Состав и содержание разделов бизнес-плана
Оценка риска и страхование. Основная задача раздела — предугадать все типы рисков, с которыми можно столкнуться, источники этих рисков и момент их возникновения. Затем разрабатываются меры по сокращению этих рисков и минимизации потерь, которые могут возникнуть. Эти меры могут быть организационного характера, т. е. предусматривать дублирование тех или иных организационно-управленческих решений… Читать ещё >
Состав и содержание разделов бизнес-плана (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Особое место в системе планов предприятия занимают бизнес-планы, которые составляются с целью технико-экономического обоснования новых инвестиционных проектов, связанных с внедрением новой техники, новых технологий, организацией выпуска новых видов продукции, оказанием новых видов услуг или в связи с созданием нового предприятия.
Бизнес-план является основным средством менеджмента. В нем определяются цели деятельности предприятия и пути их достижения. Основными целями разработки бизнес-плана являются:
- · приватизация объектов государственной и муниципальной собственности;
- · осуществление инвестиционных проектов;
- · реализация отдельных коммерческих операций;
- · эмиссия ценных бумаг;
- · определение перспектив развития фирмы;
- · проведение реорганизационных мероприятий, применяемых для несостоятельных предприятий (банкротов);
- · финансовое оздоровление и выход из временного экономического кризиса.
Бизнес-план — это категория рыночного хозяйствования, он является проверенным инструментом повышения доходности предприятий в условиях конкуренции и свободного предпринимательства. Хорошо составленный, научно-обоснованный бизнес-план необходим многим участникам коммерческого дела: учредителям-собственникам, партнерам и смежникам, инвесторам, банкам, административным органам и другим структурам.
Всем участникам бизнес-план дает необходимую информацию для анализа и оценки предпринимательства с точки зрения его разумности, реалистичности, перспективности и результативности.
Таким образом, бизнес-план разрабатывается для обоснования цели нового дела и путей ее достижения. Бизнес-план используется как основной документ для обоснования инвестиций и привлечения инвесторов, использования различных видов финансирования, найма квалифицированного управленческого и технического персонала.
Как правило, бизнес-план включает следующие разделы: резюме, предмет и цели деятельности, отрасль и создаваемая фирма, описание товара или услуги, оценку рынка сбыта, анализ конкурентов, стратегию маркетинга, производственный и организационный планы, оценку риска и страхование, финансовый план и стратегию финансирования.
Бизнес-план обычно составляется на 2−3 года.
- 1.Резюме: объем раздела 3−4 страницы. Это важнейший раздел бизнес-плана, в котором указывается цель производства, новизна и отличие предлагаемой к производству продукции от продукции конкурентов. Указываются намечаемые рынки сбыта и дается прогноз предполагаемых объемов продаж. В этом разделе указываются основные результаты расчетов: выручка от реализации продукции; затраты на производство и реализацию продукции, работ, услуг; финансовые результаты (это балансовая и чистая прибыль); рентабельность продукции; рентабельность продаж; рентабельность активов предприятия. Приводятся результаты оценки эффективности инвестиций: объем инвестиций, чистый дисконтированный доход, индекс доходности, срок окупаемости инвестиций и внутренняя норма доходности проекта. На основе этих расчетов обосновывается требуемый размер кредита и сроки его возврата.
- 2. Предмет и цели деятельности. В этом разделе определяется миссия бизнеса и пути ее достижения. Излагается концепция бизнеса — это общее представление о намечаемом бизнесе и тех целях, которые ставит перед собой предприниматель.
- 3. Отрасль и создаваемая фирма. Дается картина современного состояния и перспектив развития отрасли промышленности, в которой реализуется проект. Рассматривается структура отрасли, емкость рынка сбыта, тенденции его роста и основные конкуренты. Все оценки должны быть конкретными. Дается оценка вероятности появления новых потребителей предлагаемой к производству продукции, конкурентов или, наоборот, исчезновения последних, т. е. любых тенденций и факторов, которые могут позитивно или негативно повлиять на реализацию проекта. В отношении создаваемой фирмы указывается организационно-правовая форма предприятия; разрабатываются основные документы, регулирующие будущую деятельность фирмы, возможные перспективы изменения правового статуса с обоснованием причин.
- 4.Товар (услуги). В этом разделе дается описание продукта (услуг). При описании указываются потребительские свойства продукции, существенные отличия от товаров конкурентов, степень защищенности патентами, авторскими свидетельствами, наличие сертификации качества продукции, безопасность и экологичность, условия поставки и упаковка. Дается наглядное изображение товара. В этом же разделе дается прогноз цены и затрат, которые потребуются при производстве. По сложным техническим изделиям описывается организация сервиса, гарантии.
- 5. Оценка рынка сбыта. Эта важнейшая часть бизнес-плана основывается на комплексном исследовании рынка и требует сбора и обработки большого объема информации, отражающей конъюнктуру рынка. Приводятся результаты сегментирования рынка и обоснования сегмента, на который будет работать предприятие. Рекомендуемый объем раздела 5−6 страниц. Основная цель — определить и обосновать ту нишу, в которой найдет покупателя планируемый к производству товар.
- 6. Конкуренция и конкурентное преимущество. В этом разделе плана необходимо определить крупнейших конкурентов — производителей аналогичной продукции, оценить объем их продаж, доходы, перспективы внедрения новых моделей и новых технологий, основные характеристики, уровень качества и дизайн основной продукции. Дается характеристика цен конкурентов.
- 7. Стратегия маркетинга. План маркетинга включает решение таких проблем, как цели и стратегии маркетинга, схема распространения товаров, ценообразование, реклама, методы стимулирования продаж, организация послепродажного обслуживания, формирование общественного мнения о фирме и товарах — public relations (паблик-рилейшнз). В этом разделе на основе выбранного метода ценообразования рассчитывается цена товара (услуг).
- 8. План производства. Главная задача раздела — подтвердить расчетами, что предприятие в состоянии реально производить необходимое количество товаров в нужные сроки и требуемого качества.
В плане указывается, на каких производственных мощностях будет развертываться изготовление товаров — на действующих или вновь создаваемых. Рассчитывается потребность и определяются поставщики оборудования, инструмента, сырья, материалов, комплектующих изделий, условия поставки по цене, качеству и количеству. При расчете производственной мощности определяется вид и тип требуемого оборудования.
В этом разделе описываются техника и технология производства; технологический цикл производства и реализации продукции, работ, услуг; производственные площади и помещения; предполагаемые транспорт и связь; энергетическое и инженерное обеспечение; экологичность и безопасность производства.
В разделе рассчитывается объем производства и реализации продукции в натуральном выражении. На основе цен, рассчитанных в плане маркетинга, осуществляется расчет товарной, валовой и реализованной продукции. В итоге формируется план производства и реализации продукции.
Рассчитывается потребность в трудовых ресурсах и фонд заработной платы. В итоге составляется план персонала и оплаты труда.
Рассчитываются смета затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) и калькуляции себестоимости всех видов продукции. В итоге формируется план себестоимости продукции.
9. Управление и персонал (организационный план). В этом разделе описывается система управления предприятием. Целевой функцией организации управления является принятие решений и их реализация. Формируется организационная структура управления производством, описываются права и обязанности руководителей фирмы, должностных лиц и отделов, описываются инвесторы фирмы, количество принадлежащих им акций.
Описываются условия найма ключевых сотрудников, указываются ограничения на приобретение акций и вложение капитала, описывается система опционов и премиальных выплат.
В разделе «Персонал» указывается потребность в ключевых работниках. Составляется квалификационная матрица по видам работ и для работ на внешнем рынке, разрабатывается политика в отношении персонала, указывается величина заработной платы рабочих и служащих и составляется штатное расписание.
10. Оценка риска и страхование. Основная задача раздела — предугадать все типы рисков, с которыми можно столкнуться, источники этих рисков и момент их возникновения. Затем разрабатываются меры по сокращению этих рисков и минимизации потерь, которые могут возникнуть. Эти меры могут быть организационного характера, т. е. предусматривать дублирование тех или иных организационно-управленческих решений, например, смену поставщиков, способов доставки сырья и т. п. и предусматривать программу страхования от рисков.
Виды рисков:
Производственный риск: банкротство партнера по поставкам сырья, материалов, оборудования и др.
Экспортный риск: импортер оказался неплатежеспособным и отказывается удовлетворить гарантийные требования экспортера или в результате некоторых мер страны-импортера становится невозможным удовлетворение финансовых требований экспортера.
Валютный риск: это потери, которые может понести экспортер в результате изменения валютных курсов.
Бизнес-риск — ошибка в бизнес-идее, в выборе производимого товара и покупателя. Существует три подхода в выборе бизнес-идеи:
- а) найти конкурентную потребность, которая не удовлетворяется рынком;
- б) найти потребность, которая удовлетворяется рынком, но вы можете ее удовлетворить лучше;
- в) можно произвести товары и услуги, на которые потребности не существуют, но ее можно сформировать. Это занятие для крупных фирм, располагающих крупным капиталом, но не для мелких предпринимателей.
Риск репутаций.
Финансовый риск — это неплатежеспособность клиентов, уменьшение спроса на продукцию и уменьшение объемов договорных работ, изменение налогового законодательства в сторону увеличения налогов.
Политический риск — западные фирмы не вкладывают инвестиции в экономику стран с политической нестабильностью.
11. Финансовый план. Финансовый план в стоимостном выражении обобщает результаты принятых решений по предыдущим разделам плана. Финансовый план предприятия или проекта включает:
— прогноз объемов реализации продукции;
— план прибылей и убытков или план финансовых результатов;
— баланс доходов и расходов;
— план движения денежных средств;
— прогнозный баланс активов и пассивов предприятия;
— график достижения безубыточности; расчет критического объема продаж и критического объема реализованной продукции; расчет запаса финансовой прочности, источники финансирования и выплат.
Прогноз объемов реализации продукции дает представление о доле рынка, которая будет охвачена выпускаемой продукцией.
План прибылей и убытков показывает выручку от реализации продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей); себестоимость проданных товаров, продукции, работ и услуг; коммерческие и управленческие расходы; прибыль от продаж; внереализационные доходы и расходы; налоги, относимые на финансовый результат деятельности предприятия; налог на прибыль; на чистую прибыль.
Баланс доходов и расходов включает:
- — доходы и поступления денежных средств показываются в левой части бюджета и включают: выручку от реализации продукции (работ, услуг); прибыль от прочей реализации; внереализационные доходы; ремонтный фонд; прирост устойчивых пассивов; амортизационные отчисления; средства спонсоров; мобилизация (+), иммобилизация (-) оборотных средств и др.;
- — расходы и отчисления денежных средств показываются в правой части бюджета и включают: реальные и финансовые инвестиции; затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг); внереализационные расходы; расходы из прибыли на производственно-техническое развитие и выплаты социального характера; отчисления во внебюджетные фонды и др.;
- — кредитные взаимоотношения: в левой части бюджета показываются кредиты и займы, а в правой части бюджета — выплаты по кредитам и выплаты процентов за кредит;
- — взаимоотношения с бюджетом: в левой части показываются ассигнования из бюджета, а в правой части — платежи и налоги в бюджет.
Сводный баланс активов и пассивов предприятия составляется на начало и конец первого года осуществления проекта.
Целью составления бизнес-плана предприятия или проекта является оптимизация прибыли и формирование гибкого механизма управления затратами. Главная факторная цепочка, формирующая прибыль, представляется схемой:
Затраты—-" объем производства —-" прибыль.
Составляющие этой схемы при планировании должны находиться под постоянным вниманием и контролем. Это осуществляется с помощью системы «директ-костинг», основные положения которой изложены А. Д. Шереметом и Р. С. Сайфулиным в работе [61].
Особенности системы «директ-костинг»:
1. Разделение затрат на постоянные и переменные; постоянных — на полезные и бесполезные, а переменных — на дегрессивные, пропорциональные и прогрессивные.
Разделение переменных затрат на дегрессивные, пропорциональные и прогрессивные осуществляется на основе расчета коэффициента реагирования затрат на изменение объема производства К:
где ?C — темп прироста затрат за период, %;
?Q — темп прироста объема производства за период, %.
В зависимости от значения коэффициента реагирования выделяют затраты, представленные в таблице 1.2.
Таблица 1.2 — Виды затрат.
Значение коэффициента реагирования затрат. | Виды затрат. |
К=0. 0 < К < 1. К=1. К > 1. | Постоянные Дегрессивные Пропорциональные Прогрессивные. |
Постоянные затраты складываются из суммы полезных и бесполезных затрат:
. (1.2).
Величина полезных и бесполезных затрат исчисляется на основе данных о максимально возможном (Qmax) и фактическом объеме производимой продукции (Qф) [61]:
. (1.4).
2. Соединение производственного и финансового планирования. Основная модель планирования прибыли выглядит следующим образом:
Объем реализованной продукции 2300.
Переменные затраты 1500.
Маржинальный доход 800.
Постоянные затраты 500.
Прибыль от продаж 300.
Маржинальный доход представляет собой, с одной стороны, разность между выручкой от реализации продукции и переменными затратами, а с другой стороны, — сумму постоянных затрат и прибыли.
3. Экономико-математическое и графическое прогнозирование прибыли. Объем реализации продукции (Р) связан с себестоимостью продукции © и прибылью от реализации (П) следующим соотношением: Р= С+П.
Если предприятие работает прибыльно, то значение П > 0, если убыточно, то П < 0. Если П=0, то нет ни прибыли, ни убытка и объем реализованной продукции равен затратам. Точка перехода от убыточного состояния к прибыльному (П=0) называется критической точкой. График достижения безубыточности представлен на рис. 1.6.
Объем производства продукции, соответствующий критической точке, называется критическим.
Если выручку от реализации продукции представить как произведение цены единицы изделия (Ц) и количества проданных единиц (Q), то для критического объема производства продукции получим уравнение:
(1.5).
где Сп — постоянные расходы на весь объем производства продукции;
Сv — переменные расходы в расчете на единицу продукции.
На основе этого уравнения планируют следующие показатели:
Критический объем производства продукции Qк:
(1.6).
откуда:
где d — маржинальный доход на единицу продукции.
Критический объем реализованной продукции Рк.
Умножив левую и правую части уравнения 1.7 на цену Ц, получим формулу:
из уравнения (1.8) определяется критический объем реализованной продукции Рк:
где М — маржинальный доход;
Q — фактический объем продаж в натуральном выражении;
Р — фактическая выручка от продаж продукции.
Порог рентабельности — это выручка от реализации продукции в критической точке, которая определяется отношением общей суммы постоянных затрат к доле маржинального дохода в выручке от реализации продукции.
Критический уровень постоянных затрат Сп.
Объем реализованной продукции для критической точки:
.
откуда:
. (1.10).
Критическая цена реализации Ц рассчитывается исходя из заданного объема реализации Рк и уровня постоянных и переменных затрат в расчете на единицу продукции.
Из уравнения критическая цена реализации Ц:
. (1.11).
12. Оценка эффективности проекта и стратегия финансирования. Этот раздел плана определяет величину и источники получения средств для реализации инвестиционного проекта. Рассчитываются показатели эффективности инвестиций: чистый дисконтированный доход, индекс доходности, срок окупаемости инвестиций и внутренняя норма доходности проекта. Производится оценка финансового положения и перспектив развития предприятия, оценка платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия.