Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование элементов языковой культуры учащихся в процессе обучения химии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность нашего исследования состоит в том, что разработка проблемы формирования элементов языковой культуры личности учащихся в процессе обучения химии в средней школе имеет не только научное (связанное с раскрытием содержания и структуры языковой культуры личности, теоретических основ ее формирования и разработкой научной концепции), но и социальное (связанное с формированием языковой… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
    • 1. 1. Понятие «культура» в литературе
      • 1. 1. 1. Сущность и функции культуры
      • 1. 1. 2. Язык как важнейший элемент культуры
    • 1. 2. Формирование элементов культуры в современном образовательном процессе
      • 1. 2. 1. Проблема формирования культуры в предметном обучении
      • 1. 2. 2. Формирование различных форм культуры личности учащихся при обучении химии в средней школе
  • Выводы по главе I
  • ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ЯЗЫКОВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
    • 2. 1. Теоретические основы формирования элементов языковой культуры учащихся в процессе обучения химии
      • 2. 1. 1. Концепция формирования элементов языковой культуры учащихся в процессе обучения химии в средней школе
      • 2. 1. 2. Теоретическая модель формирования элементов языковой культуры учащихся в процессе обучения химии
      • 2. 1. 3. Структура и содержание языковой культуры личности
    • 2. 2. Методика формирования элементов языковой культуры учащихся в процессе обучения химии в средней школе
      • 2. 2. 1. Использование на уроках химии интеграционных связей содержания химического образования с родным языком
      • 2. 2. 2. Использование на уроках химии интеграционных связей содержания химического образования с иностранными языками
      • 2. 2. 3. Привлечение социокультурного материала на уроках химии
  • Выводы по главе II
  • ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ЯЗЫКОВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ
    • 3. 1. Организация теоретико-экспериментального исследования
    • 3. 2. Исследование влияния методики формирования элементов языковой культуры на уровень их сформированности
  • Выводы по главе III

Формирование элементов языковой культуры учащихся в процессе обучения химии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В связи с кардинальным изменением социально-экономических условий актуальными задачами общего среднего образования становятся формирование культуротворческой среды и воспитание духовно полноценной личности учащегося средней школы.

В трудах авторов раскрываются смысл и содержание культуры (Д. С. Лихачев, В. С. Библер, Л. К. Круглова), ее структура, разнообразные формы, виды и элементы общей культуры личности (В. С. Библер, К. Б. Соколов, Е. Л. Фейнберг), а также пути усвоения их личностью, способы и методы формирования различных элементов культуры в образовании (И. В. Бестужев-Лада, О. Б. Гордиенко, В. А. Каймин, Н. М. Розенберг, В. А. Фортунатова, Р. Штайнер), в том числе в предметном обучении (А. П. Тряпицына, Т. Б. Алексеева, А. В. Антонова, Л. Д. Вавилова), и в частности, в обучении химии (А. А. Макареня, В. М. Назаренко, Н. Е. Кузнецова, И. М. Титова, М. С. Пак, О. С. Габриэлян, С. В. Дьякович и др.).

Однако вопросу формирования элементов языковой культуры личности учащихся в процессе обучения химии в средней школе внимания практически не уделялось.

Возможность формирования элементов языковой культуры учащихся в процессе обучения химии сдерживается из-за нерешенности ряда научных задач, к числу которых можно отнести следующие:

1. Несформулированность научно обоснованных целей формирования элементов языковой культуры учащихся в процессе обучения химии.

2. Невыявленность структуры и содержания языковой культуры личности учащихся.

3. Необоснованность и неразработанность концептуальных и методических основ, а также теоретической модели формирования элементов языковой культуры учащихся в процессе обучения химии.

4. Отсутствие системы методов формирования элементов языковой культуры учащихся в процессе обучения химии и неразработанность методических условий ее реализации, необходимых для создания научно обоснованной методики.

Тем не менее, в теории и практике обучения химии в средней школе созданы определенные предпосылки для разработки методических основ формирования элементов языковой культуры учащихся в процессе обучения химии. В качестве таких предпосылок выступают: концепция создания культуротворческой среды в процессе химического образования (А. А. Макареня) — методология интегративного подхода, суть которого в формировании целостности из ранее разобщенных разнородных компонентов (М. С. Пак) — теоретические основы гуманизации процесса обучения химии на основе общечеловеческих ценностей путем насыщения естественнонаучного содержания образования культурологической тематикой (И. М. Титова) — необходимость раскрытия культурологических аспектов в процессе химико-экологического и валеологического образования (Н. Е. Кузнецова).

Однако, несмотря на имеющиеся предпосылки, в теории и методике обучения химии не ставилась и не разрабатывалась проблема формирования элементов языковой культуры учащихся.

Актуальность нашего исследования состоит в том, что разработка проблемы формирования элементов языковой культуры личности учащихся в процессе обучения химии в средней школе имеет не только научное (связанное с раскрытием содержания и структуры языковой культуры личности, теоретических основ ее формирования и разработкой научной концепции), но и социальное (связанное с формированием языковой культуры как части общей культуры духовно полноценной личности учащегося средней школы), а также прикладное значение (связанное с разработкой методики формирования элементов языковой культуры личности учащихся при обучении химии в средней школе).

Исследование обусловлено необходимостью решения следующих основных противоречий:

— между социально обусловленной потребностью воспитания культурно развитой и духовно полноценной личности учащегося средней школы и фактическим формированием личности, усвоившей только стандартный объем знаний и предметных умений;

— между традиционно стабильным содержанием учебного предмета химии и необходимостью отражения в содержании обучения химии языковых знаний и умений их применять;

— между традиционной методикой обучения химии в средней школе и необходимостью включения новой современной образовательной методики, реализующей идеи интеграции и дифференциации, гуманизации, гуманитаризации и индивидуализации, культурологизации, непрерывности, преемственности, направленности, индивидуализации, инновации.

Актуальность, неразработанность и нерешенность в теории и методике обучения химии указанных выше научных задач и противоречий определили выбор темы исследования.

Цель исследования — поиск оптимальной методики формирования элементов языковой культуры учащихся в процессе обучения химии.

Объект исследования — процесс формирования элементов языковой культуры учащихся при обучении химии в средней школе.

Предмет исследования — методические основы формирования элементов языковой культуры учащихся в процессе обучения химии.

В соответствии с целью исследования была выдвинута гипотеза: процесс формирования элементов языковой культуры учащихся в процессе обучения химии будет эффективным, если он базируется на ведущих принципах (языковой, культурологической, гуманистической и др. направленности, интеграции и дифференциации, непрерывности и преемственности), на реализации структуры и содержания языковой культуры личности, включающего языковые, социокультурные и литературоведческие знания, речевые, информационно-коммуникативные и др. умения, ценностные отношения к языку, культуре, химическому и филологическому образованиюна использовании специфических методов интеграции химии с родным и иностранными языкамиа также на реализации определенных методических условий.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были сформулированы основные задачи исследования:

1. Осуществить информационный поиск и анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме формирования элементов культуры личности в современном образовательном процессе.

2. Провести теоретический анализ состояния проблемы формирования различных элементов культуры личности учащихся в процессе обучения химии в средней школе.

3. Изучить практический опыт работы учителей химии по формированию элементов языковой культуры учащихся.

4. По результатам теоретического анализа литературы выявить структуру и содержание языковой культуры личности.

5. Научно обосновать и сформулировать методические основы формирования элементов языковой культуры учащихся в процессе обучения химии в средней школе: концептуальные методические положения, ведущие принципы, систему специфических методов, методические условия.

6. Разработать теоретическую модель и на ее основе методику формирования элементов языковой культуры учащихся в процессе обучения химии в средней школе.

7. Осуществить экспериментальную проверку эффективности методики формирования элементов языковой культуры личности учащихся в процессе обучения химии.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ и синтез философской, психолого-педагогической, методической, филологической, языковедческой, химической литературы и нормативных документов по проблеме исследованиямоделирование и проектированиеанализ результатов теоретического и экспериментального исследованийнаблюдениесравнениеобобщениеанкетированиекачественный и количественный анализ ответов респондентовпедагогический экспериментстатистическая обработка результатов эксперимента и их методическая интерпретация.

Теоретическая значимость диссертационной работы состоит в создании методических основ (ведущие принципы, теоретическая модель, методика) формирования элементов языковой культуры учащихся, разработке концепции и методики формирования элементов языковой культуры учащихся в процессе обучения химии. Обоснована необходимость формирования элементов языковой культуры учащихся в процессе обучения химии. Сформулированы научно обоснованные цели формирования элементов языковой культуры учащихся. Разработана и реализована теоретическая модель формирования элементов языковой культуры учащихся в процессе обучения химии в средней школе.

Практическая значимость работы состоит в том, что концептуальные положения, методические основы формирования элементов языковой культуры учащихся в процессе обучения химии доведены до уровня методических рекомендаций, адресованных учителям химии средней общеобразовательной и профессиональной школы и студентам — будущим учителям химии.

Достоверность результатов обеспечивается корректным изучением практического опыта формирования элементов языковой культуры учащихся в процессе обучения химии в средней школе по экспериментальной методике, выбором адекватных современных методов исследования, положительными значениями показателей эффективности формирования элементов языковой культуры учащихся в процессе обучения химии.

Апробация работы и внедрение результатов.

Основные результаты исследования изложены в 7 публикацияхдокладывались и обсуждались: на XLV, XLVI и XLVII Герценовских чтениях — Всероссийских научно-практических конференциях (Санкт-Петербург, 1998, 1999, 2000), на расширенных заседаниях УМО вузов России по педагогическому образованию (С.-Петербург, 1999, 2000), на VII Всероссийском координационном совещании по актуальным проблемам реформирования химико-педагогического образования (Курск, 1999), на международной научно-практической конференции по проблемам современных тенденций в обучении иностранным языкам (С.Петербург, 1999), на международном семинаре по проблемам дидактики химии в Опольском университете (Польша, 1999).

На защиту выносятся:

1. Концепция формирования элементов языковой культуры учащихся в процессе обучения химии в средней школе.

2. Теоретическая модель формирования элементов языковой культуры учащихся в процессе обучения химии.

3. Методика формирования элементов языковой культуры учащихся при обучении химии.

4. Методические условия эффективной реализации методики формирования элементов языковой культуры учащихся в процессе обучения химии в средней школе.

По теме исследования опубликовано семь работ. В них раскрыты основные идеи диссертации, а также представлены методические принципы и рекомендации по формированию элементов языковой культуры учащихся в процессе обучения химии в средней школе.

Выводы по главе III.

1. В соответствии с рабочей гипотезой разработана методика экспериментального исследования, включающая констатирующий, поисковый и формирующий этапы.

2. Сформулированы основные задачи каждого этапа педагогического эксперимента и определены адекватные им методы их решения.

3. Отобраны критерии, показатели и параметры, а также методики измерения результатов образовательного процесса, имеющиеся в литературе и адаптированные к предмету данного исследования.

4. В процессе педагогического эксперимента доказана эффективность влияния методики формирования элементов языковой культуры учащихся в процессе обучения химии на уровень сформированности языковых и социокультурных знанийречевых уменийумения осуществлять интеграцию химических и языковых знанийа также на уровень сформированности ценностных отношений к языкам (родному, иностранным, химическому), химическому и филологическому образованию, учению, химической и языковой (филологической) наукам, языковой культуре.

5. Анализ результатов педагогического эксперимента свидетельствует о том, что предложенная нами система методов, реализуемая при учете выявленных нами методических условий, способствует формированию у учащихся средней школы элементов языковой культуры личности.

Следовательно, рабочая гипотеза исследования подтверждена, а цель исследования достигнута полностью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. В результате проведенного теоретико-экспериментального исследования было установлено, что в настоящее время в связи с кардинальным изменением социально-экономических условий актуальными задачами общего среднего образования, и химического образования в частности, становятся формирование культуротворческой среды и воспитание духовно полноценной личности учащегося средней школы.

2. Необходимость формирования элементов языковой культуры учащихся в процессе обучения химии обусловлена необходимостью устранения выявленных нами противоречий.

3. Возможность формирования элементов языковой культуры учащихся в процессе обучения химии в настоящее время сдерживается из-за нерешенности ряда научных задач, в их числе невыявленность структуры и содержания языковой культуры личности, несформулированность научно обоснованных целей ее формирования, необоснованность и неразработанность концептуальных и методических основ формирования языковой культуры учащихся в процессе обучения химии.

4. На основе проведенного методолого-теоретического исследования выявлены, разработаны и научно обоснованы структура и содержание языковой культуры личности, представляющие собой сложное единство взаимосвязанных и взаимозависимых блоков, систем, подсистем и элементов.

5. Сформулирована концепция и разработана теоретическая модель формирования элементов языковой культуры учащихся в процессе обучения химии, отражающая интегративные цели, целостность блоков инвариантной и вариативной частей содержательного, организационно-методического и результативно-оценочного компонентов. Ядро концепции формирования элементов языковой культуры учащихся в процессе обучения химии составляет система основных принципов: направленности (языковой, культурологической и др.), единства интеграции и дифференциации, непрерывности и преемственности.

6. Концепция и теоретическая модель послужили основой для разработки специфической методики формирования элементов языковой культуры учащихся в процессе обучения химии в средней школе, представляющей собой систему трех основных методов: 1) использования на уроках химии интеграционных связей с родным языком- 2) использования на уроках химии интеграционных связей с иностранными языками- 3) применения социокультурного материала.

7. Определены методические условия, обеспечивающие эффективность формирования элементов языковой культуры учащихся в процессе обучения химии в средней школе.

8. В рамках исследования были разработаны специальные дидактические материалы, использование которых в процессе обучения химии способствует формированию элементов языковой культуры учащихся.

9. На основе анализа результатов экспериментального исследования установлено, что методика формирования элементов языковой культуры учащихся в процессе обучения химии обеспечивает сформированность у учащихся достаточно высокого уровня языковых знанийречевых уменийумения осуществлять интеграцию химических и языковых знанийа также сформированность ценностных отношений к языкам (родному, иностранным, химическому), химическому и филологическому образованию, учению, химической и филологической наукам, культуре.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. А. Элементы эстетического воспитания учащихся // Химия в школе. — 1989. — № 4. — С. 58−61.
  2. Ю. А. Культурная грамотность глазами американского профессора // Педагогика. 1995. — № 4.
  3. Актуальные проблемы непрерывного химико-педагогического и химического образования в средней и высшей школе: Тез. докл. XLIII Всеросс. науч. конф. 20−23 мая 1996 г., С.-Петербург. СПб.: Образование, 1996. — 124 с.
  4. Актуальные проблемы реформирования химического и химико-педагогического образования: Матер. XLV Герценовских чтений (Всеросс. научно-практ. конф.). 13−16 мая 1998 г., С.-Петербург. СПб.: Изд-во РГПУ им А. И. Герцена, 1998. — 160 с.
  5. Актуальные проблемы химического и химико-педагогического образования на довузовском, вузовском и послевузовском этапах. Тез. докл. V Российского координационного совещания, 14−17 ноября 1995 г., С.-Петербург. СПб.: Образование, 1995. — 96 с.
  6. Т. Б. Содержательные основы естествознания как компонент общекультурной подготовки учителя: Дисс.. канд. пед. наук. -СПб., 1995.
  7. Н. А. Дифференцированный подход к исследованию структурной организации главных компонентов педагогических способностей // Вопр. психологии. 1995. — № 5. — С. 5−17.
  8. Р. Г. Формирование элементов компьютерной культуры учащихся в школьном курсе химии: Дисс.. канд. пед. наук (13.00.02.)-СПб., 1993.- 151 с.
  9. А. В. Подготовка учащихся педагогического училища к руководству эстетическим воспитанием детей дошкольного возрата: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1994. — 20 с.
  10. Ю. К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. М.: Педагогика, 1977. — 254 с.
  11. С. Д. Развитие творческих способностей учащихся // Химия в школе.- 1987. № 1. — С. 44−46.
  12. Т. А., Авдосенок И. М. Интегрированный урок химии и русского языка // Химия в школе 1997. — № 6. — С. 29−31.
  13. Бер доносов С. С. Как произносить знаки химических элементов? // Химия в школе. — 1990. № 3. — С. 37.
  14. В. П. Основы теории педагогических систем.-Воронеж, 1977.-303 с.
  15. В. С. Мышление как творчество. М.: Политиздат, 1975. — 399 с.
  16. В. С. От наукоучения к логике культуры: два философских введения в XXI век. — М., 1991.
  17. В. С. Школа диалога культур. Кемерово: Алеф, 1993.414 с.
  18. Р. А. История слов в истории общества. М., 1971. -С. 108−135.
  19. П. Ф. Именные названия в химии // Химия в школе. -1985.-№ 3.-С. 9−11.
  20. П. Ф. Химия в поэзии // Химия в школе. 1992. — № 5−6. -С. 33−34.
  21. Л. Д. Педагогические условия приобщения дошкольников к национальной культуре в детских садах республики Коми: Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 1993.
  22. А. Э. Экологическое воспитание и обучение на уроках немецкого языка и во внеурочное время // Иностранные языки в школе. -1997.-№ 2.-С. 20−24.
  23. Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура. М., 1978.
  24. А. В., Кузнецова Н. Е. Химический язык в школе. -Вологда: Изд-во ВГПИ, 1980. 52 с.
  25. Г. Б. О названиях химических элементов и произношении их символов // Химия в школе. 1991. — № 1. — С. 68−71.
  26. Воспитание к свободе: Педагогика Р. Штейнера. Из опыта международного движения вальдорфской школы. М.: Изд-во Московского центра вальдорфской педагогики, 1993. — 268 с.
  27. Л. С. Развитие высших психических функций. М., 1980.-С. 160.
  28. О. С. Совершенствование речевой культуры учащихся на уроках химии // Химия в школе. 1990. — № 6. — С. 35−37.
  29. Н. Н.Учить твочеству.- М.: Просвещение, 1991. 64 с.
  30. В. П. Совершенствование методов обучения химии в средней школе. Л.: ЛГПИ, 1974. — 136 с.
  31. В., Глёклер М. Ребенок. От младенчества к совершеннолетию. М.: Энигма, 1998.-С. 413.
  32. А. Иллюстрированный химический словарь: Пер. с англ.- М.: Мир, 1989.-270 с.
  33. . Н. О некоторых проблемах изучения термина // Вестник Московского ун-та. М., 1972.
  34. Ф. Р. Общение и его значение в разработке проблем личности // Психологический журнал. М., 1983. — Т.4. — № 4. — С. 40−47.
  35. О. Б. Теоретические основы воспитания эстетической культуры старшеклассников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ростов н/Д., 1992. — 18 с.
  36. М. И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы.- М.: Педагогика, 1977. 136 с.
  37. Л. В. Исследование функций химической символики как фактора активизации познавательной деятельности учащихся: Дис.. канд. пед. наук (13.00.02.) Л., 1987. — 190 с.
  38. Л. В. Тренировочные упражнения по химическому языку. Орел, 1997. — 36 с.
  39. В. В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972.-423 с.
  40. В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. -М.: Педагогика, 1986. 240 с.
  41. В. В. Теория развивающего обучения. М.: ОПЦ «Интор», 1996.-541 с.
  42. М. История химии.- М.: Мир, 1975. 477 с.
  43. . Д. Свобода и культура (пер. J1. Машковского: Вступ. ст. Р. Редмена). London: Overseas publ. interchange, 1968. — 195 с.
  44. С. В. Культурологические аспекты подготовки учителей химии // Химия в школе. 1998. — № 5. — С. 23−25.
  45. Е. О., Иодко А. Г. Развитие монологической речи учащихся при изучении первоначальных химических понятий // Химия в школе. 1996. -№ 4.
  46. В. И. Методология и методика педагогических исследований Тюмень: Изд-во Тюменского ун-та, 1976. — 85 с.
  47. В. И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. — 160 с.
  48. С. А. О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к ведению и проверке тетрадей // Химия в школе. № 4. -1984.-С. 45−47.
  49. А. Ю. Гуманизация и гуманитаризация химии что это такое? // Химия в школе. — 1991. — № 2. — С. 3−5.
  50. Д. В., Зарецкая 3. А., Первин Ю. А. Модуль 1 в курсе «Информационная культура» // Информатика и образование. 1996. — № 4. — С. 87−94.
  51. Ивченко J1. А. Формирование химико-валеологических знаний при решении задач гуманистической концепции образования: Автореф. дис.. канд. пед. наук (13.00.02). Омск, 1997. — 18 с.
  52. В. А. Новые информационные технологии обучения: Уч. пос. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена., 1991. — 120 с.
  53. С. Н. Диалог о культуре. М.: Просвещение, 1986.
  54. Т. А. Вопросы теории и методики педагогического эксперимента (в исследовании проблем программированного обучения). -М.: Знания, 1975.- 123 с.
  55. Инновационные модели образовательных технологий и систем: Матер, конфер. СПб: ИОВ РАО, 1998. — 196 с.
  56. Информатика и компьютерная грамотность: Сб. науч. тр. /
  57. Редкол.: Наумов Б. М. (отв. ред.) и др. М.: Наука, 1988. — 236 с.
  58. Информатика и культура: Сб. науч. тр. / Редкол.: Ладенко И. С. (отв. ред.) и др. Новосибирск: Наука, 1990. — 133 с.
  59. Информационная культура: Модуль: Кл. 9: Метод, пособие / Под ред. А. Г. Кушниренко, М. Г. Эпиктетова. -М.: Дрофа, 1995. 108 с.
  60. Информационная культура: Модуль: Класс 1: Метод, пособие. -М.: Дрофа, 1995.-251 с.
  61. Информационная культура: Модуль: Класс: 10: Метод, пособие /А. Г. Кушниренко, А. Г. Леонов, М. Г. Эпиктетов и др- Под ред. А. Г. Кушниренко, М. Г. Эпиктерова. М.: Дрофа, 1995. — 75 с.
  62. И. Ф. Теория и практика формирования педагогической культуры преподавателя высшей школы. Моск. гос. ун-т им. В. И. Ленина- Белгородский пединститут им. М. С. Ольминского. — М.- Белгород, 1993.
  63. Исследования по русской терминологии. М.: Наука, 1971.232 с.
  64. А. А. О преподавании химии в классах гуманитарного профиля // Химия в школе. 1992. — № 5−6. — С. 29−32.
  65. Л. И., Щекина А. А., Ярмоленко Г. Н., Попович Т. Н. Экономическое воспитание учащихся при изучении металлургии // Химия в школе. № 2. — 1985. — С. 63−66.
  66. В. А. От компьютерной грамотности к новой информационной культуре // Сов. педагогика. 1990. — № 4. — С. 70−71.
  67. Г. Г. Из опыта развития логического мышления учащихся // Химия в школе. 1992. — № 1−2 — С. 23−25.
  68. В. А. Философия. Исторический и систематический курс. М.: Издательская корпорация «Логос», Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Международная академическая издательская компания «Наука», 1997.-352 с.
  69. Н. Б. Методы развития творческой личности учащихся. М.: МТА, 1992. — С. 49.
  70. А., Платонов Г. Духовность и пути ее формирования // Высшая школа в России. 1998. — № 1. — С. 124−128.
  71. Краткий философский словарь. /Под ред. А. П. Алексеева М.: Проспект, 1997.-400 с.
  72. Л. К. Основы культурологии. СПб.: СПГУВК, 1997. -393 с.
  73. Н. Е., Андрненко A. JI. Взаимосвязь понятий и умений в использовании химического языка // Совершенствование содержания и методов обучения химии в средней школе. JI., 1979. — С. 28−34.
  74. Н. Е., Грибакина JI. В. О функциях химической символики в обучении химии // Совершенствование содержания и методов обучения химии в средней школе. JL, 1987. — С. 33−40.
  75. Н. Е. О некоторых методических приемах обучения химическому языку // Химия в школе: Вып. 2. JL, 1977. — С. 21−28.
  76. Н. Е. О понятийном подходе к изучению химического языка // Совершенствование содержания и методов обучения химии в средней школе. JI., 1979. — С. 18−28.
  77. Н. Е. Педагогические технологии в предметном обучении: Лекции. СПб.: Образование, 1995. — 50 с.
  78. Н. Е. Формирование систем понятий при обучении химии. М.: Просвещение, 1989. — 145 с.
  79. Н. В. Методы исследования педагогической деятельности.- JI.: Изд-во ЛГУ, 1970. 114 с.
  80. С. Д. Ребенок и взрослый в учебном диалоге.- М.: Просвещение, 1989. 127 с.
  81. А. А. Вопросы методики педагогических исследований. Таллин: Валгус, 1971. — В 2-х частях.
  82. А. А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин: Валгус, 1980. — 334 с.
  83. И. Э. «Географические» названия химических элементов // Химия в школе. 1990. — № 4. — С. 18−19.
  84. О. Е., Роговцева Н. И., Тряпицина А. П. Введение в проблемы гуманитаризации школьного образования // Гуманитарные основы гимназического образования в школах Петербурга. СПб.: Центр пед. инф., 1995.
  85. О. Е. Демократическая школа в Петербурге. СПб.: Центр пед. инф., 1997.
  86. О. Е. Использование национального компонента содержания образования в современной практике обучения и воспитания младших подростков: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1992.
  87. Левитина 3. К. Поэлементный учет знаний по теме «Теория электролитической диссоциации» // Химия в школе. 1995. — № 4. — С.42.
  88. Лингвистический энциклопедический словарь. -М., 1990.
  89. Д. С. Культура как целостная среда // Новый мир.1994.-№ 8.-С. 4−8.
  90. Д. С. Русская культура в современном виде // Новыймир. 1991.-№ 1.-С. 3.
  91. Л. И. Английский язык при изучении химии // Актуальные проблемы многоуровневого химико-педагогического образования: Тез. докл. Российского коорд. совещания, 11−13 ноября 1993 г. СПб.: Образование., 1993. — С. 47−48.
  92. П. И. Заметки с уроков Л. В. Сальниковой // Химия в школе- 1992.-№ 3−4. С. 21−24.
  93. А. А. Культуротворческая среда: статус, структура, функционирование. Матер, к лекциям по курсам «Региональная педагогическая культурология», «Педагогическая имиджелогия» и «Антропоэкология». Тюмень: ТОГИРРО, 1997. — 66 с.
  94. А. А., Обухов В. П. Методология химии. М.: Просвещение, 1985. — 160 с.
  95. Т. А. Русская лексика в химической терминологии // Химия в школе.-1991.-№ 5.-С. 414.
  96. Ю. С. Введение в языкознание. М.: Высш.шк., 1998.272 с.
  97. Л. В. Опыт, поиск, раздумья. Иваново, 1995. — 180 с.
  98. Л. В. Развитие мыслительной деятельности учащихся в преподавании химии. Л., 1980. — 85 с.
  99. Л. В. Минутки школьного урока. Сыктывкар, 1994.208 с.
  100. Методика преподавания химии / Под ред. Н. Е. Кузнецовой. -М.: Просвещение, 1984. -415 с.
  101. Методические указания по изучению уровня знаний учащися по химии / В. И. Ростовцева. Л., 1967. — 15 с.
  102. Методы педагогического исследования / Под ред. С. Е. Матушкина, В. Н. Федоровой. Челябинск, 1969. — 123 с.
  103. Методы педагогического исследования: Лекции / Под ред. В. И. Журавлева. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1972. — 159 с.
  104. Методы системного педагогического исследования: Уч. пос. /Под ред. Н. В. Кузьминой. Л., ЛГУ, 1980. — 172с.
  105. В. Ю., Смирнов Е. П., Яглом И. М. Информатика и информационная культура // Сов. педагогика. 1988. — № 6. — С. 61−64.
  106. М. Фреймы для представления знаний. М., 1979.78 с.
  107. Э. М. Создание эмоционального настроя учащихся науроках // Химия в школе. 1989. — № 6. — С. 77−81.
  108. В. И. Структура многокомпонентных терминов химии и их перевод с английского языка на русский. Л.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1991. — 88 с.
  109. В. М. Исследовательская деятельность учащихся в процессе экологического образования // Химия в школе. 1990. — № 4. -С. 56−62.
  110. В. М. Контролирующие задания с экологическим содержанием // Химия в школе. 1993. — № 1. — С. 36−38.
  111. В. М. Роль социальных, естественнонаучных и технических понятий в формировании экологических знаний // Химия в школе. 1993.-№ 2.-С. 37−41.
  112. Р. С. Психология: Кн. 1. Общие основы психологии -М.: ВЛАДОС, 1997. 688 с.
  113. Новые информационные технологии в учебном процессе и управлении: Тез. докл. VII Омской научно-практ. конф. Омский пединститут. 17−18 мая 1990 г. Омск: ОГПИ, 1990. — 193 с.
  114. Об обязательном минимуме содержания образовательных программ основной общеобразовательной школы: Письмо М. О. и П. О. РФ от 18 июня 1997 г. № 974/14−12 // Вестник образования. 1997. -№ 11.-С. 30−85.
  115. Образование на рубеже веков: традиции и инновации: Матер. II Междунар. научно-практ. конф. 19 мая 1999 г. СПб.: ЛОИРО, 1999. -395 с.
  116. Образовательные стандарты петербургской школы. СПб.: Центр педагогической информации, 1996. — 134 с.
  117. Образовательные стандарты: Матер. Междунар. семинара. -СПб.: Образование, 1995.
  118. Е. Т. Дидактическая игра как средство повышения эффективности обучения химии в средней школе: Автореф. дисс.. канд.пед.наук. Л., 1990. — 18 с.
  119. С. И. Словарь русского языка.- М.: Азъ, 1998. 955 с.
  120. Основные критерии качества и эффективности научно-педагогических исследований / Под. ред. В. В. Краевского. М., 1981.
  121. Пак М. Анализ и оценка качества овладения химическими дисциплинами // Подготовка специалиста в области образования: Анализ и оценка качества. СПб.: Образование, 1996. — С. 35−46.
  122. Пак М. Дидактический эксперимент. СПб.: Образование, 1997.-20 с.
  123. Пак М. Методика преподавания химии в ПТУ. Интегративный подход в обучении. Л.: ЛГПИ, 1990. — 112 с.
  124. Пак М. О содержании химического образования в ПТУ // Химия в школе. 1991. — №> 3. — С. 5−9.
  125. Пак М. С. Теория и методика интегративного подхода к обучению химии в ПТУ. СПб.: Образование, 1990. — 35 с.
  126. Пак М. Средства химического образования в средней школе. -СПб.: Образование, 1998. 52 с.
  127. Пак М. Теоретические основы интегративного подхода в процессе химической подготовки учащихся профтехучилищ: Автореф. дис. докт. пед. наук (13.00.02). СПб., 1991.-35 с.
  128. В. А. О пользе традиций // Химия в школе. 1991. -№ 1.-С. 71−72.
  129. Г. В. Использование категорий интернационального и регионального при реализации принципа историзма в процесе изучения химии в средней школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук (13.00.02). Омск, 1995. — 16 с.
  130. Р., Дулина И., Токарев В. О главной цели образования // Высшее образование в России, 1998. № 3. — С. 40−46.
  131. В. К., Шняпина Т. К. Поэзия периодического закона // Химия в школе. № 7. — 1999. — С. 70−72.
  132. В. М. Критерии теоретической и практической значимости исследований // Сов. педагогика. 1988. — № 11. — С. 48−53.
  133. В. М. Критерий теоретической и практической значимости результатов педагогических исследований // Новые исследования в педагогических науках. 1984. — № 1(43). — М.:
  134. Педагогика, 1985. С. 6−10.
  135. В. М. Оценка качества научно-педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1987. 142 с.
  136. В. М. Способы описания новизны результатов научно-педагогических исследований // Новые исследования в педагогических науках. 1985. — № 2 (46). — М.: Педагогика, 1985. — С. 12−16.
  137. В. С. Некоторые приемы развития познавательного интереса учащихся // Химия в школе. 1992. — № 3−4. — С. 18−19.
  138. Г. Россия на перекрестке культур // Знание-сила. -1989.-№ 7.
  139. В. И. Язык как деятельность. Опыт интерпретации концепции В. Гумбольдта. М.: Наука, 1982. — 222 с.
  140. Т. К. Урок английского языка по теме «Экология» в 10 классе // Иностранные языки в школе. 1998. — № 5. — С. 14−16.
  141. Психологический словарь /Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М.: Педагогика-Пресс, 1998. — 440 с.
  142. Е. И. Статистические методы анализа и обработки наблюдений. М.: Наука, 1968. — 288 с.
  143. А. А., Радугин К. А. Социология: курс лекций. М.: Центр, 1997.- 160 с.
  144. Н. М. Информационная культура в содержании общего образования // Сов. педагогика. 1991. — № 3 — С. 33−38.
  145. М. Т. О воспитании бережливости на уроках химии // Химия в школе. 1989. — № 3. — С. 64−66.
  146. А. А. Названия веществ. Что они означают? // Химия в школе. 1990. — № 2. — С. 57−58.
  147. Н. И. Методические приемы развития внимания // Химия в школе. 1996. — № 3. — С. 40−41.
  148. В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технология: Монография. Волгоград: Перемена, 1994. — 152 с.
  149. Система обучения и воспитания в гимназии гуманитарно-эстетического типа. Программные документы. Вологда: Русь, 1996. -166 с.
  150. М. Н. Методология и методика педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1986. 152с.
  151. Совершенствование методов обучения химии в средней и высшей школе: Матер. XLII Герценовских чтений, 13−16 марта 1995 г., С.-Петербург. СПб.: Образование, 1995. — 62 с.
  152. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1981. — 1600 с.
  153. Современные тенденции в обучении иностранным языкам: Матер. Междунар. научно-практ. конф. 13−15 мая 1999 г. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. — 449 с.
  154. Современный словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1992.-740 с.
  155. Современный философский словарь. /Под ред. В. Е. Кемерова. М., 1996.-608 стр.
  156. К. Б. Социальная эффективность художественной культуры: Процессы распространения и освоения художественных ценностей. М.: Наука, 1990. — 244 с.
  157. Социальные и педагогические технологии: Матер. Всеросс. научно-практ. конф. «Социальные и педагогические технологии в системе образования» (Белгород, 29−31 октября 1998 г.) Белгород: Изд-во Белгородского госуниверситета, 1998. — 176 с.
  158. В. А. Избр. пед. соч.: В 3 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1980. — С. 355.
  159. И. М. Возможности эстетического воспитания учащихся в процессе обучения // Химия в школе. 1983. — № 4. — С. 42.
  160. И. М. Историко-искусствоведческие знания в обучении химии. СПб., 1993. — 72 с.
  161. И. М. Методические основы гуманизации обучения химии. СПб.: Образование, 1994. — 84 с.
  162. И. М. Методические основы гуманизации развивающего обучения химии. СПб.: Образование, 1994. — 78 с.
  163. И. М. Методические основы развивающего обученияхимии: Автореф. дис. д-ра. пед. наук (13.00.02). СПб., 1991. — 41 с.
  164. Толковый словарь русского языка. / Под. ред. проф. Д. Н. Ушакова. М.: Советская энциклопедия, 1934.
  165. А. П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников. Л.: РТП ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1989.-91 с.
  166. А. П. Педагогические основы творческой учебно-познавательной деятельности школьников: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. (13.00.00). СПб., 1991. — 24 с.
  167. А. А. Методы исследования в методике обучения химии. Рига: РИУУ, 1975. — 45 с.
  168. А. В. Анализ усвоения учащимися научных понятий (на примере понятия «сила» в курсе физики) // Нов. Исслед. в пед. науках. -№ 4 (XVIII).-М.: Педагогика, 1971.-С. 117−121.
  169. А. В. О критериях и уровнях сформированности познавательных умений учащихся. // Сов. педагогика. 1980. — № 12. -С. 45−48.
  170. Е. Н. Персонифицированные учебные тексты по химии как средство активизации познавательной деятельности учащихся: Автореф. дис.. канд. пед. наук (13.00.02). Омск, 1995. — 20 с.
  171. Л. А. Формирование умений по обработке информации // Химия в школе. 1987. — № 4. — С. 45.
  172. Е. Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. М.: Глав. ред. вост. лит., 1992. — 251 с.
  173. В. А. Образование как универсум культуры: аспекты взаимодействия // Проблемы и перспективы высшего гуманитарного образования в эпоху социальных реформ. Межвуз. научно-метод. конф. 16−17 февраля 1999 г. Тез. докл. СПб., 1999. — С. 69−70.
  174. М. Путь к языку // Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с нем. М.: Республика, 1993. — С. 259−273.
  175. А. В., СтрюковГ. А. Использование приемов развития мышления при обучении химии // Химия в школе. 1993. — № 6. -С. 33−36.
  176. С. В., Щеголев А. Е. Тривиальные названия углеводородов и их монофункциональных производных: Метод, справочник. Архангельск: Изд-во Поморского гос. ун-та. — 1998. — 60 с.
  177. С. В., Щеголев А. Е. Основы номенклатуры органических соединений. Архангельск: Изд-во Поморского гос. ун-та. — 1999.-34 с.
  178. Г. И. Образные и старинные названия веществ на занятиях по химии // Химия в школе. 1991. — № 2. — С. 19−23.
  179. Г. И. Почему средние соли так называются? // Химия в школе. 1990. — № 4. — С. 49.
  180. . И. Качественная характеристика умений и навыков в использовании химического языка // Совершенствование содержания и методов обучения химии в средней школе. JL, 1979. — С. 34−40.
  181. . И. Пути повышения эффективности обучения химическому языку в 7 8 классах: Дисс.. канд. пед. наук (13.00.02.) -Л., 1981.-260 с.
  182. Р. Вопрос воспитания как социальный вопрос: Спиритуальные, культурно-исторические и социальные основы педагогики вальдофских школ Пер. с нем. Калуга: Духовное познание, 1992.- 111 с.
  183. Экологическое образование и воспитание учащихся средствами предмета химии: Метод, разраб.- Киров, 1990. 110 с.
  184. Т. С. Использование поэмы Тита Лукреция Кара «О природе вещей» на уроках химии // Химия в школе. 1984. — № 4. — С. 50−52.
  185. Т. С. Элементы эстетического воспитания на уроках в VII классе // Химия в школе. 1988. — № 4. — С. 29−31.
  186. Brameld Т. Philosophies of Education in Cultural Perspective. N. Y., 1955.-P. 145−150.
  187. Crosland M. P. Historical studies in the language of chemistry. Harvard Univ., Cambridge, Massachusetts, 1962. 406 p.
  188. Herskovits M. Cultural Anthropology. N. Y., 1955. P. 326−327.
  189. Hirsh E. D. Jr. Cultural Literacy. What every American needs to know. N. Y., 1988.
  190. Hofman A. W. Introduction of Modern Chemistry. London, 1965.1. P. 87.
  191. Wood C. W. General Certificate Chemistry. London, 1957. 387 p.
Заполнить форму текущей работой