и др.) подходовпути и средства развития творческой личности в различных видах деятельности (В.В.Краевский, А. В. Усова, В. А. Черкасов и др.) — рассмотрена творческая личность и ее проявления в деятельности (А.А.Бодалев, Л. И. Божович, и др.). Организация, база и этапы исследования. Экспериментальная работа осуществлялась нами с 1995 года в Челябинском государственном педагогическом университете, на базе муниципального лицея N11, экономической гимназии N 63, школы N 40 города Челябинска. профессионально-творческой подготовки будущего учителя, выявлялись условия ее функционирования. Данный этап включал в себя экспериментальную работу: конструирование процесса подготовки студента к профессионально-творческой деятельности с учетом формирования культуротворческих профессионально-педагогических ценностей, проверку и уточнение полученных выводовоценку итогов экспериментаконструирование, совершенствование и анализ результативности процесса формирования культуротворческих профессионально — педагогических ценностей. На данном этапе использовались следующие ведущие методы: наблюдение за реальной деятельностью обучаемых и обучающих в высшей педагогической школе, прогностические методы (экспертная оценка, самооценка и др.), диагностические (анкетирование, интервьюирование и др.), методы математической статистики.

Третий этап (1997;1998 г. г.) — опытно-экспериментальный. Опытноэкспериментальная работа проводилась с целью реализации системы формирования культуротворческих профессионально — педагогических ценностей и создания выявленных условий его эффективного функционирования и развития. Осуществлялась проверка и обработка результатов опытноэкспериментальной работы. Ведущие методы исследования: формирующий экспериментобсервационные (прямое и косвенное наблюдение, длительное фиксирование), праксиметрические (анализ результатов, продуктов деятельности, методы математической статистики).

Четвертый этап (1998;1999 г. г.) — посвящен уточнению теоретико-экспериментальных выводов, обобщению, систематизации и описанию полученных результатов, внедрению результатов в практику работы высшей школы .

На защиту выносятся следующие положения:

1 .Формирование культуротворческих профессионально-педагогических ценностей будущего специалиста в рамках профессиональнотворческой подготовки требует такого теоретико-методологического подхода, который учитывал бы механизм преемственности в процессе овладения культурой, основанный на способности личности к объективации своих сущностных творческих сил как при введении уже имеющихся культурных ценностей через их выявление, интерпретацию и оценку, так и в создании на их основе качественно новых, что проявляется в постановке и реализации целей профессионально-педагогической деятельности. В качестве такой теоретико-методологической стратегии выступает культуротворческий подход.

2.Специально разработанная система формирования профессионально-педагогических ценностей будущих педагогов, логика и содержание, методы и организационные формы которой — соответствуют принципам культуротворческого подхода, обеспечивает успешное овладение названными ценностями, сочетая в себе следующие особенности: культуротворческую подготовку, ^ синтезирующую психологопедагогические, предметные, общекультурные циклы дисциплинцелостность построения деятельностиидентифицирующе-рефлексивный характер подготовки, нашедший отражение в системе профессионально-педагогических задач и заданийдинамичность, уровневость.

3.Педагогическими условиями эффективного функционирования системы формирования культуротворческих профессионально-педагогических ценностей являются: а) использование в качестве теоретико-методологической стратегии культуротворческого подхода к профессиональной подготовке будущего специалистаб) использование в качестве методического обеспечения функционирования системы оптимального сочетания форм, методов и средств в учебной, квазипрофессиональной и учебно-профессиональной деятельности в) обеспечение диагностики уровня сформированности культуротворческих профессионально-педагогических ценностей.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

— определена роль культуротворческих профессионально — педагогических ценностей в профессионально-творческой подготовке будущего педагога- -конкретизированы и уточнены следующие педагогические понятия «культуротворческий подход», «культуротворческие профессионально-педагогические ценности будущего учителя» .

Научная новизна исследования: разработана специальная уровневая система формирования культуротворческих профессионально-педагогических ценностей будущего специалиста, особенностями которой являются: культуротворческая подготовка, синтезирующая психологопедагогические, предметные, общекультурные циклы дисциплинцелостность построения деятельности, идентифицируюгцерефлексивный характер, находящий отражение в подсистеме задач и заданий, имитирующих деятельность будущего учителя, динамичность, уровневость;

— выявлены, теоретически обоснованы и экспериментально проверены условия эффективного функционирования и развития данной системы: а) использование в качестве теоретико — методологической стратегии культуротворческого подхода к профессиональной подготовке будущего специалистаб) использование в качестве методического обеспечения функционирования системы оптимального сочетания форм, методов и средств в учебной, квазипрофессиональной и учебно — профессиональной деятельностив) обеспечение диагностики уровня сформированности исследуемых ценностей.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

— разработано содержательно-технологическое обеспечение процесса формирования культуротворческих профессионально-педагогических ценностей у студента, включающее в себя критерии уровней сформированности исследуемых ценностей. Материалы настоящего исследования могут быть использованы в массовой практике подготовки студентов, при создании спецкурса, а также в системе повышения квалификации. Предложенные методические рекомендации позволяют научно обосновать и отобрать содержание, формы, методы подготовки, осуществить оценку и самооценку уровня сформированности культуротворческих профессиональнопедагогических ценностей. Обоснованность и достоверность исследования определяется анализом современных достижений психолого-педагогической науки, выбором и реализацией комплекса методов, соответствующих цели исследования, воспроизводимостью результатов исследования и репрезентативностью полученных экспериментальных данных, систематической проверкой результатов нашего исследования на различных этапах экспериментальной работы, количественным и качественным их анализом, подтверждением гипотезы исследования его результатами, обработкой результатов эксперимента методами математической статистики с использованием вычислительной техники.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись: посредством выступлений на ежегодных научно-практических конференциях преподавателей и аспирантов ЧГПУ (1995;1998гг);

— посредством работы в качестве преподавателя кафедры педагогики;

— посредством публикации результатов исследования;

— посредством отчетов на заседании кафедры педагогики ЧГПУ.

Основные результаты исследования используются при совершенствовании подготовки будущих учителей в Челябинском государственном педагогическом университете — Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Выводы по второй главе.

1. Результаты констатирующего этапа эксперимента доказывают, что формирование КТППЦ будущего учителя в педагогических вузах осуществляется недостаточно эффективно, поэтому необходимо наличие специальной системы формирования КТППЦ будущего специалиста и выделение условий ее эффективного функционирования и развития.

2. Формирующий этап эксперимента показал, что формирование куль-туротворческих профессионально — педагогических ценностей будущего учителя протекает более успешно в рамках специально разработанной задачной системы, которая включает в себя кулыуротворческую подготовку, осуществляющуюся в процессе решения студентами целеориентационных, аналитико-рефлексивных, конструктивно-коррекционных и интеллектуально-образовательных задач. В основу данной системы была положена последовательность предъявления задач и заданий возрастающей степени сложности.

3. Система формирования КТППЦ будущего учителя носит уровневый характер. Нами выделены три уровня сформированности культуротворческих профессионально-педагогических ценностей будущего учителя: адаптивный, репродуктивно-эвристический и креативный.

4. Критериями эффективности функционирования системы формирования культуротворческих профессионально-педагогических ценностей являются отличительные признаки, позволяющие судить о ее достижениях. Целью и результатом данной системы является формирование культуротворческих профессионально-педагогических ценностей будущего учителя. Основным критерием развития данных ценностей является переход будущих специалистов от адаптивного уровня к репродуктивно-эвристиЧескому, а от него — к креативному. Показателями, характеризующими выделенные уровни, являются: уровень сформированности способности у будущих учителей способности к самосовершенствованию, уровень овладения коммуникативной компетентностью, уровень проявления способности к рефлексии, коррекции и самокоррекции профессионально-педагогической деятельности, уровень овладения’творческими способами и приемами разработки и внедрения технологий обучения и воспитания.

5. Методика формирования культуротворческих профессионально-педагогических ценностей будущих специалистов в рамках задачной системы предусматривает три этапа: подготовительный, основной и завершающий.

6. Совокупность педагогических условий (использование в качестве теоретико-методологической стратегии культуротворческого подходадиагностика уровня сформированности культуротворческих профессионально-педагогических ценностейиспользование оптимального сочетания форм, методов и средств в учебной, квазипрофессиональной и учебно-профессиональной деятельности в качестве методического обеспечения реализации системы формирования культуротворческих профессионально-педагогических ценностей) является необходимой и достаточной для эффективного функционирования системы формирования культуротворческих профессионально-педагогических ценностей будущего специалиста.

7. Студенты экспериментальных групп, где разработанная нами система реализовывалась на фоне выделенных педагогических условий, показали более высокий уровень овладения культуротворческими профессионально-педагогическими ценностями.

Заключение

.

Изучение современного состояния профессиональной подготовки студентов выбших учебных заведений, анализ психолого-педагогической литературы, опыт работы в высшей школе, проведенное нами исследование показало, что формирование культуротворческих профессионально-педагогических ценностей необходимо, ибо оно обусловлено процессом перехода к новым формам общественных отношений в России, возрождением антропологических идей о гуманистической сущности педагогики, инновационными процессами, происходящими в образовании, возросшими требованиями к личности учителя, способного формировать личность, готовую к творческой самодетерминации. На современном этапе существует потребность в поиске новых продуктивных средств активизации процесса формирования культуротворческих профессионально-педагогических ценностей будущего педагога.

Настоящее диссертационное исследование посвящено актуальной проблеме — формированию культуротворческих профессионально-педагогических ценностей будущего учителя.

В первой главе диссертационного исследования рассмотрены такие важные вопросы как: состояние проблемы формирования культуротворче ских профессионально-педагогических ценностей будущего специалиста в рамках профессионально-творческой подготовкиразработка системы формирования культуротворческих профессионально-педагогических ценностей и определены педагогические условия эффективного функционирования и развития данной системы.

Отправной точкой работы явился анализ понятия «культуротворческие профессионально-педагогические ценности будущего учителя», которое было соотнесено с такими как «ценность», «культуротворчество», «профессионально-педагогические ценности будущего учителя» и определено нами как такие профессионально-педагогические ценности, которые включают в себя как смысловые ценности, определяющие цели профессионально-творческой деятельности, а именно — самовыражение, самосовершенствование, креативность, так и содержательно-процессуальные, обеспечивающие средства, необходимые для творческого решения профессионально-образовательных, личностно-развивающих, коммуникативных задач, выражающих отношение к себе как к профессионалу, к своей деятельности, к ребенку как к субъекту учебно-воспитательного процесса, доказывающие значение и смысл психолого-педагогических, предметных и гуманитарных знаний, а также личност-но-профессиональные качества, необходимые для овладения как смысловыми, так и содержательно-процессуальными ценностями.

Разработанная нами система формирования культуротворческих профессионально-педагогических ценностей опирается на культуротворческий подход, под которым мы понимаем методологическую стратегию, учитывающую механизм преемственности в процессе овладения культурой, основанный на способности личности к объективации своих сущностных творческих сил как при введении уже имеющихся культурных ценностей через их выявление, интерпретацию и оценку, так и в создании на их основе качественно новых, что проявляется в постановке и реализации целей профессионально-педагогической деятельности.

Система формирования культуротворческих профессионально-педагогических ценностей четко ориентирована на конкретную цель: формирование культуротворческих профессионально-педагогических ценностей будущего педагога, а в перспективе — формирование у будущего учителя готовности к творческой трансляции культуротворческих профессионально-педагогических ценностей. Состав системы, обеспечивающий достижение данной цели, включает в себя культуротворческую подготовку, синтезирующую психолого-педагогические, предметные и общекультурные циклы дисциплин.

Характеристика содержания формирования культуротворческих профессионально-педагогических ценностей способствовала определению и разработке системы задач и заданий, моделирующих деятетельность будущего специалиста. При этом профессионально — педагогическая задача выступает ядром системы «которую характеризует диалектическое единство цели и средства. В составе системы выделено четыре группы задач: целеориентационных, оценочно-рефлексивных, конструктивно-коррекционных и интеллектуально — образовательных. Система формирования культуротворческих профессионально — педагогических ценностей носит уровневый характер. Выделяются три уровня сформированности культуротворческих профессионально — педагогических ценностей: адаптивный, репродуктивно — эвристический и креативный. Осбенностями системы являются культуротворческая подготовка, синтезирующая психолого-педагогические, предметные и общекультурные циклы дисциплин, целостность построения деятельности, идентифицирующе — рефлексивный характер, находящий отражение в системе задач и заданий, имитирующих деятельность будущего специалиста, динамичность, уровневость.

Проведенное исследование показало, что система формирования культуротворческих профессиональнопедагогических ценностей успешно функционирует и развивается при реализации совокупности следующих педагогических условий: 1) использование в качестве теоретикометодологической стратегии культуротворческого подхода к профессионально — творческой подготовке будущего специалиста- 2) использование в качестве методического обеспечения функционирования системы оптимального сочетания форм, методов и средств в учебной, квазипрофессиональной и учебнопрофессиональной деятельности способствующего индивидуализации и дифференциации подготовки, а также получению наивысших для конкретных условий результатов обучения, при минимально необходимых затратах времени- 3) обеспечение диагностики уровня сформированности культуротворческих профессионально — педагогических ценностей.

В ходе опытно — экспериментальной работы учитывался поэтапный характер процесса формирования культуротворческих профессионально педагогических ценностей будущего учителя. Этапами данного процесса являются: подготовительный, основной и итоговый. Формирующий этап эксперимента показал, что переход студента от одного уровня сформированное&tradeисследуемых ценностей к другому осуществляется следующими методами: способом предъявления задач и заданий, а также повышением уровня сложности предлагаемых задач и заданий. Для получения объективной информации об уровне сформированности культуротворческий профессионально-педагогических ценностей нами выделен комплекс показателей и описано их проявление на адаптивном, репродуктивно-эвристическом и креативном уровнях. Составляющими этого комплекса являются: уровень сформированности способности у будущих учителей способности к самосовершенствованиюуровень овладения коммуникативной компетентностьюуровень проявления способности к рефлексии, коррекции и самокоррекции профессионально-педагогической деятельностиуровень овладения творческими способами и приемами разработки и внедрения технологий обучения и воспитания.

В настоящем исследовании получены данные, научная новизна, теоретическая и практическая значимость которых по сравнению с предыдущими работами заключается в том, что разработано понятие «культуротворческого подхода», конкретизировано понятие «культуротворческие профессионально-педагогические ценности будущего учителя», проанализированы концептуальные подходы к профессионально-творческой подготовке будущего специалиста и на этой основе разработан культуротворческий подходразработана система формирования культуротворческих профессионально-педагогических ценностей будущего специалиста, разработаны критерии уровней сформированности культуротворческих профессионально-педагогических ценностей будущего специалистараскрыты, теоретически обоснованы и экспериментально проверены условия эффективного функционирования и развития системы формирования культуротворческих профессионально-педагогических ценностей будущего учителя, сформулированы теоретико-методологические положения, позволяющие диагностировать и прогнозировать уровни сформированности культуротворческих профессионально-педагогических ценностей будущего учителя. Результаты теоретико-экспериментального исследования подтверждают гипотезу и позволяют сделать следующие выводы:

1. Актуальность проблемы формирования культуротворческих профессионально-педагогических ценностей будущего учителя обусловлена процессом перехода к новым формам общественных отношений в России, возрождением антропологических идей о гуманистической сущности педагогики, инновационными процессами, происходящими в образовании, возросшими требованиями к личности учителя, способного формировать личность, готовую к творческой самодетерминации, а также недостаточной разработанностью данной проблемы в теории и практике педагогики высшей школы.

2. Формирование культуротворческих профессинально-педагогических ценностей наиболее эффективно осуществляется в рамках культуротворче-ского подхода, который учитывает механизм преемственности в процессе овладения культурой, основанный на способности личности к объективации своих сущностных творческих сил как при введении уже имеющихся культурных ценностей через их выявление, интерпретацию и оценку, так и в создании на их основе качественно новых, что проявляется в постановке и реализации целей профессионально-педагогической деятельности.

3. Формирование культуротворческих профессионально-педагогических ценностей будущих учителей протекает более успешно в рамках специально организованной системы, моделирующей профессионально-педагогическую деятельность будущего учителя, особенностью которой являются культуротворческая подготовка, синтезирующая психолого-педагогические, предметные и общекультурные циклы дисциплинцелостность построения деятельности, идентифицирующе-рефлексивный характер, находящий отражение в системе задач и заданий, имитирующих деятельность будущего специалиста. Система включает четыре группы задач: целеориентационных, оценочно-рефлексивных, конструктивно-коррекционных и интеллектуально-образовательных. Данная система динамична и описывает формирование культуротворческих профессионально-педагогических ценностей на адаптивном, репродуктивно-эвристическом и креативном уровнях.

4.Комплекс педагогических условий (использование в качестве теоретико-методологической стратегии культуротворческого подхода к профессионально-творческой подготовке будущего специалиста, использование в качестве методического обеспечения функционирования системы оптимального сочетания форм, методов и средств в учебной, квазипрофессиональной и учебно-профессиональной деятельностиобеспечение диагностики уровня сформированности культуротворческих профессионально-педагогических ценностей) является необходимым и достаточным для эффективного функционирования и развития системы формирования культуротворческих профессионально-педагогических ценностей будущего педагога.

5.Результатом формирования культуротворческих профессионально-педагогических ценностей выступает их сформированность, основным критерием которой выступает продвижение будущего учителя от адаптивного уровня к репродуктивно-эвристическому, а от него — к креативному.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. О субъекте личности. М., 1983.- 153 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Типология подходов к личности профессионала // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. М., 1989. — 200 с.
  3. Аксиология: частное и общее. Наука и ценности. Новисибирск, 1987.- 110 с.
  4. А. Г. О креативной педагогике // Вестник высшей школы, 1989, № 12.-С. 29−34.
  5. В. Г. Молодой рабочий: Формирование ценностных ори-ентаций. М.: Мысль, 1983. — 222 с.
  6. . Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977. — 344 с.
  7. . Г. Человек как предмет познания. ЛГУ, 1968. — 38. с.
  8. А. Психологическое тестирование.- М.: Педагогика, 1982.295 с.
  9. В. И. Педагогика творческого саморазвития. Казань, 1996. -С. 72
  10. Ю.Андреев В. И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. М: Высшая школа, 1981. — 240 с.
  11. П.Анисимов С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление. -• М., 1988.-С. 253.
  12. А. П. Оптимизация форм организации учебной деятельности школьников на уроке. Автореферат дисс.канд. пед. наук. Челябинск, 1986.-20 с.
  13. М. И. Дорога через хаос. М., 1983. — С. 22.
  14. Аристотель. Соч. в 4-х т., 1975−1983.-Т. 1.-С. 362.
  15. А. И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию. М.: Изд-во МГИК,'1992. — 237 с.
  16. Г. С. Алгоритм изобретения. М.: Радио, 1979. — 123 с.
  17. JI. А. Ценности в системе социалистического образа жизни // Образ жизни и ценностные ориентации личности. Ереван., 1979. — С. 80.
  18. С. И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М.: Высшая школа, 1976. — 200 с.
  19. С. И. Учебный процесс в высшей школе, его основные закономерности и методы. М.: Высшая школа, 1990. — 460 с.
  20. С. И. Лекции по теории обучения в высшей школе. -М: Высшая школа, 1974. 384 с.
  21. А. Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367с.
  22. В. Ф. Общество, системность, познание и управление.-М.: Политиздат, 1981.- 432 с.
  23. Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  24. Ю. К. Рациональная организация учебной деятельности. -М.: Знамя, 1981.-96 с.
  25. Ю. К. Проблема повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
  26. Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. -М.: Просвещение, 1982. 192 с.
  27. Ю. К. Методы обучения в современной школе. М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
  28. Ю. К.- Поташник М. М. Об интенсификации и оптимизации учебно-воспитательного процесса // Народное образование, 1987, № 1. -С.105 110.
  29. Г. Д. Психологические основы формирования профессионального интереса к педагогической деятельности. Дисс.канд. пед. наук. -Омск, 1990, 198 с.
  30. И. Д. Формирование у будущего учителя ценностного отношения к педагогической теории (на материале курса «История педагогики») Дисс.канд. пед. наук. Москва, 1982. — 165 с.
  31. И. В. Диалог культур: методологический аспект проблемы. Автореферат дисс.канд. филос. наук. Ленинград, 1987, 14 с.
  32. Г. А. О психологическом содержании понятия «задача» // Вопросы психологии. 1970. — № 6. — С. 75 — 84.
  33. Г. А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. М.: Педагогика, 1990. — 184 с.
  34. Э. А., Косолапов С. М. Что такое культура. М.: Московский рабочий, 1964. — 142 с.
  35. М. М. К философии поступка \ Философия и социология науки и техники. Ежегодник. 1984—1985. — М., 1986. — С. 108 — 109.
  36. М. М. Этика словесного творчества. М., 1979. — 109 с.
  37. М. В. Самообразование студентов в системе учебно-воспитательной работы педагогического вуза // Система учебно-воспитательной работы в педагогическом институте как условие совершенствования подготовки специалистов.- Саратов, 1972.- 302 с.
  38. Н. А. О рабстве и свободе человека \ Мир философии. М., 1991.-Ч. 2.-С. 18.
  39. Н. А. Самопознание. М.: Книга, 1991. — 445 с.
  40. В. П."Слагаемые педагогической технологии. М.: Просвещение, 1989. — 192 с.
  41. В. С. Мышление как творчество / Введение в логику мыслительного диалога. М.: Политиздат, 1975. — 399 с.
  42. В. С. От наукоучения — к логике культур. М., 1992. — 304с.
  43. В. С. Школа диалога культур: Концепция // Частная школа, 1993. № 1.-С. 17−33.
  44. А. А. Мир моральных ценностей. М.: Знание, 1981.-64с.
  45. А. С. Опредмечивание, ценности и социологическое познание // Социологические исследования, 1975. № 12. С. 36.
  46. В. А. Психологические исследования личности профессионала.-М., 1990.-193 с.
  47. Е. В. Ценностные основания личностно-ориентиро-ванного воспитания // Педагогика, 1995. № 4. С. 29−36.
  48. Е. Е. Формирование межкультурных коммуникативных умений будущего учителя. Дисс.канд. пед. наук. Челябинск, 1996. — 199 с.
  49. JI. П. Деятельность как объект социальной психологии \ Методические проблемы социальной психологии. М., 1975. — С. 4.
  50. JI. П. Социокультурный опыт и механизм его освоения человеком. // Культурный прогресс: философские прблемы.-М.: Наука, 1984.-С.68−90.
  51. П. Десять заповедей творческой личности. М.: Прогресс, 1990. — 187 с.
  52. В. А. Ценности и оценка.- Киев.- 1964.- 192 с.
  53. А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод, пособие. М.: Высш. шк. 1991. — 207 с.
  54. А. А., Башкаева Н. А. Развитие мотивации в контекстномобучении // Альма матер, 1998. № 1−2. С. 47.
  55. С. Г. Ценностные ориентации советских и американских учителей // Педагогика, 1992. № Ул.- С.102−106.I
  56. В. Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия. М., 1993. — 123 с.
  57. Е. С. Психологические особенности развития ценностных ориентаций студентов пед. вуза. Дисс.канд. пед. наук. М., 1983. — 184 с.
  58. Л. С. Развитие высших психических функций. Л., 1960. — 499 с.
  59. Г. П. Аксиология культуры. Л., 1997. — 300 с.
  60. Г. П. Аксиология: становление и этапы развития \ Социально-политический журнал, 1995. № 6. С. 61−73.
  61. Г. П. Аксиология: становление и этапы развития \ Социально-политический журнал, 1996. № 1. С. 86−99.
  62. В. А. Оптимальное сочетание индивидуальных и коллективных форм учебной деятельности младших школьников. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Киев, 1984. — 19 с.
  63. Н. П. Формирование гуманистических ценностных ориетаций учителя. Дисс.канд. пед. наук. Киев, 1992. — 170 с.
  64. Гегель. Сочинения. М., 1939. — Т. 6. — С. 66−98.
  65. О. И. Художественные ценности в структуре образа жизни и окружающей среды. М., 1995. — 340 с.
  66. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике психологии. М.: Прогресс, 1976. — 495 с.
  67. Т. Соч. в 2-х т. М., 1991. — Т. 2. — С. 65.
  68. Е. И. Формирование гуманистических ценностных ориентаций учителя \ Головаха Е. И. Жизненные перспективы и профессиональное становление молодежи. Киев, 1988. — с. 109.
  69. Ф. Н. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965.
  70. И. И. Механизм формирования ценностных ориентаций студентов. Дисс.канд. пед. наук. М., 1987. — 176 с.
  71. В. В. Культурологический подход как теоретико-методологическая основа гуманизации информационно-технологического обучения. Дисс.канд. пед. наук. Ростов — на — Дону, 1994. — С.61−64.
  72. В. Е., Жданов Ю. А. Сущность культуры. Ростов: Изд-во РГУ, 1979.-264 с.
  73. Л. X. Социально-профессиональная ориентация студентов педагогических вузов. Автореф.дисс. канд. филос. наук. М., 1978, — 23 с.
  74. . И. Эмоции как ценность. // Общественные науки, 1979. № 4.-С. 132−136.
  75. А. И. К проблеме субъекта целостности коллетивной деятельности // Вопросы психологии, 1979. № 3. С. 33.
  76. А. И. О ценностных отношениях личности // Советская педагогика, 1974. № 5−6. С. 6−7.
  77. Ф. М. Записки из подполья // Соб. соч. в 12 т. М., 1982.-Т. 2.-С. 400.
  78. Е. Ю. Некоторые направления профессионально-педагогического мышления в условиях развивающего обучения // Теория и практика развивающего обучения. Челябинск: Челябинск, гос. пед. университет, 1997.-С. 79.
  79. Е. Ю. Формирование культуротворческих профессионально-педагогических ценностей будущего учителя // Методика вузовского преподавания. Тезисы конференции. Челябинск: Челябинск, гос. пед. университет. — 1998.-С. 137.
  80. О. Г. Мир оживших предметов. Проблема ценности и марксистская философия. М., 1967.-С. 189.
  81. О. Г. Ценность // Философский энциклопедический словарь. М., 1989. — С. 230.
  82. М. Е., Дуранов И. М. Педагогические проблемы управления воспитанием и развитием личности. Магнитогорск-Челябинск, 1996. -С. 93−114.
  83. В. К. Сотрудничество в обучении.- М.: Просвещение, 1991.- 192 с.
  84. . И. Проблема оптимального сочетания общеклассной, групповой и индивидуальной форм работ учащихся на уроках физики. Дисс. канд. пед. наук. Киев: НИИ У СССР, 1980. С. 238
  85. Л. И. Ценностно-нормативные механизмы регуляции \ Культурная деятельность: опыт социологического исследования. М., 1981. -С. 50−51.
  86. Т. А. Педагогика! М.: Просвещение, 1987.
  87. И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы: воспитательный аспект. Учебное пособие. М.: Белгород, 1992.-236 с.
  88. ЮО.Исаев И. Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. Учебное пособие. -М.: Белгород, 1993. 219 с. О
  89. М. С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа. М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
  90. Кан-Калик В. А., Никандров В. Д. Педагогическое творчество. -М.: Педагогика, 1990. 142 с.
  91. ЮЗ.Кан-Калик В. А., Никандров В. Д. Творчество как условие подготовки будущего учителя // Советская педагогика, 1982. № 4. С. 22.
  92. И. Сочинения: В 6 т. М., 1966. — Т. 5. — С. 199.
  93. А. В. Теория ориентация личности в мире ценностей. Монография. Оренбург, 1996. — 188 с.
  94. Об.Кныш А. П. Сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы с учащимися на уроке. Автореф. дисс.канд. пед. наук. Одесса: ОГПИ, 1958.-23 с.
  95. И. И. Основы педагогики высшей школы. Киев, 1978.-286 с.
  96. В. И., Сычеников В. А. Основы оптимизации процесса обучения в высшей школе (Единая методическая система института. Теория и практика).' М.: Высшая школа, 1967. — 143 с.
  97. В. А. Философия культуры и парадигмы философского мышления // Философские науки, 1991. № 6. С.20−29.
  98. ПО.Костюк Г. С. Избранные труды./Под ред. Л. Н. Прокопенко.- М.: Педагогика, 1988.- 301 с.
  99. П.Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. Л., 1968.
  100. Е. А. Общечеловеческие ценности глазами психологапрофессиеведа // Психологический журнал, 1994. № 4. С. 45.
  101. З.Климов Е. А. Общая типология ситуаций и структура мыслительных задач, возникающих в практике работы профессионального консультанта // Научные труды высшей школы. Выпуск 37, 1976. С. 25.
  102. М.Краус В. Нигилизм и идеалы. М., 1994. — 120 с.
  103. Н. И. Социальные ценности и реформы в кризисной России // Социологические исследования, 1993. № 9. С. 34.
  104. Н. И. Ценности как компоненты социокультурной эволюции современного общества // Социологические исследования, 1994. № 5. С. 58.
  105. В. И. Искусство быть собой.- М.: Искусство, 1977. — 200 с.
  106. А. Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1977.-234 с.
  107. А. И. Проблемы развития личности. М.: Изд-во МГУ, 1972.-С. 56.
  108. Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии, 1996. № 4. — С. 24.
  109. Д. А'. Системносмысловая природа и функция мотива // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1993. №.2. С. 46.
  110. Д. А. Жизненный мир человека и проблема ценностей // Психологический журнал, 1992. № 2. С. 13. .
  111. Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций. М., 1992. -120 с. л/ 125. Леонтьева В. Н. Образование как феномен кутуротворчесства // Социологические исследования, 1995. Вып. 1.-С. 138−141.
  112. И. Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 189 с.
  113. Н. О. Условия абсолютного добра. М., 1991. — С. 182.
  114. Н. О. История русской философии. М., 1991. — С. 32.
  115. Н. В. Подготовка будущего учителя к разработке и внедрению гибких педагогических технологий как фактор повышения профессионально-творческой деятельности. Автореф.канд. пед. наук. Челябинск: ЧГПУ, 1998.-22 с.
  116. Т. В. Понятие ценности в буржуазной социологии // Социологические исследования, 1970. № 5. С. 61−76.
  117. Е. В. Лингвокультурологический и личностный подход к обучению русскому языку и роль персонального компьютера в гуманитарном образовании. Автореф. дисс.докт. пед. наук. СПб., 1995. — 34 с.
  118. А. Самоактуализация // Психология личности. М.: Изд-воМГУ, 1982.-234 с.
  119. Л. X. Управление процессом развития профессиональных ценностных ориентаций будущего учителя. Диссю.канд. пед. наук. -Таллин, 1994.- 190 с.
  120. В. А. Культура и человеческая целостность. Киев, 1994. -234 с.
  121. М. К. Как я понимаю философию. М., 1991.1. С.144—145.
  122. Э. С. Очерки теории культуры. Ереван: Изд-во АН Арм. СССР, 1969.-228 с.137'. Маркарян Э. С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. Ереван: Изд-во АН Арм. СССР, 1973.- 146 с.
  123. А. А. Социальная детерминированность профессионального самоопределения учащейся молодежи. Дисс.канд. пед. наук. Рига, 1974.-223 с.
  124. А. К. Психология труда учителя. М., 1993. — 178 с.
  125. Т. Ю. Подготовка будущих учителей к работе в педагогических классах в условиях многопрофильных гимназий. Дисс.канд. пед. наук. Челябинск: ЧГПУ, 1997. — 180 с.
  126. С. Е., Черкасов В. А. Управление подготовкой специалистов в условиях оптимизации учебно-воспитательного процесса в вузе // Тезисы X итоговой конференции ЧТУ. Челябинск: ЧТУ., 1986. — С. 37.
  127. С. Е., Черкасов В. А. Классификация методов обучения в вузе // Тезисы IX итоговой конференции ЧТУ. Челябинск: ЧТУ, 1985. — С. 26−27.
  128. НЗ.Межуев В. М. Культура и история: проблема культуры в философ-ско-исторической теории марксизма. М.: Политиздат, 1977. — 192 с.
  129. В. И. Моделирование и методы измерений в педагогике. -М.: Высшая школа, 1987. 200 с.
  130. М. М. Формирование духовной культуры учителя в профессиональной деятельности. Дисс.канд. пед. наук. М., 1994. — 173 с. 146 .Наин А. Я. Общенаучные понятия в педагогике // Педагогика, 1992, № 7−8.-С. 12−26.
  131. Е. Е. Методы изучения мотивации личности.- М., 1988.- 327 с.
  132. Научное творчество: сб. статей / Под ред. С. Р. Микулинского и
  133. М. Г. Ярошевского. М.': Наука, 1969. — 446 с.
  134. Н. И. О ценности и ее роли в структуре личности // Проблемы формирования социогенных потребностей. Тбилиси, 1974. -С. 124−127.
  135. В. С. Социология образования. М., 1992. — 230 с.
  136. И. Н. Психолого-педагогические аспекты подготовки специалистов в вузе. М.: Изд-во МГУ, 1985. — 113 с.
  137. О. Н. Ценностные ориентации молодежи, избравшей профессию педагога. Дисс.канд. пед. наук. М., 1992. — 180 с.
  138. Т. М. Сочетание общеклассной, групповой и индивидуальной форм работ учащихся как одно из средств повышения эффективности учебного процесса. Дисс.канд. пед. наук. — М.: АПН СССР НИИСП, 1972. — 238 с.
  139. Основы социологии: курс лекций. / Под редакцией А. Г. Эфендие-ва.-М.:1994,159 с.
  140. Л. И. Диалог культур в профессиональном становлении учителя. Дисс.канд. пед. наук. М., 1996. — 220 с.
  141. А. А. Педагогическое мышление как ценность // Педагогика, 1996. № 5.'- С.23−25.
  142. Е. М. Формирование мотива выбора профессии учащихся образовательных школ. Автореф. дисс. доктора пед. наук. Запорожье, 1983.-36 с.
  143. Павлютенкова 3. М. Формирование профессиональных ценностных ориентации у учащихся ПТУ. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Киев, 1985. -19 с.
  144. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1985. — 658 с.
  145. Педагогика высшей школы / под ред. Ю. К. Бабанского. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1972. — 121 с.
  146. Педагогика высшей школы / под ред. Н. Д. Никандрова. Л.: ЛГПУ, 1974.-116 с.
  147. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М., Российское педагогическое агентство, 1995. — 638 с.
  148. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.
  149. Н. В. Педагогическое проектирование совместной деятельности преподавателей и студентов как фактор совершенствования профессионально-творческой подготовки студентов высших учебных заведений. Дисс.канд. пед. наук. Челябинск, 1998. — 182 с.
  150. Платон. Диалоги. М., 1986. — С. 430.173 .Поль Л. Сопер Основы искусства речи. М.: Изд-во агентства «Яхтсмен», 1995.-416 с.
  151. С. И. Проблема происхождения и функционирования понятия «ценность» в социологии // Социологические исследования, 1979. N3. -С. 35.
  152. С. И. Проблема ценности в марксисткой философии \ Философские науки, 1982. № 5. С. 48.
  153. Н. О. Культурологические аспекты профессионально-педагогической деятельности. Автореф. дисс. канд. пед. наук. СПБ, 1995. -16 с.
  154. М. М. Проблемы оптимизации в педагогике // Советская педагогика, 1985. № 2. С. 14−15.
  155. М. М. Оптимизация педагогического процесса: уроки освоения.// Советская педагопика.-1991.-№ 1.-С.45−50.
  156. М. М. Как развивать педагогическое творчество?— М.: Знание, 1987.- 80 с.
  157. Практическая психология для преподавателей. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1997. — 328 с.
  158. Психологический словарь. /Гл. редакция: В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Б. Ф. Ломов. О М.: Педагогика, 1983, 448 с.
  159. А. Я. Проблема научного творчества в современной психологии. М., 1971. — С. 85.
  160. Проблемы формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности / Под ред. В. С. Мухиной. М., 1984. — 134 с.
  161. Л. В. Развитие и формирование профессиональных ценностных ориентаций у студентов педвуза. Дисс.канд. пед. наук. М., 1992. -187 с.
  162. Г. Философия истории. Спб, 1908. — С. 100.
  163. Е. И. Личность учителя: теория и практика. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996. — 509 с.
  164. Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. Учебное пособие.- М.: Владос, 1996.- 526 с.
  165. М. В. Психология судьбы: программирование или творчество // Вопросы психологии, 1992, № 1−2. С.98−104.г
  166. Н. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии, 1990. № 1.
  167. Н. С. Ценностное обоснование гуманитарного образования в современном мире. Автореф. дисс. докт. филос. наук. М., 1993. — 31 с.
  168. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т./ Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — 608 с. Т. 1. — А. — М. -1993.
  169. С. Л. Основы общей психологии. М.: Госучпедгиз, 1940.-205 с.
  170. С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.-423 с.
  171. А. А. Ценностный подход в системе социологического знания.-Киев, 1987.- 120 с.
  172. В. Н. Нравственная мысль человека: искания, позиции, поступки. М., 1982.
  173. В. И. Личность и культура в современном мире // Философия и культура. -М., 1987, С.131−140.
  174. В. Ф. Теория личности. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1982. — 185 с.
  175. В. Ф. Человек, его природа и смысл бытия. Л.: ЛГУ, 1990,-359 с.
  176. Л. Н. Жизнь, творчество, человек. М.: Политиздат, 1985.-415 с.
  177. А. В. Ценностные ориентации личности в структуре профессионально-значимых качеств школьных практических психологов. Автореф.канд. псих. наук. — Кемерово, 1996, — 19 с.
  178. В. А. Формирование профессионально-педагогическойкультуры учителя. M.,'1993.
  179. JI. М. Анализ опыта разработки и экспериментальных методов изучения ценностей // Психологический журнал, 1996. № 11. С. 57.
  180. Социологический словарь / Гл. редакция: Г. Н. Соколова, А. Н. Ем-суков.- Н.: Университет, 1991.- 528 с.
  181. В. Э. Изучение ценностных ориентаций студентов в сфере знаний // Советская педагогика, 1976. № 1. С. 12.
  182. M. X. Ценности профессии абитуриентов. Тарту, 1983.115 с.
  183. M. X. Выбор профессии как социальная проблема (на материале конкретных исследований в ЭССР).-М.: Мысль, 1975.-198 с.
  184. В. В. Формирование ценностных ориентаций студентов в условиях развитого социалистического общества (на примере студентов пед. вузов). Автореф. дисс. канд. псих. наук. Л., 1973. — 19 с.
  185. У., Знанецкий Ф. Методологические заметки(1918) И Американская социологическая мысль. М., 1993. — С. 343.
  186. В. П. О ценностях жизни и культуры. ЛГУ, 1960. — 156с.2Ю.Усова А. В. Формирование, учебных умений учащихся // Советская педагогика, 1982, № 1. С. 41−48.
  187. Д. Н. Экспериментальные основы теории установки // Психологические исследования. М., 1966. — 327 с.
  188. Условия реализации ценностного подхода к развитию духовности личности средствами образования (на материале работы общеобразовательных учреждений) / под ред. Черкасова В. А., Фоминой Т. А. и др. Челябинск, 1995.-208 с.
  189. Ф. Р. Социология образования.- М.: Наука, 1980.-197 с.
  190. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М.: Сов. энциклопедия, 1983. — 840 с.
  191. Философский' словарь / Под редакцией И. Г. Фролова.-М.Политиздат, 1987.-590 с.
  192. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс 1990. — С.301.
  193. Э. Психоанализ и этика. М., 1993. — С. 327.
  194. С.А. Особенности формирования профессиональных ценностных ориентаций молодого учителя. Дисс. канд. пед. наук. Хабаровск, 1996.-196 с.
  195. Н. 3. Культура и ценности. Тбилиси, 1984. — 171 с.
  196. И. М. Пути реализации принципа оптимального сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы с учащимися на уроках (5−8 классы). Автореф. дисс. канд. пед. наук. Киев, 1969. — 19 с.
  197. В. А., Фомина Т. А. Оптимизация управления образованием на основе становления социального комплекса развития личности.- Челябинск: Челяб. гос. ун-т., 1993.- 35 с.
  198. В. А. и др. Социальный комплекс предметная среда оптимизации педагогического процесса.- Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 1992.108 с.
  199. В. А. Оптимизация педагогических приемов учебной деятельности на основе преемственности в обучении. Челябинск, 1979.
  200. Л. М. Фенеменологическая аксиология Макса Шеллера. -М., 1974.-С 24.
  201. В. Н. Неокантианская концепция ценностей // Проблема ценностей в философии. М., 1966. — С.208.
  202. Е. Н.' Формирование у студентов пед. вузов мотивацион-но-ценностного отношения к педагогической деятельности. Дисс.канд. пед. наук, М., 1982.-168 с.
  203. Е. Н. Теоретические основы гуманизации педагогического образования. Дисс. доктора пед. наук. М., 1991. — 400 с.
  204. Э. Два вида психологии (1914) \ Хрестоматия по истории психологии. Период открытого кризиса. М., 1980. — С. 298.231 .Ядов В. Я. Социология перестройки. М., 1990. — 221 с.
  205. С. В. Воспитание у студентов высшей педагогической школы ценностного отношения к теоретическим знаниям по педагогике. Дисс.канд. пед. наук. М, 1995. — 220 с.
  206. Н. М. Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности. Челябинск: ЧГТ1И, 1991. — 128 с.
  207. Н. М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач: Дисс. докт. пед. наук. Челябинск, 1992.-403 с.
  208. Н. О. Гибкие педагогические технологии как фактор повышения качества образования школьников. Дисс.канд. пед. наук. -Челябинск, 1998.- 189 с.
  209. Alexander S. Beaty and Other Forms of Value. London, 1961.
  210. Elam S. The second Gallup / Phi Delta kappapol of teacher’s attitudes towards the public schools // Phi Delta kappan. 1989. vol. 70, № 10. p. 785−801.
  211. Garforth FW.-Aims values and education / Hull Cristygate Press, 1985. 191 p.-ind:p.l86−191.
  212. Perry R. General Theory of Value> Berkley-Los Angeles,! 1958.
Заполнить форму текущей работой