Формирование элементов языковой культуры учащихся в процессе обучения химии
Актуальность нашего исследования состоит в том, что разработка проблемы формирования элементов языковой культуры личности учащихся в процессе обучения химии в средней школе имеет не только научное (связанное с раскрытием содержания и структуры языковой культуры личности, теоретических основ ее формирования и разработкой научной концепции), но и социальное (связанное с формированием языковой… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
- 1. 1. Понятие «культура» в литературе
- 1. 1. 1. Сущность и функции культуры
- 1. 1. 2. Язык как важнейший элемент культуры
- 1. 2. Формирование элементов культуры в современном образовательном процессе
- 1. 2. 1. Проблема формирования культуры в предметном обучении
- 1. 2. 2. Формирование различных форм культуры личности учащихся при обучении химии в средней школе
- 1. 1. Понятие «культура» в литературе
- 2. 1. Теоретические основы формирования элементов языковой культуры учащихся в процессе обучения химии
- 2. 1. 1. Концепция формирования элементов языковой культуры учащихся в процессе обучения химии в средней школе
- 2. 1. 2. Теоретическая модель формирования элементов языковой культуры учащихся в процессе обучения химии
- 2. 1. 3. Структура и содержание языковой культуры личности
- 2. 2. Методика формирования элементов языковой культуры учащихся в процессе обучения химии в средней школе
- 2. 2. 1. Использование на уроках химии интеграционных связей содержания химического образования с родным языком
- 2. 2. 2. Использование на уроках химии интеграционных связей содержания химического образования с иностранными языками
- 2. 2. 3. Привлечение социокультурного материала на уроках химии
- 3. 1. Организация теоретико-экспериментального исследования
- 3. 2. Исследование влияния методики формирования элементов языковой культуры на уровень их сформированности
Формирование элементов языковой культуры учащихся в процессе обучения химии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В связи с кардинальным изменением социально-экономических условий актуальными задачами общего среднего образования становятся формирование культуротворческой среды и воспитание духовно полноценной личности учащегося средней школы.
В трудах авторов раскрываются смысл и содержание культуры (Д. С. Лихачев, В. С. Библер, Л. К. Круглова), ее структура, разнообразные формы, виды и элементы общей культуры личности (В. С. Библер, К. Б. Соколов, Е. Л. Фейнберг), а также пути усвоения их личностью, способы и методы формирования различных элементов культуры в образовании (И. В. Бестужев-Лада, О. Б. Гордиенко, В. А. Каймин, Н. М. Розенберг, В. А. Фортунатова, Р. Штайнер), в том числе в предметном обучении (А. П. Тряпицына, Т. Б. Алексеева, А. В. Антонова, Л. Д. Вавилова), и в частности, в обучении химии (А. А. Макареня, В. М. Назаренко, Н. Е. Кузнецова, И. М. Титова, М. С. Пак, О. С. Габриэлян, С. В. Дьякович и др.).
Однако вопросу формирования элементов языковой культуры личности учащихся в процессе обучения химии в средней школе внимания практически не уделялось.
Возможность формирования элементов языковой культуры учащихся в процессе обучения химии сдерживается из-за нерешенности ряда научных задач, к числу которых можно отнести следующие:
1. Несформулированность научно обоснованных целей формирования элементов языковой культуры учащихся в процессе обучения химии.
2. Невыявленность структуры и содержания языковой культуры личности учащихся.
3. Необоснованность и неразработанность концептуальных и методических основ, а также теоретической модели формирования элементов языковой культуры учащихся в процессе обучения химии.
4. Отсутствие системы методов формирования элементов языковой культуры учащихся в процессе обучения химии и неразработанность методических условий ее реализации, необходимых для создания научно обоснованной методики.
Тем не менее, в теории и практике обучения химии в средней школе созданы определенные предпосылки для разработки методических основ формирования элементов языковой культуры учащихся в процессе обучения химии. В качестве таких предпосылок выступают: концепция создания культуротворческой среды в процессе химического образования (А. А. Макареня) — методология интегративного подхода, суть которого в формировании целостности из ранее разобщенных разнородных компонентов (М. С. Пак) — теоретические основы гуманизации процесса обучения химии на основе общечеловеческих ценностей путем насыщения естественнонаучного содержания образования культурологической тематикой (И. М. Титова) — необходимость раскрытия культурологических аспектов в процессе химико-экологического и валеологического образования (Н. Е. Кузнецова).
Однако, несмотря на имеющиеся предпосылки, в теории и методике обучения химии не ставилась и не разрабатывалась проблема формирования элементов языковой культуры учащихся.
Актуальность нашего исследования состоит в том, что разработка проблемы формирования элементов языковой культуры личности учащихся в процессе обучения химии в средней школе имеет не только научное (связанное с раскрытием содержания и структуры языковой культуры личности, теоретических основ ее формирования и разработкой научной концепции), но и социальное (связанное с формированием языковой культуры как части общей культуры духовно полноценной личности учащегося средней школы), а также прикладное значение (связанное с разработкой методики формирования элементов языковой культуры личности учащихся при обучении химии в средней школе).
Исследование обусловлено необходимостью решения следующих основных противоречий:
— между социально обусловленной потребностью воспитания культурно развитой и духовно полноценной личности учащегося средней школы и фактическим формированием личности, усвоившей только стандартный объем знаний и предметных умений;
— между традиционно стабильным содержанием учебного предмета химии и необходимостью отражения в содержании обучения химии языковых знаний и умений их применять;
— между традиционной методикой обучения химии в средней школе и необходимостью включения новой современной образовательной методики, реализующей идеи интеграции и дифференциации, гуманизации, гуманитаризации и индивидуализации, культурологизации, непрерывности, преемственности, направленности, индивидуализации, инновации.
Актуальность, неразработанность и нерешенность в теории и методике обучения химии указанных выше научных задач и противоречий определили выбор темы исследования.
Цель исследования — поиск оптимальной методики формирования элементов языковой культуры учащихся в процессе обучения химии.
Объект исследования — процесс формирования элементов языковой культуры учащихся при обучении химии в средней школе.
Предмет исследования — методические основы формирования элементов языковой культуры учащихся в процессе обучения химии.
В соответствии с целью исследования была выдвинута гипотеза: процесс формирования элементов языковой культуры учащихся в процессе обучения химии будет эффективным, если он базируется на ведущих принципах (языковой, культурологической, гуманистической и др. направленности, интеграции и дифференциации, непрерывности и преемственности), на реализации структуры и содержания языковой культуры личности, включающего языковые, социокультурные и литературоведческие знания, речевые, информационно-коммуникативные и др. умения, ценностные отношения к языку, культуре, химическому и филологическому образованиюна использовании специфических методов интеграции химии с родным и иностранными языкамиа также на реализации определенных методических условий.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были сформулированы основные задачи исследования:
1. Осуществить информационный поиск и анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме формирования элементов культуры личности в современном образовательном процессе.
2. Провести теоретический анализ состояния проблемы формирования различных элементов культуры личности учащихся в процессе обучения химии в средней школе.
3. Изучить практический опыт работы учителей химии по формированию элементов языковой культуры учащихся.
4. По результатам теоретического анализа литературы выявить структуру и содержание языковой культуры личности.
5. Научно обосновать и сформулировать методические основы формирования элементов языковой культуры учащихся в процессе обучения химии в средней школе: концептуальные методические положения, ведущие принципы, систему специфических методов, методические условия.
6. Разработать теоретическую модель и на ее основе методику формирования элементов языковой культуры учащихся в процессе обучения химии в средней школе.
7. Осуществить экспериментальную проверку эффективности методики формирования элементов языковой культуры личности учащихся в процессе обучения химии.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ и синтез философской, психолого-педагогической, методической, филологической, языковедческой, химической литературы и нормативных документов по проблеме исследованиямоделирование и проектированиеанализ результатов теоретического и экспериментального исследованийнаблюдениесравнениеобобщениеанкетированиекачественный и количественный анализ ответов респондентовпедагогический экспериментстатистическая обработка результатов эксперимента и их методическая интерпретация.
Теоретическая значимость диссертационной работы состоит в создании методических основ (ведущие принципы, теоретическая модель, методика) формирования элементов языковой культуры учащихся, разработке концепции и методики формирования элементов языковой культуры учащихся в процессе обучения химии. Обоснована необходимость формирования элементов языковой культуры учащихся в процессе обучения химии. Сформулированы научно обоснованные цели формирования элементов языковой культуры учащихся. Разработана и реализована теоретическая модель формирования элементов языковой культуры учащихся в процессе обучения химии в средней школе.
Практическая значимость работы состоит в том, что концептуальные положения, методические основы формирования элементов языковой культуры учащихся в процессе обучения химии доведены до уровня методических рекомендаций, адресованных учителям химии средней общеобразовательной и профессиональной школы и студентам — будущим учителям химии.
Достоверность результатов обеспечивается корректным изучением практического опыта формирования элементов языковой культуры учащихся в процессе обучения химии в средней школе по экспериментальной методике, выбором адекватных современных методов исследования, положительными значениями показателей эффективности формирования элементов языковой культуры учащихся в процессе обучения химии.
Апробация работы и внедрение результатов.
Основные результаты исследования изложены в 7 публикацияхдокладывались и обсуждались: на XLV, XLVI и XLVII Герценовских чтениях — Всероссийских научно-практических конференциях (Санкт-Петербург, 1998, 1999, 2000), на расширенных заседаниях УМО вузов России по педагогическому образованию (С.-Петербург, 1999, 2000), на VII Всероссийском координационном совещании по актуальным проблемам реформирования химико-педагогического образования (Курск, 1999), на международной научно-практической конференции по проблемам современных тенденций в обучении иностранным языкам (С.Петербург, 1999), на международном семинаре по проблемам дидактики химии в Опольском университете (Польша, 1999).
На защиту выносятся:
1. Концепция формирования элементов языковой культуры учащихся в процессе обучения химии в средней школе.
2. Теоретическая модель формирования элементов языковой культуры учащихся в процессе обучения химии.
3. Методика формирования элементов языковой культуры учащихся при обучении химии.
4. Методические условия эффективной реализации методики формирования элементов языковой культуры учащихся в процессе обучения химии в средней школе.
По теме исследования опубликовано семь работ. В них раскрыты основные идеи диссертации, а также представлены методические принципы и рекомендации по формированию элементов языковой культуры учащихся в процессе обучения химии в средней школе.
Выводы по главе III.
1. В соответствии с рабочей гипотезой разработана методика экспериментального исследования, включающая констатирующий, поисковый и формирующий этапы.
2. Сформулированы основные задачи каждого этапа педагогического эксперимента и определены адекватные им методы их решения.
3. Отобраны критерии, показатели и параметры, а также методики измерения результатов образовательного процесса, имеющиеся в литературе и адаптированные к предмету данного исследования.
4. В процессе педагогического эксперимента доказана эффективность влияния методики формирования элементов языковой культуры учащихся в процессе обучения химии на уровень сформированности языковых и социокультурных знанийречевых уменийумения осуществлять интеграцию химических и языковых знанийа также на уровень сформированности ценностных отношений к языкам (родному, иностранным, химическому), химическому и филологическому образованию, учению, химической и языковой (филологической) наукам, языковой культуре.
5. Анализ результатов педагогического эксперимента свидетельствует о том, что предложенная нами система методов, реализуемая при учете выявленных нами методических условий, способствует формированию у учащихся средней школы элементов языковой культуры личности.
Следовательно, рабочая гипотеза исследования подтверждена, а цель исследования достигнута полностью.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
1. В результате проведенного теоретико-экспериментального исследования было установлено, что в настоящее время в связи с кардинальным изменением социально-экономических условий актуальными задачами общего среднего образования, и химического образования в частности, становятся формирование культуротворческой среды и воспитание духовно полноценной личности учащегося средней школы.
2. Необходимость формирования элементов языковой культуры учащихся в процессе обучения химии обусловлена необходимостью устранения выявленных нами противоречий.
3. Возможность формирования элементов языковой культуры учащихся в процессе обучения химии в настоящее время сдерживается из-за нерешенности ряда научных задач, в их числе невыявленность структуры и содержания языковой культуры личности, несформулированность научно обоснованных целей ее формирования, необоснованность и неразработанность концептуальных и методических основ формирования языковой культуры учащихся в процессе обучения химии.
4. На основе проведенного методолого-теоретического исследования выявлены, разработаны и научно обоснованы структура и содержание языковой культуры личности, представляющие собой сложное единство взаимосвязанных и взаимозависимых блоков, систем, подсистем и элементов.
5. Сформулирована концепция и разработана теоретическая модель формирования элементов языковой культуры учащихся в процессе обучения химии, отражающая интегративные цели, целостность блоков инвариантной и вариативной частей содержательного, организационно-методического и результативно-оценочного компонентов. Ядро концепции формирования элементов языковой культуры учащихся в процессе обучения химии составляет система основных принципов: направленности (языковой, культурологической и др.), единства интеграции и дифференциации, непрерывности и преемственности.
6. Концепция и теоретическая модель послужили основой для разработки специфической методики формирования элементов языковой культуры учащихся в процессе обучения химии в средней школе, представляющей собой систему трех основных методов: 1) использования на уроках химии интеграционных связей с родным языком- 2) использования на уроках химии интеграционных связей с иностранными языками- 3) применения социокультурного материала.
7. Определены методические условия, обеспечивающие эффективность формирования элементов языковой культуры учащихся в процессе обучения химии в средней школе.
8. В рамках исследования были разработаны специальные дидактические материалы, использование которых в процессе обучения химии способствует формированию элементов языковой культуры учащихся.
9. На основе анализа результатов экспериментального исследования установлено, что методика формирования элементов языковой культуры учащихся в процессе обучения химии обеспечивает сформированность у учащихся достаточно высокого уровня языковых знанийречевых уменийумения осуществлять интеграцию химических и языковых знанийа также сформированность ценностных отношений к языкам (родному, иностранным, химическому), химическому и филологическому образованию, учению, химической и филологической наукам, культуре.
Список литературы
- Авраменко Г. А. Элементы эстетического воспитания учащихся // Химия в школе. — 1989. — № 4. — С. 58−61.
- Аксенова Ю. А. Культурная грамотность глазами американского профессора // Педагогика. 1995. — № 4.
- Актуальные проблемы непрерывного химико-педагогического и химического образования в средней и высшей школе: Тез. докл. XLIII Всеросс. науч. конф. 20−23 мая 1996 г., С.-Петербург. СПб.: Образование, 1996. — 124 с.
- Актуальные проблемы реформирования химического и химико-педагогического образования: Матер. XLV Герценовских чтений (Всеросс. научно-практ. конф.). 13−16 мая 1998 г., С.-Петербург. СПб.: Изд-во РГПУ им А. И. Герцена, 1998. — 160 с.
- Актуальные проблемы химического и химико-педагогического образования на довузовском, вузовском и послевузовском этапах. Тез. докл. V Российского координационного совещания, 14−17 ноября 1995 г., С.-Петербург. СПб.: Образование, 1995. — 96 с.
- Алексеева Т. Б. Содержательные основы естествознания как компонент общекультурной подготовки учителя: Дисс.. канд. пед. наук. -СПб., 1995.
- Аминов Н. А. Дифференцированный подход к исследованию структурной организации главных компонентов педагогических способностей // Вопр. психологии. 1995. — № 5. — С. 5−17.
- Андрейчук Р. Г. Формирование элементов компьютерной культуры учащихся в школьном курсе химии: Дисс.. канд. пед. наук (13.00.02.)-СПб., 1993.- 151 с.
- Антонова А. В. Подготовка учащихся педагогического училища к руководству эстетическим воспитанием детей дошкольного возрата: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1994. — 20 с.
- Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. М.: Педагогика, 1977. — 254 с.
- Баткис С. Д. Развитие творческих способностей учащихся // Химия в школе.- 1987. № 1. — С. 44−46.
- Белова Т. А., Авдосенок И. М. Интегрированный урок химии и русского языка // Химия в школе 1997. — № 6. — С. 29−31.
- Бер доносов С. С. Как произносить знаки химических элементов? // Химия в школе. — 1990. № 3. — С. 37.
- Беспалько В. П. Основы теории педагогических систем.-Воронеж, 1977.-303 с.
- Библер В. С. Мышление как творчество. М.: Политиздат, 1975. — 399 с.
- Библер В. С. От наукоучения к логике культуры: два философских введения в XXI век. — М., 1991.
- Библер В. С. Школа диалога культур. Кемерово: Алеф, 1993.414 с.
- Будагов Р. А. История слов в истории общества. М., 1971. -С. 108−135.
- Буцкус П. Ф. Именные названия в химии // Химия в школе. -1985.-№ 3.-С. 9−11.
- Буцкус П. Ф. Химия в поэзии // Химия в школе. 1992. — № 5−6. -С. 33−34.
- Вавилова Л. Д. Педагогические условия приобщения дошкольников к национальной культуре в детских садах республики Коми: Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 1993.
- Вайсберг А. Э. Экологическое воспитание и обучение на уроках немецкого языка и во внеурочное время // Иностранные языки в школе. -1997.-№ 2.-С. 20−24.
- Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура. М., 1978.
- Владыкина А. В., Кузнецова Н. Е. Химический язык в школе. -Вологда: Изд-во ВГПИ, 1980. 52 с.
- Вольеров Г. Б. О названиях химических элементов и произношении их символов // Химия в школе. 1991. — № 1. — С. 68−71.
- Воспитание к свободе: Педагогика Р. Штейнера. Из опыта международного движения вальдорфской школы. М.: Изд-во Московского центра вальдорфской педагогики, 1993. — 268 с.
- Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М., 1980.-С. 160.
- Габриэлян О. С. Совершенствование речевой культуры учащихся на уроках химии // Химия в школе. 1990. — № 6. — С. 35−37.
- Гара Н. Н.Учить твочеству.- М.: Просвещение, 1991. 64 с.
- Гаркунов В. П. Совершенствование методов обучения химии в средней школе. Л.: ЛГПИ, 1974. — 136 с.
- Гёбель В., Глёклер М. Ребенок. От младенчества к совершеннолетию. М.: Энигма, 1998.-С. 413.
- Годмен А. Иллюстрированный химический словарь: Пер. с англ.- М.: Мир, 1989.-270 с.
- Головин Б. Н. О некоторых проблемах изучения термина // Вестник Московского ун-та. М., 1972.
- Гонсалес Ф. Р. Общение и его значение в разработке проблем личности // Психологический журнал. М., 1983. — Т.4. — № 4. — С. 40−47.
- Гордиенко О. Б. Теоретические основы воспитания эстетической культуры старшеклассников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ростов н/Д., 1992. — 18 с.
- Грабарь М. И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы.- М.: Педагогика, 1977. 136 с.
- Грибакина Л. В. Исследование функций химической символики как фактора активизации познавательной деятельности учащихся: Дис.. канд. пед. наук (13.00.02.) Л., 1987. — 190 с.
- Грибакина Л. В. Тренировочные упражнения по химическому языку. Орел, 1997. — 36 с.
- Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972.-423 с.
- Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. -М.: Педагогика, 1986. 240 с.
- Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: ОПЦ «Интор», 1996.-541 с.
- Джуа М. История химии.- М.: Мир, 1975. 477 с.
- Дьюи. Д. Свобода и культура (пер. J1. Машковского: Вступ. ст. Р. Редмена). London: Overseas publ. interchange, 1968. — 195 с.
- Дьякович С. В. Культурологические аспекты подготовки учителей химии // Химия в школе. 1998. — № 5. — С. 23−25.
- Емельянова Е. О., Иодко А. Г. Развитие монологической речи учащихся при изучении первоначальных химических понятий // Химия в школе. 1996. -№ 4.
- Загвязинский В. И. Методология и методика педагогических исследований Тюмень: Изд-во Тюменского ун-та, 1976. — 85 с.
- Загвязинский В. И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. — 160 с.
- Заказнова С. А. О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к ведению и проверке тетрадей // Химия в школе. № 4. -1984.-С. 45−47.
- Закгейм А. Ю. Гуманизация и гуманитаризация химии что это такое? // Химия в школе. — 1991. — № 2. — С. 3−5.
- Зарецкий Д. В., Зарецкая 3. А., Первин Ю. А. Модуль 1 в курсе «Информационная культура» // Информатика и образование. 1996. — № 4. — С. 87−94.
- Ивченко J1. А. Формирование химико-валеологических знаний при решении задач гуманистической концепции образования: Автореф. дис.. канд. пед. наук (13.00.02). Омск, 1997. — 18 с.
- Извозчиков В. А. Новые информационные технологии обучения: Уч. пос. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена., 1991. — 120 с.
- Иконникова С. Н. Диалог о культуре. М.: Просвещение, 1986.
- Ильина Т. А. Вопросы теории и методики педагогического эксперимента (в исследовании проблем программированного обучения). -М.: Знания, 1975.- 123 с.
- Инновационные модели образовательных технологий и систем: Матер, конфер. СПб: ИОВ РАО, 1998. — 196 с.
- Информатика и компьютерная грамотность: Сб. науч. тр. /
- Редкол.: Наумов Б. М. (отв. ред.) и др. М.: Наука, 1988. — 236 с.
- Информатика и культура: Сб. науч. тр. / Редкол.: Ладенко И. С. (отв. ред.) и др. Новосибирск: Наука, 1990. — 133 с.
- Информационная культура: Модуль: Кл. 9: Метод, пособие / Под ред. А. Г. Кушниренко, М. Г. Эпиктетова. -М.: Дрофа, 1995. 108 с.
- Информационная культура: Модуль: Класс 1: Метод, пособие. -М.: Дрофа, 1995.-251 с.
- Информационная культура: Модуль: Класс: 10: Метод, пособие /А. Г. Кушниренко, А. Г. Леонов, М. Г. Эпиктетов и др- Под ред. А. Г. Кушниренко, М. Г. Эпиктерова. М.: Дрофа, 1995. — 75 с.
- Исаев И. Ф. Теория и практика формирования педагогической культуры преподавателя высшей школы. Моск. гос. ун-т им. В. И. Ленина- Белгородский пединститут им. М. С. Ольминского. — М.- Белгород, 1993.
- Исследования по русской терминологии. М.: Наука, 1971.232 с.
- Каверина А. А. О преподавании химии в классах гуманитарного профиля // Химия в школе. 1992. — № 5−6. — С. 29−32.
- Каданер Л. И., Щекина А. А., Ярмоленко Г. Н., Попович Т. Н. Экономическое воспитание учащихся при изучении металлургии // Химия в школе. № 2. — 1985. — С. 63−66.
- Каймин В. А. От компьютерной грамотности к новой информационной культуре // Сов. педагогика. 1990. — № 4. — С. 70−71.
- Камушкина Г. Г. Из опыта развития логического мышления учащихся // Химия в школе. 1992. — № 1−2 — С. 23−25.
- Канке В. А. Философия. Исторический и систематический курс. М.: Издательская корпорация «Логос», Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Международная академическая издательская компания «Наука», 1997.-352 с.
- Ковалева Н. Б. Методы развития творческой личности учащихся. М.: МТА, 1992. — С. 49.
- Косичев А., Платонов Г. Духовность и пути ее формирования // Высшая школа в России. 1998. — № 1. — С. 124−128.
- Краткий философский словарь. /Под ред. А. П. Алексеева М.: Проспект, 1997.-400 с.
- Круглова Л. К. Основы культурологии. СПб.: СПГУВК, 1997. -393 с.
- Кузнецова Н. Е., Андрненко A. JI. Взаимосвязь понятий и умений в использовании химического языка // Совершенствование содержания и методов обучения химии в средней школе. JI., 1979. — С. 28−34.
- Кузнецова Н. Е., Грибакина JI. В. О функциях химической символики в обучении химии // Совершенствование содержания и методов обучения химии в средней школе. JL, 1987. — С. 33−40.
- Кузнецова Н. Е. О некоторых методических приемах обучения химическому языку // Химия в школе: Вып. 2. JL, 1977. — С. 21−28.
- Кузнецова Н. Е. О понятийном подходе к изучению химического языка // Совершенствование содержания и методов обучения химии в средней школе. JI., 1979. — С. 18−28.
- Кузнецова Н. Е. Педагогические технологии в предметном обучении: Лекции. СПб.: Образование, 1995. — 50 с.
- Кузнецова Н. Е. Формирование систем понятий при обучении химии. М.: Просвещение, 1989. — 145 с.
- Кузьмина Н. В. Методы исследования педагогической деятельности.- JI.: Изд-во ЛГУ, 1970. 114 с.
- Курганов С. Д. Ребенок и взрослый в учебном диалоге.- М.: Просвещение, 1989. 127 с.
- Кыверялг А. А. Вопросы методики педагогических исследований. Таллин: Валгус, 1971. — В 2-х частях.
- Кыверялг А. А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин: Валгус, 1980. — 334 с.
- Лалаянц И. Э. «Географические» названия химических элементов // Химия в школе. 1990. — № 4. — С. 18−19.
- Лебедев О. Е., Роговцева Н. И., Тряпицина А. П. Введение в проблемы гуманитаризации школьного образования // Гуманитарные основы гимназического образования в школах Петербурга. СПб.: Центр пед. инф., 1995.
- Лебедев О. Е. Демократическая школа в Петербурге. СПб.: Центр пед. инф., 1997.
- Лебедева О. Е. Использование национального компонента содержания образования в современной практике обучения и воспитания младших подростков: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1992.
- Левитина 3. К. Поэлементный учет знаний по теме «Теория электролитической диссоциации» // Химия в школе. 1995. — № 4. — С.42.
- Лингвистический энциклопедический словарь. -М., 1990.
- Лихачев Д. С. Культура как целостная среда // Новый мир.1994.-№ 8.-С. 4−8.
- Лихачев Д. С. Русская культура в современном виде // Новыймир. 1991.-№ 1.-С. 3.
- Логинова Л. И. Английский язык при изучении химии // Актуальные проблемы многоуровневого химико-педагогического образования: Тез. докл. Российского коорд. совещания, 11−13 ноября 1993 г. СПб.: Образование., 1993. — С. 47−48.
- Мазур П. И. Заметки с уроков Л. В. Сальниковой // Химия в школе- 1992.-№ 3−4. С. 21−24.
- Макареня А. А. Культуротворческая среда: статус, структура, функционирование. Матер, к лекциям по курсам «Региональная педагогическая культурология», «Педагогическая имиджелогия» и «Антропоэкология». Тюмень: ТОГИРРО, 1997. — 66 с.
- Макареня А. А., Обухов В. П. Методология химии. М.: Просвещение, 1985. — 160 с.
- Маликова Т. А. Русская лексика в химической терминологии // Химия в школе.-1991.-№ 5.-С. 414.
- Маслов Ю. С. Введение в языкознание. М.: Высш.шк., 1998.272 с.
- Махова Л. В. Опыт, поиск, раздумья. Иваново, 1995. — 180 с.
- Махова Л. В. Развитие мыслительной деятельности учащихся в преподавании химии. Л., 1980. — 85 с.
- Махова Л. В. Минутки школьного урока. Сыктывкар, 1994.208 с.
- Методика преподавания химии / Под ред. Н. Е. Кузнецовой. -М.: Просвещение, 1984. -415 с.
- Методические указания по изучению уровня знаний учащися по химии / В. И. Ростовцева. Л., 1967. — 15 с.
- Методы педагогического исследования / Под ред. С. Е. Матушкина, В. Н. Федоровой. Челябинск, 1969. — 123 с.
- Методы педагогического исследования: Лекции / Под ред. В. И. Журавлева. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1972. — 159 с.
- Методы системного педагогического исследования: Уч. пос. /Под ред. Н. В. Кузьминой. Л., ЛГУ, 1980. — 172с.
- Милитарев В. Ю., Смирнов Е. П., Яглом И. М. Информатика и информационная культура // Сов. педагогика. 1988. — № 6. — С. 61−64.
- Минский М. Фреймы для представления знаний. М., 1979.78 с.
- Митлина Э. М. Создание эмоционального настроя учащихся науроках // Химия в школе. 1989. — № 6. — С. 77−81.
- Михайлова В. И. Структура многокомпонентных терминов химии и их перевод с английского языка на русский. Л.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1991. — 88 с.
- Назаренко В. М. Исследовательская деятельность учащихся в процессе экологического образования // Химия в школе. 1990. — № 4. -С. 56−62.
- Назаренко В. М. Контролирующие задания с экологическим содержанием // Химия в школе. 1993. — № 1. — С. 36−38.
- Назаренко В. М. Роль социальных, естественнонаучных и технических понятий в формировании экологических знаний // Химия в школе. 1993.-№ 2.-С. 37−41.
- Немов Р. С. Психология: Кн. 1. Общие основы психологии -М.: ВЛАДОС, 1997. 688 с.
- Новые информационные технологии в учебном процессе и управлении: Тез. докл. VII Омской научно-практ. конф. Омский пединститут. 17−18 мая 1990 г. Омск: ОГПИ, 1990. — 193 с.
- Об обязательном минимуме содержания образовательных программ основной общеобразовательной школы: Письмо М. О. и П. О. РФ от 18 июня 1997 г. № 974/14−12 // Вестник образования. 1997. -№ 11.-С. 30−85.
- Образование на рубеже веков: традиции и инновации: Матер. II Междунар. научно-практ. конф. 19 мая 1999 г. СПб.: ЛОИРО, 1999. -395 с.
- Образовательные стандарты петербургской школы. СПб.: Центр педагогической информации, 1996. — 134 с.
- Образовательные стандарты: Матер. Междунар. семинара. -СПб.: Образование, 1995.
- Огородник Е. Т. Дидактическая игра как средство повышения эффективности обучения химии в средней школе: Автореф. дисс.. канд.пед.наук. Л., 1990. — 18 с.
- Ожегов С. И. Словарь русского языка.- М.: Азъ, 1998. 955 с.
- Основные критерии качества и эффективности научно-педагогических исследований / Под. ред. В. В. Краевского. М., 1981.
- Пак М. Анализ и оценка качества овладения химическими дисциплинами // Подготовка специалиста в области образования: Анализ и оценка качества. СПб.: Образование, 1996. — С. 35−46.
- Пак М. Дидактический эксперимент. СПб.: Образование, 1997.-20 с.
- Пак М. Методика преподавания химии в ПТУ. Интегративный подход в обучении. Л.: ЛГПИ, 1990. — 112 с.
- Пак М. О содержании химического образования в ПТУ // Химия в школе. 1991. — №> 3. — С. 5−9.
- Пак М. С. Теория и методика интегративного подхода к обучению химии в ПТУ. СПб.: Образование, 1990. — 35 с.
- Пак М. Средства химического образования в средней школе. -СПб.: Образование, 1998. 52 с.
- Пак М. Теоретические основы интегративного подхода в процессе химической подготовки учащихся профтехучилищ: Автореф. дис. докт. пед. наук (13.00.02). СПб., 1991.-35 с.
- Парахуда В. А. О пользе традиций // Химия в школе. 1991. -№ 1.-С. 71−72.
- Перминова Г. В. Использование категорий интернационального и регионального при реализации принципа историзма в процесе изучения химии в средней школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук (13.00.02). Омск, 1995. — 16 с.
- Петрунева Р., Дулина И., Токарев В. О главной цели образования // Высшее образование в России, 1998. № 3. — С. 40−46.
- Половняк В. К., Шняпина Т. К. Поэзия периодического закона // Химия в школе. № 7. — 1999. — С. 70−72.
- Полонский В. М. Критерии теоретической и практической значимости исследований // Сов. педагогика. 1988. — № 11. — С. 48−53.
- Полонский В. М. Критерий теоретической и практической значимости результатов педагогических исследований // Новые исследования в педагогических науках. 1984. — № 1(43). — М.:
- Педагогика, 1985. С. 6−10.
- Полонский В. М. Оценка качества научно-педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1987. 142 с.
- Полонский В. М. Способы описания новизны результатов научно-педагогических исследований // Новые исследования в педагогических науках. 1985. — № 2 (46). — М.: Педагогика, 1985. — С. 12−16.
- Полосин В. С. Некоторые приемы развития познавательного интереса учащихся // Химия в школе. 1992. — № 3−4. — С. 18−19.
- Померанц Г. Россия на перекрестке культур // Знание-сила. -1989.-№ 7.
- Постовалова В. И. Язык как деятельность. Опыт интерпретации концепции В. Гумбольдта. М.: Наука, 1982. — 222 с.
- Припутнева Т. К. Урок английского языка по теме «Экология» в 10 классе // Иностранные языки в школе. 1998. — № 5. — С. 14−16.
- Психологический словарь /Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М.: Педагогика-Пресс, 1998. — 440 с.
- Пустыльник Е. И. Статистические методы анализа и обработки наблюдений. М.: Наука, 1968. — 288 с.
- Радугин А. А., Радугин К. А. Социология: курс лекций. М.: Центр, 1997.- 160 с.
- Розенберг Н. М. Информационная культура в содержании общего образования // Сов. педагогика. 1991. — № 3 — С. 33−38.
- Руткевич М. Т. О воспитании бережливости на уроках химии // Химия в школе. 1989. — № 3. — С. 64−66.
- Семенов А. А. Названия веществ. Что они означают? // Химия в школе. 1990. — № 2. — С. 57−58.
- Сергеенко Н. И. Методические приемы развития внимания // Химия в школе. 1996. — № 3. — С. 40−41.
- Сериков В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технология: Монография. Волгоград: Перемена, 1994. — 152 с.
- Система обучения и воспитания в гимназии гуманитарно-эстетического типа. Программные документы. Вологда: Русь, 1996. -166 с.
- Скаткин М. Н. Методология и методика педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1986. 152с.
- Совершенствование методов обучения химии в средней и высшей школе: Матер. XLII Герценовских чтений, 13−16 марта 1995 г., С.-Петербург. СПб.: Образование, 1995. — 62 с.
- Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1981. — 1600 с.
- Современные тенденции в обучении иностранным языкам: Матер. Междунар. научно-практ. конф. 13−15 мая 1999 г. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. — 449 с.
- Современный словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1992.-740 с.
- Современный философский словарь. /Под ред. В. Е. Кемерова. М., 1996.-608 стр.
- Соколов К. Б. Социальная эффективность художественной культуры: Процессы распространения и освоения художественных ценностей. М.: Наука, 1990. — 244 с.
- Социальные и педагогические технологии: Матер. Всеросс. научно-практ. конф. «Социальные и педагогические технологии в системе образования» (Белгород, 29−31 октября 1998 г.) Белгород: Изд-во Белгородского госуниверситета, 1998. — 176 с.
- Сухомлинский В. А. Избр. пед. соч.: В 3 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1980. — С. 355.
- Титова И. М. Возможности эстетического воспитания учащихся в процессе обучения // Химия в школе. 1983. — № 4. — С. 42.
- Титова И. М. Историко-искусствоведческие знания в обучении химии. СПб., 1993. — 72 с.
- Титова И. М. Методические основы гуманизации обучения химии. СПб.: Образование, 1994. — 84 с.
- Титова И. М. Методические основы гуманизации развивающего обучения химии. СПб.: Образование, 1994. — 78 с.
- Титова И. М. Методические основы развивающего обученияхимии: Автореф. дис. д-ра. пед. наук (13.00.02). СПб., 1991. — 41 с.
- Толковый словарь русского языка. / Под. ред. проф. Д. Н. Ушакова. М.: Советская энциклопедия, 1934.
- Тряпицына А. П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников. Л.: РТП ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1989.-91 с.
- Тряпицына А. П. Педагогические основы творческой учебно-познавательной деятельности школьников: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. (13.00.00). СПб., 1991. — 24 с.
- Тыльдсепп А. А. Методы исследования в методике обучения химии. Рига: РИУУ, 1975. — 45 с.
- Усова А. В. Анализ усвоения учащимися научных понятий (на примере понятия «сила» в курсе физики) // Нов. Исслед. в пед. науках. -№ 4 (XVIII).-М.: Педагогика, 1971.-С. 117−121.
- Усова А. В. О критериях и уровнях сформированности познавательных умений учащихся. // Сов. педагогика. 1980. — № 12. -С. 45−48.
- Устюжанина Е. Н. Персонифицированные учебные тексты по химии как средство активизации познавательной деятельности учащихся: Автореф. дис.. канд. пед. наук (13.00.02). Омск, 1995. — 20 с.
- Федотова Л. А. Формирование умений по обработке информации // Химия в школе. 1987. — № 4. — С. 45.
- Фейнберг Е. Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. М.: Глав. ред. вост. лит., 1992. — 251 с.
- Фортунатова В. А. Образование как универсум культуры: аспекты взаимодействия // Проблемы и перспективы высшего гуманитарного образования в эпоху социальных реформ. Межвуз. научно-метод. конф. 16−17 февраля 1999 г. Тез. докл. СПб., 1999. — С. 69−70.
- Хайдеггер М. Путь к языку // Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с нем. М.: Республика, 1993. — С. 259−273.
- Шабанов А. В., СтрюковГ. А. Использование приемов развития мышления при обучении химии // Химия в школе. 1993. — № 6. -С. 33−36.
- Шандрагулина С. В., Щеголев А. Е. Тривиальные названия углеводородов и их монофункциональных производных: Метод, справочник. Архангельск: Изд-во Поморского гос. ун-та. — 1998. — 60 с.
- Шандрагулина С. В., Щеголев А. Е. Основы номенклатуры органических соединений. Архангельск: Изд-во Поморского гос. ун-та. — 1999.-34 с.
- Швед Г. И. Образные и старинные названия веществ на занятиях по химии // Химия в школе. 1991. — № 2. — С. 19−23.
- Швед Г. И. Почему средние соли так называются? // Химия в школе. 1990. — № 4. — С. 49.
- Шорова Ж. И. Качественная характеристика умений и навыков в использовании химического языка // Совершенствование содержания и методов обучения химии в средней школе. JL, 1979. — С. 34−40.
- Шорова Ж. И. Пути повышения эффективности обучения химическому языку в 7 8 классах: Дисс.. канд. пед. наук (13.00.02.) -Л., 1981.-260 с.
- Штайнер Р. Вопрос воспитания как социальный вопрос: Спиритуальные, культурно-исторические и социальные основы педагогики вальдофских школ Пер. с нем. Калуга: Духовное познание, 1992.- 111 с.
- Экологическое образование и воспитание учащихся средствами предмета химии: Метод, разраб.- Киров, 1990. 110 с.
- Яровинская Т. С. Использование поэмы Тита Лукреция Кара «О природе вещей» на уроках химии // Химия в школе. 1984. — № 4. — С. 50−52.
- Яровинская Т. С. Элементы эстетического воспитания на уроках в VII классе // Химия в школе. 1988. — № 4. — С. 29−31.
- Brameld Т. Philosophies of Education in Cultural Perspective. N. Y., 1955.-P. 145−150.
- Crosland M. P. Historical studies in the language of chemistry. Harvard Univ., Cambridge, Massachusetts, 1962. 406 p.
- Herskovits M. Cultural Anthropology. N. Y., 1955. P. 326−327.
- Hirsh E. D. Jr. Cultural Literacy. What every American needs to know. N. Y., 1988.
- Hofman A. W. Introduction of Modern Chemistry. London, 1965.1. P. 87.
- Wood C. W. General Certificate Chemistry. London, 1957. 387 p.