Методика проведения экскурсий в природу по возрастным группам
Большое место должны занять игры и игровые приёмы с целью упражнения и закрепления полученных знаний, повышения интереса к природе. Во время экскурсии хорошо использовать чтение стихотворений, поговорки, загадки. Очень важно организовать самодеятельность детей, давая им поручения по сбору природного материала: листьев, плодов, цветов, ягод, грибов и пр. В конце экскурсии надо обобщить полученные… Читать ещё >
Методика проведения экскурсий в природу по возрастным группам (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Выделяют следующие виды экскурсий (исходя из содержания знаний, предлагаемых в ходе экскурсии детям): экскурсии в лес, парк, сквер, на водоём (т.е. на естественные объекты природы); на сельскохозяйственные объекты (на огород, на ферму, в плодовый сад).
Во время природоведческих экскурсий дети часто наблюдают труд людей, направленный на охрану и преобразование окружающей среды.
Содержание экскурсий в природу определено программой воспитания и обучения в детском саду. В соответствии с ней дошкольники должны усвоить разносторонние знания о животном мире, растительности, явлениях неживой природы. В программе подчеркивается, что в процессе непосредственного ознакомления детей с природой необходимо развивать у них наблюдательность, умение обнаруживать ближайшие причины наблюдаемых явлений, делать выводы.
Планирование экскурсий осуществляется с учетом сезонных изменений и местных условий. Воспитатель должен обеспечить ознакомление детей с наиболее яркими и интересными объектами растительного и животного мира, сезонными явлениями, видами сельскохозяйственного труда, характерными для данной местности.
Содержание знаний о природе, изложенное в программе воспитания и обучения в детском саду, раскрывается на экскурсиях, на других занятиях, а также на прогулках. Поэтому цели экскурсии могут быть различными. В одних случаях экскурсии проводятся для уточнения и обобщения представлений, полученных ранее.
Наблюдения целесообразно начинать с неживой природы, поскольку от нее зависят изменения в жизни растений, животных. Уже дети среднего дошкольного возраста могут установить связь между обилием солнечного света весной и началом пробуждения, роста и развития растений. Старшим дошкольникам доступно осознание и более сложных связей, не имеющих такого яркого внешнего выражения.
Экскурсии в природу дают возможность познакомить детей с особенностями растений и животных в разных природных условиях.
Знакомясь с жизнью растений, дети усваивают, что наличие влаги, тепла, света — общие условия, необходимые для их роста и развития. При этом на конкретных примерах следует подвести дошкольников к пониманию того, что потребность растительности разных ландшафтов в свете, влаге, тепле не одинакова: незабудки любят низкие заболоченные места, а иван-чай, напротив, растет на солнечных полянах.
Наблюдения на экскурсиях дают возможность раскрыть перед детьми, начиная со среднего дошкольного возраста, некоторые несложные биоценологические связи, действующие в растительных и животных сообществах того или иного ландшафта.
Наблюдения за животными также помогают раскрыть некоторые их связи с условиями существования.
Последовательное включение в содержание экскурсии наблюдений разнообразных ярких фактов, подводящих к пониманию того, что явления живой и неживой природы находятся в определенной взаимозависимости, помогает сформировать у детей элементарное представление об ее единстве и целостности.
Содержание экскурсий намечается таким образом, чтобы подготовить дошкольников к некоторым обобщениям накопленных представлений о животных, растениях, сезонных явлениях в живой и неживой природе, к образованию элементарных понятий (например, в средней группе их подводят к обобщению представлений об овощах, фруктах, хвойных деревьях, домашних животных).
С целью развития наблюдательности, любознательности, интереса к природе рекомендуется в содержание экскурсий включать такие знания и сведения, которые активизируют прошлый опыт детей, побуждают их к сравнению, сопоставлению. С этой целью дошкольников знакомят с растениями, показывающими время и предсказывающими погоду; с участием птиц и зверей в распространении семян деревьев, кустарников, трав; с насекомыми, которых приручил человек; с птицами, гнездящимися в земляных норах, на болотах, в камнях.
В старших группах следует включать материал, который не только дополняет ранее усвоенные знания, но и вступает в известное противоречие с ними. Например, дети знают, что осенью растения готовятся к зиме (сбрасывают листву, прекращают рост и цветение). Зима, а, следовательно, и ее характерный признак — снег у детей ассоциируются с холодом, морозом, которые губительно действуют на все живое. На экскурсиях целесообразно показать им, что растения готовятся не только к зиме, но и к будущей весне, закладываются почки на ветках деревьев и кустов, у многих травянистых растений образуются бутоны, из которых весной появятся листья, цветы. Таким образом, дошкольники подводятся к пониманию явлений, которые в какой-то мере противоречат прошлым представлениям: оказывается, что холод — одно из условий дальнейшего развития многих растений, а снежный покров защищает их от холода, а также служит теплой постелью для зайцев, тетеревов, глухарей.
Включение знаний, которые активизируют прошлый опыт детей, приходят с ним в столкновение, противоречие, способствует повышению продуктивности мышления, развитию познавательных интересов.
Для того чтобы расширить, углубить, обобщить представления дошкольников о знакомом объекте, явлении, раскрыть его новые качества, свойства, характеризующие процесс изменения, развития, организуются повторные экскурсии в разные времена года, а часто и несколько раз в течение одного сезона. Многократно проводятся, например, экскурсии в лес, парк, на водоем, в поле.
Цикл повторных экскурсий проводится по усмотрению воспитателя на отдельные объекты, наиболее интересные для данной местности. Причем важно правильно определить сроки проведения, так как от этого зависит их познавательная насыщенность: повторные наблюдения целесообразно организовывать в тот период, когда наиболее ярко выражены характерные особенности, качественные изменения того или иного предмета, явления.
Структура экскурсий:
- 1. Подготовка воспитателя к экскурсии.
- а) Определение цели и отбор программного содержания.
Прежде всего, воспитатель должен определить цель экскурсии и продумать программное содержание. Обилие и быстрая смена впечатлений на экскурсии требует особенно четкого отбора познавательного материала и определения воспитательных задач. Каждый воспитатель должен конкретизировать программные указания в соответствии с местными природными условиями.
б) Выбор места экскурсии.
В зависимости от цели и программного материала выбирается место экскурсии. При определении расстояния до места экскурсии следует исходить в первую очередь из физических возможностей детей, а также учитывать особенности дороги, возможность организации отдыха на месте, время года и состояние погоды.
2. Подготовка детей к экскурсии.
В целях успешного проведения экскурсии воспитатель заранее проводит беседу с детьми, во время которой сообщает, куда они пойдут, зачем, что будут смотреть, что должны собрать. Выясняется объём представлений, имеющихся у детей о тех объектах и явлениях, с которыми они будут знакомиться на экскурсии.
3. Подготовка экскурсионного снаряжения.
Методы и приёмы проведения экскурсии должны обеспечить действенное ознакомление с природой, активизировать мышление, память детей.
На экскурсиях используются разнообразные методы и приёмы. Прежде всего — это показ различных объектов и в связи с ним пояснение или объяснение воспитателя, короткая беседа о том, что дети наблюдают.
Особенно важно продумать вопросы, которые должны помочь детям выделить главное, установить связь и причину явлений, оживить имеющиеся представления. Для того чтобы дети получили более полное представление об объектах, надо привлекать разные анализаторы: посмотреть, послушать, потрогать, понюхать, иногда попробовать на вкус. Сравнивать явления и объекты природы нужно и по памяти: как было и что изменилось (например, во время зимней экскурсии вспомнить, какой был парк осенью.
Большое место должны занять игры и игровые приёмы с целью упражнения и закрепления полученных знаний, повышения интереса к природе. Во время экскурсии хорошо использовать чтение стихотворений, поговорки, загадки. Очень важно организовать самодеятельность детей, давая им поручения по сбору природного материала: листьев, плодов, цветов, ягод, грибов и пр. В конце экскурсии надо обобщить полученные детьми знания.
Младшая группа.
На первых прогулках следует выявить, с какими представлениями о природе пришёл каждый ребёнок в детский сад, а в дальнейшем приучать детей замечать доступные им явления и правильно называть их. С этой целью воспитатель разговаривает с детьми, использует игровые приёмы или даёт несложные поручения — принести зелёный или красный лист, показать дерево, добежать до клумбы и т. д.
Средняя группа.
В средней группе уже можно более широко использовать прогулки для повседневного ознакомления детей с природой, расширяя и уточняя уже имеющиеся у детей представления о сезонных явлениях. Основным местом прогулок является участок детского сада, но уже можно чаще выходить за пределы его — на улицу и в ближайший сад, лес или парк, а следовательно, показать детям большее разнообразие окружающей природы.
Старшая группа.
В старшей группе нужно ещё шире знакомить детей с разнообразием признаков осени и показать им не только некоторую последовательность в изменении жизни растений и животных, но и простейшую взаимосвязь явлений, причём надо предоставить детям большую самостоятельность, чем в средней группе. Наблюдения детей надо сочетать с активной деятельностью: трудом, играми, выполнением поручений и заданий воспитателя.
Работа после экскурсии.
Для закрепления и уточнения, полученных детьми представлении следует использовать повседневную работу в детском саду.
С этой целью могут быть проведены разнообразные занятия: беседа о том, что видели на экскурсии, рассматривание картин, чтение художественной литературы, рисование, лепка, дидактические игры с природным материалом, принесённым с экскурсий.
Дальнейшее уточнение и углубление представлений происходит также во время наблюдений и ухода за объектами, принесенными с экскурсий, в уголке природы и на участке, например, уход за пересаженными в уголок природы кустиками лесной земляники и пр.
Таким образом, воспитательно-образовательная работа с детьми не всегда ограничивается ближайшими после экскурсии днями, а нередко охватывает длительный период. Только в этом случае воспитатель исчерпает все большие педагогические возможности экскурсии с детьми в природу.