Анализ особенностей творческой деятельности в условиях конвергенции
Прежде всего, меняется процесс производства информации. Подстраиваясь под потребителя, который стал более мобильным и для которого скорость получения информации, а также разнообразие способов ее подачи стали ключевыми факторами, корреспонденты вынуждены тратить меньше времени на подготовку материала, а это чревато низким качеством информации. Чтобы решить эту проблему, была предложена концепция… Читать ещё >
Анализ особенностей творческой деятельности в условиях конвергенции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Современное информационное пространство и происходящие преобразования в медиаиндустрии выражаются прежде всего в появлении новых технологий и каналов коммуникаций: цифровых телефонов (текст, аудио, видео). Интернета (веб-страницы, почта, блоги, RSS и т. п.) — и новых медиа: Интернет-СМИ, цифровой речи, персонифицированного контента.
В результате претерпевает изменения традиционная система СМИ: сегодня газеты, радио, телевидение и Интернет функционируют в мультимедийной среде, где и происходит их сближение.
Конвергенция кардинально меняет походы к сбору, созданию, распространению информации и управлению ею; формирует новые бизнес-модели, способствует возникновению новых сетевых СМИ.
В связи с переходом СМИ от традиционной редакции к конвергентной форме функционирования меняются требования к организации работы редакционного коллектива в целом и отдельного журналиста в частности. К сегодняшнему дню уже сформировалось понятие «универсальный журналист», которое ставит новые задачи в организации и содержательном наполнении образовательного процесса будущих журналистов. Такой специалист должен обладать требуемыми в медийной среде профессиональными знаниями, инструментальными навыками и умениями, компетенциями, которые позволят ему одновременно готовить материалы для передачи по различным каналам информации: периодической печати, телевидению, радио, Интернету и мобильным СМИ.
Прежде всего, меняется процесс производства информации. Подстраиваясь под потребителя, который стал более мобильным и для которого скорость получения информации, а также разнообразие способов ее подачи стали ключевыми факторами, корреспонденты вынуждены тратить меньше времени на подготовку материала, а это чревато низким качеством информации. Чтобы решить эту проблему, была предложена концепция «универсального журналиста», то есть специалиста, который профессионально владеет разными видами техники и разными формами работы с материалом: он способен справиться с записью простейшего видео, с аудиозаписью, умеет фотографировать (во всяком случае, на уровне азов) и способен написать информационный текст. Отныне он не связан технологическими ограничениями собственного вида СМИ (печатного или электронного), а способен работать для всех платформ сразу.
Для мультимедийного журналиста важен оперативный доступ к скоростному Интернету. Это значительно упрощает проверку фактов, выявление дополнительных деталей, поиск контактов и, разумеется, публикацию материала.
Кроме того, помимо собственно выезда на место события и написания текста, такой корреспондент производит монтаж сюжета, осуществляет контроль за выдачей его в эфир, работает вместе со звукооператорами, и, что самое важное в нашем случае, самостоятельно производит трансформацию телевизионного продукта для радиоэфира. Он учитывает особенности радиовещания, знает выразительные средства телевидения и радио и успешно применяет их в каждом конкретном случае. Так как корреспондент работает в развлекательно-информационном журнале, он умеет преподнести материал интересно, динамично, найти необычные детали и интересных героев для своих материалов. Корреспондент самостоятельно осуществляет монтаж радиоверсии и с помощью звукооператоров готовит ее окончательный вариант для эфира.
При такой модели производства существенно экономятся ресурсы, потому как отныне один корреспондент работает и для телевидения и для радио. Кроме того, скорость производства параллельно двух медийных продуктов значительно растет, по сравнению с тем, если бы две самостоятельные редакции на радио и телевидении осуществляли выезды на место события, готовили материалы и выдавали их в эфир. Безусловно, такая «экономия» на корреспондентах требует расширения и большей регламентации работы редакционного персонала.
Происходит и существенный пересмотр структуры редакции. Программные отделы (новости, развлекательные проекты) теперь не закреплены за каждым конкретным СМИ, а становятся тоже универсальными и выполняют заказы разных платформ. Теперь отдел развлекательных программ занимается производством материалов и для радио, и для телевидения, и если учесть, что все материалы дополнительно выкладываются на сайте канала, то и для Интернет — платформы. В этом случае производство на уровне формирования всего СМИ продолжает выполняться главной редакцией данного СМИ, однако производство на уровне отделов происходит полностью силами этих отделов. В этом смысле отделы получают самостоятельность на уровне распределения собственных ресурсов. Они могут пользоваться совместно той информацией, которую произвели корреспонденты.
Такое позиционирование четко соответствует повышению значимости оперативности для потребителя и повышению значимости разнообразия не только самой информации, но и форм, в которых эта информация предстает. Если раньше универсальные корреспонденты выделялись только для того, чтобы повышать оперативность поставки материалов, то перемещение на них функции обработки материалов и производства готового продукта для разных видов СМИ повышает качество и разнообразие форм подачи информации.
В чем плюс такой организации? Она позволяет рассматривать разные медиаплатформы как разные способы рассказа одной истории, позволяет удерживать постоянную аудиторию с помощью разных видов СМИ, и с их же помощью привлекать новую аудиторию. Что в условиях рыночной экономики делает окупаемый проект «Beautytime» еще более прибыльным.
Проблема перехода к мультимедийности принципиально заключается в том, что такой переход сопровождается изменениями традиционных обязанностей журналистов и редакторов в новой структуре, а это, в свою очередь, как любая реорганизация, сопряжено со сложностями управленческого характера — как сделать так, чтобы сотрудники за те же деньги (или почти за те же) выполняли другие задачи, имели другой статус, подчинялись другим руководителям и т. д.
Мы имеем дело с обычной реорганизацией, классической для многих видов производств. Сложность, однако, состоит в том, что журналистика как профессия выполняет еще и общественно полезную функцию. В результате дебаты о реорганизации и пере позиционировании ролей журналистов и редакторов приводят к ценностным конфликтам, непременно выливающимся в дебаты о роли и месте журналистики в обществе.