Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Введение. 
Социальная работа с дезадаптированными детьми и подростками

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Расширяется спектр социальных, экономических, психосоциальных, педагогических факторов, активно стимулирующих детскую безнадзорность, бездомность, социальное сиротство. Среди них: кризисные явления в семье — нарушение структуры и функций семьи, падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психосоциальных перегрузок у родителей, жестокое обращение с детьми; резкое… Читать ещё >

Введение. Социальная работа с дезадаптированными детьми и подростками (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Развитие цивилизованного общества определяется не только его экономическим и социально-культурным уровнем, но и отношением к детям. Ситуация в мире современного детства тревожна и опасна как для детей, так и для будущего общества.

В условиях продолжающихся социально-экономических и политических преобразований общественных отношений наиболее незащищенными оказались дети и подростки. Они стали своеобразными заложниками сложившейся ситуации: «на фоне растущих статистических показателей об уровне жизни и благосостоянии населения проблема увеличения количества дезадаптированных детей остается одной из насущных и нерешенных задач нашего государства».

Расширяется спектр социальных, экономических, психосоциальных, педагогических факторов, активно стимулирующих детскую безнадзорность, бездомность, социальное сиротство. Среди них: кризисные явления в семье — нарушение структуры и функций семьи, падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психосоциальных перегрузок у родителей, жестокое обращение с детьми; резкое снижение уровня социальных гарантий для детей в жизненно важных сферах духовного и физического развития; дистанцирование школы от детей с трудными судьбами; резкий поворот в ценностных ориентациях общества, снятие многих моральных запретов; влияние асоциальных криминальных групп в микросреде.

На сегодняшний день мы можем констатировать факт социально-психологической и экономической депривации подрастающего поколения. Наблюдается бурный рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением.

Неотъемлемой чертой повседневной жизни и своеобразным символом постсоветсткой России стали беспризорные и безнадзорные дети. По данным правительства, их число на 2002 г. в стране составляло 1млн. 130тыс. человек, а по оценкам Совета Федерации и независимых экспертов — 3−4 млн.

В 2002 г. Министерство образования России, проведя учет среди детей, подростков и молодежи (7−17 лет) определило, что 368 тыс. из них не посещают образовательные учреждения. Точный учет таких детей в РФ затруднен, т.к. многие родители далеко не всегда подают заявления в соответствующие органы. Реально же число беспризорных и безнадзорных детей, нуждающихся в помощи, значительно больше 1.

Спасаясь от жестокого обращения, ежегодно кончают жизнь самоубийством примерно 2 тыс. детей и подростков, 50 тыс. уходят из семьи, 6 тыс.- из детских домов и интернатов; в общей сложности 25−26 тыс. несовершеннолетних ежегодно становятся жертвами преступных посягательств2. Результаты обследования бездомных детей, попавших в приемники-распределители, подтвердили, что основная масса бездомных детей — это дети, убежавшие из неблагополучных семей, испытывавшие жестокое обращение со стороны членов своей семьи 3.

Одной из самых острых проблем является увеличение социально запущенных детей и подростков, состоящих на профилактическом учете по поводу употребления алкоголя, наркотических, токсических и психоактивных веществ, рост отклонений в нервнопсихическом здоровье детей и их физическом развитии.

Почему «детский вопрос» ставится так остро? По прогнозам социологов в 2008 году нашу страну ожидает серьезный демографический кризис. А это значит, что сегодня надо думать не только об увеличении рождаемости, но позаботиться и о тех, кто уже родился.

В результате сложившейся ситуации актуальным стало создание специализированной системы учреждений для дезадаптированных детей и учреждений является целенаправленная работа по социальной адаптации и реабилитации несовершеннолетних.

В основу всей системы профилактической и реабилитационной работы в современных условиях положена концептуальная установка на неприемлемость, непродуктивность административно-карательного подхода к детям, социализация которых оказалась деформированной по вине взрослых, на необходимость гарантирования ребенку права на достойную форму существования в здоровой социальной среде. И поэтому потребность в создании социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних не снижается, возрастает их роль в жизнедеятельности детей, защите их законных прав и интересов.

Актуальность моей дипломной работы обусловлена тем, что в условиях трансформации современного общества наблюдается тенденция к увеличению проявлений дезадаптированного поведения у детей и подростков. Наличие большого количества дезадаптированных детей и подростков, распад семей, алкоголизм и наркомания среди подростков, проституция, «криминализация» поведения несовершеннолетних — все это представляет угрозу для будущего России.

Проблема дезадаптации детей и подростков вызывает серьезную озабоченность и беспокойство школы, семьи, правоохранительных органов, социальных учреждений, широкой общественности и общества в целом.

Объектом данной работы являются дезадаптированные дети и подростки.

Предметом дипломной работы является социальная дезадаптация детей и подростков как общественная проблема.

Цель моей работы — изучение социальной дезадаптации детей и подростков как общественного явления; анализ деятельности «Пущинского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Солнышко» Московской области; выработка практических рекомендаций по повышению эффективности деятельности учреждений, направленных на профилактику дезадаптации детей и подростков.

Поставленная цель требует решения следующих задач:

выяснить причины и предпосылки детско-подростковой дезадаптации; факторы, влияющие на дезадаптацию;

рассмотреть технологии социальной работы с дезадаптированными несовершеннолетними ГУ МО «Пущинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Солнышко» и др. учреждений города;

определить пути оптимизации деятельности учреждений по предотвращению и преодолению детско-подростковой дезадаптации в г. Пущино;

проанализировать основные направления профилактики дезадаптации детей и подростков на современном этапе.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: анализ методической, научно-теоретической литературы и периодической печати, наблюдение за работой специалистов «Пущинского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Солнышко» и изучение нормативно-правовой базы учреждения, анализ деятельности и статистических данных Органа опеки и попечительства г. Пущино.

При написании работы был изучен ряд законодательных и нормативных документов: Конституция РФ, Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; нормативно-правовая РФ в области социального обслуживания населения, образования, воспитания, охраны прав и интересов ребенка, семьи и материнства.

Степень разработанности проблемы.

Научная база для разработки вопросов социальной адаптации и реабилитации дезадаптированных формировалась отечественными и зарубежными исследователями: Гилинский Я. И., Кондрашенко В. Т., Кудрявцев В. Н., Ольков С. Г. и др.

Вопросы социальной адаптации и реабилитации беспризорных и безнадзорных детей и подростков отражены в научных публикациях Л. С. Алексеевой, С. М. Беличевой, Л. А. Гордона, М. Н. Мирсагатовой и др.

Например, Бреева Е. Б. раскрывает проблемы российской беспризорности и безнадзорности, дает оценку состояния и причин дезадаптации детей в стране, приводит систему мер по сокращению детско-подростковой дезадаптации. Шульга Т. И. и Слот В. осветили в своей книге работу специалистов в учреждениях социально-педагогической поддержки с детьми «группы риска», которым требуется помощь и поддержка со стороны государства.

Большой вклад в разработку проблем дезадаптации внесли отечественные педагоги и психологи: Кащенко В. П., Макаренко А. С., Власова М. А., Башкатов И. П., Каган В. Е., Буянов М. И. и др. 1

Таким образом, знакомство с литературой показало, что проблема дезадаптированных детей и подростков привлекала и привлекает многих исследователей из самых разных областей науки и практики: медиков, психологов, педагогов, философов, социологов, и на сегодняшний день является одной из самых актуальных проблем в обществе.

социальный педагогический дезадаптация подросток.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой