Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формы дифференциации обучения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Необходимость учета индивидуальных особенностей учащихся влечет за собой вопрос: как все это осуществить организационно? В современной школе, где один учитель одновременно занимается с большой группой учащихся, это является «узловой проблемой индивидуализации обучения». В аристократической системе домашнего обучения (классический примервоспитание Эмиля у Ж.-Ж. Руссо), где обучение было… Читать ещё >

Формы дифференциации обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Необходимость учета индивидуальных особенностей учащихся влечет за собой вопрос: как все это осуществить организационно? В современной школе, где один учитель одновременно занимается с большой группой учащихся, это является «узловой проблемой индивидуализации обучения». В аристократической системе домашнего обучения (классический примервоспитание Эмиля у Ж.-Ж. Руссо), где обучение было индивидуальным, эта проблема могла возникнуть только в том смысле, способен ли учитель понимать индивидуальные особенности своего ученика. Для современного школьного обучения типично противоречие между массовостью школы и потребностями отдельных индивидов[18,с. 99].

Дифференцированный подход в обучении иностранному языку школьников реализуется по нескольким направлениям. Во-первых, это дифференцированный подход к обучаемым. В данном случае учитываются следующие факторы: уровень владения языком, стремление к самостоятельной работе и индивидуальные особенности учащихся. В силу каких-либо обстоятельств учащиеся имеют очень низкий уровень языковой подготовки, некоторые даже читают с большим трудом. По этой причине основному обучению таких учеников должен предшествовать подготовительный этап (ознакомление с фонетическими особенностями английского языка, накопление определённого лексического запаса).

Второе направление — это дифференцированный подход к отбору языкового материала, заданий. Для школьников с разным уровнем языковой подготовки, обучающихся в одной группе, целесообразно подбирать задания, учитывающие их уровень знаний, умений и навыков. Это задания направленные на ликвидацию пробелов, задания, учитывающие предварительные знания, общие и специальные способности учащихся. В данном случае дифференцированный подход рассматривается не только в подборе разных по сложности и трудности заданий, но и в различной помощи преподавателя сильным и слабым, различное время на выполнение заданий, различные методы контроля.

Третье направление в использовании принципа дифференцированного обучения предполагает выбор эффективных приёмов и форм работы с учётом вида речевой деятельности: слушания, говорения, чтения и письма. Каждый из них требует особых форм и приёмов работы. На занятиях при работе над текстами целесообразно научить учащихся наиболее рациональным приёмам, используемым в таких видах чтения, как: просмотровое чтение; ознакомительное чтение; изучающее чтение и поисковое чтение. Читая и просматривая тексты, задавая вопросы и отвечая на них, выполняя различные виды упражнений, учащийся учится извлекать необходимую информацию. Это, прежде всего способствует развитию гибкости чтения, то есть способности студента сознательно изменять вид и тактику чтения в зависимости от целей чтения, вида искомой информации и характера читаемого текста [5].

Успешно осуществляется обучение говорению с помощью раздаточного материала, карточек. Предлагаются задания трёх степеней сложности. Для обучающихся с высокой степенью подготовленности даётся задание описать картинку. Подбирается картинка, на которой представлено достаточное количество действующих лиц. Обучающийся показывает группе картинку и описывает её. Слушатели исправляют его ошибки и неточности.

Менее подготовленные учащиеся получают задания посмотреть на картинку и ответить на вопросы. Обучающимся с низким уровнем обученности предлагаются карточки со вспомогательными словами.

Одним из наиболее сложных видов речевой деятельности для учеников является аудирование. Поэтому всем ученикам перед прослушиванием предлагается ознакомиться с опорными словами и выражениями. По окончании прослушивания более сильным ученикам предлагается ответить на вопросы или пересказать прослушанный текст, слабые ученики получают задания на карточках, например, определить соответствуют ли данные предложения содержанию прослушанного текста, выбрать о каких фактах идёт речь и т. д.

Дифференцированное обучение строится, в основном, на подборе индивидуальных заданий, в зависимости от подготовки учащихся и уровня сформированности речевых навыков и умений.

Формы дифференцированного обучения, используемые на уроках иностранного языка, разнообразны. Это использование разных вариантов однотипных заданий; применение заданий разной степени сложности; оказание различной помощи учащимся при выполнении одного и того же задания; различное количество повторений для выполнения одного и того же задания; различные виды опор; чтение текстов разной трудности; выполнение упражнений по индивидуальным карточкам [17, с.6].

Однако, следует упомянуть, что дифференцированный подход практически исключает сотрудничество между учащимися. Каждому обучающемуся приходится «учиться иноязычному общению вне общения, то есть изолированно от своих товарищей».

Проблема ликвидации разрыва между сильными, средними и слабыми учащимися может быть решена только во взаимосвязями с проблемой сочетания и правильного использования индивидуальной, парной, групповой и коллективной форм работы. Для этого необходимы «специальные организационные приемы работы, которые преподаватель использует на занятии для того, чтобы обучать всех, создавая одновременно наиболее благоприятные условия для обучения каждого.

Нельзя считать, что слабые должны работать меньше. Их способности развиваются, а успех приходит в деятельности. Ведь основными задачами дифференцированного подхода в обучении иностранному языку считается удовлетворение познавательных потребностей и сильных и слабых учащихся с учетом их индивидуальной подготовленности, индивидуальных качеств каждого.

Существует ряд организационных возможностей дифференциации учебной работы. Дифференциация учебной работы может происходить в трех формах: фронтальной, групповой и самостоятельной.

Во фронтальной работе учитель устно излагает тексты разной трудности, то есть вначале он упрощает свой материал, а затем усложняет его; проводит учебную беседу, в ходе которой он побуждает учеников создать проблему и показать свои знания сверх программы; учитывает индивидуальные различия в ролевой игре, дискуссиях.

Групповая работа используется как средство активизации учащихся. Во время беседы в маленькой группе ученик может высказать свое мнение, активнее участвовать в решении учебных задач в соответствии со своими интересами и способностями.

Можно разделить учащихся на несколько групп либо по интересам, либо по способностям: первая группа состоит из хорошо успевающих учеников, вторая группаиз среднеуспевающих и третья группа — из слабоуспевающих. В этом случае группу условно делят на некоторое время, изменяя задания по мере развития учеников. Учитель должен проявлять такт, чтобы не обидеть школьника. Цель одна и та же для всего класса, но способы разные для каждой группы. Ученики первой группы, которые могут работать самостоятельно, получают задания для самостоятельной работы, содержащие элементы творчества. Можно предложить группам задания по выбору. Чаще всего в группах работают ученики со сходными интересами, стилем работы и связанными дружескими отношениями.

При индивидуальной самостоятельной работе учащимся предлагаются учебные задания и руководство к их выполнению. Работа проводится без непосредственного участия учителя, но под его руководством. Выполнение работы требует от ученика умственного напряжения.

Таким образом, дифференциация учебной работы осуществляется в условиях классно-урочной системе обучения и предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм работы.

Указанные выше формы дифференциации обучения создают возможности улучшения психологического климата на всех уроках, в том числе и на уроке английского языка. Так фронтальная форма работы благоприятствует взаимообмену, взаимообогащению, эмоциональному «заряжению», что поднимает активность каждого ученика.

При групповой работе между учителем и учеником возникают более близкие отношения и контакты, создаются условия для проявления эмоций, выражения потребностей, развития интересов, также предоставляются большие возможности в вариации содержания и способов передачи информации, в оказании помощи каждому ученику.

Индивидуальная работа позволяет дифференцировать содержание, степень трудности учебных заданий, способы действий, создает благоприятные условия для формирования индивидуального стиля деятельности. Для организации индивидуальной работы учащихся применяются задания-карточки, которые позволяют при меньшей затрате времени увеличить объем самостоятельной работы[21, С.48].

Сочетание этих форм, взаимопереходы из одной в другую способствуют продвижению всех учащихся на более высокие уровни учебной деятельности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой