Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Процесс становления корпоративного управления в Казахстане

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для того чтобы ответить на перечисленные вопросы, необходимо взглянуть на тот путь, который прошла корпоративная форма ведения бизнеса, понять эволюцию корпорации и основные моменты, и периоды ее становления. Необходимо понять характер и причины тех проблем, которые встречались на пути развития корпоративной формы ведения бизнеса в разные промежутки времени, способы решения этих проблем… Читать ещё >

Процесс становления корпоративного управления в Казахстане (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В странах с развитой рыночной экономикой существуют средние и крупные корпоративные предприятия (акционерные компании). Такие корпорации, в том числе межотраслевые и межгосударственные, по праву можно считать интегральными системами. По своей численности в США, например, и других государствах они имеют малый удельный вес в общем количестве предприятий. В то же время по удельному весу в производстве ВВП и в доходах государственного бюджета им принадлежат ведущие позиции. Так, в США корпорации, составляя 1% всех компаний, реализуют 9/ю общего объема товаров и услуг, В общей численности фирм 73% составляют единичные владения, включая фермеров, и 9% - партнерства или малые предприятия. В общей численности корпораций, в свою очередь, ведущие позиции занимают крупнейшие из них. В 300 наиболее крупных производится около 40% всего ВВП.

Для успешного развития экономики нужны как мелкие, так и крупные фирмы, выполняющие свою специфическую роль. Однако, центром экономического роста, начиная с последней четверти XIX в. и по сегодняшний день, во всех ведущих странах мира были и остаются капитало-наукоемкие отрасли. В электротехнической отрасли экономическое развитие определяет сравнительно небольшое число мощных компаний: «Дженерал электрик», «Вестингауз», «Сименс» и другие, сложившиеся в 80-е годы XX века, продолжающие и ныне доминировать.

Идея создания крупных корпоративных структур не нова и для казахстанской экономики, эта тенденция имела место и в прошлом, в условиях централизованной плановой экономики. Известна крупномасштабная практика образования производственных и научно-производственных объединений — в агропромышленных и территориально-производственных комплексах в СССР, в т. ч. в Казахстане в 1970;1991 гг. Однако, все эти формы интегрированных корпоративных структур в условиях господства государственной собственности и жесткой централизации управления не смогли обеспечить реальное слияние финансового и промышленного капитала и использование рыночных механизмов конкурентоспособности, трансформации этих форм в рыночные структуры будет способствовать появлению современных корпорации ассоциативного типа. А поиск новых форм интеграции обусловлен резким падением объемов производства, нехваткой инвестиций, неопределенностью перспектив развития. [ 22 ].

В современной системе хозяйствования развитие корпораций усиливается в периоды экономического роста, о чем свидетельствует мировая практика. За период с 1986 по 1999 гг. ежегодно количество слияний и поглощений в мире выросло на 15%. Практически во всех развитых странах, по оценкам, в 200 крупнейших корпорациях сконцентрирована большая часть экономического и политического потенциала мира, увеличение рыночной стоимости корпораций становится стратегической целью бизнеса.

Создание условий для подъема и устойчивого развития казахстанской экономики в решающей степени зависит от деятельности крупных корпораций. Корпоративные объединения должны стать основными проводниками промышленной политики и способствовать достижению стратегических целей экономики. Проводимые в нашей стране реформы по существу направили хозяйственную систему по пути, ведущему к мелкотоварному производству. Развал крупных комплексов, технологически и экономически связанных предприятий был определен принятыми, начиная с 1991 г., законами «О приватизации и разгосударствлении», «О демонополизации». Программы разгосударствления и приватизации на 1991—1993 гг. Этот процесс привел к развалу институциональной структуры производства и созданию на этой основе заведомо слабых хозяйствующих субъектов.

В Казахстане путем формирования общенациональных корпораций предоставляется возможность ускорить создание малых предприятий (мини-заводов), изготовляющих комплектующие изделия и перерабатывающих различные виды сырья. Мини-заводы перспективны не только в пищевой промышленности, но и в машиностроении. Их создание обеспечивает увеличение выпуска конечной продукции с относительно меньшими затратами.

Организация крупных корпораций в топливно-энергетическом комплексе, металлургии, химической промышленности, машиностроении позволит укрепить межотраслевые и межхозяйственные связи, что будет способствовать эффективной работе ныне обособленных предприятий регионов республики, увеличению выпуска продукции и повышению ее рентабельности. Такие корпоративные структуры путем усиления диверсификации производства, улучшения организации и управления, развития функций маркетинга создадут условия для эффективного функционирования всех хозяйственных систем; экономические рычаги рыночной системы могут быть использованы более комплексно и рационально; появятся реальные возможности для успешного решения стратегических задач на основе применения перспективного направляющего планирования.

Корпоративное управление в Казахстане становится реальной, как и в странах с развитой рыночной экономикой с принятием решения о создании специализированных советов по вопросам государственного корпоративного управления при Правительстве Республики Казахстан Постановление Правительства Республики Казахстан от 7 мая 2007 года N 363. Правительство Республики Казахстан постановляет:

  • 1. Создать специализированные советы по вопросам государственного корпоративного управления при Правительстве Республики Казахстан (далее — специализированные советы):
    • — Специализированный совет по вопросам развития акционерного общества «Казахстанский холдинг по управлению государственными активами «Самрук» ;
    • — Специализированный совет по вопросам развития акционерного общества «Фонд устойчивого развития «Казына» ;
    • — Специализированный совет по вопросам развития акционерного общества «Национальный холдинг «КазАгро» ;
    • — Специализированный совет по вопросам развития акционерного общества «Национальный научно-технологический холдинг «Самгау» ;
    • — Специализированный совет по вопросам развития социально-предпринимательских корпораций.
  • 2. Утвердить прилагаемые:
    • — положение о специализированных советах;
    • — составы специализированных советов;
    • — изменения и дополнения, которые вносятся в некоторые решенияПравительства Республики Казахстан.
    • — Признать утратившими силу некоторые решения Правительствапостановлению.
    • — Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания, Республики Казахстан

Положение о специализированных советах по вопросам государственного корпоративного управления при Правительстве Республики Казахстан Общие положения.

  • 1. Специализированные советы по вопросам государственного корпоративного управления (далее — советы) являются консультативно-совещательными органами при Правительстве Республики Казахстан.
  • 2. Советы образуются для выработки рекомендаций по основополагающим целям и задачам деятельности акционерных обществ «Казахстанский холдинг по управлению государственными активами «Самрук», «Фонд устойчивого развития «Казына», «Национальный холдинг «КазАгро», «Национальный научно-технологический холдинг «Самгау» и социально-предпринимательскими корпорациями (далееобщества).
  • 3. Советы в своей деятельности руководствуются Конституцией и законами Республики Казахстан, иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, а также настоящим Положением.

Задачи советов:

  • — выработка рекомендаций по основополагающим вопросам управления развития обществ;
  • — проведение оценки деятельности обществ по достижению целей финансовых результатов.
  • — Для решения задач советы рассматривают вопросы по определению главных стратегических целей, с разбивкой на
  • — коммерческие и некоммерческие, баланса между коммерческими и некоммерческими целями;
  • — важным отраслевым инициативам и задачам;
  • — обобщенным показателям эффективности и коэффициентам рентабельности;
  • — уровню выплаты дивидендов, распределению и реинвестированию чистого дохода обществ;
  • — среднесрочному (три года) объему финансовых средств направляемых для реализации инвестиционных проектов;
  • — оплате труда руководящих работников обществ.

Права советов:

  • — Советы в целях реализации возложенных на них задач вправе в установленном законодательством порядке:
  • — запрашивать у государственных органов и иных организаций материалы и информацию, необходимые для осуществления своей деятельности;
  • — приглашать на заседания советов и заслушивать по рассматриваемым вопросам представителей государственных органов и иных организаций;
  • — привлекать по мере необходимости специалистов, экспертов и ученых для анализа и изучения проблемных вопросов управления обществами.
  • — Организация деятельности советов
  • — Советы возглавляет председатель — Премьер-Министр Республики Казахстан или его заместитель. Председатель советов:
  • — Осуществляет общее руководство деятельностью советов;
  • — утверждает План-график заседаний советов;
  • — определяет мероприятия, направленные на повышение качества и эффективности принимаемых решений;
  • — координирует взаимодействие государственных органов и организаций;
  • — осуществляет общий контроль над реализацией решений советов. Во время отсутствия председателя его функции выполняет заместитель.

Секретари советов:

  • — подготавливают материалы по повестке дня заседания советов;
  • — ежемесячно проводят анализ выполнения протокольных решений;
  • — по согласованию с председателем советов или его заместителем утверждают списки приглашенных лиц на заседаний советов;
  • — оповещают членов советов и приглашенных лиц о месте и времени проведения заседания советов;
  • — оформляют протокол заседания. [ 18 ]

Заседания проводятся в соответствии с Планом-графиком заседаний советов. В случае необходимости могут проводиться внеплановые заседания.

Рабочими органами советов являются государственные органы, осуществляющие права владения и пользования государственными пакетами акций соответствующих обществ. Государственные органы и иные организации, в компетенции которых находится рассматриваемый вопрос, за девять дней до заседания вносят материалы в рабочие органы советов. I Ответственность за качественную подготовку и своевременное представление материалов к заседаниям возлагается на первых руководителей государственных органов и иных организаций. Рабочие органы не позднее, чем за пять календарных дня до заседания представляют секретарям советов материалы для их согласования с председателем советов и его заместителем. Материалы к заседаниям советов должны включать порядок ведения заседания, справку о состоянии рассматриваемого вопроса, проблемные вопросы и рекомендуемые пути их решения, проект протокола заседаний советов. Рабочие органы после подписания протокола у председательствующего на данном заседании, обеспечивают рассылку соответствующим адресатам и осуществляют контроль за его исполнением. Заседания советов проводятся при наличии не менее двух третей его членов, не реже одного раза в месяц. Рабочие органы осуществляют информационно-аналитическое обеспечение деятельности советов, определенных Положением о советах. Повестка дня заседаний формируется в соответствии с ежегодными. планами-графиками заседаний советов, которые включают в себя перечень вопросов рассматриваемых на советах. Планы-графики заседаний советов формируются рабочими органами и представляются секретарям советов на утверждение председателем совета. Время и место проведения заседаний советов определяется председателем советов. Повестки дня заседаний направляются секретарями советов членам советов, а также иным заинтересованным лицам. Решения по каждому вопросу повестки дня заседания принимаются открытым голосованием большинством голосов присутствующих членов советов. В случае равенства голосов голос председателя советов является решающим. Решения советов оформляются протоколами. Протоколы заседаний готовятся секретарями и подписываются всеми членами советов, присутствующими на заседании. Члены совета имеют право на особое мнение, которое должно быть изложено в письменном виде и приложено к протоколам.

Прекращение деятельности советов Советы прекращает свою деятельность на основании решения Правительства Республики Казахстан. Состав специализированного совета по вопросам развития акционерного общества «Казахстанский холдинг по управлению государственными активами «Самрук» при Правительстве Республики Казахстан состав с изменением, внесенным постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 сентября 2007 года N 829 .

Процесс становления корпоративного управления в Казахстане шел бурно, на разных этапах сопровождался кризисами. Возникло корпоративное управление давно, и сегодня оно вновь находится в стадии глубокого переосмысления. Конфликты и скандалы в корпоративном секторе в начале XXI века стимулировали широкую общественную дискуссию вокруг корпоративного сектора экономики.

Почему в начале XXI века проблема переосмысления корпоративного управления стала столь актуальной? Ответы, на какие вопросы в области корпоративных отношений наиболее актуальны сегодня в мире и в Казахстане? Каким образом эти ответы могут повлиять на мировое экономическое развитие, экономическое развитие отдельных стран и регионов? Каким образом эти ответы могут повлиять на развитие менеджмента и формирование новых подходов к управлению компаниями в целом?

Для того чтобы ответить на перечисленные вопросы, необходимо взглянуть на тот путь, который прошла корпоративная форма ведения бизнеса, понять эволюцию корпорации и основные моменты, и периоды ее становления. Необходимо понять характер и причины тех проблем, которые встречались на пути развития корпоративной формы ведения бизнеса в разные промежутки времени, способы решения этих проблем на соответствующих этапах и последствия этих решений. Необходимо внимательно посмотреть на методологические основы и развитие теоретических концепций, которые оказали влияние на понимание сущности частной собственности, корпорации, корпоративного управления, формирование и развитие структурных аспектов современной корпорации. Прежде чем отвечать на столь фундаментальные вопросы нужно ответить на более простые, но, тем не менее, очень важные вопросы.

Существует казус с термином директор. Официально в казахстанском законодательстве закреплен термин «совет директоров», но при этом в совете нет «директора», а «члены совета директоров». В русском языке исторически сложилось, что термин «директор» обозначает высшую исполнительную должность и относится к сфере менеджмента. Термин «директор» в английском языке обозначает именно члена совета директоров и относится к сфере корпоративного управления. Ортодоксальная неоклассическая экономическая теория опирается на постулат поведения экономических субъектов, направленного на максимизацию полезности. В абстрактной форме поведение экономических субъектов описывается поведением идеализированных переменных в упрощенных условиях. Предполагается, что:

  • — все ресурсы полностью распределены и находятся в частной собственности;
  • — все субъекты экономических отношений действуют исключительно из соображений денежной выгоды;
  • — предпочтения экономических субъектов стабильны;
  • — экономические трансакции не сопряжены с дополнительными издержками.

Сегодня уже невозможно рассматривать проблемы корпоративного управления вне понимания таких социальных механизмов, как формирование социального капитала и феномена доверия в современном обществе. Без этого вряд ли можно понять природу семейного бизнеса и различия в экономическом развитии стран. Проблема взаимодействия экономического капитала (капитала в классическом смысле) и социального капитала — одна из фундаментальных проблем корпоративного управления в широком смысле. Обсуждение прав мелких акционеров в рамках понимания корпоративного управления в узком смысле не будет результативным. Ответы не лежат в плоскости пропорций между исполнительными и независимыми директорами в корпорации. Нужно изучать проблему формирования социального капитала в обществе, проблему механизмов воспроизводства доверия между людьми и социальными группами.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой