Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психолого-педагогические основы духовного развития личности в творчестве

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Дух трактуется как изначальная творческая сила (Н.А. Бердяев, Н. О. Лосский, П. Флоренский, И. А. Ильин и др.). Между духовным и нравственным развитием есть общее — направленность сил личности в созидательное русло, но между ними есть и разница. Нравственный человек может быть добрым во многих проявлениях, но у него может не быть силы, а без силы нет ни творчества, ни созидания. Поэтому, духовная… Читать ещё >

Психолого-педагогические основы духовного развития личности в творчестве (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Психолого-педагогические основы духовного развития личности в творчестве

Дух трактуется как изначальная творческая сила (Н.А. Бердяев, Н. О. Лосский, П. Флоренский, И. А. Ильин и др.). Между духовным и нравственным развитием есть общее — направленность сил личности в созидательное русло, но между ними есть и разница. Нравственный человек может быть добрым во многих проявлениях, но у него может не быть силы, а без силы нет ни творчества, ни созидания. Поэтому, духовная личность — это личность проявляющая сущностные силы в творчестве. Духовное развитие личности в педагогической науке рассматривается в контексте воспитания человека-творца, тем более, что существенной характеристикой творчества является то, что творчество — всегда созидание и никогда разрушение. С. В. Кульневич, анализируя модель воспитания творческой личности, использует понятие «Силы Личности», как способности саморазвития уникальных энергетических, мыслительных и творческих задатков человека…" [1, с. 94]. Традиционно человек, реализующий сущностные силы в творчестве, рассматривается как человек развивающийся (Л.С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, Б. Г. Ананьев В.П. Зинченко и др.). Основной характеристикой духовной и творческой личности является ее проявленная индивидуальность («лик» — П. А. Флоренский, «индивидуально-особенное» — Н.А. Бердяев); в современном мире быть личностью означает быть способным на самостоятельные, сильные решения и действия (А.Г. Асмолов). Современная психология и педагогика рассматривают творчество в аспекте творческой деятельности (Я.А. Пономарев, Д. Б. Богоявленская, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и др.) и как процесс, в котором развиваются творческие способности и создается новое, никогда ранее не бывшее, а сущностные силы рассматриваются как способности личности, которые развиваются в процессе деятельности. Творческая деятельность определяется психологами как деятельность, характеризующаяся особой активностью и гибкостью психических процессов, при которых мышление эмоционально активировано и насыщено потоками ассоциативных решений. Это указывает на процесс интенсивного проявления и течения творческой силы, исходящей от высшего «Я», востребованной личностью для творчества. Любая творческая деятельность человека связана с развитием творческих способностей. Проблему развития способностей рассматривали в своих исследованиях Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн, В. Н. Дружинин, В. Н. Мясищев, Б. М. Теплов, В. Д. Шадриков, А. Г. Ковалев, К. К. Платонов и др. Э. Фромм вводит понятие: силы — способности, а также указывает на особенность мотива-силы, и пишет, что мотивы являются результатом особого сочетания сил, действующих в характере [2, с.643]. Успешность духовного роста зависит от намерения личности реализовать сущностные силы в творчестве. Сегодня процессы духовного роста и развития способностей актуально рассматривать как самореализацию личности. Реализует же личность в творчестве свои сущностные силы-способности, которые по своей природе являются творческими. По мнению Э. Фромма для достижения добродетели как критерия духовности, человек должен активно использовать свои способности, и это единственный путь к этой цели, сила — это добродетель, а бессилие — порок. [Там же, с. 403]. Кажется естественным, что способности, являясь проекцией творческой силы духа, являются силами со специфическими творческими свойствами. Особенно актуальными исследованиями творческой деятельности являются разработки, посвященные плодотворной деятельности (Э. Фромм), где автор вводит понятие способности-силы. Автор теории указывает, что «голос реального, истинного Я требует от нас плодотворной жизни, полного и гармоничного развития, т. е. — стать тем, что в нас заложено потенциально» [Там же, с.564]. Существенными признаками плодотворной деятельности являются спонтанность как признак творчества, идентичность как признак, указывающий на связь личности с сущностью, высшим «Я», и способности-силы — признак того, что творческая сила в плодотворной активности является цельной, дающей наиболее значимый результат творческой деятельности. В плодотворной деятельности все способности — внимание, восприятие, мышление, представления, воображение, память и др., будучи развитыми, являются способностями-силами. Отечественные ученые также неоднократно отмечали способности как энергии и силы личности (С.Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, П. Флоренский, Н. А. Бердяев, И. А. Ильин, Б. П. Вышеславцев, Н. Рерих и др.). Указание на проявление силы личности присутствует у Л. С. Выготского, который пишет, что «в период сильного возбуждения нередко появляется ощущение колоссальной мощи. Это чувство внезапно появляется и поднимает индивида на новый более высокий уровень деятельности. В этих сильных эмоциях возбуждение и ощущение силы сливаются, освобождая тем самым запасенную, неведомую до того времени энергию и доводя до сознания незабываемые ощущения возможной победы» [3, с.101]. И. А Ильин называл способности — восприятие, мышление, инстинкт, волю, воображение, чувства — душевными силами [4, с.389]. То, что творческие силы личности являются основой творчества, писали многие русские философы, исследовавшие духовную природу человека. П. Флоренский говорит о писателе: «Как ощущает он, изнутри, творческие силы, образовавшие ткани словесного целого, — да, силы, стремившиеся вырваться вовне, но, быть может, проникнувшие стихию слова столь невнятно, что посторонний взор и совсем не разглядит их тусклого мерцания» [5, с. 34]. Флоренский описывал действие творческой энергии восприятия и представлений в создании художественного образа, используя характеристики силы — движение, струение, пульсирование, перетекание, вибрации: «В живом представлении происходит непрерывное струение, перетекание, изменение, борьба; оно непрерывно играет, искрится, пульсирует, но никогда не останавливается во внутреннем созерцании мертвою схемою вещи. Эти-то вибрации и составляют цель художественного произведения» [Там же, с. 97]. В иерархии духовных творческих сил сила воображения занимает ведущее положение. Н. А. Бердяев писал о силе воображения: «Для творческой этики основное значение имеет творческое воображение. Без воображения творческий акт невозможен. Творчество и есть прежде всего воображение себе иного, лучшего, высшего, возникновение образа этого иного, лучшего, высшего. Сила творческого воображения есть принцип таланта в нравственной жизни. Человек, лишенный воображения, не способен к творческим нравственным актам, к созданию лучшей жизни» [6, с.130]. Б. П. Вышеславцев также называл воображение силой: «Воображение как основная творческая сила духа, укорененная в подсознании, без которой нет созидания, нет культуры» [7, с. 59]. Н. А. Бердяев тоже писал о памяти, как о силе: «Память есть творческая сила, преображающая сила, она совсем не есть пассивность» [6, с.331]. М. М. Бахтин писал о силе памяти: «Память начинает действовать как сила собирающая и завершающая…» [ 8, с.115]. Все это позволяет сделать вывод: если способности человека развиты, то они являются его способностями-силами. Если человек воспринимает себя как воплощение своих сил и как «творца», он находится в единстве со своими силами, тогда его силы не скрыты, не отчуждены от него, и он активно использует их в жизни и деятельности. У Э. Фромма под плодотворностью понимается способность человека использовать свои силы и реализовывать заложенные в нем потенциальные возможности, а плодотворности достичь хотя и нелегко, но вполне посильно для каждого нормального человека, так как желание плодотворной деятельности присуще каждому с рождения [2, с. 476, 640−641]. Единственная сложность в достижении плодотворной деятельности в том, что она должна осуществляться всегда, единым потоком творческих сил, реализуются ли при этом в деятельности ментальные, эмоционально-чувственные или физические силы-способности. В свете теории плодотворной деятельности, понятие творческой личности обогащается характеристикой «плодотворная личность», для которой характерны высокие духовные качества. Плодотворная личность рассчитывает на свой разум и способна любить других и себя, имеет волю для того, чтобы поступать добродетельно. Именно плодотворность является показателем духовности, добродетели человека, потому как добродетель пропорциональна уровню плодотворности, достигнутой человеком. Признаком плодотворной деятельности является спонтанность, которая основывается на любви добровольной и равноправной, другая составная спонтанности — труд. Труд — это творческий процесс, объединяющий человека с природой в единое целое. Спонтанность, утверждающая индивидуальность личности, в то же время соединяет ее с людьми и природой. Возможна спонтанность всей жизни человека, при которой его индивидуальность становится многогранной, и под спонтанной активностью понимаются, прежде всего творческие способности личности, которые находят свое проявление в ее эмоциональной, интеллектуальной и чувственной сферах, а также являются неотъемлемой чертой ее воли [2, с. 318, 321]. Творчество щедро и отдает, такова его природа. Природа творческих сил личности такова, что чем больше она их реализует, тем более они восполняются. П. Вайнцвайг отмечал, что для развития и укрепления сил личности необходимо их отдавать: «Желание отдать и помочь — основа сотрудничества. Давая, мы получаем, помогая людям, мы укрепляем нашу Силу Личности. Сознание, обогащенное заботой о благе окружающих, незримо расширяет возможности творческой личности. Сила Личности собирается из крупиц самоотверженности» [ 9, с.1−82].

В процессе самореализации сущностных сил личности в творчестве существуют закономерности, определенные этапы, которые позволяют нам определить уровень ее духовного развития. Этапы самореализации сущностных сил личности в творчестве следующие: познавательный, эстетический, индивидуальный, гениальный, «монументальный», каждый из них отличается от предыдущего большей глубиной, направленностью и особенностью характеристик творческих сил, проявленных личностью.

I этап: познавательный. Здесь сущностные силы личности направлены на познание материального мира как объекта изображения и проявлены в виде познавательных процессов. На этом этапе сущностные силы личности приобретают статус способностей к изобразительному искусству: зрительное восприятие, зрительная память, зрительные представления, композиционное мышление, воображение и др., закладываются основы плодотворной деятельности. Здесь формируются последовательно, согласно иерархии, способности к изобразительному искусству, в этом процессе происходит развертывание, проявление целостной творческой силы из сущности, высшего «Я» из внутреннего мира человека в его внешнем проявлении в процессе деятельности. Познавательный этап самореализации сил-способностей в изобразительном искусстве — не только привилегия студентов и не только начальный этап творчества, он может длиться всю жизнь, ибо познание безгранично. Сколько бы лет ни работал художник, он всегда рад вернуться к натуре, которая всегда является для него источником вдохновения. В процессе плодотворной деятельности при работе с натуры художник способен передавать ее особенные эстетические качества соответственно глубине своего восприятия, а иллюзия глубины передаваемого пространства на плоскости холста является проекцией глубины внутреннего мира автора картины. Познавательный аспект творчества, длящийся всю жизнь, является плодотворным.

II этап: эстетический. В нем познание становится более глубоким. Сущностные силы проявляют более глубокие, очень тонкие вибрации творческой энергии, формируют восприятие, позволяющее воспроизводить мир в многообразных цветовых оттенках — это очень тонкие наблюдения, накопленные личностью в процессе творчества и свидетельствующие о многообразных эмоциональных связях личности с миром. Восприятие мира цветным — чудо, которое творит сам человек, развивая свои способности как свидетельство роста его творческой силы. Н. Рерих писал: «Даже некоторые наблюдательные фотографы отмечают, что разница в снимках зависит не только от чисто внешних условий, но и от каких-то внутренних состояний объекта» [10,. с.31]. Внутреннее состояние объекта — это присутствие силы наблюдающего, обеспечивающее восприятию полноту зрительной информации. Тончайшие нюансы цвета, тона, контрастов и других характеристик натуры, которые творческая личность передает в работе, определяются в психологии как способности эстетического характера — эстетическое восприятие, эстетический вкус, эстетическое чутье, эстетические потребности. Многообразие определений явлений эстетического характера произведения — гармония, соразмерность, эмоциональная выразительность и др. — можно привести к единому пониманию, если знать, какие творческие силы личности были проявлены при его исполнении. Особым образом выделяются эстетические потребности и творческая устремленность личности, определяемые среди художественных способностей как потребность в постоянной самостоятельной творческой деятельности, что свидетельствует о накоплении личностью опыта проявления сущностных сил в творчестве. Их стремление к дальнейшему проявлению становится спонтанным и, как правило, сопровождается ростом работоспособности. На этом этапе творчества закладываются и укрепляются основы плодотворной деятельности: увеличивается концентрация внимания и восприятия, происходит повышение работоспособности, накапливается опыт востребованности глубинных сил личности для творчества, развивается чувство эстетического наслаждения, налаживаются уютные эмоциональные связи с жизнью и с миром, что является одной из граней любви к жизни.

III этап: индивидуальный, в котором сущностные силы наиболее ярко свидетельствуют об индивидуальности творческой личности. Проявление индивидуальности свидетельствует о тесной связи личности с сущностью, высшим «Я». На этом этапе личность проявляет гораздо большую творческую силу, которая позволяет ей выйти за пределы работы с натуры, перестать быть «рабом натуры» и отстоять свою творческую индивидуальность, которая может сильно отличаться от узаконенных правил и норм в области творчества. творческий педагогический дух Индивидуальность творческой личности может проявляться в силе восприятия и чувствования, осознания, в специфическом проявлении практической деятельности. На данном этапе развитые художественные способности (все виды специфического зрительного восприятия, зрительной памяти, наблюдения, зрительных представлений, специфических видов мышления, таких как композиционное, образное, ассоциативное, развитие всех видов воображения) являются способностями-силами, составляющими базу для индивидуального художественного мировоззрения личности. Если на предыдущих этапах источником творчества были объекты внешнего мира, то на этом этапе источником вдохновения, идей является внутренний мир личности, его силы-способности и его индивидуальное созидательное мировосприятие и мировоззрение. Этот уровень духовного развития творческих личностей знаменуется открытиями в области творчества, в частности, рождением новых стилей в изобразительном искусстве, а индивидуальные творческие силы личностей, проявляясь в социальной жизни в виде произведений, обогащают жизненное поле культуры общества. Вопрос появления нового в искусстве — это вопрос становления творческой личности, способной проявить великие творческие силы в искусстве. Как правило, творческие личности с ярко проявленной индивидуальностью отличаются стабильно высокой работоспособностью, жизнерадостностью, любовью к жизни. Тайну их личности можно определить как тесную связь с внутренним личным божеством — высшим «Я», где они черпают безграничные силы для творчества. На этом этапе творческая деятельность содержит все признаки плодотворной деятельности: индивидуальность, спонтанность, творческую устремленность, любовь к жизни, радость, социальную активность, высокую работоспособность.

IV этап: гениальный. Здесь самореализация сущностных сил личности в художественном творчестве характеризуется как создание художественных образов, никогда ранее не бывших. Характерно, что детское творчество, когда дети делают изображения, не зная основ изобразительной грамоты, и потому создают новое, никогда ранее не бывшее для них, специалисты оценивают критерием «наличие образа» (эмоциональной выразительности). Характер проявления (реализации) творческих сил, которые дают личности возможность рождать образы, никогда ранее не бывшие, — это их глубинность и целостность. Эти глубинные силы свидетельствуют о тесной связи личности с сущностью, высшим «Я», где творческая сила является целостной, и рождаемые ею образы отличаются особой целостностью. Достоинство творческой личности в том, что она использует возможности проявления безграничного потенциала творческих энергий в процессе длительной осознанной творческой деятельности. Как правило, произведения, содержащие такие художественные образы, имеют огромную духовную силу, которую творец внес в них, образы являются творцу целостными в процессе «озарения». Такие произведения входят в историю искусства, обогащают духовные силы культуры общества и эпохи. Духовная сила искусства, духовные ценности признаются вечными ценностями, потому что творческая, духовная сила, вложенная в них творческой личностью, была взята из вечности — высшего «Я» и остается вечной и неиссякаемой.

Жизнь и творчество гениальной личности полностью плодотворны, насколько это возможно, творчество — это вся их жизнь. Не только произведения гениальных личностей, но и они сами обладают притягательной силой духа: великодушны, благожелательны, отзывчивы, обладают избытком (излишком) жизненной силы. Мышление гениальной личности отличается целостностью, художественной образностью и содержит также огромную творческую силу духа.

V этап — «монументальный», зависит от масштабности личности, которая уже реализовала определенный потенциал сущностных сил-способностей в творчестве. Он свидетельствует также о большой масштабности восприятия личности и о свободе и пластичности ее сознания, способного «путешествовать» в пространстве. Способности-силы к монументальному искусству занимают особое место, они венчают иерархию сил в структуре сил-способностей к искусству. Творческая личность строит свое мировоззрение соответственно высоким гуманистическим идеалам. Творцам, работающим в сфере монументального искусства, свойственны цельность, высокая работоспособность, гармоничность и большая плодотворность во всем, любовь к жизни и созидательное отношение к ней и к миру в целом. Наиболее выразительная черта их характерасозидание, образно говоря, — «все расцветает под их рукой». Они спонтанны, устремлены в творчестве, легко принимают ситуации и решения. Тесная связь личности и ее высшего «Я» может объяснить присутствие «необъяснимого» сочетания легкости характера и силы в личности. Глубинные творческие силы личности, реализующиеся в сфере монументального искусства, рождают эпические образы, глобальность и духовная ценность которых имеют мировое значение.

  • 1. Кульневич, С. В. Педагогика личности. Ч. 1. Стратегия и тактика личностного воспитания / С. В. Кульневич. Ростов н/Д, 1995.
  • 2. Фромм, Э. Бегство от свободы; Человек для себя: [пер. с англ. Д.Н. Дудинский] / Э. Фромм. Минск, 2000.
  • 3. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / Л. С. Выготский. М., 1982. Т. 6.
  • 4. Ильин, И. А. Путь к очевидности / И. А. Ильин. М., 1993.
  • 5. Флоренский, П. Соч.: в 4 т. / П. Флоренский. М., 2000. Т. 3 (1).
  • 6. Бердяев, Н.А. О назначении человека / Н. А. Бердяев. М., 1993.
  • 7. Вышеславцев, Б. П. Этика преображенного эроса / Б. П. Вышеславцев. М., 1994.
  • 8. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. М., 1979.
  • 9. Вайнцвайг, П. Десять заповедей творческой личности: [пер. с англ.] / П. Вайнцвайг. М., 1990.
  • 10. Рерих, Н. Врата в будущее / Н. Рерих. Рига, 1991
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой