Развитие отраслевых профессиональных педагогик
Медицинская педагогика. В последние годы все чаще говорят о медицинской педагогике как о самостоятельной системе знания, являющейся, прежде всего и бесспорно, педагогикой в ее классическом понимании, но, в силу специфики медицинского образования, акцентирующей те или иные элементы дидактики и теории воспитания. Это, с одной стороны, те знания, которые помогают врачу объяснить пациенту его… Читать ещё >
Развитие отраслевых профессиональных педагогик (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Наряду с общей профессиональной педагогикой в последнее время стали стремительно развиваться отраслевые профессиональные педагогики. Во многих ВУЗах созданы специальные кафедры технической, технологической, железнодорожной, медицинской и др. педагогики.
Далее в порядке общего знакомства читателя с этими направлениями приводятся три примера отраслевых профессиональных педагогик в кратком изложении.
1. Инженерная педагогика. Инженерная педагогика предстает как самостоятельная отрасль научного знания, взаимодействующая с техническими науками. Ее характеризуют межнаучная коммуникация, многозначность, широта предмета. В ней смыкаются различные подходы, для реализации которых необходимы специфический исследовательский аппарат, применение системных разработок, использование методов смежных наук. Все это характеризует инженерную педагогику как фундаментальную и прикладную науку.
Инженерная педагогика исследует специфические цели инженерного образования, его содержание, формы, методы и средства обучения будущих инженеров.
Цели инженерного образования обусловливаются потребностями в специалистах нового типа для наукоемких, культуроемких производств, научно-производственных комплексов, конструкторских и проектных учреждений. Такие специалисты должны сочетать в себе функции научного работника, проектировщика, конструктора, изобретателя, а самые элитные кадры — инженера-системника, способного на межпредметной основе целостно представлять исследуемый объект, видеть его системные связи с другими объектами. Сегодня высшая техническая школа делает акцент главным образом на естественнонаучные, общепрофессиональные и специальные знания, позволяющие создавать и эксплуатировать технические объекты. Но будущим инженерам необходимы также знания и умения, составляющие социальную, культурную, нравственную компетентность специалиста, осознание возможных последствий воздействия технических устройств на человека и природу.
Более того, без опережающего интеллектуального, духовного развития невозможно успешное развитие техники и технологии. Известно, что человеческий фактор (духовный и эмоционально-ценностный потенциал личности) является исходной производительной силой.
К формам организации подготовки инженерных кадров можно отнести следующие: а) связанные с теоретическим обучением — лекции, семинары, консультации; б) направленные на практическую подготовку — лабораторные практикумы, деловые игры, производственно-технические ситуации, производственная практика; в) самостоятельные внеаудиторные занятия, курсовое и дипломное проектирование.
Многообразие методов обучения в техническом вузе и их специфику обусловливают выполняемые инженером функции и соответствующие профессиональные умения:
- — проектировочные — создание технических систем, объектов, текущее и перспективное планирование профессиональной деятельности, проектирование систем управления и контроля;
- — конструктивные — выполнение эскизов, чертежей на изготовление изделий, ведение технологического процесса в соответствии с техническими условиями, определение системы мероприятий для устранения неполадок;
- — гностические — чтение технических эскизов, чертежей, карт, выявление возможностей и условий выполнения предстоящей работы, определение технических характеристик оборудования.
Подготовка элитных инженерных кадров требует применения теоретических методов: нахождения новых идей (дивергенция, трансформация, конвергенция), конструирования теорий, использования поисковых лабораторных работ, решения ситуационных производственных задач и др. Продуктивен метод коллективной генерации идей, основанный на стимулировании творческой деятельности специалистов в процессе совместного обсуждения конкретных проблем.
2. Медицинская педагогика. В последние годы все чаще говорят о медицинской педагогике как о самостоятельной системе знания, являющейся, прежде всего и бесспорно, педагогикой в ее классическом понимании, но, в силу специфики медицинского образования, акцентирующей те или иные элементы дидактики и теории воспитания. Это, с одной стороны, те знания, которые помогают врачу объяснить пациенту его состояние, убедить в необходимости лечения и выполнения конкретных рекомендаций. С другой стороны — преподавателю медицинского вуза необходимо использовать те методы, формы и средства обучения студентов-медиков, которые должны в максимальной степени содействовать развитию знаний, умений и навыков (можно говорить о профессиональных компетенциях), которые способствуют становлению квалифицированных специалистов.
Медицинская педагогика, как и любая система знания, претендующая на статус самостоятельной прикладной науки, имеет свой объект и предмет исследования, свои специфические методы и средства. Прежде всего, и педагогика, и медицина имеют единый объект исследования — это человек. Если педагогика решает задачи становления и развития обучающегося, в том числе и в медицинском вузе, то задачей медицины является жизнедеятельность и жизнеспособность человека. При этом, у врача должно быть сформировано понимание того, что-то или иное состояние больного обусловлено целым комплексом факторов и обстоятельств, среди которых — особенности характера и темперамента, разнообразные влияния внешней среды, медико-биологические факторы и т. д. Иными словами, медицинская педагогикакомплексная система знаний, интегрирующая основы педагогики и элементы знаний медицинского характера.
Однако очевидно, что одного лишь краткого курса медицинской психологии будущему медику явно недостаточно — необходим курс педагогики в медицинской деятельности.
К числу значимых элементов подготовки врача следует отнести и проблему врачебной этики. Давно известен факт: врачу ежедневно приходится брать на себя огромную ответственность, определяя, что есть Благо, а что — Зло для его пациента, в каждом конкретном случае выявляя границы возможного медицинского вмешательства. Соответствующие, по сути философские, вопросы должны закладываться в курс медицинской педагогики.
Одной из важнейших категорий медицинской этики является педагогический такт врача. Его содержание включает умение выбрать правильный подход и стиль общения с больным, определить для себя и реализовать на практике некую разумную степень сопереживания, а также способность «педагогически» предвидеть отрицательные ситуации и оценивать тот «педагогический уровень», на котором применение тех или иных лечебных воздействий дает оптимальный эффект. Обсуждая этот аспект врачебной деятельности, обратим внимание на то, что и врач, и педагог должны владеть некоторыми навыками лицедейства и импровизации: обе эти профессии предполагают некий элемент внезапности, неожиданности, поскольку предвидеть заранее все поведенческие и ситуационные обстоятельства общения с «клиентом» практически невозможно.
Таким образом, медицинская педагогика становится последние годы все более востребованной для образования и воспитания современного врача как в рамках медицинского ВУЗа при обучении студентов, так и в условиях последипломного образования.
3. Педагогика туризма. Собственно педагогические основы развития системы профессионального образования в сфере туристской деятельности возникли в ходе длительного исторического процесса, социально обусловившего формирование в России в конце ХVIII — в течение XIX и до середины ХХ столетия научных предпосылок для возникновения различных общественно-организованных движений, структур и объединений, в рамках которых реализовывалось все многообразие подходов, пониманий и получившие во II половине ХХ в. дальнейшее становление в качестве базовых принципов обучения и воспитания туристских работников и кадров.
Следует уточнить ряд моментов, связанных с пониманием педагогических основ профессионального туристского образования, а именно:
- — опыт общественных организаций по формированию систем туризма и туристского образования должен быть учтен как исторический урок, так и в качестве актуальной задачи резкого роста, пополняемости и обновления кадров организаторов, функционеров, работников, специалистов, персонала, занятых в туристско-гостиничном комплексе и общероссийских общественных туристских организациях;
- — суть непрерывной системы профессионального туристского образования затрагивает: конкретные направления, принципы, условия, критерии, оценки, методы обучения и воспитания и сам характер обеспечения и реализации содержания туристского образования;
- — для формирования компетентности и профессионализма актуально расширение и обязательность непрерывности образования. Данное требование выступает непременным условием подготовки и переподготовки всех категорий, должностных и общественных групп кадров, составляющих профессионально-квалификационную структуру туризма;
- — важно межсистемное и межпредметное взаимодействия теории, методики и практики туристского образования с конкретным сектором экономики (индустрией туризма) и социальной активности (туристской деятельностью).
Содержание профессиональной деятельности специалистов туристского профиля обусловливает необходимость пересмотра образовательных стандартов, а также введение новых, например, «Туризм и рекреация», «Менеджмент туризма и спорта», «Культура и туризм», используемых в подготовке менеджеров, туроператоров, технологов туризма.
Все это многообразие стало возможным в результате развившейся системы подготовки общественных кадров и актива, необходимость в которых не исчезла и сегодня. Возрождение попыток и усилий к восстановлению социального туристского пространства вызывает потребность в дальнейшем развитии единства социальной структуры кадров и актива с видами и степенью их квалификационной обученности.