Обучение школьников приемам решения текстовых арифметических задач
150 = 4 (ч) — время движения до встречи. С помощью движения рук, выясняем: 50 = 150 (км/ч) — скорость сближения. Движение в разных направлениях. Б. скорость находится разностью; Движение в одном направлении. 3 = 2 (км/ч) — скорость удаления. Записываем решение задачи. Скорость сближения. Скорость удаления. Ответ: через 4 часа. Ответ: 4 км. V1 — v2 (v1 v2). Таблица 1. Решение: Решение: V1 + v2. V1… Читать ещё >
Обучение школьников приемам решения текстовых арифметических задач (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Обучение методам решения текстовых задач провожу системно, при изучении каждой темы школьного курса.
Решение задач на совместное движение
Начиная с 5-го класса, ученики часто встречаются с этими задачами. Еще в начальной школе учащимся дается понятие «общей скорости». В результате у них формируются не совсем правильные представления о скорости сближения и скорости удаления (данной терминологии в начальной школе нет).Чаще всего, решая задачу, учащиеся находят сумму. Начинать решать эти задачи лучше всего с введения понятий: «скорость сближения», «скорость удаления». Для наглядности можно использовать движение рук, объясняя, что тела могут двигаться и в одном направлении. и в разном. В обоих случаях может быть и скорость сближения и скорость удаления, но в разных случаях они находятся по-разному. После этого ученики записывают следующую таблицу:
Таблица 1.
Методы нахождения скорости сближения и скорости удаления.
Движение в одном направлении. | Движение в разных направлениях. | |
Скорость удаления. | V1 V2. | V1 V2. |
Скорость сближения. | V1 V2. | V1 V2. |
V1 — V2 (V1 V2). | V1 + V2. |
При разборе задачи даются следующие вопросы.
- 1. С помощью движения рук выясняем, как двигаются тела относительно друг друга (в одном направлении, в разных).
- 2. Выясняем, каким действием находится скорость (сложением, вычитанием).
- 3. Определяем, какая это скорость (сближения, удаления).
Записываем решение задачи.
Пример № 1. Из городов, А и В, расстояние между которыми 600 км, одновременно, навстречу друг другу вышли грузовая и легковая машины. Скорость легковой 100 км/ч, а грузовой — 50 км/ч. Через сколько часов они встретятся?
Учащиеся движением рук показывают, как движутся машины и делают следующие выводы:
а. машины движутся в разных направлениях;
б. скорость будет находиться сложением;
в. так как они движутся навстречу друг другу, то это скорость сближения.
Решение:
- 1. 100 + 50 = 150 (км/ч) — скорость сближения.
- 2. 600: 150 = 4 (ч) — время движения до встречи.
Ответ: через 4 часа.
Пример № 2. Мужчина и мальчик вышли из дома на дачу одновременно и идут одной и той же дорогой. Скорость мужчины 5км/ч, а скорость мальчика 3км/ч. Какое расстояние будет между ними через 3 часа?
С помощью движения рук, выясняем:
а. мальчик и мужчина движутся в одном направлении;
б. скорость находится разностью;
в. мужчина идет быстрее, т. е., удаляется от мальчика (скорость удаления).
Решение:
- 1. 5 — 3 = 2 (км/ч) — скорость удаления.
- 2. 2*2 = 4 (км/ч) — расстояние между мужчиной и мальчиком через 2 часа
Ответ: 4 км.