Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Теоретическая часть. 
Типологический анализ периодического издания на примере конкретного издания "Большой город"

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследователи отмечают, что важно выделить как минимум три составные части в совокупности типообразующих признаков в соответствии с приписыванием этим частям трех функциональных ролей. Первая часть играет роль прямых непосредственных характеристик изучаемого явления. Вторая часть описывает всевозможные условия его существования. И наконец, третья часть призвана объяснять существование различных… Читать ещё >

Теоретическая часть. Типологический анализ периодического издания на примере конкретного издания "Большой город" (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Невозможно адекватно выполнять работу, не имея понятия или просто не помня всех терминов. Для того, чтобы упростить поиск и анализ, эти термины нужно выделить из материала и собрать в одном месте. Все они строго соответствуют ГОСТ.

  • Ш Издание: (Ндп. название; экземпляр; публикация; тираж): Документ, предназначенный для распространения содержащейся в нем информации, прошедший редакционно-издательскую обработку, самостоятельно оформленный, имеющий выходные сведения.
  • Ш Вид издания: Группа изданий, выделенная на основе одного или нескольких отличительных признаков.
  • Ш Печатное издание: Издание, полученное печатанием или тиснением, полиграфически самостоятельно оформленное.
  • Ш Целевое назначение: Характеристика издания с точки зрения выполняемой им общественной функции.
  • Ш Характер информации: Комплекс признаков, отражающих жанровые и иные особенности произведения, содержащегося в издании.
  • Ш Периодичность: Характеристика регулярности выхода издания, определяемая числом его номеров или выпусков за определенный, строго фиксированный промежуток времени.
  • Ш Материальная конструкция издания: Исторически сложившаяся форма издания как предмета, которая характеризуется суммой издательских и полиграфических признаков, не зависящих от содержания издания.
  • Ш Оформление издания: Выражение содержания произведения и целевого назначения издания в единой и целостной композиции издания с помощью художественно осмысленных полиграфических средств.
  • Ш Типологические признаки — это свойства, показатели, составляю-щие внутреннюю структуру типа как модели.
  • Ш Типообразующие признаки — это признаки социального объекта, на основе которых их можно считать носителями различных типов изуча-емого явления. Определения и термины взяты из ГОСТ 7.60−2003

Среди исследователей типологии печати существовало два основных подхода при выделении главного типробразующего признака. Одни считали этим признаком характер аудитории издания, дру-гие — его целевое назначение Понятие «типообразующий признак» было выделено в качестве одного из основных понятий типологического анализа как исследовательской стратегии.

Исследователи отмечают, что важно выделить как минимум три составные части в совокупности типообразующих признаков в соответствии с приписыванием этим частям трех функциональных ролей. Первая часть играет роль прямых непосредственных характеристик изучаемого явления. Вторая часть описывает всевозможные условия его существования. И наконец, третья часть призвана объяснять существование различных типов этого явления в определенных условиях социальной действительности.

При изучении проблематики вопроса потребовалось вывить плюсы и минусы различных точек зрения специалистов. Это следующие авторы: кандидат филологических наук Марина Игоревна Шостак, профессор и кандидат филологических наук Александр Иванович Акопов, кандидат филологических наук Людмила Леонидовна Реснянская, кандидат исторических наук и доктор политических наук Сергеей Григорьевич Корконосенко.

Самой «общей» точкой зрения является работа М. И. Шостак. В её трудах чётко прослеживается мысль о том, что журнал тематически и аудиторно более сосредоточен, в отличие от газеты. Разумно будет полагать, что журнальная сфера периодической печати имеет свои собственные особенности моделей изданий, учитывает потребности и интересы аудитории. Следует обращать внимание на неоднородность аудитории подобной продукции как в социальном, и в возрастном отношении. Это вносить поправки в ее запросы, корректирует основные интересы. Бесспорны такие направления интересов, как профессиональные, социальные и личные (сюда входят рекреативные, эстетические, образовательные, коммерческие и т. д.).

Журналы различаются так:

  • Ш Социально-ориентированные (разная степень социальной включенности: нейтральные, сбалансированные, политизированные);
  • Ш Личностно-ориентированные.

Вполне можно выявить и другие закономерности:

Малый круг интересов:

  • Ш Частные интересы в сфере хозяйствования, повседневно-коммерческих забот;
  • Ш Приватные (здоровье, самообразование, досуг, хобби, мода, кулинария и пр.);
  • Ш Профессиональные.

Большой круг интересов:

  • Ш Духовные запросы;
  • Ш Социальные.

При изменениях в социуме журналы оперативно формируют новые типологические подгруппы. Ориентация на разные потребности и интересы аудитории является разным «целеполаганием» деятельности.

На современном этапе ведущие роли занимают следующие типы журнальной периодики:

  • Ш Деловая пресса;
  • Ш Научные журналы;
  • Ш Научно-публицистические и культурологические журналы;
  • Ш Научно-популярные и познавательные издания;
  • Ш Предметно-специализированные (профессиональные, хобби-журналы);
  • Ш Общественно-политические и новостные еженедельники;
  • Ш Справочно-рекомендательные и рекламные журналы;
  • Ш Журналы досуга;
  • Ш Журналы с особым адресом (пресса социальных групп: журналы для женщин, молодежные журналы, национальные издания, религиозная журнальная пресса);
  • Ш Издания смешанного типа.

Очень важно отличать региональные и общенациональные издания:

  • Ш Специализированные (издания «не для всех и не для каждого», рассчитанные на особые читательские группы). Диапазон информации варьируется с узкого до широкого.
  • Ш Массовые с узким диапазоном информации («для всех и каждого» — «но только о конкретном»). Предметно-специализированные, часто с объединяющей тематикой: здоровье, семья, автомобили, спорт, дом и сад, домашние животные, компьютер и пр.;
  • Ш Массовые с широким диапазоном информации («для всех и обо всем»). Как правило, в массе своей это некоторые научно-популярные, общеполитические, и так называемые «пестрые» издания прессы досуга;

Журналы различаются и по другим параметрам, например:

  • Ш По особенностям методов работы и «языка» (журналы научные, литературные, научно-популярные, «визуализированные», дайджесты и др.);
  • Ш По периодичности выхода. Аникина М. Е., Баранов В. В., Воронова О. А. и др. Типология периодической печати: Учеб. Пособие для студентов вузов / Под ред. М. В. Шкондина, Л. Л. Реснянской. — М.: Аспект Пресс, 2009 — с.80−82

По трудам М. И. Шостак другими существенными типологическими признаками являются такие характеристики журналов, как:

  • Ш Цель/Назначение (общественно-политические, литературно-художественные, публицистические, популярные, познавательные, научные, научно-практические, досуговые, справочно-рекомендательные и др.)
  • Ш Аудитория (особая, составляющая «группы специального интереса», профессионально ориентированная, массовая)
  • Ш Предметная среда (политика — культура — искусство — наука — производство — коммерция — досуг и приватная жизнь)

Критерий характера и содержания информации является ярким и точным, а содержание социально значимой информации, поставляемой журналами, разнообразно и полномерно, оно охватывает все области жизни знаний и жизни:

  • Ш Познавательная информация
  • Ш Новостная информация
  • Ш Справочно-рекомендательная информация
  • Ш Рекламная информация.
  • Ш Аналитическая информация

Основываясь на проведённом анализе изученного материала, по признакам, которые наиболее близки к журнальной области, предложенном М. И. Шостак: разумно выделить следующую типологическую классификацию:

  • Ш аудиторный фактор;
  • Ш характер информации;
  • Ш периодичность выпуска издания;
  • Ш постраничный объем;
  • Ш формат.

Данная типология действительно интересно и очень многогранна, но имеет свои неточности. Так же она немного перегружена фактами.

Работа А. И. Акопова является одним из наиболее авторитетных мнений в этой области. Она едва ли не эталонная и очень известная.

А. И. Акопов выводит 10 «основных типоформирующих признаков» на основании исследования советской научно-технической и русской журналистики:

  • Ш Издающий орган;
  • Ш Задачи и программа;
  • Ш Читательская аудитория;
  • Ш Авторский состав;
  • Ш Жанры публикаций;
  • Ш Рубрикация внутри журнала (внутренняя структура);
  • Ш Периодичность;
  • Ш Среднее количество учетно-издательских листов (объем одного номера);
  • Ш Оформление;
  • Ш Тираж (разовый одного экземпляра). Акопов А. И. Методика типологического исследования периодических изданий. Иркутск, 1985. С. 36

Каждый признак далее конкретизируется, так как разбивается на несколько других. Ни один признак не будет являться ведущим, так как они все взаимосвязаны. Признаки можно условно поделить на несколько групп:

  • Ш Непосредственно влияющие на тип издания, предопределяют его;
  • Ш Исходящие, зависящие от него;
  • Ш Являющиеся издательской характеристикой.

Данная типология суха, лаконична и очень информативна. Она очень полезна даже несмотря на то, что несколько устарела по причине «перевоплощения» Советского Союза в Российскую Федерацию, что повлекло за собой изменение соотношения видов журналов.

Работа, которую выполнила Людмила Леонидовна Реснянская, тоже крайне интересна. Атвор уделяет много внимания вопросу возникновения, становления и развития во времена СССР СМИ. Так Л. Л. Реснявская много рассказывает об истории их разнообразных реорганизаций вплоть до нашего времени. издатель журналистика тираж Л. Л. Реснянская отмечает два важнейших для центральных газет признака:

  • Ш Ареал распространения (совпадает с географическим пространством страны;
  • Ш Широкая зона информационного внимания (ориентированная на отражение всех сфер общественной жизни).

Для продуктивности типологического анализа его осуществление требует надежных статистических данных, позволяющих характеризовать структуру периодики, изучаемой номенклатуру типологической ниши и сегменты рынка общероссийских изданий Типология периодической печати: Учеб. Пособие для студентов вузов / М. Е. Аникина, В. В. Баранов, О. А. Воронова и др.; Под ред. М. В. Шкондина, Л. Л. Реснянской. — М.: Аспект Пресс, 2009 — с. 55.

Л. Л. Реснянская выделяет следующие формальные признаки в качестве основных:

  • Ш Начало выхода;
  • Ш Объем одного номера;
  • Ш Периодичность («низкая», два или один раз в неделю; «высокая», ежедневная, пять-четыре выпуска в неделю);
  • Ш Формат;
  • Ш Количество полос (вариативно или устойчиво);
  • Ш Ареал распространения;
  • Ш Тираж одного номера;
  • Ш Учредитель.

Работа Л. Л. Реснянской ценна тем, что автор не только провела исследования в области типологии, но и проследила трансформации в этой области, опираясь на более ранние труды коллег. Данную типологию можно считать одной из самых продуманных, полезных и удачных.

Самая обширная и сложная типология разработана С. Г. Корконосенко. Автор отмечает, что: «Наша задача сделать пестрый мир прессы понятным и познаваемым, структурировать его, а попутно через призму классификации проследить тенденции, которые определяют его динамику в современных условиях». Корконосенко С. Г. Основы журналистики: Учебник для студентов вузов — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2006. — С.109.

Немаловажен акцент на том, что типологические признаки носят не частный и не формальный характер, а типология Средств Массовой Информации находится в сильной зависимости от многих причин и факторов (внешних: технологических, социальных; и внутренних: журналистских).

Параметры типологизации по Корконосенко:

  • Ш По региону распространения:
  • Ш Местные (издания, выходящие в районах и городах областного подчинения;
  • Ш Региональные (издания, обслуживающие отдельные субъекты федерации);
  • Ш Национальные (синхронно расходятся по территории страны или по преобладающей ее части);
  • Ш Транснациональные (зона регулярного действия средства информации расширяется до международных масштабов);
  • Ш По учредителю:
  • Ш Негосударственные;
  • Ш Государственные;
  • Ш По аудитории:
  • Ш Универсальные;
  • Ш Специализированные (рассчитаны на аудиторию с более или менее четкими контурами). Группы:
  • Ш В первую входят социально-демографические характеристики: возраст, пол, национальность, место жительства, язык;
  • Ш Вторую группу составляют социально-профессиональные характеристики: род занятий, специализация, профессиональное положение и т. п.;
  • Ш В третьей социокультурные признаки: вероисповедание, образование, формы проведения досуга и др.;
  • Ш Четвертая группа представлена политико-идеологическими параметрами: взгляды, степень политической активности, пристрастия;
  • Ш Пятая группа учитывает потребительские характеристики: потребляемые товары и услуги, уровень доходов;
  • Ш В шестую группу входят психологические качества: особенности восприятия и усвоения материалов, мотивы выбора определенного СМИ, информационные интересы.
  • Ш По издательским характеристикам:
  • Ш Формат;
  • Ш Объем;
  • Ш Периодичность;
  • Ш Тираж;
  • Ш Техника производства;
  • Ш Легитимность:
  • Ш Нелегитимные (не получившие права на существование);
  • Ш Квазилегитимные (не запрещенные и не разрешенные законом);
  • Ш Легитимные;
  • Ш По содержательному наполнению:
  • Ш Качественная (солидная, элитарная). Качественной прессе свойственны аналитичность, взвешенность и справедливость оценок, спокойный тон публикаций, надежность фактов и мнений;
  • Ш Массовая (популярная) — печатные средства информации, в которых больше развлечения, нежели информации, они предназначены менее образованной части населения.

Данная типология крайне обширна, подробна и очень удачна: любое издание можно разобрать на составляющие части буквально по крупицам. Она позволяет посмотреть со всех сторон на издание, отметить все нюансы.

Имея «на вооружению всё полученную и отсортированную в этой части информацию, можно приступать к практической части.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой