Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Пути предупреждения и устранения типичных грамматических ошибок

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основное правило, — пишет Н. С. Поздняков, — не допускать учеников до ошибок. Учителю, хорошо знающему свой класс, нетрудно предвидеть, кто из учеников и в каком случае может написать неправильно, и, следовательно, знать, когда, кого и в чем надо предупредит от ошибок". «Основным принципом в работе учителя русского языка, как и всех учителей, должен быть принцип предупреждения ошибок» — это вывод… Читать ещё >

Пути предупреждения и устранения типичных грамматических ошибок (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В школьном изучении морфологии пропедевтическая работа над грамматическими ошибками реализуется как методическая система, направленная на предотвращение в речи учащихся грамматических ошибок (морфологических и синтаксических) путем введения элементарных сведений по синтаксису на уроках морфологии и ознакомления школьников с видами грамматических ошибок (морфологическими и синтаксическими) в процессе выполнения пропедевтических упражнений. Пропедевтическая работа по предупреждению грамматических ошибок строится с учетом тенденций и закономерностей развития грамматического строя речи учащихся, типичных грамматических ошибок в речи детей и причин их появления, видов грамматических ошибок и способов их квалификации.

Изучение грамматики предоставляет неограниченные возможности для предупреждения в речи учащихся грамматических ошибок, поскольку главная цель изучения грамматики в школе — формирование грамматических норм речи учащихся в процессе усвоения ими грамматических понятий, правил и определений как основы для овладения специальными и общедидактическими умениями и навыками, необходимыми для речевой деятельности. Роль грамматики в формировании грамматического строя речи неоспорима, как неоспорима связь языка и речи. Язык — важнейшее средство материального воплощения мысли. Вместе с тем возможности школьного курса грамматики для целей развития речи учащихся до конца не исчерпаны, подтверждением чему является частотность грамматических ошибок в речи школьников [24, 49].

Работа над грамматическими ошибками (предупреждение и преодоление) — один из разделов методики развития речи. Формирование умений и навыков, необходимых учащимся в работе над ошибками, осуществляется на основе совершенствования учебно-языковых и речевых (коммуникативных) умений и навыков, развивая, по словам Л. Г. Антоновой, «У говорящего и пишущего определенную коммуникативную компетентность… А в целом это обеспечивает воспитание грамотной языковой личности». Пропедевтическая работа над грамматическими ошибками — одно из направлений работы над грамматическими ошибками, которое реализуется в школьной практике попутно с работой по устранению уже имеющихся в речи детей грамматических ошибок, опирается на знание учителем типичных грамматических ошибок и причин их появления.

Далее в нашей работе мы рассмотрим пути предупреждения грамматических ошибок, которые возникают у учащихся шестого класса при изучении морфологии.

Мы думаем, что многие согласятся с профессором Н. С. Рождественским, который пишет по этому поводу: «Предупреждение ошибок и упорная непримиримая борьба с ними учителя и учащихся являются основными средствами предупреждения неуспеваемости и отставания по русскому языку. Отсутствие предупреждения ошибок и борьбы с ними часто является причиной постепенного увеличения их и неуклонного перехода слабо успевающих учащихся в разряд неуспевающих. Преодолеть отставание по русскому языку гораздо труднее, чем предупредить его».

«Основное правило, — пишет Н. С. Поздняков, — не допускать учеников до ошибок. Учителю, хорошо знающему свой класс, нетрудно предвидеть, кто из учеников и в каком случае может написать неправильно, и, следовательно, знать, когда, кого и в чем надо предупредит от ошибок». «Основным принципом в работе учителя русского языка, как и всех учителей, должен быть принцип предупреждения ошибок» — это вывод К.А. Москаленко[18,164]. Мы разделяем мнение процитированных нами авторов, и считаем, что одним из главных путей преодоления грамматических ошибок является принцип их предупреждения. В данном случае в классах с грамматической запущенностью можно рекомендовать — в целях интенсификации грамматического разбора — применение следующего методического приема. Надо задавать ученикам на дом самостоятельно разбирать тот текст, который затем будет разбираться в классе. Благодаря такому способу проведение грамматического разбора улучшится качество ответов учащихся, значительно увеличится объем разбираемого на уроке материала. Целесообразно почти на каждом уроке уделять особое время грамматическому разбору и разбирать не одно и не два слова, а гораздо больше, не упрощая при этом схему разбора. Конечно, в некоторых случаях требуется проведение выборочного разбора, но, как правило, надлежит практиковать с учащимися полный разбор по схеме в пределах пройденного грамматического материала.

Другим важным моментом на пути преодоления грамматических ошибок является словарная работа на уроках русского языка. Она дает возможность расширить активный словарный запас учащихся, уточнить их знания о значении слова, научить употреблять слово в новом контексте, повысить грамотность. Но слова в рамках в учебниках даются без всякой системы, только в связи с упражнением на данной странице, да и то не всегда. Потом эти слова встречаются только в словарном диктанте, завершающем изучение темы. А одноразовая встреча со словом, даже если учитель провел серьезную работу, дает небольшой эффект[23, 102].

Из всех существующих форм наглядности сейчас наиболее распространены схемы, представляющие собой особую организацию теоретического материала в форме графического изображения, которое обнажает и зрительно подчеркивает соотношение и зависимость явлений, характеризующих определенную языковую проблему (грамматическую, орфографическую, пунктуационную и т. д.). Такое изображение создается в упрощенно-обобщенном виде. Так, например, правило о различении на письметься ится, по существу, продиктовано необходимостью различать две глагольные формы: инфинитив с окончаниемть и глагол 3-го лица с окончаниемет, (-ит). Когда дети работают вслепую, доверяясь только вопросам что делать? Что делает? (эти вопросы являются приемом различения этих глагольных форм), то они редко понимают самое главное: почему же в одном случае нужен ь, в другом — не нужен. Сопоставление глагольных форм и вопросов с помощью окончания поможет ученикам лучше разобраться в правиле. Схема наглядно соотносит орфографическую проблему с морфологическими признаками и морфемным строением слова, вооружает школьника приемами графического объяснения выбора написания, с которыми пятиклассников я знакомлю уже в начале года. Использованиется илиться? Что делает? ет ся, ит ся (3-е лицо, наст. буд. времени) Что делать? -ться (неопределенная форма) схем на моих уроках носит систематический характер, что придает процессу обучения определенную цельность и стабильность[20, 191−199].

Итак, схема как форма наглядности в обучении является не столько иллюстрацией, которая дается параллельно с устным или письменным изложением теоретического материала, сколько ключом к решению практических задач.

Главное — работа над морфологической и синтаксической грамотностью учащихся должна вестись целенаправленно и систематически на протяжении всех лет обучения школьников русскому языку.

Таким образом, согласно анализу методической, лингвистической литературы грамматическая ошибка — это отклонение от нормы русского языка. А влияние на развитие речи детей оказывает как речь окружающих, так и специально организованная работа.

Мы считаем, что одним из главных путей преодоления грамматических ошибок является принцип их предупреждения. В данном случае в классах с грамматической запущенностью можно рекомендовать — в целях интенсификации грамматического разбора — применение следующего методического приема. Надо задавать ученикам на дом самостоятельно разбирать тот текст, который затем будет разбираться в классе. Благодаря такому способу проведение грамматического разбора улучшится качество ответов учащихся, значительно увеличится объем разбираемого на уроке материала. Целесообразно почти на каждом уроке уделять особое время грамматическому разбору и разбирать не одно и не два слова, а гораздо больше, не упрощая при этом схему разбора. Конечно, в некоторых случаях требуется проведение выборочного разбора, но, как правило, надлежит практиковать с учащимися полный разбор по схеме в пределах пройденного грамматического материала.

Главное — работа над морфологической и синтаксической грамотностью учащихся должна вестись целенаправленно и систематически на протяжении всех лет обучения школьников русскому языку.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой