Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Содержательные теории мотивации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Кроме того, Маслоу разделил пять перечисленных выше групп потребностей на две категории — потребности низшего и высшего уровня или первичные и вторичные. Потребности первых двух групп (физиологические и потребности в безопасности и защищенности) были отнесены к категории потребностей низшего уровня, а трех следующих групп (социальные потребности, потребности в уважении и самореализации… Читать ещё >

Содержательные теории мотивации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Теория иерархии потребностей А. Маслоу

Одним из первых бихевиористов (от анг. behaviour — поведение), посвятивших свое исследование «Теория человеческой мотивации» (1943 г.) выяснению того, каким образом можно мотивировать поведение людей в зависимости от степени удовлетворения человеческих потребностей, был американский психолог Абрахам Маслоу.

Согласно теории А. Маслоу все разнообразные человеческие потребности можно разделить на пять основных групп:

  • 1. Базовые физиологические потребности человека, включающие потребность в еде, воде, воздухе, жилище, одежде, сне и сексе. Их еще называют витальными потребностями.
  • 2. Потребности в безопасности и защищенности (их еще называют экзистенциальными потребностями) включают потребности в безопасном физическом и психологическом окружении (отсутствие непосредственных угроз жизни и здоровью) и уверенность в том, что базовые потребности будут удовлетворены в будущем (отсутствие угроз экономическому положению).
  • 3. Социальные потребности или потребности в причастности — потребности в общении, принадлежности к определенной социальной группе, любви (но не в смысле секса), привязанности и поддержки.
  • 4. Потребности в уважении, включающие как самоуважение, так и уважение со стороны других людей. Эти потребности связаны с желанием иметь положительный имидж, пользоваться вниманием, уважением и признанием других людей.
  • 5. Потребности в самореализации. Высший уровень потребностей, ассоциирующийся со стремлением человека к личностному росту, самовыражению и полной самореализации.

Согласно теории А. Маслоу потребности представляют собой строгую иерархию, так как вначале должны быть удовлетворены потребности, находящиеся на более низких уровнях иерархии, а затем — более высоких. А. Маслоу установил, что человек испытывает одновременно потребности различных уровней, но всегда потребности какого-то одного уровня будут доминировать. Согласно теории А. Маслоу движет человеком не сама потребность, а ее неудовлетворенность. Кроме того, следует иметь в виду, что ни одну потребность полностью удовлетворить нельзя, но даже потребность, удовлетворенная только в основном, больше не мотивирует поведение человека. Так, люди, как правило, стремятся установить контакты и быть принятыми важным для них сообществом, если даже их физиологические потребности и потребности в безопасности еще не будут полностью удовлетворены.

Человек будет стремиться к удовлетворению наиболее важной или сильной для него именно в данный момент времени потребности. Потребность следующего уровня станет играть роль наиболее мощного мотивирующего фактора в поведении человека только после того, как будет удовлетворена потребность, находящаяся на более низком уровне иерархии. Таким образом, индивид продвигается вверх по иерархической лестнице потребностей. Процесс мотивации поведения человека через удовлетворение его потребностей бесконечен, так как практически невозможно полностью удовлетворена потребность в самовыражении в связи с развитием человека как личности и расширением его потенциальных возможностей.

Естественный вывод, вытекающий из классификации А. Маслоу, состоит в том, что в эпоху экономического процветания потребности низшего уровня у сотрудников, работающих в организациях на постоянной основе, в основном удовлетворены.

Кроме того, Маслоу разделил пять перечисленных выше групп потребностей на две категории — потребности низшего и высшего уровня или первичные и вторичные. Потребности первых двух групп (физиологические и потребности в безопасности и защищенности) были отнесены к категории потребностей низшего уровня, а трех следующих групп (социальные потребности, потребности в уважении и самореализации) — к потребностям высшего уровня (рис. 8.2). Такое разграничение опиралось на предположение о том, что потребности второй категории удовлетворяются внутренне, а потребности первой — в основном извне.

В 1960;1970;х годах теория иерархии человеческих потребностей А. Маслоу получила широкое признание, особенно среди менеджеров-практиков. Причиной стала, по всей вероятности, ее интуитивная логичность и простота. Для руководителей различного уровня стало понятым, что мотивация людей в значительной степени зависит от наличия у них разнообразных потребностей. При этом для мотивирования конкретного человека необходимо определить, на какой ступени иерархической лестницы потребностей находится данное лицо, какие активные потребности движут им и сосредоточить усилия на предоставлении возможности удовлетворить его важнейшие потребности. При этом необходимо учитывать, что со временем потребности меняются и мотивация, которая была эффективной в данном случае, в будущем таковой может и не быть.

В табл. 8.3 в сводном виде перечислены те способы, которые может использовать организация для удовлетворения различных потребностей своих работников.

Таблица 8.3. Способы удовлетворения организацией потребностей различного уровня.

Физиологические потребности.

Необходимо обеспечить работнику гарантированный минимум заработной платы Должны быть созданы благоприятные условия труда, удобное рабочее место.

Потребности в безопасности и защищенности.

Необходимо обеспечить работнику оплату труда выше прожиточного минимума Должны быть созданы безопасные условия труда Работнику должны быть предоставлены гарантии сохранения рабочего места Должна быть создана ясная и надежная система социального страхования Работнику должны быть предоставлены гарантии медицинского обслуживания Работнику должны быть предоставлены гарантии пенсионного обеспечения В организации должны применяться ясные и справедливые правила регулирования деятельности персонала Руководители не должны использовать данных работников в ситуациях с высоким уровнем риска и неопределенности.

Социальные потребности.

Должны быть созданы условия для общения сотрудников на работе Должны использоваться групповые формы организации труда Должны проводиться групповые мероприятия.

Должны проводиться периодические совещания с подчиненными.

На рабочих местах должен быть создан дух единой команды.

Должны поддерживаться неформальные группы, если они не действуют в противовес формальной организации.

Потребности в уважении.

Необходимо предлагать подчиненным более содержательную работу Должна быть обеспечена положительная обратная связь с достигнутыми работниками результатами.

Должна быть создана система официального признания заслуг сотрудников, в т. ч. путем присвоения различных титулов, званий, вручения почетных наград, публикации в прессе, упоминания в публичных выступлениях руководства и др.

Подчиненные должны привлекаться к формулировке целей и выработке решений Подчиненным должны делегироваться дополнительные права и полномочия Подчиненные должны продвигаться по служебной лестнице.

В организации должны быть созданы условия для повышения уровня компетентности сотрудников, в т. ч. путем обучения и переподготовки.

Потребности в самореализации.

Необходимо давать работникам сложную и важную работу, требующую от них полной отдачи Необходимо привлекать сотрудников к работе требующей творчества, изобретательности и созидательности Необходимо давать сотрудникам оригинальные задания, позволяющие претворить в жизнь их способности Необходимо предоставлять работникам большую свободу в выборе средств решения поставленных задач Подчиненным должны быть обеспечены возможности для полного использования их потенциала.

Таким образом, теория иерархии человеческих потребностей по А. Маслоу стала весьма полезным инструментом мотивации сотрудников в процессе их трудовой деятельности. Однако, А. Маслоу не предоставил никакого эмпирического обоснования своей теории, а последующие экспериментальные исследования подтвердили ее далеко не полностью.

Критиками данной теории утверждается, что:

по-видимому, не является справедливым положение о том, структура потребностей имеет пятиуровневую иерархию, и удовлетворение какой-либо одной потребности не приводит к тому, что фактором мотивации деятельности человека автоматически становятся потребности следующего уровня;

не удалось учесть индивидуальные отличия людей, когда один человек может быть более всего заинтересован в безопасности и уверенности в будущем, а поведение другого будет, прежде всего, определяться потребностью в самовыражении;

в теории А. Маслоу не учтена специфика пирамиды потребностей для разных социальных слоев обществ. Существует мнение, что данная теория учитывает не общество в целом, а скорее категорию людей с низкими доходами, так как их первичные потребности в пище и жилье слабо удовлетворены. Для среднего класса актуальны потребности второго, третьего и четвертого уровней, но не актуальны потребности первого и пятого уровней. Для класса богатых, куда входят топ менеджеры и капиталисты, очень сильна потребность в самовыражении, так как бизнес — это, прежде всего, способ творческого самовыражения, самореализации. Что касается других уровней потребностей, то, получая высокие доходы, они давно удовлетворили потребности низшего уровня, а актуальность потребностей среднего уровня для них невелика потому, что они, как правило, работают индивидуально, а не в команде.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой