Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Понятие, причины конфликтов. 
Виды и типы конфликтов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Внутригрупповой конфликт является не просто суммой межличностных конфликтов, а столкновением между частями или всеми членами группы, влияющим на групповую динамику и результаты работы группы в целом. Производственные, социальные и эмоциональные процессы внутри группы влияют на появление причин и путей разрешения внутригрупповых конфликтов. Часто внутригрупповой конфликт возникает в результате… Читать ещё >

Понятие, причины конфликтов. Виды и типы конфликтов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Конфликт — это всегда сложный и многоплановый феномен. В нем участвуют самые разные стороны: индивиды, социальные группы, национально-этнические общности, государства и группы стран, объединенные теми или иными целями и интересами. Конфликты возникают по самым разным причинам и мотивам: психологическим, экономическим, политическим, ценностным, религиозным и т. д. Но каждый из нас также знает, что сама личность внутренне противоречива и подвержена постоянным противоречиям и стрессам.

Это многообразие оснований, форм, уровней и мотивов конфликтов и обуславливает трудность определения его понятия и создания типологии конфликтов [1].

Различают два теоретических подхода к понятию конфликт[2]:

  • 1. Конфликт — это столкновение, противоречие, борьба, противодействие (личностей, сил, интересов, позиций, взглядов). Соответственно конфликт социальный — попытка достижения вознаграждения путем подчинения, навязывания своей воли, удаления или даже уничтожения противника, стремящегося достичь того же вознаграждения. Таким образом, сторонники этого подхода описывают конфликт как явление негативное.
  • 2. Конфликт — это система отношений, процесс развития и взаимодействия, заданные различиями субъектов, участвующих в нем (по интересам, ценностям, деятельности) сторонники этого подхода считают конфликт естественным условием существования взаимодействующих людей, инструментом развития организации, любого сообщества, хотя и имеющим деструктивные последствия, но в целом и на длительном промежутке не столь разрушительные, как последствия ликвидации конфликтов, их информационной и социальной блокады.

Что касается причины, то в общефилософском плане понятие «причина» означает явление, действие которого вызывает или производит какое-либо другое явление, которое называется следствием. В обществе, так же как и в природе, существует бесконечное множество причинно-следственных связей и зависимостей. И конфликты не исключение, они могут порождаться также самыми различными причинами: внешними и внутренними, всеобщими и единичными, материальными и идеальными, объективными и субъективными и т. д. их классификация может проводиться по разным основаниям и не должна считаться законченной.

Причины конфликтов можно сгруппировать следующим образом[2]:

  • 1) Противоречие интересов как фундаментальная причина конфликтов;
  • 2) Объективные факторы возникновения конфликтов;
  • 3) Личностные факторы возникновения конфликтов.
  • 1) Противоречие интересов как фундаментальная причина конфликта.

Составляющие причины конфликта: потребность, дефицит, противоречие интересов.

В общем смысле причина конфликта — это явление, которое его предопределяет. То или иное явление только тогда является причиной конфликта, когда оно выступает для его субъектов как потребность. Потребность — нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, личности, социальной группы или всего общества. Именно потребность является внутренним побудителем активности субъекта.

Но, если удовлетворение потребности не затрагивает интересов, ценностей и чувств других людей, то никакого конфликта не происходит. Конфликт возникает тогда, когда наблюдается дефицит явлений, выступающих как потребности у людей, вступающих во взаимодействие.

Однако и этого недостаточно для возникновения конфликта. Неосознанная потребность не выступает причиной конфликта. Причиной конфликта служит только осознанная потребность, которая выступает как интерес. И опять же не всякий интерес является причиной конфликта, а только тот, который связан с удовлетворением дефицитных потребностей, из-за овладения которыми и возникает противоречие и происходит столкновение сторон.

Таким образом, конечная причина всякого социального конфликта — это противоречие, интересов между его субъектами: индивидами, социальными группами, общностями и обществами.

Любой конфликт есть форма выражения этого противоречия интересов. При этом сами интересы могут весьма разнообразными. Они могут быть материальными и идеальными, объективными и субъективными, иллюзорными и реальными, и т. д.

Не менее многообразны и противоречия интересов, которые вызывают конфликт. В общем смысле противоречие есть взаимодействие противоположно направленных тенденций, стремлений и действий, находящихся вместе с тем в единстве. По своему характеру они могут быть: внутренними и внешними; антагонистическими и неантагонистическими; основными и неосновными; объективными и субъективными и т. д. 2].

Внутренние противоречия социального конфликта выражаются в столкновении интересов внутри группы, организации, общности или общества в целом.

Внешние противоречия возникают между двумя или несколькими относительно самостоятельными социальными системами.

Антагонистические противоречия выражаются в таком конфликте, участники которого имеют непримиримо враждебные интересы. Способы разрешения таких конфликтов сугубо деструктивные.

Неантагонистические противоречия между интересами участников конфликта — те, которые допускают согласование, «примирение» интересов оппонентов.

Основные противоречия играют решающую роль в возникновении и развитии конфликта и характеризуют взаимодействие между основными его участниками, между тем неосновные противоречия лишь сопутствуют конфликту.

Объективные противоречия обусловлены объективными факторами, то есть такими явлениями и процессами, которые не зависят от воли и сознания людей. Поэтому избежать объективных причин нельзя. Они будут возникать вновь и вновь до тех пор, пока не ликвидирована сама причина такого противоречия, которая также носит объективный характер.

Субъективные противоречия обусловлены такими факторами, которые, напротив, зависят от воли и сознания людей. Это противоречия, вызванные несовместимостью характеров, различие в манерах поведения, мировоззрения, ценностных ориентациях. Субъективные противоречия являются причиной главным образом межличностных и внутригрупповых конфликтов, хотя могут и вызывать и более масштабные конфликты.

2) Объективные факторы возникновения конфликтов.

На разных уровнях общественной жизни и в различных ее сферах объективные факторы, вызывающие конфликт, весьма многочисленны и разнокачественны. Ими могут быть материальные блага, ресурсы, власть, должность, статус, общественные духовные ценности и т. д. то, что их объединяет, — это независимость от личностных качеств людей, их сознания и воли, ценностей и пристрастий[2].

Объективные факторы возникновения конфликтов в организации[1]:

  • — ограниченность ресурсов, подлежащих распределению;
  • — взаимосвязь ответственности и заданий;
  • — несогласованность целей разных групп работников;
  • — плохие коммуникации;
  • — нечеткое распределение прав и обязанностей;
  • — некомпетентность, несоответствие занимаемой должности;
  • — чрезмерная загруженность сотрудников, превышающая личные возможности;
  • — неблагоприятный стиль руководства;
  • — плохие условия труда;
  • — инновации, нововведения на производстве;
  • — недостаточная разработанность правовых норм и процедур;
  • — слабая разработанность этических нормативов и отсутствие комитетов или комиссий по этике.
  • 3) личностные факторы возникновения конфликтов связаны с наличием в любом конфликте личностных элементов. К ним относятся:
    • — основные психологические доминанты поведения личностей;
    • — установки личности, образующие идеальный тип индивидуальности;
    • — неадекватные оценки и восприятия; манеры поведения;
    • — этические ценности.

Расхождение этих факторов в реальном поведении и общении человека может стать причиной конфликта, и, таким образом, противоборство между людьми может возникнуть безотносительно к объективным факторам[1].

Таким образом, любая из перечисленных причин может служить толчком, первой ступенью конфликта только при наличии определенных внешних условий.

Наличие огромного количества общих и частных классификаций конфликта, говорит о том, что их возможно столько, сколько различных сторон выявляет в нем психология. К основным признакам, на основе которых предлагаются различные типологии конфликтов, относятся: объект конфликта; особенности сторон; длительность; функции; формы проявления; тип структуры отношений; последствия и т. п. 4].

Существует многовариантная типология конфликта в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу.

Большинство конфликтов назревает постепенно, конфликтующие стороны лишь в узком кругу выражают свои претензии. Предпринимаются попытки решить вопрос мирно, путем удовлетворения просьбы или отмены приказа. Если такой способ не вызывает позитивной реакции или наталкивается на отказ, конфликт выходит из инкубационного, скрытого периода в открытую форму, при этом каждая из сторон стремится не только оправдать свои действия, но и привлечь к себе сторонников. Тогда конфликт приобретает затяжной характер.

Таким образом, по масштабам и продолжительности конфликты разделяются на[3]:

  • — общие и локальные;
  • — глобальные (охватывают весь коллектив или большую его часть) и парциальные (происходят между работниками или между работником и руководителем);
  • — кратковременные и затяжные;
  • — скоротечные и долгосрочные.

По целям, которые отстаивают стороны, конфликты делятся на:

  • — преследующие личные цели;
  • — преследующие групповые цели;
  • — преследующие общественные цели.

Цели также делятся по их нравственному содержанию (ради чего затевается конфликт), по времени (близкие или отдаленные), по публичности (открытые или скрытые).

По источникам и причинам возникновения выделяют:

  • — объективные и субъективные;
  • — организационные, эмоциональные и социально-трудовые;
  • — деловые и личностные.

По коммуникативной направленности различают:

  • — вертикальные;
  • — горизонтальные;
  • — смешанные.

Горизонтальные — взаимоотношения равных по своему должностному статусу оппонентов, а вертикальные — столкновение разных по должности людей или групп.

По функциональной значимости конфликты делятся на:

  • — позитивные (конструктивные) и негативные (деструктивные);
  • — созидательные и разрушительные.

Позитивная роль конфликтов состоит в том, что они необходимы и даже неизбежны для развития трудового коллектива. Конструктивная сторона ярче проявляется, когда конфликт по уровню достаточен для мотивации людей.

По формам и степени столкновения различают конфликты:

  • — открытые и скрытые;
  • — спонтанные, инициированные и спровоцированные;
  • — неизбежные, вынужденные, лишенные целесообразности.

По способам урегулирования:

  • — антагонистические и компромиссные;
  • — полностью или частично разрешаемые, приводящие к согласию и сотрудничеству.

Существуют классификации и другого типа.

В зависимости от субъектов конфликта и от природы его возникновения различают пять основных уровней конфликтов, которые тесно связаны между собой: межличностный конфликт, конфликт между личностью и группой, межгрупповой конфликт, внутригрупповой и внутриличностный конфликт[3].

— Межличностный конфликт. Этот тип конфликта, возможно, самый распространенный. В организациях он проявляется по-разному. Чаще всего это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта. Аналогичным, только более тонким и длительным, может быть конфликт между двумя кандидатами на повышение при наличии одной вакансии.

Межличностный конфликт может также проявляться и как столкновение личностей. Люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом. Как правило, взгляды, и цели таких людей различаются в корне.

  • — Конфликт между личностью и группой. Производственные группы устанавливают нормы поведения и выработки. Каждый должен их соблюдать, чтобы быть принятым неформальной группой и, тем самым, удовлетворить свои социальные потребности. Однако если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности, может возникнуть конфликт.
  • — Межгрупповой конфликт. Организации состоят из множества групп, как формальных, так и неформальных. Даже в самых лучших организациях между такими группами могут возникать конфликты.
  • — Внутригрупповой конфликт является не просто суммой межличностных конфликтов, а столкновением между частями или всеми членами группы, влияющим на групповую динамику и результаты работы группы в целом. Производственные, социальные и эмоциональные процессы внутри группы влияют на появление причин и путей разрешения внутригрупповых конфликтов. Часто внутригрупповой конфликт возникает в результате изменения баланса сил в группе: смена руководства, появление неформального лидера, развитие групповщины.
  • — Внутриличностный конфликт случается внутри индивида и часто является конфликтом целей или конфликтом взглядов. Конфликтом целей он становится тогда, когда индивид выбирает и пытается достигнуть взаимоисключающих целей.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой