Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие рефлексии будущего учителя в процессе прохождения педагогической практики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результаты исследования использовались в ходе педагогической практики студентов Лингвистического института Барнаульского государственного педагогического университета. Отдельные упражнения и задания, представленные в программе, используются самостоятельно в ходе семинарских и практических занятий. Учебно-методическое пособие, предложенное нами как часть программы, также используется студентами… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические и практические основы развития рефлексии будущего учителя в процессе прохождения педагогической практики
    • 1. 1. Анализ содержания понятия «рефлексия» в философских, психологических и педагогических исследованиях
    • 1. 2. Рефлексия будущего учителя как психолош-педагогическая проблема
    • 1. 3. Особенности развития рефлексии будущего учителя в период прохождения педагогической практики
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению эффективности модели развития рефлексии будущего учителя в процессе прохождения педагогической практики
    • 2. 1. Модель и программа развития рефлексии будущего учителя в процессе прохождения педагогической практики
    • 2. 2. Организация и методика опытно-экспериментальной работы по развитию рефлексии будущего учителя в процессе прохождения педагогической практики
    • 2. 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по второй главе

Развитие рефлексии будущего учителя в процессе прохождения педагогической практики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Социально-экономические преобразования, захватившие все сферы общественной жизни, оказывают влияние и на сферу образования. Темпы социального развития общества диктуют потребность в педагоге нового типа, способном профессионально действовать и ориентироваться в условиях стремительной реформации всех сфер общественной жизни, включая и систему образования.

Таким образом, возникает вопрос: как в усложняющихся и меняющихся условиях общественной жизни помочь развивающейся личности стать субъектом своей жизнедеятельности, научить активно мыслить и определять ход своей жизни, самостоятельно и уверенно управлять этим процессом? Этот вопрос приобретает особую актуальность, когда речь идёт об этапе вузовской подготовки будущего учителя, и определяется современными требованиями к системе высшего педагогического образования.

Теоретико-методологические вопросы, связанные с исследованием феномена рефлексии раскрыты в работах Н. Г. Алексеева, О. С. Анисимова,.

B. Г. Богина, А. А. Бодалева, А. А. Зака, С. Э. Ковалёва, И. С. Кона, Е. А. Климова, И. С. Ладенко, В. К. Рябцева, И. Н. Семёнова, В. И. Слободчикова,.

C. Ю. Степанова, Г. П. Щедровицкого, И. И. Чесноковой, X. Хекхаузена и т. д.

Изучению профессиональной рефлексии педагога посвящены исследования А. А. Бизяевой, М. Ван-Маннена, Б. 3. Вульфова, А. П. Гуреева, Г. Г. Ермаковой, О. В. Калашниковой, С/ В. Кондратьевой, Н. В. Кузьминой, Ю. Н. Ку-люткина, Т. А. Колышевой В. А. Кривошеева, В. А. Метаевой, Т. С. Сочень и др.

Рефлексия как педагогическое явление получает импульс и интерпретацию в контекстах различных традиционных и инновационных форм обучения (В. В. Давыдов, В. А. Сластёнин, Л. И. Подымова и др.). уникальную возможность практически полностью «включиться» в свою будущую профессию, не только осознать в теории, но и на практике ощутить всю уникальность, сложность, многогранность избранной профессии. Это происходит непосредственно в период прохождения педагогической практики.

Педагогическая практика является естественной ситуацией оценки будущим учителем своих профессиональных знаний, умений и навыков, ситуацией в которой студент определяет свои возможности, анализирует трудности на пути реализации полученных в вузе знаний. В этой ситуации анализу и осмыслению подвергаются личностные качества студента, эффективность его общения с учащимися и представления учащихся о нём. В ходе педагогической практики предоставляется возможность для целенаправленного развития рефлексии будущего учителя как процесса познания им самого себя как профессионала, своего внутреннего мира, анализа собственных мыслей и переживаний в связи с профессиональной педагогической деятельностью. Эти размышления приводят к осознанию того, как воспринимают его учащиеся, коллеги.

Таким образом, рефлексия будущего учителя, актуализирующаяся в момент педагогической практики, становится для него фактором личностного и профессионального развития и саморазвития. Рефлексия как уже состоявшегося учителя, так и будущего учителя, включает в себя отражение собственных действий глазами учеников, стремление к осознанию и осмыслению получаемой информации, осознание и анализ своих действий и поступков и является одним из действенных и мощных механизмов личностного и профессионального саморазвития и становления. Только учитель, который сам владеет рефлексией, способен к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию, может помочь ученикам обнаружить в себе потенциал саморазвития, пробудить их личностную активность.

Знание особенностей и условий развития и функционирования профессиональной рефлексии будущих учителей на начальной стадии их вхождения в профессию, на стадии их адаптации к педагогической деятельности может способствовать совершенствованию профессиональной подготовки. Процессом формирования профессиональной рефлексии можно сознательно управлять, системно влиять на него. Между тем, до настоящего времени не определены особенности развития рефлексии будущего учителя в процессе педагогической практики.

Однако следует констатировать, что в новых социально-экономических условиях реально проявляется противоречие между необходимостью развития рефлексии будущего учителя в процессе прохождения педагогической практики и недостаточной разработанностью этого вопроса в педагогической науке. В этой связи проблема исследования заключается в выявлении опытно-педагогических условий развития рефлексии будущего учителя в процессе прохождения педагогической практики. Актуальность проблемы и её недостаточная разработанность определили выбор темы исследования.

Цель исследования — разработать модель и программу развития рефлексии будущего учителя в процессе прохождения педагогической практики.

Объект исследования — рефлексия будущего учителя.

Предмет исследования — процесс развития рефлексии будущего учителя в ходе педагогической практики.

В соответствии с целью, объектом и предметом мы определили следующие задачи исследования:

1. Проанализировать содержание понятия «рефлексия» в философских, психологических и педагогических исследованиях.

2. Опытно-экспериментальным путём проверить эффективность модели и программы развития рефлексии будущего учителя в процессе прохождения педагогической практики.

3. Разработать и внедрить в практику методические рекомендации по развитию рефлексии будущего учителя в процессе прохождения педагогической практики.

Гипотеза исследования заключается в том, что развитие рефлексии будущего учителя в процессе прохождения педагогической практики, будет результативным, если:

• определены особенности развития рефлексии студента-практиканта в процессе педагогической практики;

• сконструирована модель развития рефлексии будущего учителя в процессе прохождения педагогической практики.

• в ходе педагогической практики реализуется специально разработанная программа, направленная на развитие рефлексии будущего учителя.

Методологической основой нашего исследования явились ведущие идеи психологии: развития, системности, активности, личностно-деятельностного подхода, субъектно-деятельностного подхода (К. А. Абульха-нова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, JI. С. Выготский, В. В. Давыдов,.

A. В. Петровский, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Элько-нин и др.). Основные теоретические положения базировались на исследованиях рефлексии и её роли в развитии и личности, раскрытые в трудах отечественных и зарубежных учёных (Б. 3. Вульфов, Н. И. Гуткина, А. А. Зак, Я. Л. Коломинский, И. С. Кон, Ю. Н. Кулюткин, И. С. Ладенко, Е. В. Лушпаева, Д. Мид, Т. Ньюком, Г. Познер, А. А. Реан, И. Н. Семёнов, С. Ю. Степанов,.

B. А. Сластёнин, В. И. Слободчиков, Т. А. Сочень, Е. В. Улыбина, Д. Холмс, Г. П. Щедровицкий и др.) Кроме того, существенное значение для нашего исследования имели положения о развитии субъекта и саморазвитии личности педагога в ходе профессиональной деятельности (К. А. Абульханова-Славская, И. С. Кон, В. А. Петровский, В. А. Сластёнин, Е. А. Климов и др.).

Выбор методов исследования обусловлен его целью, предметом, объектом, задачами и логикой. На различных этапах работы для проверки выдвинутых предположений использовался широкий набор конкретных методов сбора фактического материала и его обработки: теоретический анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования, психолго-педагогическое наблюдение, педагогическое моделирование, педагогический эксперимент. В работе использовался метод анкетирования. Обработка и анализ результатов осуществлялись с использованием методов математической статистики: корреляционного анализа, «хи-квадрат» критерия икритерия Стьюдента.

Исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе (поисково-теоретическом: 2000;2001гг.) изучена философская, психолого-педагогическая, учебно-методическая литература, проведено наблюдение за студентами в процессе прохождения педагогической практики, что позволило изучить современное состояние проблемы исследования и сформулировать цель, задачи и гипотезу исследования.

На втором этапе (опытно-экспериментальном: 2002;2003 гг.) разработана модель и программа развития рефлексии будущего учителя в процессе прохождения педагогической практики, осуществлена их апробация в ходе реализации программы развития рефлексии будущего учителя в рамках педагогической практики.

На третьем (заключительно-обобщающем: 2003;2004 гг.) этапе проведена систематизация данных, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы, сформулированы основные выводы, методические рекомендации, осуществлено их внедрение в практику, осуществлялось литературное оформление диссертации.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

• выявлены особенности развития рефлексии будущего учителя в процессе прохождения педагогической практики (сферы существования рефлексии в период прохождения педагогической практикиусловия объективной оценки студентом собственной педагогической деятельностиситуации, в которых проявляется рефлексия в период педагогической практикиаспекты, на которые направлена рефлексия в период педагогической практикиисточники получения рефлексивной информациимоменты, к переосмыслению которых приводит рефлексия в период педагогической практики);

• сконструирована модель развития рефлексии будущего учителя в процессе прохождения педагогической практики;

• обоснованы подэтапы развития рефлексии будущего учителя на этапе обучения: адаптация к учебной деятельности в вузевключение в теоретическое поле избранной профессиивключение в практическое поле избранной профессиидальнейшее освоение профессии с учётом личных ориентиров саморазвитияповторное включение в практическое поле избранной профессиидальнейшее освоение профессии с учётом собственной рефлексивной оценки деятельности;

• разработана программа развития рефлексии будущего учителя в ходе педагогической практики, включающая теоретический курсметодики, помогающие ориентироваться в ходе педагогической деятельности и способствующие развитию рефлексии будущего учителяведение рефлексивного дневникарегулярный самоанализ урокаработу с опорными планами-памятками для подготовки к урокурегулярные консультации;

• разработан план рефлексивного психолого-педагогического анализа урока;

• выявлены условия, влияющие на развитие рефлексии будущего учителя в ходе педагогической практики: реализация модели и программы развития рефлексии студента-практиканта в этот период.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что методологически обоснованы модель и программа развития рефлексии будущего учителя в процессе педагогической прохождения практики, кроме того, «фокус» теоретического анализа развития рефлексии будущего учителя, раскрыт в контексте его профессиональной подготовки. и.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная программа развития рефлексии будущего учителя может быть включена в педагогическую практику студентов педагогических вузов на любом факультете и курсе, в соответствии с учебным планом. Отдельные упражнения и задания, представленные в программе, используются в ходе семинарских и практических занятий, разработано и внедрено в практику пособие «В помощь студенту-практиканту, анализирующему собственную деятельность». Кроме того, полученные данные возможно использовать в ходе подготовки учителей, при создании спецкурсов, в практике педагогической деятельности, в процессе организации профессиональной переподготовки и повышения квалификации учителей и других категорий работников образования.

Методологической основой нашего исследования явились ведущие принципы психологии: развития, системности, активности, личностно-деятельностного подхода, субъектно-деятельностного подхода (К. А. Абулъха-нова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Петровский, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Элько-нин и др.). Основные теоретические положения базировались на исследованиях рефлексии и её роли в развитии и личности, раскрытые в трудах отечественных и зарубежных учёных: Б. 3. Вульфова, Н. И. Гуткиной, А. А. Зака, Я. Л. Коломинского, И. С. Кона, Ю. Н. Кулюткина, И. С. Ладенко, Е. В. Луш-паевой, Д. Мида, Т. Ньюкома, Г. Познера, А. А. Реана, И. Н. Семёнова, С. Ю. Степанова, В. А. Сластёнина, В. И. Слободчикова, Т. А. Сочень, Е. В. Улыбиной, Д. Холмса, Г. П. Щедровицкого и др. Кроме того, существенное значение для нашего исследования имели положения о развитии субъекта и саморазвитии личности педагога в ходе профессиональной деятельности (К. А. Абульханова-Славская, И. С. Кон, В. А. Петровский, В. А. Сластёнин, Е. А. Климов и др.).

Положения, выносимые на защиту:

1. Модель и программа развития рефлексии будущего учителя в процессе прохождения педагогической практики включают: развитие личностной рефлексии, развитие профессиональной рефлексии, развитие рефлексии о рефлексииэтапы развития рефлексии (погружение в себя, погружение в профессиональную деятельность, анализ и оценка опыта рефлексии) — взаимосвязь между рефлексией и саморазвитиеми основываются на принципах диалогичности, интеграции, преемственности, координации.

2. Модель развития рефлексии будущего учителя в процессе прохождения педагогической практики выступает средством проектирования процесса развития рефлексии студента-практиканта в этот период.

3. Развитие рефлексии будущего учителя в процессе прохождения педагогической практики обеспечивается реализацией программы по развитию рефлексии будущего учителя. Такая форма работы обеспечивает большую выраженность и устойчивость результатов, позволяет целенаправленно развивать рефлексию будущих учителей.

4. Педагогические условия развития рефлексии включают в себя реализацию модели и программы развития рефлексии будущего учителя в процессе прохождения педагогической практики.

Опытно-экспериментальной базой исследования явился Лингвистический институт иностранных языков Барнаульского государственного педагогического университета. Всего на различных этапах исследования участвовало 377 человек, обучающихся на очном, заочном и вечернем отделениях. В процессе реализации программы было задействовано 60 студентов.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены исходными методологическими позициями, анализом разноаспектных литературных источников по проблеме, обоснованностью основных теоретических положений, использованием комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных предмету, объекту, целям и задачам исследования, репрезентативностью выборки и статистической значимостью экспериментальных данных. Теоретические положения диссертации постоянно соотносились с имеющимися в педагогической науке данными.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения исследования обсуждались на всероссийских (Белгород, 2001; Магнитогорск, Барнаул, 2003) и межвузовских (Барнаул, 2002) научно-методических и научно-практических конференциях, на кафедре психологии Барнаульского государственного педагогического университета. Учебно-методическое пособие «В помощь студенту-практиканту, анализирующему собственную профессиональную деятельность» используется в процессе педагогической практики и в ходе семинарских и практических занятий.

Содержание исследования отражено в 8 публикациях автора.

Структура и объём диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, списка литературы (182 наименования литературных источников), 18 приложений, 5 таблиц, 7 рисунков. Общий объём работы 174 страницы.

Результаты исследования использовались в ходе педагогической практики студентов Лингвистического института Барнаульского государственного педагогического университета. Отдельные упражнения и задания, представленные в программе, используются самостоятельно в ходе семинарских и практических занятий. Учебно-методическое пособие, предложенное нами как часть программы, также используется студентами разных факультетов как в период прохождения педагогической практики, так и вне её. Полученные в результате эксперимента данные могут быть использованы в ходе подготовки учителей, при создании спецкурсов, в практике педагогической деятельности, в процессе организации профессиональной переподготовки и повышения квалификации учителей и других категорий работников образования.

Результаты проведённого исследования позволили сформулировать следующие выводы:

• определены особенности развития рефлексии студента-практиканта в процессе педагогической практики (сферы существования рефлексии в период прохождения педагогической практикиподэтапы развития рефлексии на этапе обученияусловия объективной оценки студентом собственной педагогической деятельностиситуации, в которых проявляется рефлексия в период педагогической практикиаспекты, на которые направлена рефлексия в период педагогической практикиисточники получения рефлексивной информациимоменты, к переосмыслению которых приводит рефлексия).

• доказана эффективность модели развития рефлексии будущего учителя в процессе прохождения педагогической практики, которая включает: развитие личностной рефлексии, развитие профессиональной рефлексии, развитие рефлексии о рефлексииэтапы развития рефлексии (погружение в себя, погружение в профессиональную деятельность, анализ и оценка опыта рефлексии) — взаимосвязь между рефлексией и саморазвитием будущего учителя и основывается на принципах диалогичности, интеграции, преемственности, координации.

• установлено, что реализация в ходе педагогической практики специально разработанной программы, способствующей развитию рефлексии будущего учителя в этот период, обеспечивает большую выраженность и устойчивость результатов, позволяет целенаправленно развивать рефлексию студента-практиканта.

• разработаны и внедрены в практику методические рекомендации по развитию рефлексии будущего учителя в процессе прохождения педагогической практики.

Таким образом, полученные результаты исследования развития рефлексии будущего учителя в процессе прохождения педагогической практики позволили считать его задачи решёнными, а гипотезу подтверждённой.

В рамках нашего исследования возникает множество новых проблем, связанных с подготовкой будущих педагогов, способных к глубокому, качественному, результативному, грамотному рефлексивному анализу как собственной личности, так и собственной профессиональной деятельности, себя как профессионала, намечающего пути саморазвития и самосовершенствования в избранной профессиональной деятельности.

Настоящее исследование не претендует на всестороннее рассмотрение всевозможных условий, способствующих развитию рефлексии будущего учителя в период прохождения педагогической практики. Дальнейшее исследование этой проблемы требует продолжения работы для создания основ методических курсов и учебно-методических пособий, направленных на развитие рефлексии будущего учителя.

Таким образом, перспективной, на наш взгляд, является разработка новых технологий формирования и развития профессиональной рефлексии будущих учителей, выявление закономерностей и механизмов этого процесса в системе подготовки учителя-профессионала. Важным моментом является рассмотрение того, как используются полученные умения и навыки в самостоятельной профессиональной деятельности молодыми учителями. Так, в дальнейшей работе мы считаем перспективным рассмотреть специфику формирования профессиональной педагогической рефлексии будущих учителей, адаптируя предложенную нами программу к потребностям факультетов, с учётом их узкой профессиональной специфики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В выполненном исследовании представлен один из вариантов совершенствования профессиональной подготовки будущего учителя в ходе педагогической практики, направленный на развитие рефлексии студента-практиканта в процессе прохождения педагогической практики.

Конструированию модели развития рефлексии будущего учителя в процессе прохождения педагогической практики предшествовал анализ современного содержания проблемы в педагогической и психологической теории и практике. Результаты многоаспектного анализа психолого-педагогической литературы показали, что отдельные направления поставленной проблемы привлекали внимание учёных и получили достаточно серьёзное обоснование.

Вместе с тем анализ теоретической базы показал, что необходима разработка теоретических и методических основ развития рефлексии будущих учителей в рамках вузовского образования в процессе прохождения педагогической практики.

В процессе подготовки будущего учителя в высшем учебном заведении отмечается одна характерная особенность, отличающая, на наш взгляд, специфику этой подготовки. Ещё в ходе обучения в высшем учебном заведении студент имеет уникальную возможность практически полностью погрузиться в избранную профессиональную деятельность. Мы акцентируем внимание на том, что студент, по сути только лишь будущий учитель, имеет возможность стать на некоторое время учителем действующим. Это происходит в ходе педагогической практики студентов педагогических вузов, предусмотренной учебной программой.

В ходе педагогической практики студент имеет возможность полностью погрузиться в избранную профессиональную деятельность. Он не только знакомится с этой деятельностью, но и берёт на себя функции учителя, несёт полную ответственность за результаты своего труда, имеет возможность реально оценить важность, необходимость и своевременность приобретаемых им в вузе знаний, умений и навыков. Реализация целей и задач педагогической практики невозможна без изначального умения с высокой степенью достоверности определять и оценивать эффективность и результативность своей деятельности. Одним из инструментов такого объективного оценивания является рефлексия, в том числе и педагогическая рефлексия. Нельзя оставить без внимания тот факт, что педагогическая практика не является полностью автономным и независимым моментом в процессе подготовки специалиста. Напротив, её цели и задачи полностью соответствуют целям и задачам профессионального образования в целом, а сам момент практики является для студента уникальной возможностью переосмыслить свои собственные профессиональные устремления, выстроить систему дальнейшего самосовершенствования в избранной профессии. Соответственно, от успешности прохождения практики зависит успех профессиональной подготовки специалиста в целом, причём упущенные для саморазвития и коррекции имеющихся пробелов возможности невосполнимы.

Таким образом, педагогическая практика является, с одной стороны, закономерным, органичным продолжением профессиональной подготовки в вузе, её неотъемлемым и необходимым звеном, влияющим на успешность этой подготовки в целом, а с другой стороны, она представляет собой принципиально новую форму работы, требующую особой тщательной подготовки и всестороннего анализа как результатов, так и процесса её проведения.

Перечисленные выше обстоятельства определили необходимость разработки научно обоснованных предложений по развитию рефлексии будущего учителя в период прохождения педагогической практики, включающих модель и технологию развития рефлексии студента-практиканта в этот период. Достижение поставленной цели было осуществлено путём разработки программы, направленной на развитие рефлексии будущего учителя в период прохождения педагогической практики.

Исходя из представленных в исследовании теоретических положений, мы составили и реализовали программу развития рефлексии будущих учителей в процессе педагогической практики. Мы представляем предложенную нами программу как рефлексивную, так как она: вооружает методами и способами самостоятельной работыдаёт возможность переосмысливать собственную профессиональную деятельностьдаёт возможность наметить пути профессионального саморазвитияпозволяет оценить уровень собственной готовности к профессиональной деятельности.

Обоснование результативности модели и программы развития рефлексии будущего учителя в процессе прохождения педагогической практики проводилось в ходе педагогической практики на четвёртом курсе Лингвистического института Барнаульского государственного педагогического университета.

В осуществлении опытно-экспериментальной работы по проверке сконструированной модели нами были выделены следующие этапы: подготовительный, практический, аналитический.

На подготовительном этапе производился побор конкретных методов и методик для диагностики уровня развития личностной и профессиональной рефлексии будущего учителя, формировались экспериментальные группы, дорабатывались задания и упражнения, представленные в программе.

Практический этап представил собой непосредственно период педагогической практики. На этом этапе практически реализовывалась программа развития рефлексии, проводились консультации со студентами экспериментальной группы, анализировались результаты их деятельности и вносились коррективы в структуру консультаций.

На аналитическом этапе проводилось обобщение и анализ данных, полученных в процессе реализации программы.

В качестве основных линий развития рефлексии, отражённых в модели, мы выделяем:

• развитие личностной рефлексии;

• развитие профессиональной рефлексии;

• развитие рефлексии о рефлексии.

Причём развитие рефлексии по этим направлениям предусматривает: анализ личностных качестванализ профессиональных качестванализ своих знаний, умений и навыкованализ усвоения детьми знаний, умений и навыкованализ эффективности собственной деятельностипланирование путей дальнейшего самосовершенствования.

Результаты теоретико-экспериментального исследования позволили сформулировать рекомендации, суть которых заключается в следующем:

• в связи с высокой значимостью рефлексии в педагогической деятельности необходимо уделять вопросу её развития особое внимание;

• развитие рефлексии и рефлексивных умений должно осуществляться систематически, пронизывая весь период вузовской подготовки специалиста;

• развитие рефлексии должно осуществляться специальными способами организации, анализа и прогнозирования учебной и профессиональной деятельности;

• процесс развития рефлексии будут наиболее эффективным, если при организации педагогической практики опираться на модель развития рефлексии будущего учителя в период прохождения педагогической практики;

• развитие педагогической рефлексии в ходе педагогической практики будет особенно успешным, если в её структуру внедрить систему заданий, активизирующих этот процессподдерживать и стимулировать её развитие в ходе консультаций, проводимых по специально разработанной программе.

Проведённые в работе исследования и полученные результаты позволяют производить выбор психолого-педагогических условий для развития рефлексии будущего учителя в период педагогической прохождения педагогической практики.

Внедрение программы по развитию рефлексии будущего учителя в процессе педагогической практики позволило:

• обеспечить педагогические условия для развития рефлексии будущего учителя;

• повысить уровень рефлексии студентов-практикантов в ходе педагогической практики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. — 335 с.
  2. Н. Г. Использование психологических моделей мышления в изучении и диагностике шахматного творчества // Исследование проблем психологии творчества: Сб. научных статей. М., 1983. — С. 48.
  3. Н. Г. Способность к рефлексии как существенный момент интеллектуальной культуры специалиста. Новосибирск, 1994. — С. 31−56.
  4. Л. Н. Рефлексия как средство творческого понимания. Дис. канд. пед. наук. М., 1998. 176 с.
  5. . Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. -380 с.
  6. В. И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс. Казань: Казанский ун-т, 1996. — Т. 1. — 565 с.
  7. Г. М. Социальная психология. М.: Высш. школа., 1989. — 432 с.
  8. О. С. Развивающие игры и игротехника. Новгород: Новгородская коме. школа, 1989. — 177 с.
  9. О. С. Методология: функции, сущность, становление. М., 1996. -С. 380.
  10. О. С. Акмеологические основы рефлексивной самореализации педагога: творчество и культура мышления: Дисс. д-ра психол. наук в форме научного доклада. М., 1994. — 86 с.
  11. О. С. Основы методологического мышления / Всероссийская высшая школа управления АПК РСФСР. Кафедра методологии и психологии управления. — М., 1989. -412 с.
  12. Аристотель. Метафизика. М., Л., 1934. — С. 211.
  13. С. И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М., 1975. — С. 18.
  14. О. С. Основы методологического мышления. М., 1984. — С. 36.
  15. С. И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе . М., 1975. — С. 18.
  16. Ю. К. Педагогика. М.: Просвещение, 1983. -572 с.
  17. А. С. Ситуация успеха: как её создать: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. — 168 с.
  18. В. П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно -воспитательного процесса педагогической подготовки специалистов. М.: Высшая школа, 1989. — С. 6−18.
  19. А. А. Рефлексивные процессы в сознании и деятельности учителя. Дисс. канд. психол. наук. М., 1993. — 238 с.
  20. А. А. Интегральный локус контроля как психологический компонент педагогической рефлексии // Проблемы взаимосвязи эмоций, мышления и воли: Тез. 1 Российской науч. конф., 9−11 июня, 1994. Рязань: Изд-во РГПУ, 1994.-С. 58.
  21. А. А., Кондратьева С. В. Учитель- ученик. М.: Педагогика, 1984. -80 с.
  22. В. Г. У знания лицо его владельца // Народное образование. -1989. -№ 2. — С. 126.
  23. А. А. Психологи о личности. М.- МГУ, 1988. — С. 61−67, -187 с.
  24. Большая советская энциклопедия. В 55 Т 3-е изд., перераб., — М.: Советская энциклопедия, 1975. — Т. 22. — 627 с.
  25. Л. H. Педагогические условия развития профессиональной рефлексии у студентов педагогического колледжа. Дисс. канд. пед. наук. -Курск., 1999. 150 с.
  26. М. П. Дидактическая подготовка педагогических кадров дошкольных учреждений в контексте профессиональной деятельности. Дисс.канд. пед. наук. Барнаул., 1997. — 178с.
  27. К. Я. Модель саморазвития человека (концепция, технологии). -Новгород, 1999. 255 с.
  28. Е. П., Степанов С. Ю. Рефлексивная диагностика в системе образования // Вопросы психологии. 1997. — № 5. — С. 28−43.
  29. . 3. Рефлексия: учить, управляя // Мир образования. 1997. -№ 1. -С. 63-65.
  30. . 3. Профессиональная рефлексия: потребность, сущность, управление // Магистр. 1995. — № 1. — С. 71−77.
  31. . 3., Харькин В. Н. Педагогика рефлексии. М.: Магистр, 1999. -111с.
  32. Л. С. Собрание сочинений: в 8 Т. М., 1984. — Т. 4. — С. 288.
  33. Ф. В. Энциклопедия философских наук. М., 1974. — Т.1: Наука логики. — 206 с.
  34. . Г., Грязнов Б. С., Дыкин Б. С., Никитин Е. П. Моделирование как метод научного исследования: гносеологический аспект. М.: МГУ. -1965.-427 с.
  35. М. Т. Педагогическая позиция преподавателя. // Магистр. -1995. № 2. — С. 58−66.
  36. Гуманизация образования в современных условиях / Институт пед. инноваций Рос. акад. образования / О. С. Газмана, И. А. Костенчука. М.: УВЦ Ин-новатор, 1995. — 115 с.
  37. Гуманистическая парадигма и личностно-ориентированные технологии профессионального педагогического образования / Под общей ред. Акад. РАО В. JI. Матросова. М., 1989. — С. 113.
  38. Н. И. Личностная рефлексия в подростковом возрасте: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1983. — 176 с.
  39. Т. М. Рефлексивное управление школой: теория и практика. Монография / Научн. редактор Шамова Т. И. М., Белгород.: БГПУ, 1995. — 250 с.
  40. В. В. О двух основных путях развития мышления у школьников // Материалы 4 Всесоюзного съезда общества психологов. М., 1971. — 687 с.
  41. О. А., Кочергин А. Н. Античная философия. Мифология в зеркале рефлексии. М.: МГУ. 1993. — С. 16.
  42. Дидактика средней школы / Под ред. Данилова М. А., Скаткина М. Н. М., 1975. — 298 с.
  43. М. С. Управление учебным процессом в высшей школе. Новосибирск, 1971. — 102 с.
  44. Г. Г. Педагогические условия развития профессиональной рефлексии педагога: Дис. канд. пед. наук. Оренбург, 1999. — 153 с.
  45. М. В., Захарова А. Е, Калинина Л. И., Наумова С. И. Психолого-педагогическая практика в системе образования. Воронеж, 1998. — 288 с.
  46. Н. И. Философские основы кибернетики. Минск, 1973.
  47. В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учебное пособие для студентов высш. пед. уч. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 208 с.
  48. Зак А. 3. Проблемы психического изучения рефлексии // Исследование ре-че- мысли и рефлексии Алма-Ата, 1979. — Вып. 10. — С. 13.
  49. Зак А. 3. Уровень планирования как условие рефлексии // Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. Новосибирск: Наука, 1987.- С. 49.
  50. Зак А. 3. Моделирование собственного способа действия как необходимая предпосылка теоретического решения задач // Экспериментальные исследования по проблемам педагогической психологии / Под ред. В. В. Давыдова. -М., 1976. С. 169−175.
  51. В. К., Семёнов И. Н., Степанов С. Ю. Рефлексивно-личностный аспект формирования решения творческих задач // Вопросы психологии. -1980.- № 5 С. 113−118.
  52. А. В., Боцманова М. Э. Особенности рефлексии как психического новообразования в учебной деятельности. В кн.: Формирование учебной деятельности школьников. М., 1982. — С. 152−162.
  53. В. И. Диагностика и экспертиза педагогической деятельности аттестуемых учитеИй. М.: Перспектива, 1998. — 90 с.
  54. Т. В. Особенности психологической готовности студента к педагогической деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1983.25 с.
  55. Избранные философские произведения. М., 1960. — Т. 1. — С. 129−132.
  56. О. В. Психологические особенности развития педагогической рефлексии: Дис. канд. психол. наук. СПб., 1999. — 160 с.
  57. И. Критика чистого разума. М., 1964. — Т. 3. — С. 316.
  58. И. Логика. Трактаты и письма. М., 1980. — С. 384.
  59. А. Психология. Словарь / Под общей ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  60. С. Э. Психологические механизмы становления рефлексивных возможностей личности в мыслительной деятельности: Автореф. дис. канд. пси-хол. наук. Барнаул, 2001. — 18 с.
  61. Г. М. Культура профессионального самообразования педагога.-М., 1994. 147 с.
  62. И. А. Как приблизить подготовку учителей к потребностям школы // Педагогика. 1992. — № 5, 6. — С. 71−75.
  63. Т. А. Подготовка учителя к профессиональной рефлексии в системе высшего образования. Дис. канд. пед. наук. М., 1997. — 180 с.
  64. Кон И. С. В поисках себя. Личность и самосознание. М.: Политиздат, 1984. — С. 230.
  65. Кон И. С. Постоянство и изменчивость личности // Психологический журнал. 1987. — № 4. — С. 126.
  66. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. — 255 с.
  67. С. В. Учитель ученик. — М.: Педагогика, 1984. — 80 с.
  68. О. В., Кривошеев В. А. Совершенствование рефлексивных умений студентов педагогического вуза в процессе подготовки их к профессиональной деятельности // Рефлексивные процессы и творчество. -Новосибирск. 1990. — С. 115−120.
  69. В. А. Рефлексия в деятельности начинающих учителей: Дисс. канд. психол. наук. Минск, 1991. — 136 с.
  70. М. И. Структура процесса профессионального саморазвития социального педагога. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ставрополь: СГУ, 1999.
  71. . В. Основы профессиональной диагностики. Л.: Медицина, 1984.-216 с.
  72. Н. Е., Лупоядова Л. Ю., Мельникова Н. А., Якимович И. Г. Дневник педагогической практики. Брянск: Курсив, 2000. — 97 с.
  73. Л. Н. Проблемы саморазвития личности. Хабаровск: ХГПУ, 1997.-315 с.
  74. Ю. Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя // Вопросы психологии. 1986. — № 2. — С. 49−53.
  75. Ю. Н., Муштавинская И. В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. Спб., 2002. — 46 с.
  76. Н. В. Формирование педагогических способностей: Учебное пособие. Ленинград, — 1961.
  77. И. С., Семёнов И. Н., Степанов С. Ю. Формирование творческого мышления и культивирование рефлексии. Новосибирск, 1990. — С. 30−33.
  78. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. — 304 с.
  79. В. А. Конфликтующие структуры. М.: Советское радио, 1973.
  80. В. А., Смолян Г. Л. Алгебра конфликта. М., 1968. — (С. 51−58.
  81. Л. В. Педагог как объект научной психологии. Ставропольское книжное издательство, 2000. — 189 с.
  82. Д. Опыт о человеческом разуме. Избранные философские произведения. -М., 1960. Т. 1.
  83. Д. Новые опыты о человеческом разуме. М., 1936. — С. 107.
  84. Е. В. Развитие рефлексии в общении средствами социально психологического тренинга: Дисс. канд. психол. наук. — М., 1989. -224 с.
  85. И. Д. Педагогические основы профессионально-личностного развития учителя на послевузовском этапе: Автореф. дис. доктора пед. наук. -М., 1993. -22 с.
  86. С. В., Лобейко Ю. А. Диагностика и развитие творческой личности в общении. Ставрополь, 1994. — С. 26−27.
  87. А. К. Индивидуальный стиль деятельности учителя. / Вопросы психологии. 1987.- № 5. — с. 40−48.
  88. А. К. Психология профессионализма. М., 1996. — 308 с.
  89. А. К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. — С. 24.
  90. Г. А. Педагогические технологии творческого саморазвития студента в процессе педагогической практики. Дис. канд. пед. наук. М., 1998. -205 с.
  91. В. А. Рефлексия и её роль в преодолении профессиональных затруднений педагога: Дисс. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1996. — 207 с.
  92. Л. М. Психология профессионального развития учителя. М.: Флинт., 1998−201 с.
  93. Н. Ф. Рефлексия как условие бытия человека. Новосибирск: НГУ, 1992. — С. 13−20.
  94. Моделирование педагогических ситуаций: проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя / Под ред. Ю. Н. Ку-люткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1981. — 120 с.
  95. И. А. Педагогическая рефлексия как основа совершенствования профессионального мастерства учителя (организационно-педагогический аспект): Дис. канд. пед. наук. М., 1999.- 152 с.
  96. Мышление учителя: личностные механизмы и понятийный аппарат / Под ред. Ю. К. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1990. — С. 73−74.
  97. И. Б. О моделировании сложных систем. М.: Мысль, 1965. — 335с.
  98. Е. Р. Особенности рефлексивных механизмов мышления у школьников подросткового возраста // Вестник Московского ун-та. Сер. 14. Психология. — М, 1984. — № 4. — С. 71−72.
  99. А. П. Рефлексия // Философская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1967. — Т. 4. — С. 499−502.
  100. Основы вузовской педагогики / Под ред. Кузьминой Н. В. Ленинград, 1972. — 102 с.
  101. Педагогика: учебное пособие / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1988. — 640 с.
  102. Педагогическая практика: Учебно-методическое пособие / Под ред. Г. М. Коджаспировой, Л. В. Бориковой. М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 144 с.
  103. Педагогическая энциклопедия: В 4-х т. М., 1966. — Т. 3. — 622 с.
  104. Д. Практический опыт: руководство по развитию рефлексии у учителя. -М., 1994. 115 с.
  105. В. В. Психодиагностика рефлексивности как метод социально-психологического исследования: Дис. канд. психол. наук. Ярославль, 2000.- 188 с.
  106. Психология. Словарь / Под общей ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошев-ского. 2-е издание., испр. и доп. — М: Политиздат, 1990. — 494 с.
  107. Психология педагогической деятельности. Ижевск: Удмурдский университет, 1994. — 81 с.
  108. Психологические основы педагогической практики студентов / Под ред. А. С. Чернышова. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 144 с.
  109. Психическое развитие младших школьников // Под ред. В. В. Давыдова. -М., 1990. 73 с.
  110. А. А. Рефлексивно-перцептивный анализ деятельности педагога // Вопросы психологии, 1990. № 2. — С. 77−81.
  111. А. А. Педагогические особенности взаимодействия педагога и студента // Вопросы психологии. 1983. — № 3. — С. 58−60.
  112. П. Е. Технология профессионально-личностного развития будущих учителей. М., 1998. — 335 с.
  113. Рефлексия в науке и обучении / Под ред. И. С. Ладенко. Новосибирск: СО АН СССР, 1984.
  114. В. Б. Рефлексия и обучение // Вестник высшей школы. М., 1989. -№ 9. — С. 94−95.
  115. М. А. Философия гуманитарного образования. М., 1993. — 267 с.
  116. М. А. Идеал и критическая рефлексия. Рефлектирующие системы, ценности и цели // Идеал, утопия и критическая рефлексия / Под ред. В. А. Лекторского. М.: Россмэн, 1996. — С. 188−210.
  117. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. М., 1999. — Т.2. — 670 с.
  118. С. Л. Бытие и сознание. М., 1957. — 328 с.
  119. С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1976. — 417 с.
  120. Е. Е. Формирование профессиональной рефлексии у студентов медицинского колледжа: Дисс. канд. пед. наук. Ставрополь, 2000. -170 с.
  121. Е. Е. О формировании профессиональной рефлексии // Специалист. 1998. — № 6. — С. 21−22.
  122. В. К. Развитие рефлексивных способностей в процессе профессионализации средствами организационно-деятельностной игры. Дис. канд. психол. наук. М., 1995. — 187 с.
  123. И. Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач. М.: НИИ ОПП АПН СССР, 1990. — 215 с.
  124. И. Н., Степанов С. Ю. Проблема формирования типов рефлексии в решении творческих задач // Вопросы психологии. 1982. — № 1. — С. 99−104.
  125. И. Н., Степанов С. Ю. Психология рефлексии: проблемы и исследования // Вопросы психологии. -1985. № 3. — С. 31−40.
  126. И. Н., Степанов С. Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности // Вопросы психологии. 1983. — № 2. — С. 35−42.
  127. И. Н., Степанов С. Ю. Рекомендации по диагностике практического интеллекта. Фрунзе, 1985.
  128. И. Н., Степанов С. Ю. Проблема предмета и метода психологического изучения рефлексии. Фрунзе., 1995. — С. 154−180.
  129. И. Б., П. И. Третьяков. Технология модульного обучения в школе: Практикоориентированная монография / Под ред. П. И. Третьякова. -М.: Новая школа, 1997. 352 с.
  130. Н. К., Арнаутов В. В. Профессиональное становление будущего учителя в условиях учебно-научно-педагогического комплекса: Монография. -Волгоград: Перемена, 1997. 205 с.
  131. В. П. Педагогическая практика в школе. Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов. М.: Моск. психол. социал. ин-т, 2000.- 180 с.
  132. Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. М., 2000. — С. 24−25.
  133. В. А. Проблемы подготовки учителя в советских психолого-педагогических исследованиях // Советская педагогика. 1978. — № 1. — С. 8496.
  134. В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика: Учебное пособие. М.: Школа-пресс, 2000. — 511 с.
  135. В. А., Кряхтунов М. И. Эмоциональная сфера личности как объект профессионального саморазвития учителя. М., 2000. — 110 с.
  136. В. А., Шутенко А. И. Профессиональное самосознание учителя // Магистр. 1995. — № 3. — С. 52−59.
  137. В. И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе (психологические основы проектирования образования) Автореф. дисс. д-ра. психол. наук. М., 1994. — 47 с.
  138. В. И. Проблемы становления внутреннего мира человека // Вопросы психологии. 1986. — № 6. — С. 14−22.
  139. В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М.: Школа-пресс, 1995. — 384 с.
  140. В. И. Становление рефлексивного сознания в раннем онтогенезе // Проблемы рефлексии. Новосибирск, 1987. — С. 60−67.
  141. Е. Э., Сопиков А. П. Рассуждение о рассуждениях (рефлексивность сознания личности) / Социальная психология личности. Д.: Знание, 1974. С.140−149.
  142. Советская энциклопедия. М., 1969. — С. 499−502.
  143. Сопровождение студентов в процессе педагогической практики. Методические и технологические аспекты. Барнаул: БГПУ, 2002. — 61 с.
  144. А. М. Логическая структура учебного материала. М., 1974.
  145. Т. С. Личная педагогическая система преподавателя, М.: Знание, 1978.-39 с.
  146. С. Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организаций. М.: Наука, 2000. — 174 с.
  147. И. А. Развитие педагогической рефлексии в профессиональной подготовке учителя в условиях усвоения опыта педагогической деятельности. Дисс. канд. пед. наук. М., 1996. — 192 с.
  148. Е. А. О замысле модульной переподготовки учителей экспериментальных школ // Методологические и психолого-педагогические основы образования: Сб. науч. трудов. Тверь., 1992. — С. 37−45.
  149. М. Е. Педагогическая практика. Справочник. Учебно-методическое пособие. М.: ЦТ Л, 2002. — 128 с.
  150. Е. Л. Социальная рефлексия учителя как условие и средство профессионального саморазвития. Дисс. канд. пед. наук. Иркутск., 2000. — 168с.
  151. А. И. Логические основы метода моделирования. М.: Мысль, 1971.-350 с.
  152. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М., 1968. — С. 178−179.
  153. Формирование учебной деятельности школьников / под ред. В. В. Давыдова, И. Ломпшнера, А. К. Марковой. М.: Педагогика, 1982. — 216 с.
  154. И. Ф. Педагогика: Учебное пособие. 2-е изд. — М., 1990. — С. 62.
  155. А. Б., Зарецкий В. К. Reflective-personal regulation normal and patholohical goal formation // Sovit psuchology. 1982. — № 4. — p. 79.
  156. Хрестоматия возрастной и педагогической психологии. М., 1982. — С. 138−142.
  157. А. В. Подготовка будущего учителя к анализу и самоанализу професионально-педагогической деятельности. Дисс. канд. пед. наук. -Магнитогорск, 1996. 200 с.
  158. Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М: Интерфакс, 1995.-288 с.
  159. А. П. Педагогическая техника в работе учителя. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. — 176 с.
  160. И. И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука., 1977. — 144 с.
  161. О. Ю. Формирование педагогической рефлексии в подготовке будущих учителей. Дис. канд. пед. наук. Уфа, 2000. — 196 с.
  162. Т. И., Давыденко Т. М., Рогачёва Н. А. Управление адаптивной школой: проблемы и перспективы. Архангельск: Изд-во «Помор» междунар. пед. ун-та, 1995. — 161 с.
  163. Г. П. Коммуникация. Деятельность. Рефлексия / Исследование рече-мысли и рефлексии. Алма-Ата, 1974. — 687 с.
  164. Г. П. Избранные труды. М., 1995. — 759 с.
  165. Г. П. Рефлексия в деятельности // Вопросы методологии. -1994. -№ 4.-С. 76−121.
  166. Г. П. Проблемы методологии современного исследования. -М.: Знание, 1964. 489 с.
  167. Т. Н. Субъективный контроль как фактор личностного роста учителя: Дисс. канд. психол. наук. Р.-на-Д., 1994. — 164 с.
  168. . Д. Об одном из путей психологического изучения рефлек-сии / Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. Новосибирск: Наука, 1987. С. 49−55.
  169. Энциклопедия философских наук. М., 1974. — Т. 1. — С. 206.
  170. Л. В. Формирование готовности будущего учителя к педагогической рефлексии: Дисс. канд. психол. наук. М., 1991. — 245 с.
  171. В. А. Обучение как процесс управления: психологические аспекты.-Л.: ЛГУ, 1988.- 128 с.
  172. Adams R. D., Martay С. G. Teater development stady of faktors related to teacher concerns for predeginning and experienced teaters. Los Angeles, 1981.
  173. Blank D. E. The investigation of teater interactive decision making // The Journal of Research & Development in Education. — V. H., — 1988. — № 3.
  174. Clark С. M., Peterson P. L. Handbook of research on teaching. N. Y., 1986.
  175. Grant Т. C. Preparing for refleksive teaching. Boston, 1984.
  176. Kagan J. Reflection impulsivity and reading ability in primary grade children Child development. — Wask, 1965. — Vol 33. — P. 609−628.
  177. Kirby P., Teddlie Ch. Development of the reflective teaching instrument // The Journal of Research & Development in Education. V. H., — 1989. — № 4.
  178. Lambert D., Totterdell M. Training tomorrow 's teachers todey on approach to partnership in teaters education // Магистр. 1995. — № 5. — С. 47−57.
  179. Rosenberg M., Conceiving the Self. New York, 1979.
  180. Van Manen M. Linking ways of knowing with ways of being practical // Curriculum Tuguiru. 1977. — № 6.
  181. Zeicher K., Liston D. Varieties of discourse in supervisorhy conferensis // Teaching & Teacher edication. 1985. — № 2.
Заполнить форму текущей работой