Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Органический тип структуры управления и его виды

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одна из форм проектного управления — создание специального подразделения — проектной команды (группы), работающей на временной основе, то есть в течении времени, необходимого для реализации заданий проекта. В состав группы обычно включаются различные специалисты, в том числе по управлению работами. Руководитель проекта наделяется так называемыми проектными полномочиями, охватывающими… Читать ещё >

Органический тип структуры управления и его виды (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Второй упомянутый — органический — тип структур управления имеет сравнительно недолгую историю и возник как антипод бюрократической организации, модель которой перестала удовлетворять многие предприятия, испытывающие необходимость в более гибких и адаптированных структурах. Новый подход отвергает представление об эффективности организации как «организованной» и работающей с четкостью часового механизма; напротив, считается, что эта модель проводить радикальные изменения, обеспечивающие приспособляемость организации к объективным требованиям реальной действительности. Исследователи этой проблемы подчеркивают: постепенно вырисовывается иной тип организации, в которой импровизация ценится выше, чем планирование; которая руководствуется возможностями гораздо больше, чем ограничениями, предпочитает находить новые действия, а не цепляться за старые; которая больше ценит дискуссии, чем успокоенность, и поощряет сомнения и противоречия, а не веру.

В исходном определении органического типа структуры подчеркивались такие ее принципиальные отличия от традиционной бюрократической иерархии, как более высокая гибкость, меньшая связанность правилами и нормами, использование в качестве базы групповой (бригадной) организации труда. Дальнейшие разработки позволили существенно дополнить перечень свойств, характеризующих органический тип структуры управления.

Речь идет о следующих чертах.

  • · Во-первых, решения принимаются на основе обсуждения, а не базируются на авторитете, правилах или традициях.
  • · Во-вторых, обстоятельствами, которые принимаются во внимание при обсуждении проблем, являются доверие, а не власть, убеждение, а не команда, работа на единую цель, а не ради исполнения должностной инструкции.
  • · В-третьих, главные интегрирующие факторы — миссия и стратегия развития организации.
  • · В-четвертых, творческий подход к работе и кооперация базируются на связи между деятельностью каждого индивида и миссией.
  • · В-пятых, правила работы формулируются в виде принципов, а не установок.
  • · В-шестых, распределение работы между сотрудниками обусловливается не их должностями, а характером решаемых проблем.
  • · В-седьмых, имеет место постоянная готовность к проведению в организации прогрессивных изменений.

Рассматриваемый тип структуры предполагает существенные изменения отношений внутри организации: отпадает необходимость в функциональном разделении труда, повышается ответственность каждого работающего за общий успех.

Реальный переход к органическому типу структуры управления требует серьезной подготовительной работы. Прежде всего компании принимают меры к расширению участия работающих в решении проблем организации (путем обучения, повышения уровня информированности, заинтересованности и т. п.), ликвидируют функциональную обособленность, развивают информационные технологии, радикально пересматривают характер взаимоотношений с другими компаниями (вступая сними в союзы или образуя виртуальные компании, где реализуются партнерские отношения).

Необходимо отметить, что органический тип структуры управления находится лишь в начальной фазе своего развития, и в «чистом» виде его используют пока немногие организации. Но элементы этого подхода к структуре управления получили довольно широкое распространение, особенно в тех компаниях, которые стремятся приспособиться к динамично меняющейся среде.

Виды органических структур управления.

1) Проектные структуры Проектные структуры формируются при разработке организацией проектов, охватывающих любые процессы целенаправленных изменений в системе (например, модернизацию производства, освоение новых изделий или технологий, строительство сложных объектов). Управление проектом включает определение его целей, формирование структуры, планирование и организацию выполнения работ, координацию действий исполнителей.

Одна из форм проектного управления — создание специального подразделения — проектной команды (группы), работающей на временной основе, то есть в течении времени, необходимого для реализации заданий проекта. В состав группы обычно включаются различные специалисты, в том числе по управлению работами. Руководитель проекта наделяется так называемыми проектными полномочиями, охватывающими ответственность за планирование, составление графика и ход выполнения работ, расходование выделенных средств, а также за материальное поощрение работающих. В связи с этим большое значение приобретает умение руководителя разработать концепцию управления проектом, распределить задачи между членами группы, четко наметить приоритеты и конструктивно подойти к разрешению конфликтов. По завершении проекта структура распадается, а сотрудники переходят в новую проектную команду или возвращаются на свою постоянную должность. При контрактной работе они увольняются в соответствии с условиями соглашения.

Рассматриваемого типа структуры обладают большой гибкостью, достаточно просты и экономичны. К тому же они позволяют организации параллельно разрабатывать несколько проектов, не меняя привычной структуры управления. Правда, при этом возникает проблема распределения ресурсов (в том числе персонала специалистов) между проектами, а от руководителей проектов требуются не только умелое управление всеми стадиями жизненного цикла разработки, но и учет той роли, которую они играют в сети проектов данной организации. Для облегчения проблем координации в организациях создаются штабные органы управления из руководителей проектов или используются матричные структуры.

2) Матричная структура Матричная структура управления может быть охарактеризована как «решетчатая» организация, построенная на основе принципа двойного подчинения исполнителей: с одной стороны, непосредственному руководителю функционального подразделения, которое предоставляет персонал и другие ресурсы руководителю проекта (или целевой программы), с другой, — руководителю временной группы, который наделен необходимыми полномочиями и несет ответственность за сроки, качество и ресурсы. При такой организации руководитель проекта взаимодействует с двумя группами подчиненных: с членами проектной группы и с другими работниками функциональных подразделений, подчиняющимися ему временно и по ограниченному кругу вопросов (причем сохраняется их подчинение непосредственным руководителям подразделений — отделов, служб).

Переход к матричным структурам охватывает не всю организацию, а лишь ее часть, причем успех здесь в значительной мере зависит от того, в какой степени руководители проектов обладают профессиональными качествами менеджеров и способны выступить в проектной группе в роли лидеров. Масштабы применения матричных структур в организациях довольно значительны, что говорит об их эффективности, хотя система двойного (а в ряде случаев даже множественного) подчинения вызывает немало проблем с управлением персоналом и его эффективным использованием.

В нашей стране проектные и матричные структуры успешно использовались в тех случаях, когда наряду с ними внедрялись новые экономические взаимоотношения между подразделениями предприятий и объединений с целью повышения их заинтересованности в реализации проектов и целевых программ. Гибкие оргструктуры «не срабатывают», если остаются без изменения действующие системы планирования, контроля и распределения ресурсов, не вводятся новые условия материального стимулирования разработчиков, коль скоро консервируется стиль руководства и не поддерживается естественное стремление работников к саморазвитию. Это с особой наглядностью обнаруживается при анализе сущности еще одной разновидности органического типа структур, получившей название бригадной, или командной. (см. рис.4).

Преимущества и недостатки программно-целевой (матричной) оргструктуры управления.

ПРЕИМУЩЕСТВА.

НЕДОСТАТКИ.

1. Возможность быстро реагировать и адаптироваться к изменяющимся внутренним и внешним условиям.

1. Сложная структура соподчинения, в результате чего возникают проблемы, приоритетов заданий и распределением времени их выполнения.

  • 2. Повышение творческой активности административно
  • -управленческого персонала за счет формирования программных подразделений, активно взаимодействующих с функциональными структурами

2. Присутствие «духа нездорового соперничества между руководителями программ.

3. Рациональное использование кадров за счет специализации различных видов трудовой деятельности.

3. Необходимость постоянного контроля за «соотношением» сил между задачами управления по целям.

4. Увеличение мотивации деятельности за счет децентрализации управления и усиления демократических принципов руководства.

4. Трудность в приобретении навыков не обходимых для работы по новой программе.

5. Усиление контроля за решением отдельных задач проекта.

6. Сокращение нагрузки на руководителей высокого уровня за счет делегирования определен.

7. Повышение личной ответственности за выполнение программы в целом и ее составных элементов.

3) Бригадная структура Основу бригадной структуры управления составляет групповая форма организации труда и производства, давно известная и во всем мире, и в нашей стране. Однако, только в 80-е годы появились и возможность, и необходимость в более полном использовании ее преимуществ: ускорение процессов, связанных с обновлением продукции и технологий; ориентация на относительно малоемкие рынки; повышение требований к качеству обслуживания потребителей. И, конечно, нельзя сбрасывать со счетов жесточайшую конкуренцию за потребителя и рынки сбыта. Выход был найден как раз в формировании небольших мобильных команд (бригад), специализированных на удовлетворении той или иной потребности и полностью ответственных за результаты своей производственно-хозяйственной деятельности.

Принципы, на которых строились эти бригады (и которые прямо противостояли основам командно-бюрократических управленческих структур), сводятся к следующему:

  • а) автономная работа бригады, обычно состоящей из рабочих, специалистов и управленцев;
  • б) предоставление ей прав самостоятельного принятия решений и координации действий с другими бригадами, в том числе права привлечения сотрудников других бригад, если это необходимо для решения конкретных проблем (в результате чего подрывается тенденция к традиционному обособлению производственных, инженерно-технических, экономических и управленческих служб, сопрягаемая с появлением у них собственных интересов и целевых установок);
  • в) замена жестких связей бюрократического типа (основанных на жестких правилах, нормах и процедурах) на гибкие связи, обязательные для совместного разрешения конкретных вопросов.

Формирование бригадных структур требует серьезной подготовки. Прежде всего, это касается распределения всего персонала по автономным командам. Каждую бригаду возглавляет освобожденный руководитель, характер работы которого определяется концепцией групповой формы, согласно которой поощряются взаимопомощь, взаимозаменяемость, личная ответственность, ориентация на запросы потребителей, активное сотрудничество в решении проблем. В этом контексте менеджмент носит характер квалифицированных консультаций и опирается на достижение группового согласия. Существенно меняются требования к квалификации работающих: предпочтение отдается людям с универсальными знаниями и навыками, способным обеспечить взаимозаменяемость и гибкость при смене выполняемых бригадой заданий.

Сочетание коллективной и индивидуальной ответственности за качество работы и ее конечный результат резко снижает необходимость в строгом контроле извне и в промежуточном учете выработки. Меняются и условия оплаты труда, стимулирующие в первую очередь экономически выгодное сотрудничество и заинтересованность в росте доходов и прибыли. В системах оплаты труда предусматривается тесная связь между уровнем заработной платы каждого члена бригады и общими результатами.

Есть еще одно важное условие эффективности бригадной структуры управления — отказ от принципов рациональной бюрократии, реализованных в тех или иных разновидностях. Это становится возможным в результате того, что в состав бригад входят специалисты, знающие задачи и способы их решения и не нуждающиеся в дополнительных руководящих указаниях сверху. Не требуются им и многочисленные вспомогательные аналитические и контролирующие службы.

Теоретически бригадную структуру управления организацией в целом предлагается изображать в виде пирамиды, в которой на каждом уровне иерархии веерообразно размещаются бригады разного назначения и профиля, связанные между собой процессами решения проблем.

Вывод: в завершение главы, изучив все преимущества и недостатки оргструктур, считаю, что организационные структуры управления нужны, так как они способствуют организационной эффективности. Отсутствие организационной структуры управления создает хаос на предприятии: работники не понимают, что они должны делать, как им нужно это делать и с кем им следует работать; руководители различных подразделений не представляют себе, как их работа сочетается с работой других подразделений. Организация без структуры управления неизбежно обратится к политиканству и фаворитизму в вопросах повышения в должности и продвижения, без точного описания должностных обязанностей не могут быть созданы основы для подготовки других работников к выполнению работ тех сотрудников, которые продвинуты по службе.

2. Организационные структуры управления на примере Департамента жилищного обеспечения Министерства Обороны РФ В этой главе хотелось бы рассмотреть организационные структуры управления на примере Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ. В частности, будем рассматривать отдельное подразделение ДЖО МО РФ — Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ (Санкт-Петербург), далее — Управление.

ДЖО МО РФ осуществляет свою деятельность на основании Указа Министра обороны № 1455 от 03 ноября 2010 года.

Основными задачами Департамента являются:

  • · организация обеспечения жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;
  • · организация работы в Министерстве обороны по выполнению государственных программ жилищного обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;
  • · участие в разработке правовых актов по вопросам жилищного обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Департаменту подчиняются:

  • 1. Федеральное государственное учреждение «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ;
  • 2. Федеральное государственное учреждение «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ;
  • 3. Федеральное государственное учреждение «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ;
  • 4. Федеральное государственное учреждение «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ.

Организационная структура управления ДЖО МО РФ Данный вид организационной структуры управления — дивизиональная структура управления.

Схема структуры Управления: Данный тип организационной структуры — линейно-штабная структура управления Если рассматривать более конкретную структуру управления в Управлении:

Тип организационной структуры — функциональная структура управления ДСН — договор социального найма ГЖС — государственный жилищный сертификат НИС — накопительно-ипотечная система МТО — материально-техническое обеспечение СЖП — служебное жилое помещение Тип организационной структуры управления — линейная структура управления:

Заключение

Цель написания курсовой работы достигнута. Рассмотрены и исследованы организационные структуры управления: проблемы выбора, построение, их совершенствование. Задачи, поставленные для достижения этой цели, выполнены.

Рассмотрено понятие и сущность организационной структуры управления, разобраны виды организационных структур управления, выявлены методы их построения.

В заключении важно подчеркнуть, что экспериментирование с разработкой и введением новых структур управления стало характерной чертой. В ходе этих экспериментов нередко используются самые разнообразные комбинации известных видов и типов структур, приспосабливаемых организациями к конкретным условиям их функционирования. Но все же главная тенденция состоит в том, что каждая последующая структура становится более простой и гибкой по сравнению с ранее действовавшими.

При этом называются следующие десять требований и характеристик формирования эффективных структур управления:

  • 1) сокращение размеров подразделений и укомплектование их более
  • 1. квалифицированным персоналом;
  • 2) уменьшение числа уровней управления;
  • 3) групповая организация труда как основа новой структуры управления;
  • 4) ориентация текущей работы, в том числе графиков и процедур, на запросы
  • 2. потребителей;
  • 5) создание условий для гибкой комплектации продукции;
  • 6) минимизация запасов;
  • 7) быстрая реакция на изменения;
  • 8) гибко переналаживаемое оборудование;
  • 9) высокая производительность и низкие затраты;
  • 10) безупречное качество продукции и ориентация на прочные связи с потребителем.

Можно не сомневаться в том, что в ближайшем будущем мы столкнемся с большим разнообразием структур, каждая из которых будет отвечать потребностям конкретной организации.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой