Педагогика как наука
Свое название педагогика получила от функции, которую в Древней Греции исполняли рабы, специально приставленные к детям из аристократических семей. Позже данный термин закрепился за всем связанным с обучением и воспитанием подрастающего поколения, а затем стал обозначать и собственно науку. Окончательное выделение педагогики в самостоятельную науку завершилось с выходом трудов Я. А. Коменского… Читать ещё >
Педагогика как наука (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Педагогика как наука представляет собой совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем для развития и подготовки человека к жизни в обществе.
Свое название педагогика получила от функции, которую в Древней Греции исполняли рабы, специально приставленные к детям из аристократических семей. Позже данный термин закрепился за всем связанным с обучением и воспитанием подрастающего поколения, а затем стал обозначать и собственно науку. Окончательное выделение педагогики в самостоятельную науку завершилось с выходом трудов Я. А. Коменского.
Педагогика является сложной общественной наукой, объединяющей, синтезирующей в себе данные многих естественных и общественных наук о ребенке, о законах развития общественных отношений.
Известно, что любая отрасль знаний формируется в качестве науки лишь при условии выделения специфического предмета исследований.
Предметом педагогики как науки является педагогический процесс, т. е. процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реализуемая в условиях той или иной педагогической системы.
Объектами педагогики могут быть ученики, воспитанники, учебные коллективы, учителя, воспитатели, педагогические коллективы, а также относящиеся к области воспитания и образования явления, которые обусловливают развитие индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.
Приоритетными научными задачами педагогики являются:
- * нахождение закономерностей образования, обучения, воспитания;
- * изучение и обобщение практического опыта педагогической деятельности;
- * разработка новых методов, средств, форм, систем обучения и воспитания;
- * прогнозирование развития образовательных систем;
- * внедрение результатов педагогических исследований в практику, расширение связей теории и практики;
- * разработка новых концепций, учебных программ, стандартов, учебников и учебно-методических материалов.
Как любая другая наука, педагогика характеризуется своим набором методов.
Методы педагогики делятся на: методы целостного педагогического процесса; методы обучения; методы воспитания; методы научно-педагогических исследований.
С помощью методов обучения и воспитания осуществляется управление педагогическим процессом, воплощаются в жизнь педагогические цели, решаются педагогические задачи, а также приобретаются сами знания.
Методы научно-педагогических исследований — это способы получения педагогами-исследователями знаний о своем предмете с целью установления закономерностей, зависимостей, свойств и построения научных теорий. Методы научно-педагогических исследований, в свою очередь, подразделяются на эмпирические и методы теоретического исследования.
Основными категориями педагогики являются:
обучение;
воспитание;
образование;
развитие;
самообразование;
педагогический процесс;
педагогическая система;
педагогическая деятельность;
педагогическая технология;
педагогическое взаимодействие.
Обучение — специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, результатом которого является усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие ума, дарований учеников в соответствии с поставленными целями.
Каждой исторической эпохе присуща своя система обучения, которая специфично отвечает на вопросы — для чего, кого, чему и как учить.
Воспитание — это процесс целенаправленного формирования личности, одна из центральных категорий в педагогике.
Образование — единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, целенаправленно и сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны.
Развитие — это объективный процесс внутреннего, последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека, освоение им внутреннего — индивидуально-психологического и внешнего — общечеловеческого потенциалов возможностей. Можно выделить развитие физическое, психическое, социальное, духовное.
Самообразование — это система внутренней самоорганизации человека по усвоению опыта поколений, направленная на его собственное развитие посредством собственных устремлений и им самим выбранных средств.
Педагогический процесс представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, целью которого является передача педагогами и освоение учащимися социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.
Под педагогической системой нужно понимать множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе.
Педагогическая деятельность — особый вид социальной (профессиональной) деятельности, направленный на реализацию целей образования.
Педагогическая технология — это система последовательных, взаимосвязанных действий педагога, направленных на решение педагогических задач.
Педагогическое взаимодействие представляют собой прямые или косвенные преднамеренные контакты педагога с воспитанником, целью которых являются изменения в поведении, деятельности и отношениях ребенка к окружающему миру.
Под прямым взаимодействием понимается непосредственное общение педагога с учеником. Специфика деятельности педагога обусловливает необходимость использования именно этого вида взаимодействия. Но в определенных случаях более эффективным является косвенное взаимодействие, т. е. направленное не на самого ученика, а на его привычное окружение, например одноклассников или друзей. Изменяя окружающие обстоятельства жизни ученика, педагог может изменить со временем и его самого.
Смыслом совместной деятельности в педагогическом процессе является сотрудничество его участников.
Наряду с внутренним делением и связями, педагогика имеет связи с другими науками.
Ближе всего к педагогике стоит психология, наука о сознании и поведении человека.