Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности коммуникативной компетенции детей младшего школьного возраста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для учеников начальной школы сложно перестраиваться с родного языка на иностранный. Они часто путают буквы алфавита, слова и произношение. В этом случае учителю помогает перенос (влияние (как положительное, так и отрицательное) одного языка на другой независимо от результата в научении. Наряду с переносом, педагогу следует предупреждать интерференцию, которая часто мешает ребенку осваивать… Читать ещё >

Особенности коммуникативной компетенции детей младшего школьного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

коммуникативный школьный театрализация английский Отечественные ученые, определяя младший школьный возраст как важный этап социализации и развития коммуникативных умений, считают, что ключом к успешной деятельности, ресурсом эффективности и благополучия будущей жизни ребенка является коммуникативная компетенция. Общая коммуникативная компетенция, как одна из важнейших характеристик личности, проявляется в способности личности к речевому общению и умении слушать.

Рассмотрим особенности развития детей младшего школьного возраста для формирования коммуникативной компетенции. Отличительной чертой детей младшего школьного возраста является то, что речевые способности все еще находятся на стадии интенсивного развития. В данном возрасте ребенок запоминает огромное количество слов, клише, произносительные особенности языка по средствам имитации. Таким образом, дети в данном возрастном периоде часто становятся билингвами, в равной степени владеющими как родным, так и иностранным языками. Преимущество запоминания младших школьников состоит в том, что они запоминают материал целыми блоками, как бы «впечатывают» его в память. «Впечатанный материал» отличается той яркостью, образностью, с которой он преподносится учащимся (Леонтьев А. А. Концепция обучения предметам языкового цикла: материалы для обсуждения. М.: ВНИК «Школа», 1969. С. 74−78). Например, если для достижения успеха в игре учащемуся необходимо произнести какое-либо речевое высказывание или вступить в коммуникативный акт с собеседником, то это осваивается без усилий.

Младший школьник обладает большим потенциалом возможностей. Как только ребенок начинает обучение, все его познавательные процессы перестраиваются. Младший школьный возраст продуктивен для развития речевой и мыслительной деятельности. На первом этапе обучения у ребенка активно развивается речь — важное условие становления личности. Учитель должен использовать соответствующие методы, чтобы способствовать развитию речи обучающегося. А именно: введение школьника в речевую ситуацию, формирование умения ориентироваться в данной ситуации, ясно представлять себе собеседника, условия речи и задачи общения (Артемов В. А. Психология обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 1969. С. 57−64).

Помимо положительных особенностей развития детей младшего школьного возраста существуют и трудности. У младших школьников недостаточно развито произвольное внимание и такие виды памяти как логическая, эмоционально-образная, ассоциативная и кинестетическая (моторная) (Железняк В. М. Последовательность развития основных речевых умений на начальном этапе обучения иностранному языку. Изд. Воронежского университета, 1980. С. 74−78).

На данном этапе обучения у учащихся прекрасно развита долговременная память, чего нельзя сказать об оперативной памяти. То, что ребенок выучит в возрасте 8 — 9 лет надолго запоминается, однако должно пройти определенное время, прежде чем ребенок научится извлекать из памяти необходимую речевую или коммуникативную информацию и воспроизводить ее в необходимой ситуации (Волков Б. С. Психология младших школьников. М., 2002. С. 34−39).

В процессе занятий иностранным языком объем оперативной памяти у детей расширяется, вырабатывается произвольное внимание, способность анализировать полученную информацию, вырабатываются стереотипы вербального поведения: способность воспринимать речь собеседника, употреблять в речи вежливые слова при просьбе, обращении, извинении.

Для учеников начальной школы сложно перестраиваться с родного языка на иностранный. Они часто путают буквы алфавита, слова и произношение. В этом случае учителю помогает перенос (влияние (как положительное, так и отрицательное) одного языка на другой независимо от результата в научении. Наряду с переносом, педагогу следует предупреждать интерференцию, которая часто мешает ребенку осваивать иностранный язык. Под интерференцией понимается отрицательный результат неосознанного переноса прежнего лингвистического опыта, как тормозящее влияние родного языка на изучаемый иностранный язык (Калинина Е. Н. Проблемы интерференции и языкового дефицита: автореферат диссертации канд. филологических наук. М., 1976).

Таким образом, младший школьный возраст с точки зрения языковых способностей особенно благоприятен для формирования коммуникативной компетенции. Чтобы этот процесс был наиболее эффективен, учителю следует обращать особое внимание на особенности развития этого возрастного периода, ведущей деятельностью которого является игра, и активно пользоваться специальными средствами: ролевыми играми, конкурсами, викторинами, соревнованиями с наглядностью, музыкой, ритмическими приемами, движениями.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой