Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Работа по обогащению словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с использованием устного народного творчества

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Система работы подразумевала в себе сотрудничество со всеми участниками образовательного процесса. Диапазон опыта работы распространялся на такие виды деятельности дошкольников, как организация предметно — развивающей среды, совместная деятельность педагога и детей, самостоятельная деятельность детей, при осуществлении режимных процессов и непосредственно образовательной деятельности… Читать ещё >

Работа по обогащению словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с использованием устного народного творчества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Мы выяснили, что работа по использованию различных форм фольклора со старшими дошкольниками организована недостаточно. Родители и педагоги не используют полностью их развивающий потенциал, в том числе и для развития речи, это говорит о том, что комплексная методика развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора необходима.

На формирующем этапе исследования нами были продуманны содержание и формы специально организованной деятельности, направленной на обогащение и активизацию словаря у детей по средствам устного народного творчества.

Данная часть эксперимента призвана подтвердить выдвинутую нами гипотезу: устное народное творчество будет являться средством обогащения словарного запаса детей старшего дошкольного возраста, если работа в данном направлении организуется по следующим этапам:

  • 1) чтение текста с выделением и пояснением незнакомых слов;
  • 2) беседа по содержанию текста с выделением определений, сравнений, эпитетов, глагольной лексики;
  • 3) закрепление содержания произведения с активизацией словаря в различных видах детской деятельности.

Свою работу мы построила на следующих принципах:

  • — Доступность используемого материала, систематичность. Отбор фольклорного материала осуществлялся в рамках изучаемых лексических тем с учетом активного и действенного познания детьми окружающего мира, уровня их речевого развития, а также тематического принципа и взаимосвязи разделов программы.
  • — Принцип интеграции. Работа по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества была организована и проведена, таким образом, что протекала красной нитью в различных направлениях воспитательной работы и видах деятельности детей (развитие речи, познание, различные игры, режимные моменты, прогулки, наблюдения);
  • — Активность воспитанников. По ходу проведения нашей работы мы продумывали собственную активность детей: беседы по прочитанным и прослушанным различным жанрам фольклора (их мнение, понимание содержания), возможность самостоятельного использования различных жанров в ходе игр, самостоятельной деятельности — пополнение развивающей среды группы картотеками различных жанров (картотека загадок по лексическим темам, картотека мирилок, считалок, сказок), дидактическими играми «Подбери картинку к пословице», «Отыщи отгадку», «Придумай загадки к картинке» и др.; изготовление детьми атрибутов — масок для разыгрывания русско-народных сказок

Система работы подразумевала в себе сотрудничество со всеми участниками образовательного процесса. Диапазон опыта работы распространялся на такие виды деятельности дошкольников, как организация предметно — развивающей среды, совместная деятельность педагога и детей, самостоятельная деятельность детей, при осуществлении режимных процессов и непосредственно образовательной деятельности.

Основная целенаправленная работа по обогащению словаря детей была организована в ходе непосредственно образовательной деятельности, направленной на речевое развитие, включала в себя чтение текста с выделением и пояснением незнакомых слов; беседа по содержанию текста с выделением определений, сравнений, эпитетов, глагольной лексики; закрепление содержания произведения с активизацией словаря в различных видах детской деятельности приближённо к тематическому планирования данного ДОУ. Данная работа отражена в перспективном планировании (Приложение№ 2). По ходу реализации работы по данному перспективному плану можно отметить, что дети с удовольствием включились в работу. Проявляли интерес к прослушиванию различных жанров фольклора, используемых в работе. Активно участвовали в обсуждении произведений. Запомнив пословицы и поговорки, использовали их в свободной деятельности, с удовольствием самостоятельно играли в новые дидактические игры. Рисовали рисунки к понравившимся потешка, сказкам, поговоркам, просили, рассказывать еще смешные небылицы, заклички и дразнилки.

Наблюдение за детьми в ходе проведения данной работы показало, что дети проявляют высокий интерес детей к различным жанрам устного народного творчества, активно используют в своей речи услышанные слова, употребляют их в различных контекстах и придумывают свои произведения по различным жанрам.

Также мы организовали выставку литературы, содержащей используемые нами различные жанры фольклора: загадки, пословицы, поговорки, пестушки, потешки, заклички, дразнилки, скороговорки, колыбельные песни, русские народные сказки.

Изготовили картотеку загадок по лексическим темам, картотеку мирилок, считалок, сказок (Приложение № 2).

Нами был подобран и оформлен иллюстрационный материал для беседы по картинкам «В мире мудрых пословиц» (Приложение № 2).

Мы сделали подборку дидактических игр типа «Собери пословицу», «На каждую загадку четыре отгадки», и т. п. (Приложение № 2), которые использовали для закрепления содержания произведений и активизации словаря детей.

Все это поддерживало интерес детей в ходе всей целенаправленной работы по обогащению словаря старших дошкольников средствами устного народного творчества.

Проводилась работа с родителями и педагогами для осознания ими возможности развивать речь детей посредством произведений детского фольклора.

Для воспитателей провели: (Приложение № 3).

  • — консультацию «Использование детского фольклора в обогащении словаря детей старшего дошкольного возраста»
  • — консультацию «Влияние загадок на развитие и обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста»
  • — семинар — практикум по теме: «Различные фольклорные жанры, применяемые в работе со старшими дошкольниками для реализации задач по развитию и обогащению словаря».

Для родителей были проведены наглядно-информационные консультации (Приложение № 3).

  • — «Различные жанры фольклора»
  • — «Народный фольклор в повседневной жизни детей»
  • — «Роль загадок в обогащение словаря дошкольника»
  • — «Учимся отгадывать загадки»
  • — «Скороговорка поможет правильно и красиво говорить»

В ходе работы с педагогами и родителями тоже отмечали повышенный интерес к данной теме. Ежедневно видя, плодотворность проводимой работы педагоги и родители поддерживали нас, помогая расширять потенциал знаний детей в данном направлении.

Отзывчивость родителей и готовность к плодотворному сотрудничеству благоприятно сказывались на результатах проводимой работы. Дети были охвачены со всех сторон, что позволило полноценно решить ряд задач, поставленных нами и перейти к этапу диагностики проведенной работы.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой