Жизненный цикл продукта
На стадии роста 2 предполагается достаточно быстрое расширение продаж, возрастает выручка, фирма начинает получать прибыль. Но продалжается ещё вложение денег в рекламу, марку и др. Прибыль здесь из отрицательной становится положительной. Позиция бросающего вызов рыночному окружению. «Бросающий вызов» — это фирма, которая сама хочет стать лидером. Она должна быть достаточно сильной. Здесь для неё… Читать ещё >
Жизненный цикл продукта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Каждый продукт проходит несколько стадий жизненного цикла. Для различных продуктов — они разные, но и здесь есть общие моменты.
Впервые эта концепция была предложена американцами в 60-х гг.
Общие характеристики жизненного цикла продукта :
n всякий продукт имеет ограниченное время жизни на рынке;
n жизненный цикл продукта состоит из отдельных фаз, следующих одна за другой в определённом порядке;
n каждая фаза жизненного цикла требует определённого подхода к продкту и соответствующей стратегии.
Выделяют четыре фазы в жизненном цикле продукта (см. рис.):
- 1. Выход на рынок.
- 2. Рост.
- 3. Зрелость.
- 4. Уход с рынка.
На стадии 1 товар разрабатывается и только-только появляетсяна рынке. Прибыли от его продажи пока нет, т.к. все средства вкладываются в его разработку.
На стадии роста 2 предполагается достаточно быстрое расширение продаж, возрастает выручка, фирма начинает получать прибыль. Но продалжается ещё вложение денег в рекламу, марку и др. Прибыль здесь из отрицательной становится положительной.
На стадии 3 продукт уже не надо поддерживать, прибыль — положительная, здесь достигается пик продаж, после которого они начинают падать, т.к. товар уже достаточно старый.
На стадии 4 фирма должна снять продукт с производства с минимальными затратами.
Конкурентные стратегии продукта
Стратегия продукта — одна из составляющих конкурентной стратегии фирмы. Она является детализацией конкурентной стратегии как по составляющим продуктам, так и по времени.
По уровню иерархии стратегия продукта близка к функциональной стратегии. При выполнении стратегии продукта обращают внимание на два важнейших фактора: 1) конкурентная среда и стратегия конкуренции и 2) состояние портфеля продукции фирмы.
Для анализа этих двух факторов используют матричные (портфельные) методы, но этого ещё не достаточно для выработки стратегии продукта. Для этого фирме необходимо ясно представлять своё положение в конкурентной среде. В этой связи выделяют четыре возможные позиции фирмы:
Позиция лидера на рынке. Лидер может действовать двумя способами: расширять свои позиции на рынке, выбирая и применяя стратегии роста; или защищать свои позиции на рынке. Защищая позиции на рынке, лидер может применять четыре стратегии конкуренции:
n стратегия инновации (принцип: вкладывать средства в новые разработки, чтобы всегда быть впереди);
n стратегия закрепления (лидер старается удержаться на рынке путём снижения цен, обновления ассортимента и др.);
n стратегия конфронтации (применяется при активных нападках конкурентов: значительные снижения цен, совершенствование политики распределения продуктов и применение других легальных, маркетинговых рычагов);
n стратегия «доставить беспокойство конкурентам» (это уже любые действия против конкурентов).
Позиция бросающего вызов рыночному окружению. «Бросающий вызов» — это фирма, которая сама хочет стать лидером. Она должна быть достаточно сильной. Здесь для неё существует два пути: 1) атака на лидера или 2) атака на более мелкого конкурента.
При атаке на лидера «бросающему вызов» необходимо иметь больше сил и возможностей, чем у лидера и отыскать его слабые стороны. Атаку можно проводить следующими способами :
n открытый прямой удар по лидеру (это борьба по принципу «сила на силу», удар в то место, в котором лидер чувствует себя наиболее сильным, т. е. это удар по сильной стороне);
n фланговая атака (это действия в тех областях, где у лидера имеются слабости);
n атака по всем направлениям (применяется в случае полного превосходства «бросающего вызов» над лидером; требует огромных финансовых затрат);
n обходная атака («бросающий вызов» создаёт новый рынок, завлекает туда лидера и побеждает его там);
n «Партизанская борьба» (так поступают не очень сильные конкуренты: их обычно много и они постоянно досаждают лидеру, что в конце концов может подорвать его силы).
Средствами атаки могут быть :
n установление более низких цен;
n выведение нового продукта и создание новых потребностей;
n улучшение обслуживания клиента (особое внимание здесь уделяется логистике: нужный товар — в нужное место с минимальными затратами);
n усиление рекламы и систем продвижения продукта.
Позиция последователя. Последователь не стремится атаковать лидера, а просто хочет удержать своих клиентов. В то же время он охотно вступает в борьбу на новых рынках. Последователь концентрирует внимание на высокой прибыли и рентабельности и это уводит его в сторону от конкурентной борьбы.
Позиция знающего своё место на рынке. Стратегия таких фирм состоит в поиске мест на рынке, не занятых более сильными конкурентами (поиск своей рыночной ниши). Для реализации этой стратегии такая фирма должна развиваться в пределах допустимых темпов рста, иметь чёткую, ограниченную специализацию и сильного руководителя.