Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие культуры учебной деятельности курсантов высших военных учебных заведений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Следует отметить, что проводимый интенсивный научный поиск в данной области не является случайным. Он обусловлен тем, что учебная деятельность курсантов выступает одним из важнейших факторов, влияющих на качество подготовки будущих офицеров. Практика свидетельствует, что невозможно подготовить из обучающихся высококлассных специалистов, умеющих творчески мыслить и нестандартно действовать… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО — МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ ВВУЗОВ.. И
    • 1. 1. Исследование сущности развития культуры учебной деятельности курсантов. И
    • 1. 2. Анализ влияющих на процесс развития культуры учебной деятельности курсантов факторов
    • 1. 3. Изучение практики работы по развитию культуры учебной деятельности курсантов
  • ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОВЕРКЕ ПРОГРАММЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ КУЛЬТУРЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ
    • 2. 1. Обоснование критериев оценки процесса развития культуры учебной деятельности курсантов ввузов
    • 2. 2. Содержание и методика опытно-экспериментальной работы
    • 2. 3. Исследование динамики развития культуры учебной деятельности курсантов .'
  • ГЛАВА 3. ПУТИ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ
    • 3. 1. Формирование готовности курсантов к осуществлению высокорезультативной учебной деятельности
    • 3. 2. Педагогизация условий жизнедеятельности курсантов ввузов
    • 3. 3. Совершенствование управления процессом развития культуры учебной деятельности курсантов

Развитие культуры учебной деятельности курсантов высших военных учебных заведений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Проблема развития культуры учебной деятельности курсантов относится к числу тех «вечных» проблем, которые уже много лет находятся в центре внимания передовой военно-педагогической общественности. Наглядным подтверждением тому служит большое количество работ, посвященных данной теме. В разное время к ней обращались Кутузов М. И. Драгомиров М. И., Фрунзе М. В., Шапошников Б. М. и многие другие.

Не потеряла своего значения эта проблема и в наши дни. Сегодня военно-педагогической наукой осуществляется активный поиск ответа на вопрос, как повысить эффективность учебной деятельности курсантов ввузов в современных условиях? (Барабанщиков А.В., Бешенцев В. Н., Давыдов В. П., Кикоть В. Я., Олейников B.C., Скопы-латов И.А., Слепов В. Я., Стремоухов А. В., Хальзов В. И., Щего-лев В.А., Юрченко Я. Я. и другие).

Следует отметить, что проводимый интенсивный научный поиск в данной области не является случайным. Он обусловлен тем, что учебная деятельность курсантов выступает одним из важнейших факторов, влияющих на качество подготовки будущих офицеров. Практика свидетельствует, что невозможно подготовить из обучающихся высококлассных специалистов, умеющих творчески мыслить и нестандартно действовать, готовых безупречно выполнить свой конституционный и воинский долг, без такой организации их учебной деятельности. которая обеспечивала бы максимальное личностное развитие и полное раскрытие творческого потенциала будущих выпускников.

Вместе с тем, проведенный анализ данного вопроса показывает. что активную, напряженную, творческую и эффективную учебную деятельность показывает лишь каждый шестой курсант. В то же время более 60% обучающихся не реализуют свой учебно-познавательный потенциал в полную силу и учатся ниже своих возможностей.

Следует отметить, что в ввузах предпринимаются определенные попытки решить эту проблему. Но сводятся они, как правило, к двум мероприятиям: к выделению части учебного времени по каждой дисциплине для объяснения основных способов изучения предмета и к организации краткого курса «Научная организация труда курсанта в ввузе». В лучшем случае они дополняются разработкой методических рекомендаций для обучающихся.

Исследование предпринимаемых усилий в данной области показывает, что в силу сложности и многогранности решаемой задачи без системного ее осмысления достичь сколь-нибудь существенных' результатов представляется проблематичным.

Изучение философской, психологической и педагогической литературы позволяет сделать вывод, что современной наукой накоплен богатый фонд идей, опираясь на которые можно достаточно успешно решить данную задачу. Эти идеи содержатся в работах Ю. К. Бабанс-кого, А. В. Барабанщикова, В. Н. Бешенцева, В. Л. Васильева, П. Я. Гальперина, И. И. Ильясова, В. В. Карпова, Я. А. Коменского, Э.Н.Коротко-ва, Н. В. Кузьминой, А. Н. Леонтьева, В. Я. Ляудиса, Н. И. Минко, В. С. Олейникова. А. К. Петрановского, К. К. Платонова, С. Л. Рубинштейна, И. А. Скопылатова, В. Я. Слепова, Е. И. Степановой, А.В.Стремоухо-ва, В. А. Сухомлинского, Н. Ф. Талызиной, К. Д. Ушинского, В.И.Хальзо-ва, В. Ф. Шаталова, В. А. Щеголева, Я. Я. Юрченко, В. А. Якунина и других ученых и практиков.

Научное осмысление данных идей и их переложение на язык практики применительно к сложившимся условиям, составляют общую задачу настоящего исследования.

Таким образом, актуальность проблемы, ее теоретическая и практическая значимость и недостаточная разработанность обусловили проведение научного исследования.

Объектом исследования избран учебно-воспитательный процесс в высших военных учебных заведениях, а предметом — процесс развития культуры учебной деятельности курсантов.

Цель исследования заключается в научном обосновании модели эффективного, педагогически управляемого процесса развития культуры учебной деятельности курсантов высших военных учебных заведений.

Задачи исследования состоят в том. чтобы:

1. Осуществить теоретико-методологический анализ проблемы развития культуры учебной деятельности курсантов.

2. Обосновать методику оценки эффективности предпринимаемых педагогических усилий преподавателями и командирами по развитию культуры учебной деятельности курсантов ввузов.

3. Экспериментально проверить и обосновать педагогические пути и условия повышения культуры учебной деятельности курсантов ввузов и на их основе выработать необходимые практические рекомендации для руководства ввузов, преподавателей, командиров курсантских подразделений и самих обучающихся.

Для решения поставленных задач использовалась комплексная методика исследования, которая включала в себя: наблюдение, беседу, опрос, экспертную оценку, анализ литературных источников, документов и результатов деятельности, эксперимент, математическую обработку данных и другие методы исследования.

В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что в условиях реформирования высшей военной школы России углубляется противоречие между возрастающими потребностями практики в высококультурной учебной деятельности курсантов, позволяющей успешно решать стоящие перед ними учебные задачи и ее реальном состоянии в современных условиях. Разрешить данное противоречие можно, если, сформировать готовность обучающихся к осуществлению высокорезультативной учебной деятельностипедагоги-зировать условия жизнедеятельности курсантов-^ усовершенствовать процесс управления развитием культуры учебной деятельности обучающихся.

Методологическую основу исследования составили научные положения о человеке, как высшей ценности окружающего нас мираоб учебной деятельности, как одной из форм человеческой деятельности, являющейся основой постижения окружающего мира, будущей профессии и составной части процесса обученияоб управляемом характере процесса обучения и развития личностио ведущей роли социальных факторов в формировании личности и учебной деятельностио взаимосвязи личности и деятельности и др.

По времени исследование проводилось с 1993 по 1998 год и включало в себя 3 этапа.

Первый этап (январь 1993 — август 1993) — состоял в предварительном анализе исследуемой проблемы, изучении литературных источников, определении объекта, предмета, целей и задач исследования, построении рабочей гипотезы. Был осуществлен теоретический анализ проблемы, изучались трудности и противоречия, встречающиеся в процессе развития культуры учебной деятельности курсантов, разрабатывались замысел и методика исследования.

Второй этап (сентябрь 1993 — июнь 1997) — был посвящен сбору и анализу эмпирического материала, изучению практики развития культуры учебной деятельности обучающихся, осуществлению опытно-экспериментальной работы по повышению эффективности учебной деятельности курсантов.

На третьем этапе (июль 1997 — декабрь 1997) — осуществлялась обработка и обобщение полученных результатов, внедрение выводов и рекомендаций в военно-педагогический процесс ввузов, литературное оформление диссертации.

Общий объем проделанной работы характеризуется следующими данными: изучено более 160 литературных источников и около 60 документов, проанализировано более 400 учебных занятий, состоялось 42 групповых и более 100 индивидуальных бесед с руководителями ввузов, кафедр, преподавателями, командирами и курсантами. Всего исследовательской работой было охвачено 76 преподавателей и более 100 курсантов.

Базой для проведения экспериментальной работы явилось Санкт-Петербургское высшее зенитное ракетное командное училище.

Научная новизна и личный вклад автора состоят в том, что: было уточнено содержание понятия «развитие культуры учебной деятельности курсантов» и выявлена ее динамикаосуществлен анализ мер, предпринимаемых преподавателями и командирами по развитию культуры учебной деятельности курсантовпроанализированы причины, негативно влияющие на процесс развития культуры учебной деятельности обучающихсяразработана и апробирована комплексно-целевая программа развития культуры учебной деятельности курсантовобоснована методика оценки эффективности педагогических усилий командиров и преподавателей по развитию культуры учебной деятельности курсантов ввузов.

На защиту выносятся:

1. Понятие «развитие культуры учебной деятельности курсантов» .

2. Анализ причин, негативно влияющих на развитие культуры учебной деятельности обучающихся.

3. Комплексно-целевая программа развития культуры учебной деятельности курсантов высших военных учебных заведений.

4. Методика оценки эффективности предпринимаемых педагогических усилий по развитию культуры учебной деятельности курсантов ввузов.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты: вооружают руководство ввузов, кафедр, преподавателей и командиров курсантских подразделений конкретной программой действий по развитию культуры учебной деятельности курсантовпозволяют использовать предложенные методики для активизации учебной деятельности обучающихся и повышения ее результативностипродолжить исследование проблемы развития культуры учебной деятельности курсантов с учетом полученных научных данных.

Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе: научно-исследовательской работы, проводимой на базе Санкт-Петербургского высшего зенитного ракетного командного училищаобсуждения на заседаниях предметно-методических комиссий и кафедр ведущих учебных дисциплин С-ПВЗРКУработы 5 научных конференций, проводимых в Санкт-Петербургском высшем зенитном ракетном командном училище, в Санкт-Петербургском военном институте ВВ МВД России, в Санкт-Петербургском военном инженерном строительном университетеа также путем издания учебно-методических пособий и посредством использования предложенных рекомендаций в практике педагогической деятельности преподавателей и командиров курсантских подразделений.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается опорой на научную методологию, комплексным характером методики исследования, сочетанием качественного и количественного анализа результатов исследования, а также их всесторонней апробацией.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. В первой главе осуществляется теоретико-методологический анализ проблемы развития культуры учебной деятельности курсантов высших военных учебных заведений. Вторая глава посвящена раскрытию экспериментальной работы по проверке выдвинутой диссертантом гипотезы. В третьей главе излагается содержание работы по развитию культуры учебной деятельности курсантов ввузов.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ.

1. Основными путями и условиями развития культуры учебной деятельности являются: формирование готовности курсантов к осуществлению высокорезультативной учебной деятельностипедагоги-зация условий жизнедеятельности обучающихсясовершенствование управления процессом развития учебной деятельности курсантов.

Каждое из названных направлений имеет свое специфическое содержание.

2. Под формированием готовности обучающихся к высокорезультативной учебной деятельности понимается достижение такого функционального состояния психики каждого курсанта, которое характеризуется сформированностыо и мобилизованностью всех компонентов, необходимых для эффективного решения учебных задач.

Основными путями формирования готовности обучающихся к осуществлению эффективной учебной деятельности являются: развитие мотивации, побуждающей к полной реализации имеющегося познавательного потенциалаформирование навыков и умений эффективной учебной деятельностивыработка устойчивой целевой установки на достижение максимально возможных результатовразвитие у курсантов уверенности в своих силах и возможностях.

Постоянная устремленность курсантов к совершенствованию культуры своей учебной деятельности и достижению максимально возможных результатов вырабатывается путем придания ей глубокого личностного смысласозданием реально достижимых перспектив в учебестимулированием старательности, инициативы и активности курсантов в познавательной сфереформированием в курсантских — коллективах «культа учебы» и др.

Повышение навыков и умений в операциональной сфере учебной деятельности осуществляется посредством специальной подготовки курсантов при чтении спецкурса «Культура учебной деятельности курсанта» и в ходе изучения каждой дисциплиныувеличения количества часов, отводимых на самостоятельную работу под руководством преподавателяприменения активных форм и методов обученияразработкой индивидуальных творческих заданий, активным вовлечением курсантов в НИР и др.

Уверенность в своих силах и возможностях приобретается благодаря накоплению личного опыта учебной деятельностиоказанию методической помощи курсантам, гарантирующей успешное овладение учебной программойсозданию в учебных аудиториях атмосферы сотрудничества, сотворчества, доброжелательности и взаимопомощи и др.

3. Педагогизация условий для успешного развития культуры учебной деятельности курсантов предусматривает: научно-обоснованную организацию учебного процессаучет индивидуально-психологических особенностей курсантоврациональное составление распорядка дня как для обучающихся, так и для преподавателейвсестороннее методическое и материально-техническое обеспечение участников учебно-воспитательного процессаподдержание здорового морально-психологического климата в курсантских подразделениях и учебных аудиториях, создание «культа учебы» — улучшение быта и отдыха курсантов и др.

4. Совершенствование управления процессом развития культуры учебной деятельности курсантов предполагает достижение его нового качественного состояния, которое проявляется: в целесообразности принимаемых управленческих решений, их направленности на создание оптимальных условий для развития учебной деятельности курсантовв осуществлении комплексного подхода к принятию решений, касающихся проблемы развития культуры учебной деятельностив четком уяснении стоящих перед педагогом и командирами задачв осуществлении непрерывного сбора достоверной информации по решаемой проблеме. и ее оперативной обработкев оптимизации принимаемых решений с позиции потребностей учебно-воспитательной практики, индивидуальных особенностей курсантов и сложившихся условийв предельно конкретном, охватывающем все стороны вопроса и учитывающем сложившуюся ситуацию планировании своих действийв согласовании действий командиров и преподавателейв непрерывном, последовательном и гибком руководстве постоянным и переменным составом ввузаво всестороннем психолого-педагогическом, материально-техническом, социально-бытовом и культурно-досуговом обеспечении учебно-воспитательной деятельности преподавателей и учебной деятельности курсантовв постоянном контроле за ростом педагогического мастерства преподавателей и командиров и за процессом развития культуры учебной деятельности курсантовв оперативном внесении соответствующих коррективов в принятые решенияв комплексном использовании всего арсенала методов и средств, имеющихся в распоряжении руководителей.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. В деятельности руководства ввузов по развитию культуры учебной деятельности курсантов использовать разработанную в диссертации комплексно-целевую программу (см. прил. 1).

2. В интересах повышения профессионального мастерства преподавателей и командиров в сфере развития культуры учебной деятельности курсантов оптимизировать работу с ними в соответствии с обоснованными в диссертации предложениями (см. гл. 3. пар. 2).

3. Ввести в ввузах факультативный спецкурс для курсантов «Культура учебной деятельности курсанта» по разработанной в диссертации программе (см. прил. 4).

4. Разработать методические рекомендации для курсантов по изучению каждой учебной дисциплины.

5. Внедрить в ввузах разработанную в диссертации методику активизации познавательной деятельности курсантов (см. прил. 2).

6. В ходе занятий с курсантами использовать разработанную в диссертации методику привлечения курсантов к организации и проведению занятий (см. прил. 5).

7. Использовать методику оценки эффективности действий преподавателей и командиров по развитию культуры учебной деятельности курсантов ввузов (см. прил 3).

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.М., Беляк Н. В., Иванов Н. В. О формировании психологической культуры у студентов технического вуза//Пси-хологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в вузе. Межвуз. сб. — Л.: Изд-во ЛГУ. 1985. — 191 с.
  2. Антология педагогической мысли России второй половины 19 начала 20 веков/Сост. П. А. Лебедев. — М.: Педагогика, 1990. -516 с.
  3. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение. 1982. — 192 с.
  4. А.А. Военно-педагогическое творчество как объект философского анализа: сущность, содержание и условия оптимизации: Дис. д-ра фил. наук. М., 1989. — 397 с.
  5. А.В. Развитие творческого мышления у слуша-телей//Развитие творческого мышления у слушателей в ходе учебного процесса. М.: ВПА. 1973. — с.10−11.
  6. А.В., Демин В. Г. О закономерностях военно-педагогического процесса. М., ВПА, 1967. — 26 с.
  7. А.В., Муцынов С. С. Проблемы педагогической культуры. В надзаг.: Сухопутные войска. Учебно-методический совет учебных заведений. М., 1980. — 208 с.
  8. А.В., Муцынов С. С. Педагогическая культура преподавателя высшей школы. М: ВПА, 1985. — 174 с.
  9. А.В., Давыдов В. П., Конюхов Н. А., Феденко Н. Ф. Методика исследования проблем военной педагогики и психологии. М.: ВПА. 1986. — 136 с.
  10. В.Д. Формирование педагогического мастерства будущего учителя-воспитателя: Автореф. дис. канд. пед. наук. М.1987. 17 с.
  11. И. Бедерханов В. П. Обучающие игры как средство подготовки студентов университета к воспитательной работе: Дис. канд. пед. наук. Л., 1977. — 193 с.
  12. П.Г., Емельянов Е. Н., Иванов М. А. Социальная психология научного коллектива. М.: Наука, 1987
  13. Л. Г. Хрестоматия по русской военной истории. М.:. Воениздат, 1947. — 638 с.
  14. Л. Г. Русская армия и флот в 18 веке. М.: Воениздат, 1958. — 478 с.
  15. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика. 1989. 192 с.
  16. В.Н. Развитие познавательной активности курсантов высших военных училищ: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1989. — 18 с.
  17. В.В. Развитие и формирование мотивации учебной деятельности курсантов военных училищ МВД СССР: Дис. канд. пед. наук. М., 1988. — 228 с.
  18. С.Л., Якунин В. А. Групповые формы обучения при подготовке студентов как будущих руководителей // Психологическое обеспечение трудовой деятельности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1987, -с. 76−83
  19. Буржуазная педагогика на современном этапе. Критический анализ//Под ред. З. А. Мальковой, В. Л. Вульфсона. М.: Педагогика, 1984. — 369 с.
  20. В.С. О педагогике сотворчества//Вестник высшей школы. 1991. — N 5.- с. 41−44
  21. Введение в научное исследование по педагогике: Учебное пособие для студентов педагогических институтов/Л). К. Бабанский, В. И. Журавлев и др. М.: Просвещение, 1988. — 239 с.
  22. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2ч. Ч. 2 /Фролов И.Т., Араб-Оглы Э.А., Арефьев Г. С. и др. М.: Просвещение. 1989. — 639 с.
  23. В. И. Военно-педагогическая этика советского офицера. М.:ВПА им. Ленина. 1981.- 58 с.
  24. В.И. Профессионально-педагогическая этика преподавателя и некоторые вопросы воспитания его нравственных ка-честв//Пути совершенствования профессионального мастерства преподавателя. М.: ВПА. 1975. — с.61−81
  25. В.И. Военно-профессиональная этика и совершенствование этической подготовки советских офицеров. Дис. д-ра пед. наук. М. 1983. — 428 с.
  26. Н.А. Структура творческого процесса: диалекти-ко-материалистическая .концепция//Структура и закономерности творческого процесса. М.: МГПИ, 1983. — с. 33−84
  27. Военная педагогика. М.: ВПА, 1986. — 240 с.
  28. Военно-педагогические качества офицера и пути их формирования. М. :ВПА. 1971. — 32 с.
  29. И.П. Руководителю о человеческом факторе. Социально-психологический практикум. Л.: Лениздат, 1989. 222 с.
  30. Вопросы обучения и воспитания в военно-учебных заведениях/Под ред. И. Н. Шкадова. М.: Воениздат. 1976. — 523 с.
  31. A.M. Развитие творческого мышления слушателей (курсантов) в высших военно-учебных заведениях в ходе изученияобщественных наук. М.: ВПА, 1976. — 43 с.
  32. A.M. Развитие интеллектуальных качеств у слушателей в процессе обучения в ввузе: Дис. канд. пед. наук. М., 1978. — 199 с.
  33. Л.Г. Конкретная психология человека//Вест. Моск. унив. Сер 14, Психология. N 1.- 1986.
  34. Н.И. Педагогические основы подготовки курсантов военных училищ к контрпропагандиской работе: Дис. канд. пед. наук. М., 1987. — 218 с.
  35. П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий//Психологическая наука в СССР. М., 1959. -Т. 1.
  36. Г. И. Формирование военно-педагогической направленности у курсантов высших военно-политических училищ.: Дис. канд. пед. наук. М., 1990. — 202 с.
  37. Е.П. Формирование у будущих инженеров умений в области самообразования: Дис. канд. пед. наук.- Л., 1983.- 192с.
  38. Л.Ю. Теория и практика педагогического стимулирования.: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М. 1979. — 31 с.
  39. П.Н. Педагогические основы оценки и учета результата воспитания курсантов (на материалах высших военно-морских училищ): Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1972. — 21 с.
  40. П.Н. Актуальные вопросы перестройки воспитания в высшей военной школе. М.: ВПА, 1990. — 128 с.
  41. Т.А. Особенности самоорганизации студентов в условиях целевого интенсивного обучения: Дис. канд. пед. наук. -Л., 1989. 257 с.
  42. В.М. Проблемное обучение как путь активизации познавательной деятельности курсантов военных училищ при изучении общественных наук.: Дис. канд. пед. наук. М., 1980. — 233 с.
  43. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика. 1986. — 240 с.
  44. В.П. Исследование путей повышения эффективности воспитания курсантов высших военных учебных заведений в процессе обучения (На материалах высших военно-политических училищ): Дис. д-ра пед. наук. М., 1977. — 447 с.
  45. Г. А. Худолев Ю.Ф. Познавательная деятельность курсантов, ее противоречия и закономерности. М.: ВПА, — 1982.
  46. С.И. Педагогические основы повышения эффективности деятельности старшин и сержантов ВМФ по укреплению В/Д в подразделениях: Дис. канд. пед. наук. М. 1991. — 193 с.
  47. Джиджян Р.3. Процесс научного поиска: структура, этапы и средства//Вопросы философии. 1986. — N 1. — с.87−94
  48. А. Руководство к образованию немецких учите-лей//Дистверг А. Избр. пед. соч. М.: Учпедгиз. 1956. -с.55−208-
  49. И.С. Теоретические основы обучения будущих учителей педагогической технологии: Автореф. дис. канд. пед. наук.- Киев, 1989. 23 с.
  50. В.В. Правовая культура сотрудников милиции как социально-профессиональной группы.//Политическая работа в органах внутренних дел Л., 1986. — с. 56−68
  51. М.И. Избранные труды. М.: Воениздат, 1956.- 698 с.
  52. В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. М.: Педагогика, 1984. — 260 с.
  53. В.И. Педагогика в системе наук о человеке. -М.: Педагогика, 1990. 168 с.
  54. В.И. Педагогическое творчество учителя. -М.: Педагогика. 1987. 159 с.
  55. Закон Российской Федерации «Об образовании"//Российская газета. 1992. — 31 июля.
  56. . А. Психолого-педагогические предпосылки повышения эффективности восприятия курсантами учебного материала на занятиях по общественным дисциплинам. Автореф. дис. канд. пед. наук. М.: ВПА. 1975. — 16.
  57. Е.Н. Рождение урока.- М.: Педагогика. 1986.- 176 с.
  58. Е.Н. Путь к ученику. М.: Педагогика, 1988, — 224 с.
  59. И.И. Структура процесса учения. М., 1989.
  60. Интенсификация учебно-воспитательного процесса и развитие творческих способностей слушателей: Материалы научно-методической конференции. М.: ВПА, 1987. — 88 с.
  61. Исследование проблем психологии творчества. М.: Наука, 1976. — 303 с.
  62. М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974. — 318 с.
  63. Л.П. Воспитательная работа в процессе обучения иностранному языку курсантов военно-учебного заведения: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1985. — 15 с.
  64. В.Г., Кондратьев Л. Л. Психология. М.: Высшая школа. 1989. — 383 с.
  65. И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. М.: МГУ, 1983. — 168 с.
  66. А.И. Педагогические проблемы совершенствованиясамостоятельной работы слушателей первых курсов военных академий: Дис. канд. пед. наук. М.: ВПА, 1979. — 23 с.
  67. И.М. Понятийно-терминологическая система педагогики. М.: Педагогика, 1980. — 281 с.
  68. А.Н. Культура общения преподавателя высшего военно учебного заведения: Дис. канд. пед. наук. — М., 1985. -258 с.
  69. В.В. Психолого-педагогические основы многоступенчатой профессиональной подготовки в вузе/Исслед. центр по пробл. управления и качества подгот. специалистов высш. шк., С.-Петерб. электротехн. ун-т. СПб., 1992. — 310 с.
  70. В.Я., Якунин В. А. Педагогика и психология высшего образования. Учеб. СПб. ГУ / СПб. ВИВ МВД. СПб. 1996. — 320 с.
  71. В.Я. Формирование культуры профессионального общения у курсантов училищ МВД. Автореф. дис. канд. пед. наук. -СПб. 1994. 16 с.
  72. Н.Н. Формирование человека-творца в процессе обучения одно .из основных условий общественного прогрес-са//Творчество и общественный прогресс. — М., 1982. — с.128−141
  73. В.П. Методологические вопросы развития творческого мышления курсантов в процессе преподавания марксистско-ленинской философии: Дис. канд. философ, наук. М., 1984. -185 с.
  74. Н.И. Социально-педагогические проблемы теории и практики комплексного подхода к воспитанию советских воинов.1. М.: ВПА, 1981. 146 с.
  75. И.В. Педагогическая технология в учебном процессе: Анализ зарубежного опыта. М.: Знание, 1989. — 312 с.
  76. Ключевский В.0. С. М. Соловьев как преподаватель//Антоло-гия педагогической мысли России второй половины XIX начала XX в./Сост. П. А. Лебедев. — М.: Педагогика, 1990. — 407 с.
  77. В.И. К проблеме мотивов//Психологический журнал. 1981. — Т. 2. — N 1. — 28−44 с.
  78. В.И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Наука, 1988. — 192 с.
  79. В. Ф. Профессиональная культура офицера /У Военная мысль, 1990. № 6 с. 52−61
  80. Л.Н. Сущность культурной деятельности//Культурная деятельность: опыт социологического исследования/В. Л. Барсук, В. И. Волков, Л. И. Иванько и др. Отв. ред. Л. Н. Коган. М.: Наука, 1981. — с. 8 -30
  81. Л. Н. Социологоия культуры. Уч. пособие. Екатеринбург: Урал гос. ун-т. 1992. 117с.
  82. Л. Н. и др. Сущность культурной деятельности (культурная деятельность, опыт, социологические исследования) М.: Наука 1981. 237с.
  83. Я. А. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. /Под ред. А. И. Пискунова. М.: Педагогика, 1982.
  84. Н.А. История педагогики. М.: Просвещение, 1974.
  85. Э.Н. Педагогические основы развития интеллектуальных качеств офицеров: Автореф. дис. канд. пед. наук. М.: ВПА, 1973. — 18 с.
  86. Э.Н. Развитие творческого мышления офицеров впроцессе обучения. М.: ВПА, 1988. 202 с.
  87. Э. Н. Современные концепции обучения и их применение в подготовке военных кадров. М.: ВПА, 1976.- 56 с.
  88. .И. Учение процесс творческий: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1984. — 158 с.
  89. A.M. Отражение, познание, творчество // Творчество и социальное познание. М.: МГУ, 1982. — 256 с.
  90. Э.Г. Профессиональная типология педагогов// Народное образование. 1981. — N 8. — с.39−43
  91. С.В. Особенности формирования организаторских умений у студентов технического ВУЗА: Дис. канд. псих. наук. -Л., 1979. 209 с.
  92. Н.К. Пед. соч.: В 10 т. М., 1959. — Т.З.
  93. Н.В. Основы вузовской педагогики. Л.: Йзд-во ЛГУ, 1967, — 98 с.
  94. Культурология / Под ред. Драч Г. В. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. — 576 с.
  95. Н.П. Измерение эффективности педагогического мастерства преподавателя вуза//Актуальные проблемы повышения педагогического мастерства преподавателей-обществоведов. Полтава, 1983. — 195 с.
  96. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Наука, 1980. — 168 с.
  97. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Прогресс, 1977. — 584 с.
  98. Р.Я. Модель развивающейся педагогической деятельности как основа совершенствования процесса повышения квалификации преподавателей: Дис. канд. пед. наук. М, 1988.- 158 с.
  99. И.А. Формирование творческого стиля деятельности у политработников подразделений: Дис. канд. пед. наук. М., 1983. — 189 с.
  100. .Т. Педагогика. М.: Прометей, 1992.- 528 с.
  101. Н.А. Формирование творческого стиля взаимоотношений педагогов и старшеклассников в воспитательном процессе: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1985. — 19 с.
  102. С. И. Методом опережающего обучения. М.: Просвещение, 1988. — 192 с.
  103. В.Я. Развитие памяти в процессе обучения. Автореф. дис. д-ра психол. наук. М., 1977. — 24 с.
  104. А.С. Педагогическая поэма. Лекции о воспитании детей. Л. В. Конисевичу // Макаренко А. С. Пед. соч.: В 8 т. -М.: Педагогика. 1986. Т.З. -с.8−457- Т.4. -с.59−117- Т.8. -с.107−108
  105. Э.С. Теория культуры и современная наука: (логико-методологический анализ). М.: Мысль, 1983. — 284 с.
  106. К. Капитал // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.23. с.58−59
  107. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. — 208 с.
  108. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. — 254 с.
  109. Методологические проблемы взаимодействия педагогической теории и практики: Сб. науч. тр. Тюмень: Изд-во Тюменского университета, 1986. — 202 с.
  110. Н.И. Формирование этико-правовых качеств личности в вузе//Сб. научн. тр. Вып. 1. СПб.: Изд-во. Юрид. инст. МВД1. России, 1993. с. 169 -173
  111. В.А. Формирование творческого отношения к военно-педагогической деятельности у курсантов военных училищ: Дис. канд. пед. наук. М. 1972. — 232 с.
  112. В.И., Номейко Л. Г. Метод мозговой атаки в учебном процессе//Методы в деле повышения квалификации. Таллинн, 1986. — 258−262 С.
  113. О введении в действие «Положения о высших военно-учебных заведениях Министерства Обороны Российской Федерации»: Приказ МО РФ N110. 1994. 5 апреля.
  114. В.Ф. Репродуктивная и продуктивная деятельность как фактор творческого развития человека. М.: Высшая школа, 1984. — 87 с.
  115. О долге и чести воинской в российской армии: Собр-е материалов, документов и статей/Сост. Ю. А. Галушко, А.А. Колесников/Под ред. В. Н. Лобова. М.: Воениздат, 1990. — 368 с.
  116. B.C. Нравственные основы воспитания сотрудников органов внутренних дел. Автореф. диссерт. д-ра пед. наук. -СПб., 1993.
  117. B.C., Пономаренко А. В., Щеголев В. А. Акмеоло-гические проблемы воспитания профессионально-нравственной культуры сотрудников органов внутренних дел России. СПб.: Изд-во СПб.: изд-во Юридического инст., 1996. — 226 с.
  118. Н.А., Ляудис В. Я. Формирование контрольно-корректировочных действий у студентов с помощью ЭВМ. Воронеж, 1982. — 68 с.
  119. И.П. Павловские среды. М.-Л. — Т.2 — 1951.
  120. Песталоцце И.-Г. Как Гертруда учит своих детей. Избр.пед. произв., т.2. М.: Изд. АПН РСФСР. 1963 г.
  121. А.К. Повышение эффективности процесса формирования речевой культуры у будущих офицеров внутренних войск МВД России: Дис. канд. пед. наук. -СПб., 1996. 236 с.
  122. Н. И. Избр. пед. соч. М.: Педагогика. — 1985.
  123. А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М.: Просвещение. 1981. — 426 с.
  124. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. — 256 с.
  125. Я.А. Психология творчества и педагогика. -М.: Педагогика. 1976. 280 с.
  126. Понятийно категориальный аппарат военной психологии и педагогики. — М.: ВПА, 1986.
  127. Психология и педагогика высшей военной школы: Учеб. пособие/В. И. Варваров. В. И. Вдовюк, В. П. Давыдов и др.- под ред. А. В. Барабанщикова. М.: Воениздат, 1989 — 366 с.
  128. Л.Я. Особенности творчества преподавателя высшей школы в конструировании учебной информации: Дис. канд. пед. наук. Л. 1978. — 210 с.
  129. Резерв успеха творчество/Под ред. Г. Нойера. В. Калвей-та, Х. Клейна: Пер. с нем. — М.: Педагогика, 1989. — 120 с.
  130. С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. М.: Госучпедгиз, 1946. — 704 с.
  131. Е. А. Единство теории и практики. М.: Наука, 1980. — 326 с.
  132. И.А. Индивидуализация обучения в высшей военной школе России. Автореф. дис. доктора пед. наук. С.-Пб., 1995. — 33 с.
  133. И. А. Педагогические основы индивидуализации обучения курсантов военно-инженерных училищ: Автореф. дис. канд. пед. наук. М.: ГА ВС. 1992. — 20 с.
  134. В.Я. Процесс обучения как фактор воспитания будущих офицеров внутренних войск МВД России: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб. 1996. — 18 с.
  135. В.Я. Морально-политическая и психологическая подготовка будущих офицеров ВМФ СССР: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Л. 1973. — 41 с.
  136. В. Я. Принципы и методы обучения и воспитания советских военных моряков. Петродворец: ВВМУРЭ им. А. С. Попова. 1982. — 125 с.
  137. А.В. Воспитание политической культуры у слушателей училища будущих политработников органов внутренних дел: Дис. канд. пед. наук. — Л.: ЛГУ. 1985. — 226 с.
  138. А. В. Томашев А.Н. Политическая культура и ее уровень// Пути повышения эффективности политической работы в органах внутренних дел в свете решений 27 съезда КПСС: Сб. -научных трудов. -Л. 1987. с. 70−73
  139. Сущность педагогического мастерства советского оф.//Педагогическое мастерство советского офицера/ Под общей ред. А. В. Барабанщикова. М.: ВПА. 1976. — с.6−16
  140. Е.И. Психология взрослых основа акмеологии.- СПб: СПб акмеологическая академия, 1995. 168 с.
  141. В.А. О воспитании. М.: Политиздат. 1982.- 272 с.
  142. Н.Ф. Теория планомерного формирования умственных действий//Вопросы психологии. 1993. — N 1. — с.92−102
  143. К.Д. Педагогическая поездка по Швейцарии // Ушинский К. Д. Собр. соч.: В 10 т. М.: АПН РСФСР. 1948. Т.5. -87−254 с.
  144. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. — 665 с.
  145. Формирование учебной деятельности студентов/Под ред. В. Я. Ляудиса. М.: Изд-во Московского универ., 1989. — 240 с.
  146. М.В. Вопросы высшего военного образования//Фрун-зе М. В. Избр. произв. М.: Воениздат, 1984. 239−254 с.
  147. В.И. Педагогические основы повышения эффективности учебно-воспитательной деятельности офицера подразделения внутренних войск: Автореф. дис. д-ра пед. наук. -Л., 1991. -32 с.
  148. В. И. Педагогические основы воспитания военнослужащих внутренних войск. Л.: ВПУ МВД, 1988. — 68 с.
  149. И. Ф. Педагогика. М.: Высшая школа. 1990. -576 с.
  150. Г. А. Развитие педагогического творчества преподавателей высших военных учебных заведений: Дис.канд.пед. наук. -М., 1992. 218 с.
  151. С.А. Обучение и научное познание. М.: Педагогика, 1981. — 208 с.
  152. .М. Воспоминания. Военно-научные труды. -М.: Воениздат. 1982. 558 с.
  153. Ю.А. Педагогические основы сплочения многонациональных воинских коллективов в войсках МВД. Автореф. дис. канд. пед. наук. М.: ВПА. 1987.
  154. А.П. Единство военно-педагогической теории ипрактики необходимое условие совершенствования воспитательной деятельности офицерского состава полка: Дис. канд. пед. наук. -М., 1992. — 257 с:
  155. В.Ф. Эксперимент продолжается. М.: Педагогика, 1989. — 336 с.
  156. С.Т. Новая общественно-педагогическая работа. Метод, работа наркомпроса и местных органов по народному образованию // Шацкий С. Т. Пед. соч.: В 4 т. М.: Просвещение, 1964.- Т.1. 195−292 е.- Т.З. — 88−104 с.
  157. В.А. Воспитание и сплочение воинских коллективов в процессе физкультурно-спортивной деятельности: Дис. докт. пед. наук. Л., 1991. — 386 с.
  158. Д. Б. Давыдов В.В. Некоторые психологические проблемы учебных программ. Тезисы докладов на 2 съезде Общества психологов. М., 1963.
  159. Я.Я. Педагогические основы укрепления воинской дисциплины: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Л. 1971. — 34 с.
  160. В.А. Обучение как процесс управления Л., 1988.- 160 с.
  161. В.А., Линов Е. Н. Психология педагогической деятельности. Л. 1990. 103 с.
  162. Closer Look at Peprter. 1992. N1.(21). January-February.
  163. Harris L. and Assoiates. The Metropolitan Life Survey of the American Teachers: A Summary: New-York, 1984.
  164. Kehl E. M. The Effects of Terst-Year Enolucation Program of Teacher Competence. Eugena, OR: College of Education, University of Origon, 1981.
  165. Формировать у курсантов стремление к развитию
  166. Руков.I ввуза, I кафедр I курс. I подр., I преп. I
  167. Коман-I диры I курсанI подр. I Руков. I каф. и| курс. I подр. I I
  168. I Ввести цикл занятий «Культура учебной деятель- |Руков. ности курсанта ввуза» (тематический план прила-|ввуза гается).
  169. И. I Разработать по каждой учебной дисциплине мето- |Руков-.дические рекомендации для курсантов по органи- |ввуза.зации учебной деятельности в ходе изучения |преп. предмета.
  170. I Выделять часть учебного времени по каждой дис- |Руков.циплине для вооружения курсантов наиболее эф- Iввуза. фективными способами ее освоения. Iкафедр
  171. I Активно использовать индивидуальные творческие |Препозадания и другие активные методы обучения кур- |дават. сайтов.
  172. I Организовать и провести научно-методическиеi г
Заполнить форму текущей работой