Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Теоретические аспекты определения роли семьи в формировании личности ребенка младшего школьного возраста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, вышеизложенные концептуальные подходы к формированию саморазвивающейся личности младшего школьника в той или иной совокупности и взаимодействии обеспечивают педагогическое сопровождение становления представителя этноса, гражданина России в духе современных жизненных реалий, обладающего такими качествами, как культура межнационального общения, любовь к своему народу… Читать ещё >

Теоретические аспекты определения роли семьи в формировании личности ребенка младшего школьного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Развитие личности в младшем школьном возрасте

Ушинский подчеркивал, что «воспитателям вверяется нравственность и ум детей, душа, будущность нашего отечества. Главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанниками: влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказания и поощрений».

На современном этапе это концептуальное положение великого русского педагога еще более актуализируется. В программе экс-президента страны Д. А. Медведева «Наша новая школа» подчеркивалось: «Главная задача современной школы — раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире».

В свое время известный экспериментатор Л. В. Занков продолжил традиции К. Д. Ушинского, разрабатывая учебные планы и программы для начальной школы. Разнообразные учебные предметы, отличающиеся богатством содержания, способствуют достижению ведущей роли обучения: разностороннего, гармоничного общего развития учащихся. Многие современные учителя, работающие по системе Л. В. Занкова, добиваются высоких результатов в обучении.

Первый класс — это всегда волнительно для родителей, а для детей это еще и что-то неизвестное и новое. В первые дни новой школьной жизни ребенка переполняют эмоции, проявляются новые особенности характера. Режим и распорядок дня меняется, появляются новые знакомства. В это время важно уделять ребенку много внимания.

В плане умственного развития дети младшего школьного возраста имеют огромный потенциал. Личность ребенка проявляется через его общение не только со сверстниками, но и с учителем. Важно учитывать особенности развития личности младшего школьника.

Ребенку предстоит решать новые задачи, находить выход из различных ситуаций, с которыми ранее он не сталкивался. Развитие личности и интеллекта в данном возрасте идет по нескольким этапам:

  • — усвоение и использование речи в качестве средства мышления;
  • — соединение и влияние видов мышления друг на друга;
  • — выделение, обособление и развитие подготовительной и исполнительной фаз.

Подготовительная фаза осуществляет анализ условий и выработку плана. На следующей, исполнительной, фазе происходит практика навыков. Очень важно именно в этом возрасте научить ребенка рассуждать вслух, объяснять свой ход мысли и приходить к результату. Именно такой подход дает самые высокие показатели развития в данном направлении.

На следующем этапе можно переходить к решению задач, которые требуют и практических навыков, и применения понятий. Можно моделировать различные ситуации и давать ребенку самостоятельно находить из них выход. Если одна из сторон не имеет должного развития, то и развитие личности в целом идет слабее: если практические действия развиты лучше, то логика и образы могут отставать. И наоборот: если образное мышление доминирует, то могут наблюдаться задержки в речевом развитии или практическом мышлении. В итоге получается, что из-за этого общий прогресс интеллектуального развития задерживается.

Для развития интеллекта ребенка подготовительная фаза имеет большое значение. В жизни часто бывают ситуации, когда ребенок не может справиться с поставленной задачей из-за отсутствия умений анализировать.

Очень важно научить ребенка словесно формулировать свои мысли. Первоклассникам для практического выполнения важно опираться на наглядный пример. Дети постарше, например, в третьем классе, успешно могут составить план решения и решить задачу без наглядных примеров.

В начале школьного обучения на поведение ребенка имеют влияние следующие факторы:

Изменение режима дня: если после учебы ребенок предоставлен сам себе, то это вносит дезорганизацию в его жизнь. В саду все было четко прописано: завтрак-прогулка-обед-сон и так далее.

Переключение вида деятельности с игрового в саду на учебный в школе.

Взаимоотношения в школе несколько иные, чем в саду.

Личность учителя — дистанция значительнее, чем с воспитателем в саду. Отношения несколько иные, чем с воспитателем.

Коллектив гораздо шире, чем в саду. В школе есть старшеклассники, которые ведут себя уверенно, в то время первоклассники чувствуют себя неуверенно.

Потребность во впечатлениях остается прежней, нужно правильно сформировать мотивацию к учебе.

Потребность к играм остается, важно применять их в процессе обучения.

Круг общения в школе становится более узким: в первом классе детям важна личность учителя. Авторитет здесь — учитель и именно на него направлено внимание первоклашки. В этом возрасте дети беспрекословно доверяют характеристикам учителя на счет остальных детей. Уже к третьему классу авторитет учителя немного отходит и появляются группы по интересам.

Говоря о развивающем обучении в традиционной системе образования, следует выделить два вида концепций:

  • 1 вид — это концепции, ориентированные на психическое развитие (концепция Л. В. Занкова, направленная на общее духовное развитие личности; концепция З. И. Калмыковой, формирующая продуктивное или творческое мышление; концепция П. Я. Гальперина, в которой предполагается поэтапное формирование умственных действий детей).
  • 2-ой вид — это концепции, учитывающие личностное развитие ребенка (концепция Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова, устанавливающая роль и значение младшего школьного возраста в развитии ребенка, формирующая теоретическое мышление детей; концепция Г. А. Цукерман, дающая возможность обучать учащихся навыкам учебного сотрудничества; концепция И. С. Якиманской, учитывающая субъективный опыт ребенка, приобретенный им до школы).

Таким образом, вышеизложенные концептуальные подходы к формированию саморазвивающейся личности младшего школьника в той или иной совокупности и взаимодействии обеспечивают педагогическое сопровождение становления представителя этноса, гражданина России в духе современных жизненных реалий, обладающего такими качествами, как культура межнационального общения, любовь к своему народу и многонациональному Отечеству, толерантность и уважение к культуре других народов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой