Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности урока русского языка в системе развивающего обучения Л.В. Занкова

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Урок — основная организационная форма обучения в общеобразовательной школе. Является таковым он и в дидактической системе Л. В. Занкова. Обучение проводится по учебному плану и, как обычно, сопровождается домашними заданиями. При этом урок в данной системе обучения благодаря новым дидактическим принципам (системность обучения, ведущая роль теоретических знаний, обучение на высоком уровне… Читать ещё >

Особенности урока русского языка в системе развивающего обучения Л.В. Занкова (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Урок — основная организационная форма обучения в общеобразовательной школе. Является таковым он и в дидактической системе Л. В. Занкова. Обучение проводится по учебному плану и, как обычно, сопровождается домашними заданиями. При этом урок в данной системе обучения благодаря новым дидактическим принципам (системность обучения, ведущая роль теоретических знаний, обучение на высоком уровне трудности, предполагающее применение метода сравнения, осознание ребенком процесса обучения) имеет другие функции, приобретает иной характер и форма его организации.

Цели урока подчиняются не только сообщению учебного материала и проверке ЗУН, но развитию интеллектуальных, волевых, нравственных и эстетических чувств. В работу задействованы не отдельные учащиеся, а весь класс, общение на уроке организовано не в форме диалога «учитель — ученик», а как полилог, основанный на самостоятельной мыследеятельности детей. Меняется соотношение удельного веса речи учащихся и учителя. От педагога требуется большое искусство, чтобы, сохранив ведущую роль учителя, обеспечить свободу самореализации ребенка, создать условия, при которых школьник не боялся бы высказывать свои пусть еще не совсем зрелые мысли. Учитель становится как бы дирижером, организующим подлинно творческую поисковую деятельность [16, с.8].

Методическая цель любого урока в системе развивающего обучения Л. В. Занкова — создание на уроке условий для проявления познавательной активности учеников.

В рамках курсовой работы нами был разработан примерный план-конспект урока русского языка во 2 классе по системе развивающего обучения Л. В. Занкова.

План-конспект урока русского языка во 2 классе Тема: Чтение слов с изученными буквами. Как буква меняет слово?

Цель урока: Учить читать слоги, слова, предложения с изученными буквами; работать над постановкой дыхания при чтении; показать, как одна буква может изменить смысл слова; развивать логику, память, внимание, работоспособность, речь; воспитывать любовь к природе, бережное к ней отношение.

Оборудование: Книги «Азбука», «Я читаю?» (авт. Н. В. Нечаева, К. С. Белорусец); карточка с зашифрованным словом; иллюстрации животных; карточки со слогами.

ХОД УРОКА.

I. Организационный момент Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть. Какое у вас настроение?

II. Актуализация знаний Начнем урок с развития памяти и наблюдательности. Посмотрите на карточку и постарайтесь запомнить все, что увидите.

Учитель в течение 5−7 секунд показывает детям карточку.

Какое слово на ней зашифровано (Заяц).

III. Логические упражнения (понимание значения предлогов места) Посмотрите на ряд иллюстраций. Как назвать одним словом эти предметы? (Животные).

Знаете ли вы, что слово «животное» заимствовано из старославянского языка (языка наших предков). Животное — от слова живот, что значит жизнь. На какие группы можно разделить этих животных? (Дикие и домашние. Дикие — заяц, лиса, медведь; домашние — корова, собака).

Кто нарисован перед лисой? (Перед лисой нарисован заяц).

А после коровы? (После коровы медведь).

Кто находится между зайцем и коровой? (Между зайцем и коровой находится лиса.

Игра «Внимание».

Запомните расположение животных, закройте глаза.

Учитель меняет местами иллюстрации медведя и собаки, убирает лису, ставит иллюстрацию зайца на первое место.

Что изменилось? (Медведь и собака поменялись местами. Нет лисы. Заяц оказался на первым).

IV. Звуковой анализ слов Отгадайте загадку:

Обитатель леса шустрый Оборвал листок капустный.

У него дрожат реснички:

«Нет ли где-нибудь лисички?» (Заяц).

По каким признакам догадались, что речь идет о зайце? (Он ест капустный лист, боится лисы).

Произнесите слово, выделяя голосом второй звук (З-а-а-а-яц).

Назовите второй звук ([а]).

Какой это звук и почему? (Гласный, потому что он поется, тянется, и во рту нет преграды).

Какие еще гласные звуки вы уже знаете? ([о], [у], [э], [ы], [и]).

Откройте «Азбуку» на с. 22. Узнайте по рисунку, какие звуки произносят дети. Какими буквами они обозначаются? (Звук [а] обозначается буквой а; [о] - о; [у] - у; [э] - э; [и] - и).

V. Чтение букв Прочитайте хором буквы, записанные на доске (О, А, Б, У, Э, Ы).

Какая буква «лишняя»? Почему? («Лишняя» буква Б, так как она обозначает согласный звук, а остальные буквы — гласные звуки).

Чтение хором с правильным дыханием:

о прочитайте громко;

а-а-а прочитайте тихо;

у-у-у-у-у от громкого к тихому;

э-э-э-э-э от тихого к громкому.

Нечитающие дети читают по одному. Если прочитано верно, остальные хлопают.

Давайте пропоем эти звуки. В чем мы убедились? (Гласные звуки действительно тянутся и поются, произносятся свободно).

VI. Физкультминутка Если услышите слово со звуком [о] - приседайте, [у] - поднимайте руки, [а] - кивайте головой. Итак, стол, стул, заяц, тумбочка, волк, рысь.

Дети выполняют движения.

VII. Проблемная ситуация Почему на слове рысь вы не делали никакого движения? (Это ловушка — в этом слове нет звуков [о], [у], [а]).

Учитель открывает доску, на ней написаны слова, с которыми работали дети.

На какие группы можно разделить эти слова? (Мебель, звери).

Девочки, прочитайте названия предметов мебели (Стол, стул, тумбочка).

Мальчики, прочитайте названия животных (Заяц, волк, рысь).

VIII. Чтение слогов Прочитайте хором каждый столбик на одном дыхании.

На доске:

РА РО ТА ВО БО НА РУ, НО КА ГА ИГ ДО МА БЫ ЗУ Дети читают.

Какие слова здесь спрятались? (Рука, нога, рана, игра, дома, бобы, зубы, работа, ворота).

Затем дети выходят к доске, перечитывают слова, показывают, как они их собирали.

Слово «дом». Можно ли в этом слове изменить одну букву так, чтобы получилось новое слово? (Дом — дым. Заменяем букву о на букву ы, получаем новое слово; дом — дам, дом — сом, дом — ком).

Откройте «Азбуку» на с. 22 и выполните задание. Прочитайте слова. Что вы заметили? (В «Азбуке»: слова с пропущенными буквами и рисунки этих предметов).

Ст_л л_сты с_к д_м Ст_л л_сты с_к д_м Прочитайте слова. Что вы заметили? (Одна буква пропущена, может измениться смысл слова. Одна буква влияет на смысл слова).

IХ. Работа в группах по составлению слов.

1-й ряд — составьте три слова с буквой У; 2-й ряд — с буквой О; 3-й ряд — с буквой А.

Дети работают на переносных досках.

  • 1-й ряд: улитка удав удочка
  • 2-й ряд: олень волк дом
  • 3-й ряд: заяц мама азбука

Все слова после проверки дети читают хором и одобряют правильность аплодисментами.

X. Чтение предложений На доске:

КАК ЖИВЁТ ЁЖИК Летом ёжик много ест. Пауки, жуки, мухи — вот его еда. Потом он всю зиму будет спать.

И только весной вылезет из норы.

Дети, которые не умеют читать, находят, сколько в тексте букв У, И, Ы на таблице (У — 5, И — 8, Ы — 2). Остальные читают весь текст.

Прочитаем вслух по одному предложению.

Дети читают по одному предложению.

Всю зиму, ежик спит, не просыпаясь. Почему ежик много ест летом? (Потому что он спит всю зиму. Он должен за лето столько съесть, чтобы не проголодаться за зиму).

Какую еду он любит? (Он ест пауков, жуков, мух).

Кто знает, как их можно назвать одним словом? Пауков, жуков, мух, комаров, муравьев называют насекомыми, у них насечки на брюшке. Насечки — насекомые.

XI. Занимательные задания Откройте книгу «Я читаю?» на с. 8−9 и отгадайте ребусы.

Ы И МИШКА ЛАПА Сделайте вывод (Одна буква может изменить смысл слова).

Работа по рисунку из книги.

Найдите спрятавшихся животных.

XII. Итог урока Что узнали нового? (Одна буква может изменить смысл слова. Слово «животное» образовалось от слова «жизнь», а слово «насекомые» — от слова «насечки». Интересно, как живут ежики).

Что понравилось? (Петь гласные звуки, разгадывать ребусы, придумывать слова).

Что было трудно? (Составить слова с нужной буквой).

Предложенная Л. В. Занковым дидактическая система оказалась эффективной для всех этапов процесса обучения. Однако, несмотря на ее продуктивность в развитии школьника, она остается до настоящего времени нереализованной концепцией. В 60−70-е гг. попытки ее внедрения в массовую школьную практику не дали ожидаемых результатов, так как учителя оказались неспособными обеспечить новые программы соответствующими технологиями обучения.

Ориентация школы в конце 80-х — начале 90-х гг. на личностно развивающее обучение привела к возрождению этой концепции. Но, как показывает практика, предложенные Л. В. Занковым дидактические принципы используются пока не в полной мере.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой