Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Опытно-экспериментальная работа. 
Игровая деятельность, как средство в формировании эстетических чувств у детей среднего возраста на занятиях изобразительной деятельностью

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В начале занятия воспитатель с помощью игрового момента формирует действенный мотив изобразительной деятельности (рассказывает детям историю, вносит и обыгрывает игрушку). Определив мотив изобразительной деятельности, воспитатель показывает способ изобразительного действия. Он использует игровой прием — обыгрывание готового изображения. Целью обыгрывания в данной части занятия является… Читать ещё >

Опытно-экспериментальная работа. Игровая деятельность, как средство в формировании эстетических чувств у детей среднего возраста на занятиях изобразительной деятельностью (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Констатирующий эксперимент

В данной главе представлены результаты констатирующего этапа исследования и дан анализ уровня сформированности эстетических чувств в рисунке у детей средней группы ДОУ, проанализирована деятельность педагога по формированию эстетических чувств в рисунке у детей среднего дошкольного возраста с использованием игр и игровых упражнений.

Базой для проведения опытно-экспериментальной работы является МДОУ «Детский сад № 2». Исследование проводилось средней группе. В эксперименте участвовало 10 детей в возрасте 4-х лет. Для проведения констатирующего этапа эксперимента была выбрана тема занятия «Осенние листья по ветру летят». На каждом занятии по изобразительной деятельности у детей воспитывают интерес к рисованию, учат слушать указания взрослого, следить за наглядным показом и выполнять соответствующие действия, предложенные воспитателем.

Для наблюдаемой нами группы характерны быстрые переходы процесса изображения в игру, что свидетельствует о подвижности воображения и общей активности детей. Все дети любят рисовать, их интересует сам процесс рисования. Чтобы привлечь внимание к качеству рисунков воспитатель рассматривает их вместе с детьми. Замысел у детей еще очень прост, примитивен и неустойчив. Это скорее определение темы будущего рисунка. Процесс изображения сопровождается рассказом, который дополняет то, чего ребенок еще не может передать в рисунке. У некоторых детей (Илья П., Алена Т.) словесная характеристика преобладает над собственно изобразительной деятельностью и даже полностью заменяет ее при отсутствии контроля со стороны воспитателя. Дети уже имеют представление о том, что бывают предметы разной формы, величины и окраски.

Детей учат рисовать разные предметы, что вызывает у них живой эмоциональный отклик. Цвет в рисунке — наиболее яркое средство, привлекающее внимание детей, эмоционально воздействующее на их чувства). Тяготение детей к ярким чистым цветам придает их рисункам выразительность, праздничность, яркость, свежесть. Восприятие детьми пейзажа, натюрморта (в живописи), характерных по содержанию и выразительности графических рисунков, способствует формированию образности в их творчестве. «Поэтому при эстетическом воспитании главное внимание, уже начиная с раннего возраста, направлено на цвет как выразительное средство, с помощью которого можно передать настроение, свое отношение к изображаемому.

Детей учат различать и правильно называть основные цвета — красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый, но воспитатель не требует точной передачи цвета предмета и позволяет использовать цвет по своему желанию, кроме изображений некоторых предметов и явлений с характерной реальной окраской (зеленая травка, желтые цыплята, белый снег).

К высокому уровню относятся дети, в рисунках которых форма передана точно; если изображение сложное, то части расположены верно, пропорции предмета соблюдаются, соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов, передан реальный цвет предметов; ребенок выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами; может рисовать по самостоятельному замыслу. Эти дети составляют 30% (три человека).

К среднему уровню относятся 5 детей, что составляет 50% из всех экспериментируемых. В рисунках этих детей есть незначительные искажения формы, строения и пропорций изображаемого предмета, есть отступления от реальной окраски предметов; они хорошо освоили прямую линию, но не освоили кругообразное формообразующее движение, им требуется время от времени напоминать нужное движение, с вопросами к взрослому они обращаются редко.

Низкому уровню соответствуют дети, в рисунках которых наблюдаются значительные искажения формы предмета, части предмета расположены неверно, пропорции предмета не соблюдаются и цвет передан неверно; Быстро теряют интерес к рисованию на занятии, почти не добавляют свои детали к заданной форме; затрудняются рисовать по самостоятельному замыслу, не знают, что делать. Им необходима поддержка, постоянный контроль и стимулирование деятельности со стороны взрослого, сами они с вопросами ко взрослому не обращаются. Эти дети составляют 20% (два человека). Таким образом, констатирующий эксперимент выявил, что уровень развития изобразительных навыков и эстетических чувств данной группы средний. Результаты констатирующего эксперимента занесены в таблицу [Приложение 9].

В начале занятия воспитатель с помощью игрового момента формирует действенный мотив изобразительной деятельности (рассказывает детям историю, вносит и обыгрывает игрушку). Определив мотив изобразительной деятельности, воспитатель показывает способ изобразительного действия. Он использует игровой прием — обыгрывание готового изображения. Целью обыгрывания в данной части занятия является закрепление предложенного игрового мотива деятельности, предупреждение возможных ошибок, уточнение задания. В процессе выполнения задачи воспитатель игровые приемы не использует, чтобы не отвлекать детей.

В конце занятия воспитатель собирает рисунки на стенде и использует элементы игры-драматизации или сюжетно-ролевой игры для оценки результата работы и закрепления положительных эмоций у детей. После занятия малыши могут продолжить обыгрывать рисунок самостоятельно или совместно с воспитателем. Воспитатель предлагает совместно обыгрывать рисунок, дорисовывая какие-либо детали и развивая сюжетно-игровой замысел с помощью мелких игрушек, только тем детям, которые хорошо справляются с заданием на занятии по рисованию (детям с высоким уровнем развития изобразительной деятельности, с хорошо развитой речью). Остальные дети пытаются играть самостоятельно и быстро теряют интерес к рисунку, возвращаются к играм с привычными, любимыми игрушками. Спустя короткое время они уже не могут рассказать, чем они занимались на занятии (мотивация утрачена). Воспитатель использует игровые упражнения для формирования навыков и эстетических чувств изобразительной деятельности вне занятий. Это упражнения, которые закрепляют у ребенка знание основных цветов и умение составлять простой ритмический орнамент («Волшебные клубочки», «Помоги художнику», Застегни пуговицы на платье"); рисовать прямую линию, спираль («Волны», «Дым из трубы», «Посыпь дорожки песком»). Поэтому большинство детей в экспериментальной группе знают и различают цвета, владеют навыком рисования линий и используют их в рисунках по желанию.

Воспитатель явно недостаточно учитывает индивидуальные особенности детей при выборе игр и игровых упражнений для формирования эстетических чувств ребёнка. Он использует одни и те же приемы для детей с разным уровнем сформированности изобразительных навыков, разными психологическими характеристиками и разным уровнем адаптации в коллективе ДОУ. Если прием неэффективен для конкретного ребенка, воспитатель отказывается от его применения на данном занятии, но не пробует найти другие игровые приемы. На следующем занятии он использует этот же прием.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой