Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Разработка программы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ проведенного исследования позволил предоставить результаты опытно-экспериментальной работы, проведённой на базе МБДОУ детского сада № 11 «Березка» Была прослежена динамика изменения уровня сформированности культурно-гигиенических навыков в процессе экспериментальной работы. При прочих равных условиях на начальном этапе эксперимента уровень сформированности навыков у детей был не одинаков… Читать ещё >

Разработка программы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Исходя из результатов диагностики исследования, была разработана программа по формированию культурно-гигиенических навыков.

План мероприятий по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста.

  • 1. Формировать культурно-гигиенические навыки у детей раннего возраста (навыки мытья рук, правила одевания и раздевания, навыки культуры еды, умение пользования носовым платком).
  • 2. Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, аккуратными и опрятными.

В процессе работы были использованы следующие методы:

Наглядные методы: наблюдения, показ иллюстраций и картин, показ образ;

Словесные методы: пояснение, рассказ, чтение художественных произведений, объяснение;

Игровые методы: дидактические игры, обыгрывание сказок, подвижные игры.

Проводя дидактические игры, взрослый должен выполнить последовательную цепочку действий:

  • — подбор и подготовка пособий для каждой игры;
  • — использование сюрпризного или игрового момента в каждой игре (например: кукла Аня пришла в гости к детям; чтенние стихотворения или потешки, загадки и т. п.)
  • — постановка игровой задачи перед ребенком в доступной форме (например: помочь вымыть куклам руки, научить куклу Степу одеваться на прогулку и т. п.)
  • — показ игровых действий, в процессе которых взрослый учит ребенка правильно их выполнять;
  • — совместное проигрывание взрослого с ребенком игровых действий для выполнения игровой задачи (на начальном этапе);
  • — сопровождение ребенком выполняемых действий речью в течение всей игры.

На основании результата исследования развития культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста был разработан проект по развитию культурно-гигиенических навыков[19,20,12].

Месяц.

Наименование навыка.

Цель.

Наименование игр

Октябрь Октябрь.

Навык одевания и раздевания.

Знакомство с оборудованием раздевалки (шкафчики для одежды, скамейки, полочка для обуви), назначением и способами его использования ребенком. Учить детей знать и находить свои картинки, символизирующие место его вещей.

Игровая ситуация «Путешествие с куклой Катей». Знакомство с раздевалкой.

Дидактическое упражнение «Найди свой шкафчик», «Чья картинка».

Навык культуры еды.

Формировать навык аккуратной еды, правильно пользоваться ложкой.

Рассказывание истории про Машу и Мишу «Как вести себя за столом».

Навык пользования носовым платком.

Знакомство с предметами личной гигиены (мыло, полотенце, расческа, носовой платок).

Упражнение «Умывалочка».

Ноябрь.

Навык мытья рук.

Учить детей подворачивать рукава одежды перед умыванием и мытьём рук с помощью взрослого.

Игра «Умоем куклу Машу».

Педагогическая ситуация «Покажи чистые ладошки».

Навык одевания и раздевания.

Учить снимать одежду в определённой последовательности и вешать на стул.

Игра «Уложим куклу спать», стихотворение «Спать пора» П.Воронько.

Навык культуры еды.

Учить детей принимать правильное положение за столом во время еды держать хлеб в левой, а ложку в правой руке (дети-левши наоборот).

Стихотворение «Приятного аппетита» В. Берестов, рассказывание истории про Машу и Мишу «Как Витю учили есть ложкой».

Навык пользования носовым платком.

Учить ребенка пользоваться носовым платком.

Игра «Кукла заболела» .

Декабрь Декабрь.

Навык мытья рук.

Учить детей следить за чистотой своих рук и мыть их при необходимости, учить подставлять руки под струю воды, делать круговые движения ладошками.

Использование потешки «Водичка-водичка», стихотворения Г. Ладонщикова.

«Я под краном руки мыла…»,.

Упражнение «Мыльные перчатки».

Навык одевания и раздевания.

Учить детей одевать колготки, шорты, просить о помощи взрослых, при раздевании вешать вещи на стульчик, воспитывать самостоятельность.

Игра «Такие разные носочки», А. Барто «Башмаки».

Навык культуры еды.

Учить с помощью взрослых ставить стулья к столам, стелить на стол салфетки, ставить вазочки, продолжать приучать. Совершенствовать навыки аккуратной еды, учить благодарить после еды.

«Этикет для карапузов»,.

рассматривание картинок на тему — посуда. Педаг. ситуация.

«Кукла учится у ребят аккуратно кушать» — визит куклы на обед, полдник, ужин.

Навык пользования носовым платком.

Учить ребенка пользоваться индивидуальным носовым платком.

Упражнение «Носики-курносики» .

Январь.

Навык мытья рук.

Учить самостоятельно брать мыло, смочив его намыливать руки.

Чтение «Мойдодыр» К. Чуковского; использование потешки «Ой лады, лады, лады не боимся мы воды…», упражнение «Сделаем лодочки».

Навык одевания и раздевания.

Учить детей складывать и убирать одежду в шкаф после прогулки.

Дидактическая игра «Кукла Маша идёт на прогулку», игра «Поможем кукле раздеться».

Навык культуры еды.

Учить детей тщательно пережевывать пищу, откусывать хлеб, заедать супом; совершенствовать навык культурной еды.

Стихотворение «Приятного аппетита», Ю.Кушак.

Навык пользования носовым платком.

Учить детей пользоваться носовым платком с помощью воспитателя.

Игра «Платочек для куклы Оли».

Февраль Февраль.

Навык мытья рук.

Учить отжимать воду с рук (кулачки), не капать на пол, пользоваться своим полотенцем, своевременно пользоваться туалетом.

Потешки «Кран-откройся…», рассказывание истории про Машу и Мишу «Как Маша и Миша учились мыть руки», упражнение «Мыльные перчатки».

Навык одевания и раздевания.

Учить застёгивать и расстегивать пуговицы на одежде с помощью взрослого, застёгивать и расстегивать «липучки».

Дид.игры «Застёжки-шнурочки»,"Волшеб-ные пуговки", стишок «Где мой пальчик» Н. Саконская.

Навык культуры еды.

Совершенствовать навыки культуры еды, учить пользоваться салфеткой после приёма пищи.

Стихотворение «Про ложку» В.Берестов.

Навык пользования носовым платком.

Учить детей пользоваться носовым платком с помощью воспитателя.

Игра «Платочек для Мишки».

Март.

Навык мытья рук.

Учить детей самостоятельно пользоваться развёрнутым полотенцем в процессе умывания.

Чтение Н. Найдёнова «Наши полотенца»,.

дидактические игры: «Причешем куклу Машу», «Купание куклы», упражнение «Умывалочка».

Навык одевания и раздевания.

Учить одеваться в определённой последовательности, начиная с ног, а раздеваться сверху.

Рассматривание картины: «Петя собирается на прогулку», игра «Каждая ножка — в свой домик».

Навык культуры еды.

Учить детей правильно сидеть за столом, наклонять голову над тарелкой, кушать аккуратно.

Игры: «Кукла ждет гостей», «Накормим куклу обедом».

Навык пользования носовым платком.

Совершенствовать навыки пользования платком.

Упражнение «Носики-курносики».

Апрель.

Навык мытья рук.

Учить детей мыть лицо сверху вниз, совершенствовать навыки умывания, пользования полотенцем.

Чтение Е. Благининой «Девочка чумазая», упражнение «Сделаем лодочки».

Навык одевания и раздевания.

Закреплять навыки одевания и раздевания, соблюдать последовательность. Учить помогать друг другу. Выворачивать одежду на правую сторону.

Игра «Коля в гостях у детей», дидактическая игра «Подберем куклам одежду», стишок «Научу обуваться я братца» Е. Благинина.

Навык культуры еды.

Учить детей правильно сидеть за столом, наклонять голову над тарелкой, кушать аккуратно.

Пед. ситуация.

«Кукла Катя учится у ребят аккуратно кушать» — визит куклы на обед, полдник, ужин.

Навык пользования носовым платком.

Закреплять навыки пользования платком.

Игра «Кукла Маша заболела».

Май Май.

Навык мытья рук.

Совершенствовать навык умывания и мытья рук. Учить быть последовательными в умывании и мытье рук.

Потешки «Кран-откройся…» Рассказывание истории про Машу и Мишу «Как Маша и Миша учились мыть руки».

Навык одевания и раздевания.

Совершенствовать и закреплять навыки одевания и раздевания.

Игры «Научим Катю одеваться», «Мы теперь умеем сами на прогулку одеваться».

Навык культуры еды.

Совершенствовать навыки опрятной еды.

Игры «Семья», «Кукла ждет гостей», «Накормим куклу обедом».

Навык пользования носовым платком.

Совершенствовать навыки пользования платком.

Игра «Какой чудесный платочек».

В каждом месяце проводились регулярные сюжетно-ролевые и дидактические игры, моделирующие общественную культуру поведения и навыки пользования предметами личной гигиены, столовыми приборами, умение самостоятельно одеваться и раздеваться, а также использование различных речевых упражнений (стишки, потешки) и чтение художественной литературы для детей раннего возраста.

Главным критерием отбора игр была доступность восприятия и наглядность (яркие цвета, простые формы игровых элементов). Так как у детей раннего возраста концентрация внимания довольно низкая, игры формировались и проходили в небольшом временном интервале.

Большое внимание было уделено интерактивности, максимальности вовлечения детей в игровой процесс для большей заинтересованности.

Также по возможности использовалось контрастное разнообразие игр: чередование по видам деятельности, по сложности, по длительности и т. д.

Особое внимание необходимо уделить работе с родителями. Планирование проведения следующих консультаций:

  • 1. «Как правильно одевать ребёнка на прогулку»
  • 2. «Как привить детям культурно — гигиенические навыки»
  • 3. «Как приучить ребёнка к аккуратности и опрятности»

Проведение родительских собраний: «Как вырастить ребенка здоровым?», «Воспитание навыков самообслуживания».

Условия проведения игр: наличие соответствующего обучающего игрового материала, знания педагогом психологических особенностей детей раннего возраста, достаточный практический опыт проведения подобных развивающих игровых процессов, обязательно минимальная заинтересованность детей (желание научиться чему-то новому и полезному).

В результате проведения данных игровых занятий должно увеличиться стремление детей к самообслуживанию. Желание совершенствовать свои навыки в вопросах личной гигиены. Должны улучшится показатели качества и времени выполнения обучаемым действиям и умениям, а также их общая и слаженная эффективность.

Дидактическая игра «Наш малыш».

Цель игры: Закреплять умение детей правильно держать ложку, кормить «малыша» кашей, вытирать рот салфеткой.

Формировать доброе отношение к младшим детям.

Активизировать словарь: ложка, салфетка, скатерть, каша, кастрюля.

Оснащение: кукла — «малыш», кукольная посуда.

Ход игры: Взрослый показывает куклу-малыша и знакомит его с детьми. Подносит куклу к своему уху и «слушает то, что он скажет». Говорит детям, что малыш хочет есть. Читает стихотворение З. Александровой:

На плите сварилась каша.

Где большая ложка наша?

Я тебе перед едой Руки вымою водой, Повяжу тебе салфетку ;

Ешь котлетку, ешь конфетку, Молоко свое допей, И пойдем гулять скорей.

Взрослый предлагает детям покормить куклу кашей, которая стоит в кастрюле на столе. Взрослый накладывает кашу в тарелку и просит покормить ею куклу. Следит за тем, чтобы ребенок правильно держал ложку, не торопился, довел начатое до конца. По окончании игры хвалит детей. Обращает внимание на то, как аккуратно ела кукла.

«Угостим кукол чаем».

Цель игры: Учить детей пользоваться чашкой, ложкой, говорить «спасибо». Учить совершать цепочку последовательных действий.

Активизировать словарь: чай, чашка, чайная ложка, салфетка, скатерть, блюдце.

Оснащение: куклы, кукольная чайная посуда, салфетки.

Ход игры:

В гости к детям приходят куклы. Здороваются с детьми. Воспитатель предлагает детям угостить кукол чаем. Спрашивает у детей, что для этого нужно. Дети называют. Воспитатель достает посуду, просит детей помочь ему накрыть стол, задает вопросы:

  • — Что нужно сделать сначала? (постелить скатерть). Что потом? (поставить блюдца, чашки, положить ложки, салфетки)
  • — А для чего нужны салфетки? (Чтобы вытереть губы после еды).

Дети расставляют посуду для своих кукол. Воспитатель «наливает чай», дети угощают своих кукол, вытирают им губы салфеткой. Куклы благодарят детей. Воспитатель хвалит детей:

— Молодцы, ребята, накрыли на стол, угостили кукол чаем. Куклы говорят вам «спасибо».

«Помоем руки Маше».

Цель игры: Учить детей мыть руки, выполняя последовательную цепочку действий.

Побуждать к речевому сопровождению действий.

Активизировать словарь: мыло, полотенце, вода, течет, мыться.

Материалы: тазики, полотенца, мыло, куклы для детей и взрослого.

Ход игры:

В гости к детям приходит кукла Маша. Здоровается с детьми. Воспитатель обращает внимание детей на то, что у куклы грязные руки. Читает отрывок из стихотворения А. Барто:

Ах ты, девочка чумазая, Где ты руки так измазала?

Черные ладошки, На локтях — дорожки.

— Посмотрите, ребята, какие у Маши грязные руки. Чвто же нам делать? Дети предлагают помыть кукле руки. Рассматривают необходимые предметы и с помощью взрослого называют их: таз, мыло, полотенце.

Воспитатель задает вопросы о каждом предмете, о его назначении, показывает последовательную цепочку действий: подвернуть рукава, намочить в тазике руки кукле и мыло, затем намылить руки, после чего сполоснуть мыло в воде, положить в мыльницу и сполоснуть руки кукле, затем вытереть полотенцем.

При этом читает стихотворение:

Хлюпхлюп ручками, Полон мыла таз.

Ты не трогай, Машенька, Мыльной ручкой глаз.

А водичка булькает, А водичка пенится.

Машенька помоется.

Причешется, оденется.

Затем воспитатель предлагает предлагает детям вымыть руки куклам. Раздает необходимые для этого предметы, задает наводящие вопросы (Что это? Для чего? И т.д.) Дети действуют, воспитате6ль при необходимости окказывает индивидуальную помощь. В конце игры воспитатель хвалит всех детей. Обращает внимание детей на необходимость мытья рук. Куклы благодарят детей и уходят.

«Научим Степу одеваться на прогулку».

Цель игры: Учить детей соблюдать последовательность при одевании.

Активизировать словарь: носки, рейтузы, свитер, сапоги, шапка, пальто.

Оснащение: кукла — мальчик, предметы одежды.

Ход игры:

Раздается стук в дверь. Воспитатель говорит: «Дети, послушайте, кто-то стучит в дверь».

В гости к детям приходит кукла Степа. Дети здороваются с ним. Степа приносит одежду.

— Я собираюсь гулять, но не знаю, что надеть сначала, что потом.

Воспитатель: — Не расстраивайся Степа, ребята помогут тебе научиться одеваться правильно. Выкладывает перед детьми набор одежды, усаживает Степу.

  • — Что это? — показывает по одному предмету одежды. Дети называют по очереди каждый предмет одежды.
  • — Правильно. Молодцы! Степа, сначала надо надеть носки (вызывает одного ребенка, который показывает, как надо надевать).

Воспитатель хвалит ребенка, спрашивает: -«А что же дальше надеть?» — Дети отвечают.

— Правильно, рейтузы (вызывает другого ребенка, который одевает Степе рейтузы) Хвалит его.

Так последовательно дети одевают Степу.

Воспитатель при необходимости помогает и хвалит детей.

— Молодцы! Запомнил Степа как надо одеваться? А вы, ребята запомнили?

Показывает алгоритм одевания, вместе с детьми прикрепляет его в раздевальной комнате.

Заключение

Анализ проведенного исследования позволил предоставить результаты опытно-экспериментальной работы, проведённой на базе МБДОУ детского сада № 11 «Березка» Была прослежена динамика изменения уровня сформированности культурно-гигиенических навыков в процессе экспериментальной работы. При прочих равных условиях на начальном этапе эксперимента уровень сформированности навыков у детей был не одинаков. Анализ результатов до и после формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности разработанной нами методики совершенствования работы. Результаты детей улучшились. Почти все дети достигли высокого уровня, также возросли показатели среднего уровня.

В процессе работы были замечены такие изменения: дети стали мыть руки без напоминания взрослого, научились мыть лицо, опрятнее одеваться, стали следить за своим внешним видом, по назначению использовать носовой платок, без напоминания убирать за собой игрушки, благодарить друг друга и взрослых. Многие заметно улучшили свое поведение во время приема пищи; стали кушать аккуратнее. Малыши стали больше проявлять инициативы в подготовке к занятиям или приему пищи. Дети начали замечать неполадки во внешнем виде друг друга или окружающей обстановке. Большинство ребят стали бережно обращаться с игрушками, поддерживать чистоту и порядок.

Разумеется, данное исследование не претендует на достаточно полное, и вопрос остаётся актуальным. Однако в плане формирования культурно-гигиенических навыков в ДОУ переработаны известные методические аспекты и разработана методика формирования навыков для детей раннего возраста.

Исходя из анализа опытно-экспериментальной работы, можно прийти к выводу, что гипотеза о том, овладение детьми раннего возраста культурно-гигиеническими навыками будет успешнее, благодаря учёту возрастных и психолого — педагогических особенностей детей, использованию игровых видов деятельности и художественного слова: стихов, песенок, потешек, рассказов, что способствует поддержанию интереса к выполнению культурно-гигиенических навыков, их формированию и автоматизации подтвердилась.

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей — первооснова всей дальнейшей работы и основа для развития физически крепкого ребенка. К тому же культурно-гигиенические навыки — это элементы самообслуживания, что является первой ступенью и основой для трудового воспитания.

Рекомендации воспитателям МБДОУ:

Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания являются одним из важнейших направлений воспитательной работы в детском саду. Работа по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания должна проводиться как индивидуально, так и группами. Главное условие — регулярность занятий, а также непрерывность воспитательного процесса, единство требований воспитателей, родителей. Только в этом случае сформированные у детей навыки становятся осознанными действиями, а затем и привычкой.

Воспитание культурно-гигиенических навыков следует отнести к первоочередным задачам воспитания маленького ребенка.

Прежде всего, необходимо вызвать у детей желание действовать определенным образом. Этому во многом могут способствовать условия детского сада: благоустроенное помещение, мебель, соответствующая возрасту детей. Но мало вызвать желание, надо научить ребенка действовать соответствующим образом. Деятельность детей носит ярко выраженный подражательный характер, поэтому необходимо больше уделять внимание показу как держать ложку, чашку, как двигать руками при умывании. Необходимо, как можно чаще и эмоциональнее при проведении режимных процессов использовать художественное слово — различные стихи и потешки подходящие к действиям. Также нужно проводить занятия и игры по данной тематике, это очень нравится детям и они лучше запоминают действия в игре. Показ, сопровождаемый объяснением, позволяет быстро перейти к словесным указаниям или требованиям. Следует учитывать, что маленькому ребенку трудно отказаться от своих желаний, трудно затормозить свои действия, ему гораздо легче что-то сделать, поэтому в своих требованиях надо стараться отвлечь ребенка от ненужного действия и переключить его на нужное.

Если постоянно пользоваться запретом: «Нельзя брызгаться водой, нельзя трогать вещи, нельзя бросать куклу», то у малыша уже в этом возрасте может развиться упрямство и своеволие. Ведь складывается понятие, что взрослые «мешают» ребенку интересно действовать: вертеть, крутить, двигать, стучать. А действовать ему просто необходимо, поэтому и нужно переключить малыша с ненужного действия на полезное.

Постепенно повышая требования к ребенку, необходимо проводить работу с семьей. Приглашать родителей в группу, показывать условия жизни их детей и приемы обучения. В индивидуальных беседах рассказать, чему уже научился их ребенок, что и как нужно продолжать закреплять дома.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой