Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Основные положения педагогических воззрений М. Жумабаева

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Будучи глубоко религиозным человеком, придавал большое значение воспитанию в ребенке религиозных чувств, считая эти чувства основой духовности, побуждающей к нравственному самосовершенствованию. Значительное место в работе занимают вопросы семейного воспитания. М. Жумабаев утверждает, что на ребенка больше влияют не слова, а действия близких ему людей и в связи с этим в воспитании детей большое… Читать ещё >

Основные положения педагогических воззрений М. Жумабаева (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • — Одним из оснований педагогического процесса М. Жумабаев считает его психологическое обоснование.
  • — Ведущими факторами, определяющими цели, задачи, содержание, принципы воспитания и обучения, являются идеи этнопедагогики, этнопсихологии: «Так как дети каждой нации будут жить и трудиться среди своего народа, воспитатель обязан воспитывать их в духе национальных традиций».
  • — Факторы нравственного воспитания: семья и школа, личность воспитателя.
  • — Идея интегрирования языка и литературы, определение в связи с этим средств, форм, принципов, этапов и последовательности обучения языку.

Значительное место в работе педагога занимают вопросы воспитания. Придавая большое значение физическому воспитанию подрастающего поколения, особенно до двухлетнего возраста, считал, что формирование гармонической, всесторонне развитой личности невозможно без прочного нравственного стержня.

Цель нравственного воспитания педагог видит в выработке способности к нравственно — ориентированному мышлению и деятельности. Способность сделать правильный выбор, утверждает педагог, требует наличие нравственных принципов и твердых моральных убеждений, которые могут сформироваться у человека в процессе сознательного стремления к самосовершенствованию, закалки воли и характера, поисков своего идеала. Другим, не менее важным средством решения проблем нравственного воспитания казахский педагог считает эстетическое воспитание, призванное пробудить эстетическую потребность, и воспитать художественный вкус, развить в ребенке способность и стремление к самовыражению в искусстве, в художественном творчестве. Среди методов нравственного воспитания школьников М. Жумабаев выделяет не только метод примера, но и наказание, метод убеждения, беседы. Ученый отрицательно относится к физическим наказаниям.

Будучи глубоко религиозным человеком, придавал большое значение воспитанию в ребенке религиозных чувств, считая эти чувства основой духовности, побуждающей к нравственному самосовершенствованию. Значительное место в работе занимают вопросы семейного воспитания. М. Жумабаев утверждает, что на ребенка больше влияют не слова, а действия близких ему людей и в связи с этим в воспитании детей большое значение имеет благополучная обстановка в семье, высокие моральные качества родителей.

Он придавал большое значение роли педагога в учебно-воспитательном процессе. Жумабаев разработал основные требования к воспитателю: они заключаются в профессионализме, любви к детям, отличном владении языком и хорошей речью, уважении к личности ребенка.

По мнению М. Жумабаева, преобладающей формой обучения должен стать не урок в обычном понимании, а свободная беседа с учениками: в ходе ее дети обучались бы чтению, письму, арифметике, усваивали грамматические правила, доступные для их возраста сведения по истории, географии, природоведению.

М.Жумабаев старался раскрыть закономерности образовательно-воспитательного процесса, определить характер педагогики как науки. Он предлагал учителям смело становиться на путь экспериментирования, что должно было содействовать развитию педагогики как науки. «Не философскими откровениями в наше время может подвинуться наука педагогика, но терпеливыми, упорными повсеместными опытами» , — говорил М.Жумабаев.

Единственным критерием педагогики он объявлял свободу, единственным методом — опыт. М. Жумабаев создал оригинальную систему дидактических взглядов обогатившую педагогическую науку новым подходом к решению проблем образования.

Сообщение учащимся широкого круга знаний и развитие творческих сил ребенка, его инициативы и самостоятельности — вот основная задача Жумабаевской школы.

Исходя из принципа свободы в педагогике Жумабаев обосновал и всю педагогическую концепцию. Жумабаев-педагог велик и тем, что глубже и всесторонне чем кто-либо из его современников понял необходимость изучения внутреннего мира ребенка, его желаний, интересов, устремлений.

Помещая в центр педагогической концепции личность ребенка он выстраивает систему дидактических принципов:

  • -принцип сознательности и активности обучения,
  • -принцип связи обучения с жизнью,
  • -принцип доступности обучения,
  • -принцип прочности усвоения знаний,
  • -принцип природосообразности.

М.Жумабаев считал, что обучение это многосторонний процесс, а не просто влияние на интеллект ребенка. Большое место при этом он отводит принципу сознательности и активности обучения. Он писал: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он будет только подражать копировать… В каждом ребенке есть стремление к самостоятельности, которое вредно уничтожить в каком то ни было преподавании и которое особливо обнаруживается недовольством при срисовывании с образцов» .

Особое место во взглядах Жумабаева занимает связь обучения с жизнью. Просветитель считает, что чем богаче жизненный опыт учащегося тем больше возможностей успешно обучать детей в школе, тем легче установление межпредметных связей и повышение учебной мотивации.

Из данного принципа вытекает принцип доступности обучения, то есть сообщение учащемуся учебного материала в доступной форме. В качестве основ успешного обучения он приводит соблюдение двух дидактических принципов:

  • -чтобы то, чему учат ребенка было понятно и занимательно,
  • -чтобы душевные его силы были в самых выгодных условиях.

М.Жумабаев внес неоценимый вклад в разработку принципа прочности в обучении, наметил некоторые черты системы, условий и приемов, направленных на достижение в обучении высокой прочности знаний, умений и навыков.

Важной предпосылкой прочного усвоения знаний М. Жумабаев считал наличие у учащегося четкого понимания смысла, идеи знания и каждого из его слагаемых. Понимание целей знаний оживляет ум ученика, мобилизует его силы на преодоление трудностей обучения и достижение его наивысших результатов.

Исходной психолого-педагогической позицией М. Жумабаева в подходе к вышеназванной проблеме была опора на природное стремление ребенка к знанию. Принцип природосообразности и здесь оказался ведущим.

" Желание учиться в детях так сильно, что для удовлетворения этого желания они подчиняются многим трудным условиям и простят много недостатков" - отмечает М.Жумабаев.

В свою очередь М. Жумабаев разработал целую систему методов и приемов, стимулирующих активность учеников, их творческую деятельность, создающих благоприятную для обучения атмосферу.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой