Методика создания модели компетентностей по версии «Центра кадровых технологий — 21 век» (ЦКТ-21 век)
Результаты анкетирования используют в ходе реализации третьей части методики, объединяя или разделяя компетентности, дополняя их расшифровки, корректируя значимость блоков, в результате чего формируют итоговую МК для данной должности (табл. 15), которая после верификации в прямом взаимодействии с организацией-заказчиком может использоваться для оценки персонала. Критерий 1 (2 балла). Применение… Читать ещё >
Методика создания модели компетентностей по версии «Центра кадровых технологий — 21 век» (ЦКТ-21 век) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Методика создания модели компетентностей по версии «Центра кадровых технологий — 21 век» (далее — «ЦКТ-21 век»), автором которой является Т. Ю. Базаров, более двадцати лет используется консультантами центра при оказании услуг, направленных на повышение производительности труда персонала и улучшение организационной структуры (Базаров, Ладионенко, 2013; Ерофеев, Базаров, 2014). Для оценки методики в рамках решаемой задачи выбора ниже приведём краткое описание «ЦКТ-21 век», состоящей из трёх частей (Базаров, Ладионенко, 2013).
В ходе реализации первой части проводят сбор и анализ документов организации о целях и задачах деятельности сотрудников, занимающих должность, для которой разрабатывается МК, их обязанностях, свидетельствах о результатах деятельности. В ходе этого определяют основные задачи (З1, З2, З3,…), записывая их в виде ёмких формулировок, отражающих суть задач. Авторы методики в своих работах называют задачи компетенциями. Затем близкие друг другу задачи объединяют в группы (подкатегории) задач (ПЗ1, ПЗ2, ПЗ3,…), которые подвергают ранжировке. Ранжировку проводят по частоте упоминания подкатегорий задач в проанализированных документах и по относительному показателю временных затрат на решение задач подкатегорий (по документам типа «фотография рабочего дня»), рассчитывая средний ранг, как среднее арифметическое (табл. 13).
Таблица 13 — Методика «ЦКТ-21 век». Ранжировка подкатегорий задач (абстрактный пример).
Подкатегория задач. | Частота упоминания, %. | Ранг по частоте упоминания. | Относительный показатель временных затрат, %. | Ранг по временным затратам. | Среднее значение рангов. | Итоговый ранг. |
ПЗ1. | 1−2. | |||||
ПЗ2. | ||||||
ПЗ3. | 1−2. | |||||
ПЗ4. | ||||||
ПЗ5. | 3,5. | |||||
ПЗ6. | 5,5. | |||||
ПЗ7. |
Далее переходят от анализа задач (компетенций) к компетентностям, как психологической составляющей их выполнения, определяя, какие профессиональные и личностно-деловые качества требуются для реализации выделенных ранее подкатегорий задач. Для каждой подкатегории задач определяют необходимую для решения совокупность умений (У) и навыков (Н) и, обобщая их, компетентности (К). Результаты представляют в виде табл. 14.
Таблица 14 — Методика «ЦКТ-21 век». Переход от подкатегорий задач к компетентностям (абстрактный пример).
Ранг. | Подкатегории задач. | Задачи. | Необходимые умения и навыки. | Компетентности. |
1−2. | ПЗ1. | З4, З7, З15. | У1, …, Н1, … | К1, К2, К3. |
1−2. | ПЗ3. | З8, З16. | У3, …, Н4, … | К4, К5. |
ПЗ2. | З14. | У6, …, Н6, … | К6, К7, К8. | |
ПЗ5. | З5, З6, З13. | У10, …, Н9, … | К9, К10. | |
ПЗ4. | З2, З9, З10. | У15, …, Н14, … | К11, К12. | |
ПЗ6. | З3, З12. | У19, …, Н17, … | К13, К14, К15. | |
ПЗ7. | З1, З11. | У22, …, Н18, … | К16, К17. |
После верификации полученных результатов методом экспертной оценки переходят к формированию первичной модели компетентностей для данной должности, разбивая компетентности на пять блоков — «профессиональная компетентность», «управленческая компетентность», «работа с информацией», «коммуникативная компетентность», «личностный блок» — с приведением расшифровки компетентностей. Далее блоки компетентностей ранжируют, исходя из реализации в них наибольшего количества задач и наиболее значимых подкатегорий задач.
В ходе реализации второй части методики после корректировки и дополнения базовой универсальной анкеты проводят анкетирование не менее 10 сотрудников (занимающих данную должность или близкую к ней по взаимодействию), определяя список типичных рабочих обязанностей, ранжированный в зависимости от затрачиваемого на них времени.
Результаты анкетирования используют в ходе реализации третьей части методики, объединяя или разделяя компетентности, дополняя их расшифровки, корректируя значимость блоков, в результате чего формируют итоговую МК для данной должности (табл. 15), которая после верификации в прямом взаимодействии с организацией-заказчиком может использоваться для оценки персонала.
Таблица 15 — Методика «ЦКТ-21 век». Итоговая МК для данной должности (абстрактный пример).
Блок компетентностей. | Название компетентности. | Расшифровка компетентностей. |
Профессиональная компетентность. | К5. | текст. |
… | текст. | |
Управленческая компетентность. | К2. | текст. |
… | текст. | |
Работа с информацией. | К15. | текст. |
… | текст. | |
Коммуникативная компетентность. | К7. | текст. |
… | текст. | |
Личностный блок. | К12. | текст. |
… | текст. |
Оценивая возможность применения методики к разработке МК для проектирования структуры ООП высшего образования инженерного профиля, методика оценена следующими баллами по критериям выбора.
Критерий 1 (2 балла). Применение методики «ЦКТ-21 век» к отрасли или виду деятельности потребует анализа отраслевых документов и выборочного анкетирования представителей данной должности из разных организаций отрасли, что учитывая масштаб инженерных отраслей и разнообразие решаемых задач, делает её труднореализуемой на практике.
Критерий 2 (1 балл). В основе методики «ЦКТ-21 век» лежит анализ текущей ситуации в организации, направленный на установление соответствия сотрудника требованиям должности. Аналогично подходу МИКРИС, разработка МК, исключительно исходя из феномена актуального знания, не в состоянии задавать вектор развития опережающего мышления.
Критерий 3 (2 балла). В методике «ЦКТ-21 век» для формирования МК проводят ранжировку подкатегорий задач, что можно использовать для назначения кредитов различным структурным элементам структуры ООП. Вместе с тем оснований для задания логических отношений между элементами ООП методика не содержит.
Критерий 4 (1 балл). Поскольку методика «ЦКТ-21 век» фиксирует текущие требования к компетенциям конкретной должностной позиции, она вряд ли может быть использована для формирования индивидуальных образовательных траекторий.
Критерий 5 (3 балла). Методика «ЦКТ-21 век» имеет наглядное представление в виде совокупности таблиц. Однако, процедуры, используемые при их формировании, связанные с подсчётом количества упоминаний задач в документах организации, относительных временных затрат на них, определения необходимых для решения задач умений и навыков, объединения их в компетенции, привносят в методику немалую долю формализма, делают её сложной и трудной для понимания применительно к образовательным программам масштаба отрасли.