Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Эволюция представлений об организации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С начала века до 60-х годов принципы управления организацией были построены по закрытому типу. Иначе говоря, руководителей мало интересовали проблемы, возникающие за воротами предприятий, а именно: конкуренция, вопросы сбыта и другие внешние проблемы. Работа фирмы рассматривалась как функционирование закрытой системы. Поэтому и управление в масштабах фирмы большей частью сводилось к оперативному… Читать ещё >

Эволюция представлений об организации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие организация можно рассматривать традиционно, т. е. как некоторое относительно обособленное подразделение в общей системе общественного разделения труда. Критерием такого обособления является экономическая самостоятельность, системная целостность (существование внутренней и внешней среды), наличие специализированных информационных структур, возможность выделения общего результата работы.

С этих позиций в качестве организации следует понимать отдельную фирму, предприятие, офис, акционерное общество, банк, компанию и т. п., а также структурную единицу системы государственного управления.

Эволюция представлений об организации тесно связана с развитием промышленности и науки.

Понятие научное управление организацией, а следовательно и первый элемент теории организации, ввел в обиход представитель американских фрахтовых компаний Л. Брандейс в 1910 году. В 30-х годах прошлого века Л. Гьюлик дал объяснение, почему управление производством следует считать наукой: «Управление становится наукой из-за стремления понять, почему и как люди систематически работают вместе для достижения определенных целей, и для того, чтобы сделать это сотрудничество более полезным для человечества».

С начала века до 60-х годов принципы управления организацией были построены по закрытому типу. Иначе говоря, руководителей мало интересовали проблемы, возникающие за воротами предприятий, а именно: конкуренция, вопросы сбыта и другие внешние проблемы. Работа фирмы рассматривалась как функционирование закрытой системы. Поэтому и управление в масштабах фирмы большей частью сводилось к оперативному регулированию внутренней деятельности фирмы без должной ориентации на внешние изменения. Таким образом, в менеджменте превалировал рациональный фактор, имевший в виду достижение конкретных целей, прежде всего максимизации прибыли, и низводивший роль человека в процессе производства до простого механизма. Приоритет отдавался чисто техническим аспектам производства.

С развитием постиндустриального общества, усложнением выпускаемой продукции, ростом наукоемких производств управленческая наука стала подходить к решению проблем микроэкономики исходя из того, что работа фирмы во многом обусловлена внешней средой. Сама фирма — это открытая система, воспринимающая и реагирующая на внешние воздействия, будь то изменение цен на сырье, ужесточение конкурентной борьбы или другие факторы. Соответственно и менеджмент стал развиваться от рационального (механистического) подхода к социальному, поскольку большинство теоретиков управления пришли к пониманию того, что получение максимальной прибыли возможно лишь при совпадении интересов и целей фирмы с интересами исполнителей, т. е. рабочих и служащих.

Таким образом, в развитии теории организации можно выделить четыре этапа (рис. 1.1).

Первый этап, характеризующийся представлениями о фирме как о закрытой системе и рационалистическим подходом, длился приблизительно с 1900 года по 1930 год. Главнейшими представителями этого периода были Ф. Тейлор и М. Вебер. Классическая (традиционная) школа управления (Ф. Тейлор (1856— 1915), X. Эмерсон (1853—1931), Г. Гант (1861—1919), супруги Гилбрет (20-е годы), Г. Форд (1863—1947), X. Хэтэуэй, С. Томпсон, А. Файол (1841—1925), Л. Гьюлик и Л. Урвик (30-е годы), Дж. Муни, А. Рилей, Э. Бреч, Л. Аллен, М. Вебер, Хейнс, Мэсси, М. Фоллет, Р. Шелтон) исследовала вопросы эффективности труда в основном на низших уровнях управления: производительность и эффективность труда, нормирование труда, работа с кадрами (набор, отбор, переквалификация), мотивация труда работников, разрешение социальных проблем.

Представление о фирме.

Закрытая система.

Открытая система.

Подход к управлению.

Рационалистический.

I. 1900—1930 Вебер, Тейлор

III. 1960—1970 Чандлер, Лоуренс, Лорш.

Социальный.

11. 1930—1960 Мэйо, Барнард, Селзинк.

IV. 1970;е — по настоящее время Уэйк, Марч, Друкер

Рис. 1.1. Этапы эволюции менеджмента и теории организации

Главным предметом исследований классической школы являлась работа.

По мере развития научно-технического прогресса, механизации и автоматизации производства, оперативности управления возникла необходимость разработки общей теории организационного администрирования. Выделилась отдельная группа исследователей, акцентировавших внимание на общих функциях и принципах управления. Появилась административная и функциональная школа управления (А. Файоль, Дж. Муни, А. С. Рейли, Л. Гьюлик и Л. Урвик, Р. Дейвис, Г. Кунтс, С. О’Доннел, М. Вебер, Ч. Барнард). Они рассматривали основные принципы построения организаций, централизацию и децентрализацию власти, мотивацию труда и стабильность кадров, разделение труда, власть и ответственность, справедливость оплаты, контроль.

Изучая вопросы построения эффективно работающих организаций, некоторые исследователи чувствовали, что резервы следует искать не только в методологиях и технологиях управления, но и в самом человеке. Постепенно стала выделяться так называемая школа человеческих отношений. С конца 50-х годов некоторые ее представители выделились в школу «поведенческих» наук (бихевиористскую школу), изучающую не методы налаживания межличностных отношений, а самого человека (Г. Мюнстерберг (1863—1916), М. Фоллетт (1868—1933), Э. Мэйо (1880—1949), Ч. Барнард (1887—1961), Ф. Ротлисбергер, Г. Саймон, А. Раис, Д. Мак-Грегор, А. Маслоу, К. Арджирис, Р. Лайкерт).

Школа рассматривала вопросы социальной ответственности бизнеса перед своими работниками, вопросы индивидуальной психологии, потребности человека, психологию и мотивацию работников, конфликты, соответствие формальных и неформальных организаций, статусы и роли возрастных, этнических и других факторов, влияющих на эффективность труда.

Представители этой школы говорили: «Счастливый рабочий — есть эффективный и производительный рабочий. Как обеспечить ему это счастье?» Эта школа по сути открыла второй этап, который пришелся на 1930—1960 годы. Фирма по-прежнему рассматривалась как закрытая система, но подход к управлению стал социальным, т. е. обращенным к человеку и обществу.

Постепенно становилось ясно, что эффективность труда индивида зависит не только от его психологии, но и от сложнейших групповых (социальных) взаимосвязей внутри организации. Началось формирование школы социальных систем, которая возникла под влиянием общей теории систем Л. Берталанфи и А. Раппопорта. Ее представители Ч. Барнард (1887— 1961), Ф. Селзник, Г. Саймон (р. 1916), Д. Марч, А. Этциони.

(конец 60-х), М. Хейра, индустриальные социологи (Трист, Раис) рассматривали организацию как социальную систему. На третьем этапе (1960—1970) фирма рассматривается уже как открытая система, но в управлении производством главным остается рационалистический подход. Идеологами данного периода выступили А. Чандлер, Э. Лоуренс, Ф. Лорш.

Четвертый этап длится с 70-х годов прошлого века по настоящее время. Теперь фирма однозначно признается открытой системой, а главенствующим подходом к управлению ею становится социальный. Представителями данного периода в теории являются Дж. Уэйк, Д. Марч, Д. МакГрегор, П. Друкер и др.

Вопросы для самоконтроля

  • 1. Как формируются теории?
  • 2. Какова роль моделей в формировании теории?
  • 3. Дайте краткую характеристику смежных наук, формирующих теорию организации.
  • 4. В чем сущность системного подхода в теории организации?
  • 5. Приведите пример организационной структуры и покажите на нем горизонтальное и вертикальное разделение управленческого труда.
  • 6. Как определяются критерии выбора альтернатив при принятии управленческих решений?
  • 7. Какие факторы внешней среды учитываются при принятии управленческого решения?
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой