Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогическая наука и искусство воспитания

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Педагогика как искусство. Педагогику нельзя назвать наукой в том смысле, какой считается математика, естествознание и др. Только знания основ наук о человеке недостаточно для достижения успеха в воспитании, необходимо, быть творцом в созидании личности ребенка, быть искусным воспитателем. Поэтому педагогическая деятельность — это искусство — «искусство самое обширное и сложное, самое высокое… Читать ещё >

Педагогическая наука и искусство воспитания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Что такое педагогика — наука или искусство? Этот вопрос поднимает К. Д. Ушинский в ряде своих работ. Определив, что предмет воспитания — это человек, Ушинский, исходя из этого, рассматривает и содержание педагогической науки. Подвергнув критике современную ему педагогику за голословные утверждения и рецептурность, неприложимые к делу воспитания, он предлагает свое представление о ней. Педагогика — это наука, но наука особенная.

Педагогика как наука. В «Педагогической антропологии» Ушинский подчеркивает, что необходимо выделить в ней два пласта: педагогику в «обширном смысле» как собрание знаний, необходимых и полезных воспитателю, и педагогику в «тесном смысле» как собрание воспитательных правил. Первый пласт — это научные знания о человеке по разным отраслям наук и осознание на основе знания наук цели воспитания. Последнее особенно важно в педагогической деятельности, так как без определения цели (а она во многом подсказывается философией), трудно рассчитывать на успех воспитания. Так же как архитектор, принимаясь за строительство здания, представляет себе, что он будет возводить: дом для жилья или торжественные ворота, или сарай, или гостиницу, так и воспитатель не может не знать, какого человека он хотел бы подготовить к жизни. «Вверяя воспитанию чистые и впечатлительные души детей, вверяя для того, чтобы оно провело в них первые и потому самые глубокие черты, мы имеем полное право спросить воспитателя, какую цель он будет преследовать в своей деятельности, и потребовать на этот вопрос ясного и категоричного ответа», — пишет КД. Ушинский в предисловии к «Педагогической антропологии».

Педагогика в «тесном смысле» имеет в виду правила и законы преднамеренной деятельности наставника, направленной на развитие ума, чувств, нравственности ребенка. Из определения цели вытекают как содержание, так и методы, приемы воспитания. Таким образом, педагогика в широком понимании, как научное знание о человеке и целях его воспитания, позволяет определить и конкретную его методику. В целом же можно сделать заключение, что педагогика в понимании К. Д. Ушинского — это наука о законах развития человека и способах его воспитания на основе этих законов.

При определении научного содержания педагогики важно выявить роль в нем теории и практики. В обществе господствуют две крайние точки зрения: одна из них — педагогика — это теория об абстрактных началах воспитания, ее придерживаются теоретики, вторая — практика воспитания не имеет никакого отношения к этим философским теориям, ее чаще всего высказывают практики. Середину между этими крайностями заполняет теоретико-практическая педагогика. Ведь нет, утверждает Ушинский, такого педагога-практика, который бы не руководствовался своей, хотя, может быть, и туманной теорией; также и смелый теоретик хотя бы изредка оглядывается на факты. Придавая большую роль фактам, следует помнить, что они сами по себе не означают опытности в воспитательной деятельности. Факты ценны тогда, когда они анализируются, обобщаются, осознаются и складываются в теорию. В теории передается мысль, выведенная из опыта, а не сам опыт; его невозможно воспроизвести повторно.

Призывая педагогов изучать педагогическую теорию, Ушинский предостерегал от стремления педагогов получить готовый рецепт воспитания. Нельзя ограничиться изучением педагогических рекомендаций, так же как и знаниями, вынесенными только из опыта, так как «одна педагогическая практика без теории — то же, что знахарство в медицине.

«Мы не говорим педагогам, поступайте так или иначе; но говорим им: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить… Мы советуем педагогам изучать… физическую и душевную природу человека вообще, изучать своих воспитанников и окружающие их обстоятельства, изучать историю различных педагогических мер… выработать себе ясную положительную цель воспитания и идти неуклонно к достижению этой цели, руководствуясь приобретенным знанием и своим собственным благоразумием».

Это высказывание К. Д. Ушинского позволяет заключить, что педагогика — это не только наука, она больше, чем наука.

Педагогика как искусство. Педагогику нельзя назвать наукой в том смысле, какой считается математика, естествознание и др. Только знания основ наук о человеке недостаточно для достижения успеха в воспитании, необходимо, быть творцом в созидании личности ребенка, быть искусным воспитателем. Поэтому педагогическая деятельность — это искусство — «искусство самое обширное и сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств». Оно опирается на множество обширных и сложных наук; как и любое искусство, оно требует, кроме знаний, наличия способностей и наклонностей и, как искусство, оно стремится к идеалу, «вечно достигаемому и никогда вполне не достижимому: к идеалу совершенного человека. Педагогическая деятельность — это первое и высшее искусство потому, что она стремится практически «удовлетворить величайшей из потребностей человека и человечества — их стремление к усовершенствованиям в самой человеческой природе».

Поэтому педагогика — это и наука, и искусство воспитания. Осуществлять научные задачи и быть искусным педагогом и есть призвание учителя, дело которого, «скромное по наружности», — «одно из величайших дел истории».

Вклад К. Д. Ушинского в отечественную педагогическую науку К. Д. Ушинский был педагогом энциклопедического склада, трудно найти какую-то область воспитания и обучения, которая не была бы рассмотрена им. Он был первым профессиональным педагогом в России, занимавшимся теоретическими исследованиями, педагогической практикой и одновременно реформой школы.

В фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания» Ушинский синтезировал научные знания о развитии человека и, исходя из них, разработал задачи и определил содержание педагогики.

Ушинский заложил основы национального образования, обосновав идею народности воспитания. Школа и воспитание должны строиться в соответствии с потребностями и особенностями данного народа; подражание в деле воспитания одного народа другому выведет на ложную почву, принесет больше вреда, чем пользы. Источник народности — история и культура народа.

Идея народности не только разработана КД Ушинским в теории, но и реализована на практике созданием книг для начальной школы «Родное слово» и «Детский мир», явившихся образцовыми. Переиздание в течение полувека «Родного слова» 146 раз! — такого успеха не имела ни одна другая учебная книга во всем мире. В духе народности стала осуществляться подготовка народного учителя в педагогических учебных заведениях, созданных по проекту К. Д. Ушинского.

Еще один большой круг проблем, поставленных К. Д. Ушинским, — это проблемы образования и обучения в школе. Здесь им решаются такие кардинальные и общие вопросы, как развивающий и воспитывающий характер обучения, природосообразность, принципы обучения, личность учителя и ее влияние на воспитуемых, и более частные: методы, приемы, организация начального обучения. И снова — теория имеет конкретное воплощение в практике. Разработанный, например, Ушинским метод обучения грамоте и в настоящее время является основным в начальной школе.

Одной из важнейших сторон воспитания Ушинским признано нравственное, в аспекте которого рассматривается и трудовое воспитание.

Невозможно даже просто перечислить те педагогические проблемы, которые поднимает Ушинский в своих работах, они собраны в 11 томах (изданы в 1952 г.).

Насколько жизненными и животрепещущими были открытия Ушинского в педагогике, можно видеть и по огромному числу его последователей, соратников, учителей народных школ, сразу принявших его идеи и воплощавших их в жизнь. Трудно найти деятеля народного образования в XIX — начале XX в., который не испытал бы на себе влияния идей К. Д. Ушинского. Д. Д. Семенов, В. И. Водовозов, ВЯ. Стоюнин, ПФ. Каптерев, В. П. Вахтеров, П. П. Блонский и другие — все они считали себя последователями и сторонниками Ушинского; многие из них развили его идеи, воплощали их в своей педагогической практике. И все это не благодаря, а скорее вопреки Министерству народного просвещения. Теоретико-методическая деятельность Ушинского вызывала в официальных кругах большую настороженность. Постоянные неприятности и нападки ожидали его и на этом поприще.

Целая плеяда педагогов-единомышленников Ушинского появилась у других народов России. Многие его идеи были восприняты грузинскими, армянскими, казахскими, татарскими, чувашскими, мордовскими деятелями просвещения и проводились ими в жизнь. По образцу школьных книг Ушинского разрабатывались учебники для других народов. Этот факт явился свидетельством общечеловеческого смысла его идей.

К.Д. Ушинский стал живым воплощением лучших черт отечественной интеллигенции своего времени; он стал гордостью отечественной культуры и педагогики и остался ею.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой