Π”ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌΡ‹, курсовыС, Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚Ρ‹, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅...
Брочная ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅

ДидактичСская ΠΈΠ³Ρ€Π° ΠΊΠ°ΠΊ срСдство формирования матСматичСских прСдставлСний Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ дошкольного возраста Π² дСтском саду

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Π˜Π³Ρ€Π°ΡŽΡ‚ Π΄Π²Π° Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°. Они ΠΏΠΎΠ΄Π±Ρ€Π°ΡΡ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ ΠΊΡƒΠ±ΠΈΠΊΠΈ ΠΈ ΠΏΠΎ ΠΎΡ‡Π΅Ρ€Π΅Π΄ΠΈ ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‚ ΠΏΠΎ Ρ‚Ρ€ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€Π°: Π΄Π²Π° ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€ Π½Π° ΡΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ ΠΎΠ΄ΠΈΠ½ Π½Π° Π²Ρ‹Ρ‡ΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΠ΅. НапримСр, Ссли Π½Π° Π²Π΅Ρ€Ρ…Π½ΠΈΡ… гранях Π²Ρ‹ΠΏΠ°Π»ΠΈ числа 1 ΠΈ 4, ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹ΠΉ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ составляСт Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€Ρ‹: 4 + 1 = 5; 4 — 1 = 3. Π—Π°Ρ‚Π΅ΠΌ Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ снова ΠΏΠΎΠ΄Π±Ρ€Π°ΡΡ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ ΠΊΡƒΠ±ΠΈΠΊΠΈ, Π° ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€Ρ‹ составляСт Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ. ВсС ΠΎΡΡ‚Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ дошкольники ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ. Π’ΠΎΡ‚, ΠΊΡ‚ΠΎ ошибся… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

ДидактичСская ΠΈΠ³Ρ€Π° ΠΊΠ°ΠΊ срСдство формирования матСматичСских прСдставлСний Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ дошкольного возраста Π² дСтском саду (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Π€ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… матСматичСских Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΈ ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ дошкольного возраста Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½ΠΎ ΠΎΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π»ΡΡ‚ΡŒΡΡ Ρ‚Π°ΠΊ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π΄Π°Π²Π°Π»ΠΎ Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ нСпосрСдствСнный практичСский Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚, Π½ΠΎ ΠΈ ΡˆΠΈΡ€ΠΎΠΊΠΈΠΉ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΉ эффСкт.

Π˜ΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΠ΅ΠΌΡ‹Π΅ Π² Π½Π°ΡΡ‚оящСС врСмя ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ обучСния дошкольников Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·ΡƒΡŽΡ‚ Π΄Π°Π»Π΅ΠΊΠΎ Π½Π΅ Π²ΡΠ΅ возмоТности Π·Π°Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½Π½Ρ‹Π΅ Π² ΠΌΠ°Ρ‚Π΅ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠΊΠ΅. Π Π°Π·Ρ€Π΅ΡˆΠΈΡ‚ΡŒ это ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΡ€Π΅Ρ‡ΠΈΠ΅ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΠΏΡƒΡ‚Π΅ΠΌ внСдрСния Π½ΠΎΠ²Ρ‹Ρ…, Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ эффСктивных ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ² ΠΈ Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ обучСния Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠΊΠ΅. Одной ΠΈΠ· Ρ‚Π°ΠΊΠΈΡ… Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ являСтся ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ дидактичСских ΠΈΠ³Ρ€.

Π”Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π² ΠΈΠ³Ρ€Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΠ²Π»Π΅ΠΊΠ°Π΅Ρ‚ Π½Π΅ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π°ΡŽΡ‰Π°Ρ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π°, которая Π² Π½Π΅ΠΉ Π·Π°Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½Π°, Π° Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΏΡ€ΠΎΡΠ²ΠΈΡ‚ΡŒ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΈΠ³Ρ€ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ дСйствия, Π΄ΠΎΠ±ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π°, Π²Ρ‹ΠΈΠ³Ρ€Π°Ρ‚ΡŒ. Однако Ссли участник ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹ Π½Π΅ ΠΎΠ²Π»Π°Π΄Π΅Π΅Ρ‚ знаниями, умствСнными опСрациями, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Ρ‹ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π΅ΠΉ, ΠΎΠ½ Π½Π΅ ΡΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΡƒΡΠΏΠ΅ΡˆΠ½ΠΎ Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΈΠ³Ρ€ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ дСйствия, Π΄ΠΎΠ±ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π°. Π‘Π»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ, Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ΅ участиС, Ρ‚Π΅ΠΌ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Π²Ρ‹ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹Ρˆ Π² Π΄ΠΈΠ΄Π°ΠΊΡ‚ичСской ΠΈΠ³Ρ€Π΅ зависят ΠΎΡ‚ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, насколько Ρ€Π΅Π±Ρ‘Π½ΠΎΠΊ ΠΎΠ²Π»Π°Π΄Π΅Π» знаниями ΠΈ ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΡΠΌΠΈ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π΄ΠΈΠΊΡ‚ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ Π΅Ρ‘ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π΅ΠΉ. Π­Ρ‚ΠΎ ΠΏΠΎΠ±ΡƒΠΆΠ΄Π°Π΅Ρ‚ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ, Π·Π°ΠΏΠΎΠΌΠΈΠ½Π°Ρ‚ΡŒ, ΡΡ€Π°Π²Π½ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ, ΠΊΠ»Π°ΡΡΠΈΡ„ΠΈΡ†ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ, ΡƒΡ‚ΠΎΡ‡Π½ΡΡ‚ΡŒ свои знания. Π—Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚, дидактичСская ΠΈΠ³Ρ€Π° ΠΏΠΎΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π΅ΠΌΡƒ Ρ‡Π΅ΠΌΡƒ-Ρ‚ΠΎ Π½Π°ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ Π² Π»Π΅Π³ΠΊΠΎΠΉ, Π½Π΅ΠΏΡ€ΠΈΠ½ΡƒΠΆΠ΄Ρ‘Π½Π½ΠΎΠΉ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ΅.

Π’Π°ΠΊΠΎΠΉ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ сущСствСнно мСняСт ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΡ‹ обучСния, ΠΈ Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΡƒΠ΅Ρ‚ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ³ΠΎ провСдСния занятий, Π³Π΄Π΅ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ развития гСомСтричСских прСдставлСний Ρ€Π΅ΡˆΠ°Π»ΠΈΡΡŒ посрСдством использования дидактичСской ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹. Π’Π°ΠΊΠΆΠ΅ ΠΎΠ½ Π² ΠΌΠ°Ρ‚СматичСском воспитании ΠΈ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ являСтся Π°ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ, Π½ΠΎΠ²Ρ‹ΠΌ ΠΈ Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΡƒΠ΅Ρ‚ ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠΈ[15].

Рассмотрим ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€Ρ‹ ΠΈΠ³Ρ€, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ставят Ρ†Π΅Π»ΡŒΡŽ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ пространствСнного ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ логичСских ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΠΎΠ² умствСнных дСйствий ΠΈ ΠΊΠΎΠ½ΡΡ‚Ρ€ΡƒΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Ρ… ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ формирования элСмСнтарных матСматичСских прСдставлСний. Π­Ρ‚ΠΈ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Ρ‹ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Π½Ρ‹ для ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… занятий с Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠΎΠΌ, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ для занятий Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π² Π΄Π΅Ρ‚ском саду.

ΠŸΠ΅Ρ€Π΅Π΄ Ρ‚Π΅ΠΌ, ΠΊΠ°ΠΊ Π½Π°Ρ‡Π°Ρ‚ΡŒ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρƒ ΠΏΠΎ ΡΠ»Π΅ΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ€Π½ΠΎΠΉ матСматичСской ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΊΠ΅, с Π΄Π΅Ρ‚ΡŒΠΌΠΈ слСдуСт ΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΏΡ€Π΅Π΄Π²Π°Ρ€ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρƒ.

Π‘Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π° дошкольникам Π½ΡƒΠΆΠ½ΠΎ ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»ΠΎΠΆΠΈΡ‚ΡŒ вопросы, с ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Π²Ρ‹ΡΡΠ½ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΎΠ± ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Ρ€Π΅ΡΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… ΠΈΡ… ΠΈΠ³Ρ€Π°Ρ… (особоС Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ Π°ΠΊΡ†Π΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π½Π° ΠΈΠ³Ρ€Π°Ρ… ΠΏΠΎ Π²Π΅Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Π½Ρ‹ΠΌ ΠΈ Π³Π΅ΠΎΠΌΠ΅Ρ‚ричСским прСдставлСниям). Волько послС этого с Π΄ΠΎΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΈΠΊΠ°ΠΌΠΈ рСкомСндуСтся ΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹, Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠ΅ ΠΊΠ°ΠΊ: «ΠŸΠΎΠΌΠΎΠΆΠ΅ΠΌ Π‘ΡƒΡ€Π°Ρ‚ΠΈΠ½ΠΎ ΠΏΠΎΡ‡ΠΈΠ½ΠΈΡ‚ΡŒ одСяло», «ΠšΠΎΠ½ΡΡ‚Ρ€ΡƒΠΊΡ‚ΠΎΡ€», «ΠšΠ°ΠΊΠ°Ρ ΠΊΡ€Ρ‹ΡˆΠ° Π²Ρ‹ΡˆΠ΅»? «ΠŸΠΎΡΡ‚Ρ€ΠΎΠΉ Π΅Π»ΠΎΡ‡ΠΊΡƒ ΠΈΠ· ΠΏΠΎΠ»ΠΎΡΠΎΠΊ Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠΉ Π΄Π»ΠΈΠ½Ρ‹», «Π ΠΈΡΡƒΠ΅ΠΌ ΠΌΠ°ΡˆΠΈΠ½Ρƒ», «Π‘Π»ΠΎΠΆΠΈ ΡƒΠ·ΠΎΡ€», «ΠšΡ‚ΠΎ большС принСсСт» ΠΈ Ρ‚. Π΄. Π”Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Ρ‹ Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π½Π° Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ элСмСнтарных матСматичСских прСдставлСний, Π½ΠΎ ΠΈ Π½Π° Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²ΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ памяти.

ЗатруднСния Π²Ρ‹Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ ΠΈΠ³Ρ€ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ упраТнСния, Π³Π΄Π΅ Π½ΡƒΠΆΠ½ΠΎ воспроизвСсти большоС количСство гСомСтричСских Ρ„ΠΈΠ³ΡƒΡ€ («ΠŸΠΎΠΌΠΎΠΆΠ΅ΠΌ, Π‘ΡƒΡ€Π°Ρ‚ΠΈΠ½ΠΎ ΠΏΠΎΡ‡ΠΈΠ½ΠΈΡ‚ΡŒ одСяло»), Π½ΠΎ ΠΊΠΎΠ»ΠΈΡ‡Π΅ΡΡ‚Π²ΠΎ воспроизвСдСний постСпСнно увСличиваСтся. ΠšΡ€ΠΎΠΌΠ΅ Ρ‚Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹Ρ… занятий ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒ матСматичСскиС ΠΏΡ€Π°Π·Π΄Π½ΠΈΠΊΠΈ («ΠŸΡƒΡ‚Π΅ΡˆΠ΅ΡΡ‚Π²ΠΈΠ΅ ΠΏΠΎ ΡΡ‚Ρ€Π°Π½Π΅ гСомСтричСских Ρ„ΠΈΠ³ΡƒΡ€»), Π³Π΄Π΅ дошкольники Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½ΡΡŽΡ‚ знания, ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ Π½Π° Π·Π°Π½ΡΡ‚иях[16].

«ΠšΡƒΠ±ΠΈΠΊ бросай ΠΈ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎ считай».

Π˜Π³Ρ€Π°ΡŽΡ‚ Π΄Π²Π° Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°. Они ΠΏΠΎΠ΄Π±Ρ€Π°ΡΡ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ ΠΊΡƒΠ±ΠΈΠΊΠΈ ΠΈ ΠΏΠΎ ΠΎΡ‡Π΅Ρ€Π΅Π΄ΠΈ ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‚ ΠΏΠΎ Ρ‚Ρ€ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€Π°: Π΄Π²Π° ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€ Π½Π° ΡΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ ΠΎΠ΄ΠΈΠ½ Π½Π° Π²Ρ‹Ρ‡ΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΠ΅. НапримСр, Ссли Π½Π° Π²Π΅Ρ€Ρ…Π½ΠΈΡ… гранях Π²Ρ‹ΠΏΠ°Π»ΠΈ числа 1 ΠΈ 4, ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹ΠΉ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ составляСт Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€Ρ‹: 4 + 1 = 5; 4 — 1 = 3. Π—Π°Ρ‚Π΅ΠΌ Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ снова ΠΏΠΎΠ΄Π±Ρ€Π°ΡΡ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ ΠΊΡƒΠ±ΠΈΠΊΠΈ, Π° ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€Ρ‹ составляСт Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ. ВсС ΠΎΡΡ‚Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ дошкольники ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ. Π’ΠΎΡ‚, ΠΊΡ‚ΠΎ ошибся, Π²Ρ‹Π±Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ ΠΈΠ· ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹, Π° Π΅Π³ΠΎ мСсто Π·Π°Π½ΠΈΠΌΠ°Π΅Ρ‚ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ Π·Π°ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΈΠ» исправил ΠΎΡˆΠΈΠ±ΠΊΡƒ.

«ΠžΠ»Π°Π΄ΡƒΡˆΠΊΠΈ».

Π˜ΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡ ΠΊΠΎΡ€ΠΎΠ±ΠΊΡƒ с Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΈΠΌΠΈ ΠΏΡƒΠ³ΠΎΠ²ΠΈΡ†Π°ΠΌΠΈ, ΠΈΠ³Ρ€Π°Π΅ΠΌ Π² «ΠžΠ»Π°Π΄ΡƒΡˆΠΊΠΈ». Читая тСкст ΠΏΠΎΡ‚Π΅ΡˆΠΊΠΈ, Ρ€Π°Π·Π΄Π°Π΅ΠΌ ΠΈΠ³Ρ€Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌ дСтям ΠΏΠΎ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ ΠΏΡƒΠ³ΠΎΠ²ΠΈΡ†Π΅, называя Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΏΠΎ ΠΈΠΌΠ΅Π½ΠΈ.

Π‘Π°Π±ΡƒΡˆΠΊΠ°, Π±Π°Π±ΡƒΡˆΠΊΠ° ИспСкла ΠΎΠ»Π°Π΄ΡƒΡˆΠΊΠΈ.

Один — Π’Π°Π½Π΅Ρ‡ΠΊΠ΅, Один — МишСнькС ΠΈ Ρ‚. Π΄.

ΠŸΡƒΠ³ΠΎΠ²ΠΈΡ†Ρ‹ Π²ΠΎΠ·Π²Ρ€Π°Ρ‰Π°Π΅ΠΌ Π² ΠΊΠΎΡ€ΠΎΠ±ΠΊΡƒ (съСли ΠΎΠ»Π°Π΄ΡƒΡˆΠΊΠΈ), ΠΏΡ€ΠΈ этом ΠΈΡ… ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΡΡ‡ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ: ΠΎΠ΄Π½Π°, Π΄Π²Π΅, Ρ‚Ρ€ΠΈ…

Π’Π΅ΠΏΠ΅Ρ€ΡŒ Ρ€Π°Π·Π΄Π°Π΅ΠΌ ΠΏΠΎ 2 ΠΈ Π·Π°Ρ‚Π΅ΠΌ ΠΏΠΎ 3 ΠΏΡƒΠ³ΠΎΠ²ΠΈΡ†Ρ‹ Π² ΡΠΎΠΎΡ‚вСтствии с Ρ‚Скстом:

Π‘Π°Π±ΡƒΡˆΠΊΠ°, Π±Π°Π±ΡƒΡˆΠΊΠ° Π‘Π°Π±ΡƒΡˆΠΊΠ°, Π±Π°Π±ΡƒΡˆΠΊΠ° ИспСкла ΠΎΠ»Π°Π΄ΡƒΡˆΠΊΠΈ. ИспСкла ΠΎΠ»Π°Π΄ΡƒΡˆΠΊΠΈ.

Π’Π°Π½Π΅ — Π΄Π²Π°, Π’Π°Π½Π΅ — Ρ‚Ρ€ΠΈ, МишкС — Π΄Π²Π°… МишкС — Ρ‚Ρ€ΠΈ…

А Ρ‚Π΅ΠΏΠ΅Ρ€ΡŒ Π΄Π°Π΅ΠΌ дСтям ΡΡ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΏΡƒΠ³ΠΎΠ²ΠΈΡ†, сколько ΠΎΠ½ΠΈ попросят:

Π‘Π°Π±ΡƒΡˆΠΊΠ°, Π±Π°Π±ΡƒΡˆΠΊΠ° ИспСкла ΠΎΠ»Π°Π΄ΡƒΡˆΠΊΠΈ.

Π’Π°Π½Π΅?

— Π’Ρ€ΠΈ!

МишкС? (Π”Π΅Ρ‚ΠΈ ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‡Π°ΡŽΡ‚ Π·Π° ΠΌΠ΅Π΄Π²Π΅Π΄Ρ).

— Π”Π²Π°! ΠΈ Ρ‚. Π΄.

Π§Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ Π»ΡƒΡ‡ΡˆΠ΅ ΡƒΠ²ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚ΡŒ, ΠΊΠ°ΠΊ Π²ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΠΎΠΌΠΎΠ³Π°Π΅Ρ‚ Ρ€Π΅ΡˆΠ°Ρ‚ΡŒ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Ρƒ, рассмотрим Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с Ρ‡ΠΈΡΠ»ΠΎΠ²Ρ‹ΠΌ Π»ΡƒΡ‡ΠΎΠΌ[17]. Π’ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒ ΡΠΏΡ€Π°ΡˆΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚: «Π’ ΠΊΠ°ΠΊΡƒΡŽ сторону Π½Π° Ρ‡ΠΈΡΠ»ΠΎΠ²ΠΎΠΌ Π»ΡƒΡ‡Π΅ ΠΈ ΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π΅Π΄ΠΈΠ½ΠΈΡ† Π½ΡƒΠΆΠ½ΠΎ ΠΎΡ‚Π»ΠΎΠΆΠΈΡ‚ΡŒ ΠΎΡ‚ Ρ‚Ρ€ΠΎΠΉΠΊΠΈ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒ число ΠΏΡΡ‚ΡŒ?» Боздавая ΠΈΠ³Ρ€ΠΎΠ²ΡƒΡŽ ΡΠΈΡ‚ΡƒΠ°Ρ†ΠΈΡŽ, Ρ‚ΠΎΡ‚ ΠΆΠ΅ вопрос Π±ΡƒΠ΄Π΅Ρ‚ Π·Π²ΡƒΡ‡Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈΠ½Π°Ρ‡Π΅: «Π§ΠΈΡΠ»ΠΎ 3 ΠΎΡ‚ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΠΎΡΡŒ Π² Π³ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΊ Ρ‡ΠΈΡΠ»Ρƒ 5. Π’ ΠΊΠ°ΠΊΡƒΡŽ сторону ΠΈ ΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ шагов-Π΅Π΄ΠΈΠ½ΠΈΡ† ΠΎΠ½ΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΡˆΠ»ΠΎ?».

Π’ ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠΌ Π²Π°Ρ€ΠΈΠ°Π½Ρ‚Π΅ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½ Π²ΡΠΏΠΎΠΌΠ½ΠΈΡ‚ΡŒ ряд абстрактных понятий:

  • 1) «Ρ‡ΠΈΡΠ»ΠΎΠ²ΠΎΠΉ Π»ΡƒΡ‡», числа 3 ΠΈ 5, «ΠΎΡ‚Π»ΠΎΠΆΠΈΡ‚ΡŒ ΠΎΡ‚», «Π΅Π΄ΠΈΠ½ΠΈΡ‡Π½Π°Ρ ΠΌΠ΅Ρ€Π° Π½Π° Ρ‡ΠΈΡΠ»ΠΎΠ²ΠΎΠΌ Π»ΡƒΡ‡Π΅»;
  • 2) соотнСсти пСрСчислСнныС понятия с ΠΈΠ·ΠΎΠ±Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Π½Π° Ρ‡ΠΈΡΠ»ΠΎΠ²ΠΎΠΌ Π»ΡƒΡ‡Π΅;
  • 3) Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ дСйствиС;
  • 4) ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ ΠΈ ΡΠΎΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΡ‚ΡŒ Π΅Π³ΠΎ Π² ΡΠ»ΠΎΠ²Π΅ΡΠ½ΠΎΠΉ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ΅.

Π’ΠΎ Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ Π²Π°Ρ€ΠΈΠ°Π½Ρ‚Π΅, Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½:

  • 1) Π½Π°ΠΉΡ‚ΠΈ Π½Π° Ρ‡ΠΈΡΠ»ΠΎΠ²ΠΎΠΌ Π»ΡƒΡ‡Π΅, Π³Π΄Π΅ «ΠΆΠΈΠ²ΡƒΡ‚ числа 3 ΠΈ 5, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ ΠΎΡ‚ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ‚Ρ€ΠΎΠΉΠΊΡƒ Π² Π³ΠΎΡΡ‚ΠΈ»;
  • 2) ΠΏΠΎΡΡ‡ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ, сколько Ρ‚Ρ€ΠΎΠΉΠΊΠ° сдСлала шагов-Π΅Π΄ΠΈΠ½ΠΈΡ† ΠΈ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΠΈΡ‚ΡŒ Π² ΠΊΠ°ΠΊΡƒΡŽ сторону;
  • 3) воспроизвСсти ΡƒΠ²ΠΈΠ΄Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π· Π² ΡΠ»ΠΎΠ²Π΅ΡΠ½ΠΎΠΉ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ΅.

Π₯ΠΎΡ€ΠΎΡˆΠΎ Π²ΠΈΠ΄Π½ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π² ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄Π½Π΅ΠΌ Π²Π°Ρ€ΠΈΠ°Π½Ρ‚Π΅ Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ процСсс Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΊΠΎΡ€ΠΎΡ‡Π΅, Π½ΠΎ ΠΈ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΡ‰Π΅, вСдь, «ΡˆΠ°Π³Π°Ρ‚ΡŒ Π² Π³ΠΎΡΡ‚ΠΈ» понятнСС, Ρ‡Π΅ΠΌ «ΠΎΡ‚ΠΊΠ»Π°Π΄Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Π΄ΠΈΠ½ΠΈΡ†Ρ‹», ΠΏΡ€ΠΈ этом Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ Π½ΠΈ Ρ‡ΡƒΡ‚ΡŒ Π½Π΅ Ρ…ΡƒΠΆΠ΅ учится Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ с Ρ‡ΠΈΡΠ»ΠΎΠ²Ρ‹ΠΌ Π»ΡƒΡ‡ΠΎΠΌ.

ΠŸΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€Ρ‹ дидактичСских ΠΈΠ³Ρ€, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΏΡ€ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ матСматичСских прСдставлСний с Π΄Π΅Ρ‚ΡŒΠΌΠΈ дошкольного возраста, ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Π½Ρ‹ Π² ΠŸΡ€ΠΈΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΈ.

ΠœΡ‹ Ρ€Π΅ΠΊΠΎΠΌΠ΅Π½Π΄ΡƒΠ΅ΠΌ Π½Π° ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠ°Ρ… ΠΌΠ°Ρ‚Π΅ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠΊΠΈ Ρ‡Π°Ρ‰Π΅ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Π²ΠΈΠ΄Ρ‹ ΠΈΠ³Ρ€:

Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΠ½ΠΈ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Ρ‹ Π½Π° Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ личности Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°;

ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Π΅, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΠ½ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ²Π»Π΅ΠΊΠ°ΡŽΡ‚ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Ρ‚Π΅ΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈ ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π΅ Ρ‡Π°Ρ‰Π΅ Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°Π΅Ρ‚ «ΡΠΈΡ‚уация успСха;

ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΠ½ΠΈ ΠΏΠΎΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ дСтям ΠΏΡ€ΠΎΡΠ²ΠΈΡ‚ΡŒ сСбя, Π° Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŽ — Π΄ΠΈΠ°Π³Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ учащихся, ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ ΠΈΡ… Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ия;

ΠΏΠΎΠ΄Π²ΠΈΠΆΠ½Ρ‹Π΅ ΠΈ Ρ‚ΠΈΡ…ΠΈΠ΅, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΠ½ΠΈ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΡŽ ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ, памяти, гибкости ΡƒΠΌΠ°, ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, усидчивости, настойчивости Π² Π΄ΠΎΡΡ‚ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΈ Ρ†Π΅Π»ΠΈ ΠΈ Ρ‚. Π΄.;

«ΡΠΊΠΎΡ€ΠΎΡΡ‚Π½Ρ‹Π΅», Ρ‚Π°ΠΊ ΠΊΠ°ΠΊ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ довСдСнию Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠ° Π΄ΠΎ Π°Π²Ρ‚ΠΎΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠ·ΠΌΠ°;

ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹-Π·Π°Π³Π°Π΄ΠΊΠΈ, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΊΠ°ΠΊ Ρ€Π°Π·Π³Π°Π΄Ρ‹Π²Π°Π½ΠΈΠ΅ Π·Π°Π³Π°Π΄ΠΎΠΊ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΊ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Ρƒ, ΠΎΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΡŽ, Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΡƒΠ΅Ρ‚ ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ€Π°ΡΡΡƒΠΆΠ΄Π°Ρ‚ΡŒ, Π΄Π΅Π»Π°Ρ‚ΡŒ Π²Ρ‹Π²ΠΎΠ΄Ρ‹.

На ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ этого воспитатСлям Π”ΠžΠ£ рСкомСндуСтся:

ΠŸΠ»Π°Π½ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρƒ с ΡƒΡ‡Π΅Ρ‚ΠΎΠΌ возрастных ΠΈ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… особСнностСй Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ.

Π’Π½Π΅Π΄Ρ€ΡΡ‚ΡŒ дидактичСскиС ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡ обучСния Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠΊΠ΅.

ΠŸΡ€ΠΈΠ²Π»Π΅ΠΊΠ°Ρ‚ΡŒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΊ Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠ΅ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΡŽ дидактичСских ΠΈΠ³Ρ€.

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ