Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

«Формат» и «жанр»: соотношение понятий

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Отношение к жанрам и форматам в медиасреде весьма различно. Кто-то считает, что ничего нового с появлением понятия «формат» не появилось — возникло лишь другое, более простое слово. «Оно доступнее для массового сознания, чем классическое понятие „жанр“, которое уже перегружено всевозможными ассоциациями, смыслами». Р. Уильямс в книге «Телевидение. Технологии и структурная форма» утверждает, что… Читать ещё >

«Формат» и «жанр»: соотношение понятий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Что же шире: «жанр» или «формат»? В спорах о соотношении данных понятий до сих пор не поставлена точка. Приверженцы классической теории жанров считают подобные дискуссии антинаучными и непродуктивными. Их оппоненты не менее категоричны: жанр, заявляют они, — понятие устаревшее, не подходящее для описания современного телепроизводства.

По одной из версий (на основе теории «формульных жанров» Дж. Кавелти) жанр и формула — аспекты целостного литературного процесса. То же можно сказать о жанре и формате. Просто «жанр» связан, прежде всего, со смысловыми характеристиками программы, «формат» же определяют индустриальные характеристики: «упаковка» содержания, адаптация, способ распространения, стоимость и пр.

По другой версии, жанр — один из компонентов формата. О. Р. Лащук в качестве подтверждения этой точки зрения приводит параметры, определяющие формат того или иного медиа. Например, на радио формат станции проявляется в ее музыкальных особенностях, особенностях работы ведущего, новостных, информационных и рекламных выпусках. Лащук заключает, что в аудиовизуальных СМИ элементы, составляющие контент, могут быть созданы в соответствии с каким-либо жанром. А уже продолжительность, последовательность, количество, стиль подачи этих элементов будут определять формат. То же характерно и для печатных СМИ: рубрики, разделы заполняют материалами, подготовленными в соответствии с определенными жанрами. Но опять же: объем, последовательность, количество материалов, их расположение на полосе задают формат [Лащук 2010: 38].

И. Н. Кемарская также считает, что формат включает в себя жанровые признаки. Говоря о жанрах, пишет она, мы объединяем группы произведений в одну на основании их общности. Говоря о формате, мы подчеркиваем уникальность конкретного произведения, наличие признаков, характерных только для него [Кемарская 2010: с. 66−69].

Если говорить об объединяющих рассматриваемые понятия элементах, можно отметить, что и жанр, и формат выполняют схожие функции невербального диалога со зрителем. Жанр отражает представление автора о предмете, формат разрабатывается в соответствии с психологическими установками аудитории. «Формат — это своего рода рыночный договор между продюсером и зрителем… жанр — негласный договор между автором и зрительскими ожиданиями».

Основное различие между «жанром» и «форматом» проявляется в степени устойчивости их признаков: неизменных в жанре и вариативных в формате. Как отмечает А. А. Новикова, «телевизионные форматы постоянно находятся в состоянии переформатирования и заимствования признаков, приемов и методов воздействия из других зрелищных искусств», жанр же более статичен.

Отношение к жанрам и форматам в медиасреде весьма различно. Кто-то считает, что ничего нового с появлением понятия «формат» не появилось — возникло лишь другое, более простое слово. «Оно доступнее для массового сознания, чем классическое понятие „жанр“, которое уже перегружено всевозможными ассоциациями, смыслами». Р. Уильямс в книге «Телевидение. Технологии и структурная форма» утверждает, что значимость жанровых различий понижается: теперь гораздо важнее принадлежность к «формату».

Г. В. Лазутина же с уверенностью утверждает, что альтернативой понятию «жанр» понятие «формат» не является — равно как оно не может быть и альтернативой понятиям «тип издания», «род творчества», «канал коммуникации», «способ подачи». Оно вбирает в себя только определенную часть содержания данных понятий. Эта часть выступает в качестве меры соответствия какого-либо информационного продукта ключевым признакам, определяющим успех на информационном рынке той совокупности продуктов, с которой он соотносится [Лазутина 2010: 21].

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой