Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Понятие, виды и теории стресса

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Значительную часть стрессов мы получаем в результате конфликтов, порожденных различными производственными ситуациями. При это в любом случае оказывается затронутой «вертикаль» деловых отношений «руководитель — подчиненный». Ведь даже если конфликтую между собой рядовые сотрудники, руководитель не может не вмешиваться в ход разрешения конфликта. Поэтому рекомендации по профилактике стрессов… Читать ещё >

Понятие, виды и теории стресса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Практически неизбежное последствие любого конфликта — стресс. Его неприятные признаки (повышенная возбудимость, невозможность сосредоточиться, чувство беспричинной усталости и пр.) проявляются мгновенно и видны, что называется, не вооруженным глазом «Не нервничайте», «расслабьтесь», — советуют нам окружающие. Д мы бы и рады не нервничать, только вот не получается. Стрессова ситуация захватывает нас и не отпускает: неприятные мысли «сам лезут» в голову, сами собой срываются с уст резкие слова… Так вед и до серьезного заболевания недалеко. Можно ли с этим что-нибуд поделать? Можно, но только при трех непременных условиях: 1) внятном понимании природы стресса и стадий его развития; 2) отчетливом представлении о границах возможного воздействия на протекани стрессовой ситуации; 3) готовности к активным усилиям по достижению стрессоустойчивости.

Слово «стресс» в переводе с английского означает «напряжение». В научный оборот этот термин введен в 1936 г. выдающимся канадски физиологом Гансом Селье (р. 1907 г.), разработавшим общую концепцию стресса как приспособительной реакции организма на воздействи экстремальных факторов (стрессогенов). Необыкновенная популярность как самой концепции, так и ее ведущего понятия объясняется видимо, тем, что с ее помощью легко находят объяснение многие явления нашей обычной, повседневной жизни: реакции на возникающи трудности, конфликтные ситуации, неожиданные события и пр.

По классическому определению Г. Селье, стресс — это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование, и этот ответ представляет собой напряжение организма, направленно на преодоление возникающих трудностей и приспособление к возросшим требованиям.

Термин «неспецифический» в данном случае обозначает то общее, что свойственно всем приспособительным реакциям организма На морозе, например, мы стараемся больше двигаться, чтобы увеличить количество выделяемого организмом тепла, а кровеносные сосуд на поверхности кожи сужаются, уменьшая теплоотдачу. В жаркий летний день организм, наоборот, рефлекторно выделяет пот, увеличива теплоотдачу и т. д. Это реакции — специфические, отвечающие на конкретные требования окружающей среды к организму. Но в любом случае требуется приспособиться к среде, восстановить нормальное состояние. Общая необходимость перестройки организма, адаптации к любому внешнему воздействию — это и есть сущность стресса При этом не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Как ни странно, но холод, жара, печаль, радость лекарства вызывают, по мнению Г. Селье, одинаковые биохимически сдвиги в организме. Нечто подобное существует в наших электробытовых приборах: холодильник, обогреватель, лампа, звонок по-разном меняют физическую среду (холод, тепло, свет, звук), но их работа обусловлена единым фактором — электроэнергией. Точно так же стрессовый эффект от внешних воздействий не зависит от типа специфически приспособительных ответов на них. Суть таких ответов едина.

В динамике стрессового реагирования Г. Селье видит три фазы:

  • 1) реакцию тревоги, проявляющуюся в срочной мобилизаци защитных сил и ресурсов организма;
  • 2) фазу сопротивления, позволяющую организму успешно справляться с вызвавшими стресс воздействиями;
  • 3) фазу истощения, если слишком затянувшаяся и чересчур интенсивная борьба приводит к снижению адаптационных возможносте организма и его способности сопротивляться разнообразным заболеваниям.

Физиологическая и биохимическая природа стрессов изучена к настоящему времени достаточно хорошо. Схематично физиологическая «изнанка» стрессовой реакции выглядит примерно так. Под воздействием какого-либо стрессового фактора (конфликт, неожиданно событие и пр.) в коре головного мозга человека формируется интенсивный стойкий очаг возбуждения — так называемая доминанта. Ее появление запускает своеобразную цепную реакцию: возбуждается такж одна из важнейших структур промежуточного мозга — гипоталамус который в свою очередь активизирует тесно связанную с ним ведущую железу внутренней секреции — гипофиз. Гипофиз выбрасывае в кровь порцию специального гормона (АКТГ — адренокортикотроп-ный гормон), под влиянием которого надпочечники выделяют адреналин и другие физиологически активные вещества (гормоны стресса) которые и дают, в конечном счете, хорошо всем знакомую картин стрессового состояния: усиливается сердцебиение, учащается дыхание повышается кровяное давление и т. д.

Биохимические сдвиги при стрессе являются сформированной в процессе длительной эволюции оборонительной реакцией организм на внешнюю угрозу. Ее физиологический смысл — мгновенная мобилизация всех сил организма, необходимых для борьбы с врагом ил бегства от него. Но современный человек, в отличие от первобытного не так уж часто решает свои проблемы с помощью физической сил или быстрого бега. Вот и циркулируют по нашей крови, не нашедши применения гормоны, которые будоражат организм и не дают успокоиться нервной системе. Будь они тут же потрачены на какой-либо вид физической активности, стресс не имел бы разрушительных последствий. Но таких возможностей у ведущего современный образ жизни человека немного. Поэтому и попадает его организм в своеобразну стрессовую ловушку: аварийный выброс гормонов стресса в кровь истощает их запас в коре надпочечников, которая тут же начинает их усиленно восстанавливать. Оттого даже при относительно слабом повторном эмоциональном возбуждении организм рефлекторно реагируе повышенным выделением гормонов. Такова биохимическая природ стресса, которая «стоит за кулисами» нервозного, неадекватного поведения человека.

При этом стрессовое состояние опасно не само по себе, а тем, что способно провоцировать целый букет органических нарушений в вид сердечнососудистых, аллергических, иммунных и прочих заболеваний Не говоря уже о том, что резко падает работоспособность человека, ег жизненная и творческая активность. Беспричинная вроде бы вялость пассивность, бессонница или не дающий отдыха сон, раздражительность, недовольство всем миром — типичные симптомы стресса. Здес естественным образом возникает вопрос: а можно ли со всем этим что-нибудь поделать? Можно ли избежать стрессов?

Ответ на этот вопрос должен быть, безусловно, отрицательным. Стрессов вообще избежать нельзя в принципе. Ибо природа их рефлек-торна. Это автоматическая реакция организма на трудные или неблагоприятные ситуации. Такие реакции представляют собой механизм естественной биологической защиты человека, чисто природный способ приспособления к меняющейся среде. Разрушить их — значит погасить в человеке жизнь, сделать его бесчувственным к внешним раздражителям.

Стресс — обязательный компонент жизни, — отмечал Селье. Стресс может не только понизить, но и повысить устойчивость организм к негативным факторам. Для разведения этих полярных функци стресса Г. Селье предложил различать собственно стресс, как необходимый организму механизм преодоления неблагоприятных внешних воздействий, и дистресс, как состояние, безусловно, вредное для здоровья (Слово «дистресс» можно перевести как «истощение», «несчастье».).

Дистресс — это чрезмерное напряжение, понижающее возможности организма адекватно реагировать на требования внешней среды.

Однако было бы ошибкой однозначно связывать дистресс с проявлением отрицательных эмоций человека, а все положительные эмоции объявлять защитой от него. Бывает и по-другому. Любая эмоциональная встряска человека является стрессором (источником стресса). При этом устойчивость организма к неблагоприятным внешним воздействиям за счет возникающего напряжения усиливается. Механизм стресса и призваны обеспечить сопротивляемость организма. Дистрес же возникает, когда эти механизмы недостаточно эффективны ил «истощают свой ресурс» при длительном и интенсивном стрессирую-щем воздействии на человека.

Таким образом, состояние дистресса фактически соответствует третьей из выделенных Г. Селье фаз стрессового реагирования. Именно с ней и надо бороться. Точнее — стараться не допустить перехода стресс в дистресс. Сам же по себе стресс — это вполне нормальная реакция.

Быть может, здесь подойдет аналогия с температурой нашего тела. Когда человек заболевает, температура тела повышается. Поскольк ощущения при этом далеки от приятных, большинство из нас ту же стремится ее сбить любыми медикаментами. Однако современная медицина рекомендует другое: до определенного порога (примерно до 38°) температуру сбивать фармацевтическими препаратам не стоит. Ведь ее повышение означает, что активизировалась иммунная система и организм пытается справиться с неполадками своим силами. Напичкав же организм жаропонижающими средствами, м не столько поможем, сколько помешаем иммунной системе сделат свое дело, дав искусственный сигнал к свертыванию ее активности Поэтому применение медикаментозных средств снижения температуры оправдано, только если она «зашкалила» за определенный предел То есть когда очевидно, что организм сам не справляется с ситуацие и силы его на исходе. Примерно такая картина и со стрессами.

Таким образом, понимание природы стресса должно подтолкнуть нас к выводу о том, что стремление избежать стрессов вообще — неверная стратегия поведения. И дело не только в том, что это практическ невозможно. Гораздо важнее то, что в фазе сопротивления источник стресса организм человека гораздо устойчивее к неблагоприятны внешним воздействиям, чем в состоянии полного покоя и расслабленности. «Закалять» организм полезно не только физически, но и эмоционально, раз уж наши эмоции выступают в роли спусковых механизмо стрессовых реакций.

Итак, практические выводы, которые можно извлечь из всего выше сказанного о стрессах, таковы:

  • • Не убегайте от стресса! Прислушайтесь к мнению Г. Селье, считавшего, что стресс — это «аромат и вкус жизни».
  • • Главный барьер следует ставить на пути превращения стресс в дистресс.
  • • Признание неотвратимости и функциональной полезности стрессов не означает, что их надо искать или специально создавать. Об это позаботится сама жизнь.
  • • Помогать своему организму справляться со стрессовыми ситуациями нужно «с умом», с опорой на понимание природы стресса ка всплеска гормональной активности, который в принципе поддаетс нейтрализации.
  • • Стрессы, как и болезни, бывает легче предотвратить, чем впоследствии заниматься лечением их последствий.

Профилактика же стрессов должна начинаться с выяснения причин, их порождающих. Они вполне очевидны. Ну, а лидируют среди них конечно же, конфликты.

Перечень причин стрессов необъятен. В качестве стрессоров могут выступать и международные конфликты, и нестабильность политической обстановки в стране, и социально-экономические кризисы.

Значительная часть провоцирующих стресс факторов связана с выполнением наших профессиональных обязанностей. Выделяю организационные факторы, способные вызвать стресс:

  • • перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка;
  • • конфликт ролей (возникает, если работнику предъявляют противоречивые требования);
  • • неопределенность ролей (работник не уверен в том, что от нег ожидают);
  • • неинтересная работа (обследование 2000 рабочих-мужчин 23-х профессий показало, что те, кто имеет более интересную работу, проявляю меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям чем занимающиеся неинтересной для них работой);
  • • плохие физические условия (шум, холод и пр.);
  • • неправильное соотношение между полномочиями и ответственностью;
  • • плохие каналы обмена информацией в организации и др.

Другую группу стрессогенных факторов можно было бы назвать организационно-личностными, поскольку они выражают субъективнотревожное отношение человека к своей профессиональной деятельности. Немецкие психологи В. Зигерт и Л. Ланг выделяют несколько типичных «страхов» работников:

  • • страх не справиться с работой;
  • • страх допустить ошибку;
  • • страх быть обойденным другими;
  • • страх потерять работу;
  • • страх потерять собственное Я.

Стрессогенами также являются неблагоприятный морально-психо-логический климат в коллективе, неразрешенные конфликты, отсутствие социальной поддержки и т. д.

К этому «букету» стрессоров организационно — производственного характера могут добавляться и проблемы личной жизни человека доставляющие немало оснований для неблагоприятных эмоций —В неблагополучие в семье, проблемы со здоровьем, «кризис среднего возрастал и прочие подобные раздражители обычно остро переживаютс человеком и наносят существенный урон его стрессоустойчивости.

Таким образом, причины стрессов особого секрета не составляют. Проблема же заключается в том, как профилактировать стресс, воздействуя на причины, его вызывающие. Основное правило здесь напрашивается само собой; нужно четко отличать стрессогенные события на которые мы можем как-то повлиять, от тех, что явно не в нашей власти. Ясно, что на кризисную ситуацию в стране или в мире, на неотвратимо надвигающийся пенсионный возраст и пр. отдельный человек, если и может воздействовать, то очень незначительно. Поэтому подобные события следует оставить в покое и сосредоточиться на тех стрессогенных факторах, которые могут быть нами изменены реально.

Значительную часть стрессов мы получаем в результате конфликтов, порожденных различными производственными ситуациями. При это в любом случае оказывается затронутой «вертикаль» деловых отношений «руководитель — подчиненный». Ведь даже если конфликтую между собой рядовые сотрудники, руководитель не может не вмешиваться в ход разрешения конфликта. Поэтому рекомендации по профилактике стрессов, формулируемые управленческой психологией развернуты как бы на два «фронта»: руководителям, в чьи обязанност вменяется снижать уровень стресса у сотрудников, и подчиненным которым предлагается беречься от стрессов самим и не служить стрес-содателями для других.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой