Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Цели и принципы государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Инфраструктура поддержки субъектов МСП включает в себя также центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства. Фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов МСП, технопарки, научные парки… Читать ещё >

Цели и принципы государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства (МСП) в РФ является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных образовательных и иных мер, направленных на обеспечение реализации целей и принципов.

Основными целями государственной политики в области развития МСП являются:

  • 1. формирование конкурентной среды,
  • 2. обеспечение благоприятных условий,
  • 3. обеспечение конкурентоспособности,
  • 4. продвижение товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынки РФ и рынки иностранных государств,
  • 5. увеличение количества субъектов МСП.
  • 6. обеспечение занятости населения и развития самозанятости,
  • 7. увеличение доли производимых субъектами МСП товаров (работ, услуг) в объёме валового внутреннего продукта,
  • 8. увеличение доли уплаченных субъектами МСП налогов в налоговых доходах.

История становления структуры, уполномоченной осуществлять правовое нормативное регулирование малого предпринимательства, начинается с 1995 года. В этот период в структуре органов исполнительной власти создается Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства.

С 1999 года по 2004 год эти функции переданы Министерству Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, а с 2004 года возложены на Министерство экономического развития Российской Федерации и его структурное подразделение — Департамент государственного регулирования в экономике, который осуществляет подготовку предложений по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности.

В связи с тем, что за последний период развитие малого и среднего предпринимательства рассматривается как одна из основных задач развития экономики Российской Федерации и его возрастающей ролью в экономике страны приказом Минэкономразвития России от 9 июля 2009 года № 265 «Об утверждении структуры Министерства экономического развития Российской Федерации» в структуре Министерства образован Департамент развития малого и среднего предпринимательства. В составе Департамента 6 отделов — отдел государственного регулирования развития малого и среднего предпринимательства предпринимательской деятельности, отдел снижения малого и среднего бизнеса, отдел отраслевых программ развития малого и среднего предпринимательства, отдел программ поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, отдел развития кредитования и микрофинансирования малого и среднего бизнеса, отдел международного сотрудничества по вопросам развития малого и среднего предпринимательства.

Обеспечивает подготовку концепций государственной политики в сфере развития предпринимательской деятельности, вопросы разработки и реализации федеральной программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства, иных форм и видов поддержки указанных субъектов, развитие предпринимательской деятельности, в том числе подготовке предложений по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сферах государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, государственного контроля (надзора), лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности, саморегулирования субъектов профессиональной или предпринимательской деятельности для реализации субъектами предпринимательства своих прав и интересов.

Разработана и одобрена на заседании Правительства Российской Федерации 18 мая 2009 года Карта проекта «Развитие малого и среднего предпринимательства» разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 г. № 215 «О порядке организации исполнения проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации» и в соответствии с перечнем проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р.

Развитие малого и среднего предпринимательства рассматривается как одна из основных задач развития экономики Российской Федерации, в связи с чем предложено выделить 2 цели реализации проекта:

  • 1. Увеличение доли малого и среднего предпринимательства в экономике.
  • 2. Формирование инновационно-производственной структуры малого и среднего предпринимательства.

Четыре целевых индикатора проекта отражают существенную динамику роста качественных характеристик развития малого и среднего предпринимательства за 4 года (2009;2012 годы) и включают в себя: увеличение доли занятых на малых и средних компаниях по отношению к занятым в экономике населению в 2 раза до 28%, доли выпуска малых и средних компаний в валовом внутреннем продукте в 1,5 раза — до одной трети ВВП, рост количества малых и средних компаний на 1 тысячу человек на 15% до 11,4 компаний, а также увеличение доли оборота малых и средних предприятий неторговой сферы на 50% от общего оборота данного сектора экономики.

На реализацию целей проекта направлены 11 задач и 69 мероприятий, из которых основная часть — 10 задач и 55 мероприятий носят общеотраслевой характер и полностью соответствуют полномочиям Минэкономразвития России.

Особенности нормативно-правового регулирования развития МСП в РФ. В целях реализации государственной политики в области развития МСП в РФ федеральными законами и иными нормативными актами РФ могут предусматриваться следующие меры: 1) специальные налоговые режимы, упрощённые правила ведения налогового учёта, упрощённые формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для МП, 2) упрощённая система ведения бухгалтерской отчётности для МП, осуществляющих отдельные виды деятельности, 3) упрощённый порядок составления субъектами МСП статистической отчётности, 4) льготный порядок расчётов за приватизированное субъектами МСП государственное и муниципальное имущество, 5) особенности участия субъектов МП в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполненных работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, 6) меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов МСП при осуществлении государственного контроля (надзора), 7) меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов МСП, 8) меры по развитию инфраструктуры поддержки МСП, 9) иные направленные на обеспечение реализации целей и принципов настоящего ФЗ меры.

Реестры субъектов МСП — получателей поддержки. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, оказывающие поддержку субъектам МСП, ведут реестры субъектов МСП — получателей такой поддержки. В реестрах должны содержатся следующие сведения: 1) наименование органа, предоставившего поддержку, 2) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица, 3) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество, место жительства индивидуального предпринимателя, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, 4) вид, форма и размер предоставленной поддержки, 5) срок оказания поддержки, 6) идентификационный номер налогоплательщика, 7) дата принятия решения о предоставлении или прекращении оказания поддержки, 8) информация (в случае, если имеется) о нарушении порядка и условий предоставления поддержки, в том числе о нецелевом использовании средств поддержки Записи в реестры субъектов МСП вносятся в течение тридцати дней со дня принятия решения об оказании поддержки или решения о прекращении оказания поддержки. Порядок ведения реестров субъектов МСП — получателей поддержки требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами устанавливаются Правительством РФ. Информация, содержащаяся в реестрах субъектов МСП, является открытой для ознакомления с ней физических и юридических лиц. Сведения исключаются из реестров субъектов МСП — получателей поддержки исключаются по истечении трёх лет с даты окончания срока поддержки.

Субъекты МСП. Система развития МСП представляется совокупностью следующих понятий:

  • 1) субъекты МСП — хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесённые в соответствии с условиями, ФЗ к малым (МП), в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям (СП);
  • 2) федеральные программы развития субъектов МСП — нормативные правовые акты Правительства РФ, в которых определены перечни мероприятий, направленных на достижение целей государственной политики в области развития МСП, в том числе отдельных категорий МСП, и осуществляемых в РФ, с указанием объёма и источников их финансирования, результативности деятельности федеральных органов исполнительной власти, ответственных за реализацию указанных мероприятий;
  • 3) региональные программы развития субъектов МСП;
  • 4) муниципальные программы развития субъектов МСП;
  • 5) поддержка субъектов МСП — деятельность органов государственной власти, направленная на реализацию мероприятий, предусмотренных программой развития.

Инфраструктура поддержки субъектов МСП. Инфраструктурой поддержки субъектов МСП является система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд при реализации федеральных программ развития субъектов МСП, обеспечивающих условия для создания субъектов малого и среднего предпринимательства, и оказания поддержки.

Инфраструктура поддержки субъектов МСП включает в себя также центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства. Фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов МСП, технопарки, научные парки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, палаты и центры ремёсел, центры поддержки субподряда, маркетинговые и учебно-деловые центры, агентства по поддержке экспорта товаров, лизинговые компании, консультационные центры и иные организации.

Требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки МСП, устанавливаются в федеральных, региональных и муниципальных программах развития субъектов МСП. Субъекты инфраструктуры поддержки МСП создаются и обеспечиваются деятельностью государственных органов власти при реализации программ поддержки субъектов МСП.

Принципы поддержки. Основными принципами поддержки являются:

  • 1) заявительный порядок обращения субъектов МСП за оказанием поддержки,;
  • 2) доступность инфраструктуры поддержки для всех субъектом;
  • 3) равный доступ субъектов МСП к участию в программах;
  • 4) оказание поддержки с соблюдением требований, установленных ФЗ от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
  • 5) открытость процедур поддержки.

Поддержка не может оказываться в отношении субъектов МСП:

  • 1) являющихся кредитными организациями, страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционными фондами, негосударственными инвестиционными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами;
  • 2) являющихся участниками соглашений о разделе продукции;
  • 3) осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;
  • 4) являющихся в порядке, установленном законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле, нерезидентами РФ, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами РФ.

Финансовая поддержка субъектов МСП не может оказываться субъектам МСП, осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространённых полезных ископаемых.

В оказании поддержки может быть отказано в случае, если:

  • 1) не представлены необходимые документы или представлены недостоверные сведения и документы;
  • 2) не выполнены условия оказания поддержки;
  • 3) ранее в отношении заявителя — субъекта МСП было принято решение об оказании аналогичной поддержки и сроки её оказания не истекли;
  • 4) с момента признания субъекта МСП, допустившего нарушение порядка и условий оказания поддержки, к том числе не обеспечившим целевого использования средств поддержки, прошло менее, чем три года.

Сроки рассмотрения обращений устанавливаются соответствующими программами развития. Каждый субъект МСП должен быть проинформирован о решении, принятом по такому обращению, в течение пяти дней со дня его принятия.

Полномочия органов по вопросам развития МСП. К полномочиям органов по вопросам развития МСП относятся:

  • 1) формирование и осуществление государственной политики,;
  • 2) определение принципов и приоритетных направлений, форм и видов поддержки субъектов МСП;
  • 3) разработка и реализация программ развития;
  • 4) определение основных финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития МСП, и инфраструктуры поддержки субъектов МСП на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы на основе прогнозов социально-экономического развития субъектов РФ;
  • 5) создание координационных или совещательных органов в области МСП по вопросам развития в пределах их компетенции;
  • 6) формирование единой информационной системы в целях реализации государственной политики;
  • 7) финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам развития МСП за счёт бюджета;
  • 8) содействие деятельности общероссийских некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов МСП;
  • 9) пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности за счёт средств бюджета;
  • 10) поддержка региональных программ;
  • 11) представительство в международных организациях, сотрудничество с иностранными государствами и административно-территориальными образованиями иностранных государств в области развития МСП;
  • 12) организация официального статистического учёта субъектов МСП;
  • 13) ежегодная подготовка доклада о состоянии МСП в РФ и мерах по его развитию, включающего в себя отчёт об исполнении средств бюджета на поддержку, анализ финансовых экономических, социальных и иных показателей развития МСП, оценку эффективности мер по его развитию, прогноз развития МСП в РФ, и опубликование в СМИ этого доклада;
  • 14) методическое обеспечение и содействие в разработке и реализации мер по развитию МСП.

Развитие МСП осуществляется на федеральном, межотраслевом, отраслевом, мировом, местном, межрегиональном, региональном и объектовом уровнях.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой