Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Механизмы использования результатов профессионально-общественной аккредитации при осуществлении государственной аккредитации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Принципиальные отличия целей профессионально-общественной аккредитации (повышение качества подготовки в образовательных организациях, увеличение роли профессионального сообщества в проектировании и совершенствовании образовательных программ, изменение места и роли образовательной организации в образовательном и социальном пространстве) от государственной аккредитации (государственный контроль… Читать ещё >

Механизмы использования результатов профессионально-общественной аккредитации при осуществлении государственной аккредитации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Критериальный анализ государственной и профессионально-общественной аккредитации

Государственная аккредитация является обязательной контрольной процедурой органов государственной власти согласно действующему законодательству Российской Федерации. Она направлена на выявление соответствия образовательных программ требованиям федеральных государственных образовательных стандартов и включает следующие критерии оценки качества:

Содержание образовательной программы. Сформированность компетенций выпускников, сформулированных в ФГОС ВО по направлениям подготовки.

Профессорско-преподавательский состав (соответствие ППС квалификационным характеристикам, остепененность преподавателей).

Научная деятельность ППС (публикационная активность, проведение научных исследований).

Материально-техническое обеспечение программы.

Библиотечный фонд.

Информационные ресурсы, информационно-образовательная среда, дистанционные образовательные технологии.

Финансовая обеспеченность.

Данные критерии легко ложатся на структурные части, составляющие содержание федеральных государственных образовательных стандартов. Очевидно, что по сравнению с профессионально-общественной аккредитацией, отсутствуют точки сопряжения с профессиональной сферой, несущественную роль играет система выстраивания менеджмента программы, нивелированы показатели участия заинтересованных сторон в разработке и модернизации образовательной программы.

В силу того, что главная цель государственной аккредитации — выявление соответствия образовательной программы требованиям ФГОС ВО, основной задачей экспертов является проверка и подтверждение наличия / отсутствия документов, (не) соблюдения нормативов, сверка показателей. В конечном счете, игнорирование содержательных аспектов приводит к одностороннему анализу образовательной программы. Экспертами не учитываются основы, составляющие суть программы: кому и зачем она нужна, насколько соответствует требованиям рынка труда и востребована в современной жизни.

В отличие от государственной, независимая профессионально-общественная аккредитация проводится с целью повышения качества подготовки выпускников профессиональными агентствами и экспертными организациями для выявления принципиальных особенностей, сильных сторон и выигрышных позиций конкретной образовательной программы по сравнению с другими.

Профессионально-общественная аккредитация не повторяет государственную экспертизу оценки качества, устанавливающую соответствие образовательной программы вуза требованиям ФГОС ВО, а развивает следующие направления повышения качества подготовки в образовательных организациях высшего образования. Можно выделить два основных направления воздействия: приоритетное и стратегическое. Приоритетное заточено под нахождение решений непосредственных проблем образовательной организации, а стратегическое спроецировано на выстраивание перспективы развития вуза.

Приоритетное направление:

расширение количества показателей и параметров оценивания деятельности образовательной организации и ее результатов;

активное взаимодействие вузов по конкретным направлениям подготовки с работодателями и локальными секторами рынка труда;

повышение имиджевых показателей и раскручивание бренда вуза;

расширение влияния образовательных технологий на содержание и качество осваиваемых программ дисциплин;

оценка и совершенствование организационной структуры вуза;

активное вовлечение обучающихся в проводимые в вузе научные исследования и усиление научной составляющей образовательной программы;

увеличение степени влияния профессиональных субъектов (выпускников, работодателей) на содержание и качество оказываемых образовательных услуг;

выбор образовательной организации высшего образования для обучения;

информационная открытость и достоверность сведений о деятельности образовательной организации;

систематизация, анализ и продвижение удачного опыта реализации образовательной программы.

Стратегическое направление:

усиление тенденции непрерывного совершенствования деятельности образовательных организаций;

создание или модернизация с целью увеличения степени эффективности работы системы менеджмента качества в образовательных организациях;

мониторинг целевой аудитории потребителей и активный поиск новых заказчиков образовательных услуг;

увеличение векторов интернационализации вуза и в качестве потенциальной цели изменение места образовательной организации в рейтингах и ранкингах национального и мирового масштаба;

знание и обязательный учет общественных интересов и потребностей современного рынка труда при проектировании новых образовательных программ.

Принципиальные отличия целей профессионально-общественной аккредитации (повышение качества подготовки в образовательных организациях, увеличение роли профессионального сообщества в проектировании и совершенствовании образовательных программ, изменение места и роли образовательной организации в образовательном и социальном пространстве) от государственной аккредитации (государственный контроль) предполагают использование особых установок и методов при формулировании критериев и требований, предъявляемых в процессе проведения профессионально-общественной аккредитационной экспертизы образовательной программы.

Важно отметить, что наряду со срезовой оценкой текущего положения образовательной программы, эксперты профессионально-общественной аккредитации выделяют достоинства и недостатки программы и дают рекомендации по дальнейшему улучшению и совершенствованию образовательной деятельности.

Очевидно, что основные направления деятельности образовательной организации, сопоставляемые как при проведении государственной аккредитации, так и при профессионально-общественной аккредитации, в основном пересекаются. Но серьезным образом отличается подходы в работе экспертов при проведении данных процедур.

Необходимо отметить, что профессионально-общественная аккредитация образовательных программ проводится экспертными организациями не только в вузах, имеющих свидетельство о государственной аккредитации, но и неаккредитованных.

Профессионально-общественная аккредитация предполагает, что по аккредитуемой образовательной программе (специальности или направлению подготовки) критериальные показатели превышают планку, установленную государственным органом власти (Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки) в качестве пороговой. Весомым аргументом является определение профессиональной состоятельности программы и ее рыночная адаптированность.

Если при прохождении государственной аккредитации выявленные недостатки и замечания экспертов по реализации образовательной деятельности по аккредитуемой программе могут компенсироваться за счет высоких достижений в других областях, то профессиональные эксперты оценивают программу в целом, все критерии работают на общую итоговую оценку. В данном контексте ключевую роль играет руководящий центр образовательной программы.

При проведении профессионально-общественной аккредитации эксперты различают два вида критериальных показателей (что несвойственно для работы комиссии Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки):

  • 1) метрические (фактические) показатели;
  • 2) экспертная оценка.

Важно отметить, что эксперты независимой профессионально-общественной аккредитации уделяют больше внимание на изменение показателей образовательной программы, ее динамику, а не статичные данные.

Метрические показатели замеряют наличие / отсутствие тех или иных данных по образовательной программе, оценка предполагает вынесение определенного решения эксперта по степени выраженности критерия в отношении оценки деятельности образовательной организации. Если сравнить долю оценочных показателей в общей системе экспертизы, то она будет чуть выше доли фактических показателей. Кроме того, эксперты используют так называемые смешанные критерии, где фактическая выраженность подтверждается (или опровергается) экспертной оценкой.

Подводя итоги аналитического рассмотрения критериев оценки качества государственной и профессионально-общественной экспертизы, мы можем сделать вывод, что, несмотря на сходство основных оцениваемых показателей (как при государственной аккредитации, так и при профессионально-общественной проводится анализ основных направлений деятельности образовательной организации), подход профессиональных экспертов более широк, объективен (в силу использования различных видов показателей и методов проведения замера), заточен под работодателя и направлен на совершенствование образовательных программ, их приближение к лучшим практикам.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой