Π”ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌΡ‹, курсовыС, Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚Ρ‹, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅...
Брочная ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅

ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΈΠ½Π³Π²ΠΈΡΡ‚ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠ΅ закономСрности овладСния языком ΠΈ формирования Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π² ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ³Π΅Π½Π΅Π·Π΅

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

А. Π . Лурия (129, 131), критичСски оцСнивая Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΡƒΡŽ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΠΈ «Π²Ρ€ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ», ΡƒΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ Π½Π° ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰Π΅Π΅: «Π•ΡΡ‚ΡŒ всС основания ΡΡ‡ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ гСнСтичСскиС ΠΊΠΎΡ€Π½ΠΈ языка слСдуСт ΠΈΡΠΊΠ°Ρ‚ΡŒ… Π² Ρ‚Π΅Ρ… Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ… ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½Ρ‹Ρ… чСловСчСских дСйствий, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… осущСствляСтся ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ внСшнСй Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΈ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π° ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠΈΡ€Π°, основных ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΠΎΠ² общСния Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΈΠ½Π³Π²ΠΈΡΡ‚ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠ΅ закономСрности овладСния языком ΠΈ формирования Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π² ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ³Π΅Π½Π΅Π·Π΅ (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Π’ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π΅ изучСния Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π»Π° ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ΡΡ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹:

Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ

  • β€’ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΡŽ Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠ³ΠΎ развития, характСристику ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… этапов Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠ³ΠΎ развития Π² Π΄Π΅Ρ‚ском возрастС;
  • β€’ ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΠ΅ психолингвистичСскиС закономСрности усвоСния языка Π΄Π΅Ρ‚ΡŒΠΌΠΈ;
  • β€’ закономСрности овладСния Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚Π°ΠΌΠΈ Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠΉ (языковой) систСмы Π² ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ³Π΅Π½Π΅Π·Π΅;
  • β€’ психолингвистичСскиС закономСрности овладСния Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΈ ΡΠΌΡ‹ΡΠ»ΠΎΠΌ слова Π² ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ³Π΅Π½Π΅Π·Π΅;
  • β€’ закономСрности овладСния морфологичСским строСм языка Π² Ρ…ΠΎΠ΄Π΅ Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ³Π΅Π½Π΅Π·Π°;
  • β€’ этапы овладСния Π΄Π΅Ρ‚ΡŒΠΌΠΈ синтаксисом Π² Ρ…ΠΎΠ΄Π΅ Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ³Π΅Π½Π΅Π·Π°;
  • β€’ особСнности овладСния Π΄Π΅Ρ‚ΡŒΠΌΠΈ основными Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°ΠΌΠΈ устной ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ†ΠΈΠΈ (диалогичСской ΠΈ ΠΌΠΎΠ½ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΉ Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒΡŽ);
  • β€’ тСорСтичСскиС ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΠΈ формирования языкового сознания Π² ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ³Π΅Π½Π΅Π·Π΅;

ΡƒΠΌΠ΅Ρ‚ΡŒ

  • β€’ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ знания ΠΏΡ€ΠΈ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ичСском осущСствлСнии Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ ΠΏΠΎ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΡŽ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с Ρ‚яТСлыми Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΠΌΠΈ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ;
  • β€’ ΠΊΠ²Π°Π»ΠΈΡ„ΠΈΡ†ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎ ΠΎΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈ ΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠ·ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ анамнСстичСского исслСдования ΠΏΡ€ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠΈ психолого-пСдагогичСского ΠΈ Π»ΠΎΠ³ΠΎΠΏΠ΅Π΄ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠ³ΠΎ обслСдования;
  • β€’ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈ Π³Ρ€Π°ΠΌΠΎΡ‚Π½ΠΎ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Ρ€ΠΏΡ€Π΅Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ процСсса формирования Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с ΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²Ρ‹ΠΌΠΈ Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΠΌΠΈ;
  • β€’ Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π½Π° ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ΅ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏ ΠΎΠΏΠΎΡ€Ρ‹ Π½Π° ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ³Π΅Π½Π΅Π· Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ логопСдичСской Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹;
  • β€’ ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ Ρ€Π΅ΡˆΠ°Ρ‚ΡŒ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ, связанныС с Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ устной ΠΈ ΠΏΠΈΡΡŒΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, с ΠΎΠ²Π»Π°Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Π΄Π΅Ρ‚ΡŒΠΌΠΈ Ρ€ΠΎΠ΄Π½Ρ‹ΠΌ языком Π² Ρ…ΠΎΠ΄Π΅ Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ³Π΅Π½Π΅Π·Π°; Π²Ρ‹Π±ΠΈΡ€Π°Ρ‚ΡŒ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΡ‹Π΅ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ для Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ поставлСнных Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠΉ логопСдичСской Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹;
  • β€’ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½ΡΡ‚ΡŒ тСорСтичСскиС знания ΠΊ Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡŽ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ½Ρ‹Ρ… ситуаций, связанных с Π΄ΠΈΠ°Π³Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈΠΊΠΎΠΉ ΠΈ ΠΊΠ²Π°Π»ΠΈΡ„ΠΈΠΊΠ°Ρ†ΠΈΠ΅ΠΉ Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠ³ΠΎ развития, ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‰ΠΈΡ…ΡΡ Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с Ρ‚яТСлыми Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΠΌΠΈ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ;

Π²Π»Π°Π΄Π΅Ρ‚ΡŒ

  • β€’ соврСмСнными ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Π°ΠΌΠΈ психолингвистичСской диагностики Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ процСсса Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠ³ΠΎ развития ΠΈ ΠΎΠ²Π»Π°Π΄Π΅Π½ΠΈΡ языком Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с ΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΠΌΠΈ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ;
  • β€’ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠ°ΠΌΠΈ систСмного Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π° Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… анамнСстичСского исслСдования;
  • β€’ соврСмСнными тСхнологиями выявлСния ΠΈ Π΄ΠΈΠ°Π³Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈΠΊΠΈ Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠ³ΠΎ развития Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΈ ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΡΡ‚ΠΊΠΎΠ², тСхнологиями ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ†ΠΈΠΈ ΠΎΡ‚ΠΊΠ»ΠΎΠ½Π΅Π½ΠΈΠΉ Π² Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ;
  • β€’ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠ°ΠΌΠΈ поиска ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΈ, Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎΠΉ для диагностики ΠΈ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π° особСнностСй Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ³Π΅Π½Π΅Π·Π° Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с Ρ‚яТСлыми Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΠΌΠΈ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ;
  • β€’ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠ°ΠΌΠΈ Ρ€Π°Π·Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌ, связанных с Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠ³ΠΎ развития ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ° овладСния Ρ€ΠΎΠ΄Π½Ρ‹ΠΌ языком Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ с ΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΠ½Ρ‹ΠΌ Π½Π΅Π΄ΠΎΡ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ΠΌ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ.

Π—Π° ΠΏΡ€ΠΎΡˆΠ΅Π΄ΡˆΠΈΠ΅ ΠΏΠΎΠ»Ρ‚ΠΎΡ€Π° столСтия особСнности формирования Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ Π² ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ³Π΅Π½Π΅Π·Π΅ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π°Π»ΠΈΡΡŒ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΠΌΠΈ исслСдоватСлями — психологами, лингвистами, ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Π°ΠΌΠΈ, Π΄Π΅Ρ„Π΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ»ΠΎΠ³Π°ΠΌΠΈ, Ρ„ΠΈΠ·ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³Π°ΠΌΠΈ, прСдставитСлями Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… Π½Π°ΡƒΠΊ, Π² Ρ€Π°ΠΌΠΊΠ°Ρ… ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… с Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΉ изучаСтся рСчСвая Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ. Π‘Ρ€Π΅Π΄ΠΈ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄ΠΎΠ² отСчСствСнных ΡƒΡ‡Π΅Π½Ρ‹Ρ… слСдуСт ΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅ всСго Π½Π°Π·Π²Π°Ρ‚ΡŒ исслСдования Π›. Π‘. Выготского, Π”. Π‘. Эльконина, Π‘. Π›. Π ΡƒΠ±ΠΈΠ½ΡˆΡ‚Π΅ΠΉΠ½Π°, Π€. А. Π‘ΠΎΡ…ΠΈΠ½Π°, Π“. Π›. Π ΠΎΠ·Π΅Π½Π³Π°Ρ€Π΄-ΠŸΡƒΠΏΠΊΠΎ, Π . М. Боскис. Π’ ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡΡ… спСциалистов ΠΏΠΎ Π»ΠΈΠ½Π³Π²ΠΈΡΡ‚ΠΈΠΊΠ΅ дСтской Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π° основная ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π΅Π΅ Ρ„ормирования: ΠΎΡ‚ ΡΡ‚Π°Π΄ΠΈΠΈ Π»Π΅ΠΏΠ΅Ρ‚Π° Π΄ΠΎ ΡΠ΅ΠΌΠΈ Π»Π΅Ρ‚ (А. Н. Π“Π²ΠΎΠ·Π΄Π΅Π², Н. И. ЛСпская, Π‘. Н. Π¦Π΅ΠΉΡ‚Π»ΠΈΠ½, А. М. Π¨Π°Ρ…Π½Π°Ρ€ΠΎΠ²ΠΈΡ‡ (49, 145, 218, 223)).

Π’ ΠΏΡΠΈΡ…олингвистикС закономСрности формирования Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π² ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ³Π΅Π½Π΅Π·Π΅ ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠΌ ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ исслСдования; Π² ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄Π½Π΅Π΅ врСмя ΠΎΠ½ΠΈ составили ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ ΠΎΠ±Π»Π°ΡΡ‚ΡŒ Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ — психолингвистику развития. Π—Π° Π½Π΅ΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ дСсятилСтий сущСствования психолингвистики ΠΊΠ°ΠΊ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ Π² Ρ€Π°ΠΌΠΊΠ°Ρ… Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… Π½Π°ΡƒΡ‡Π½Ρ‹Ρ… школ Π±Ρ‹Π»ΠΎ создано нСсколько тСорСтичСских ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΠΉ, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ…, с ΠΏΡΠΈΡ…олингвистичСских ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΉ, Π±Ρ‹Π»Π° сдСлана ΠΏΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ΠΊΠ° Π²Ρ‹ΡΠ²ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΠ΅ закономСрности овладСния Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠΎΠΌ языком ΠΈ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠ°ΠΌΠΈ Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. НаиболСС ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ ΠΈ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎ обоснованной ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΠ΅ΠΉ ΠΎ Π·Π°ΠΊΠΎΠ½ΠΎΠΌΠ΅Ρ€Π½ΠΎΡΡ‚ях формирования Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π² ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ³Π΅Π½Π΅Π·Π΅ стала тСорСтичСская модСль, авторство ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Π°Π΄Π»Π΅ΠΆΠΈΡ‚ А. А. Π›Π΅ΠΎΠ½Ρ‚ΡŒΠ΅Π²Ρƒ (111, 117, 118). Π’ Π΅Π³ΠΎ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π°Ρ… Π΄Π°Π½ Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ ΠΎΠ±ΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ критичСский Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ· психолингвистичСских ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»Π΅ΠΉ Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ³Π΅Π½Π΅Π·Π°, Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… Π·Π°Ρ€ΡƒΠ±Π΅ΠΆΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ спСциалистами. ΠžΡΡ‚Π°Π½ΠΎΠ²ΠΈΠΌΡΡ Π²Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π΅ Π½Π° ΠΊΡ€Π°Ρ‚ΠΊΠΎΠΉ характСристикС ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ ΠΈΠ· ΡΠ°ΠΌΡ‹Ρ… извСстных тСорСтичСских ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΠΉ, созданных Π² Π·Π°Ρ€ΡƒΠ±Π΅ΠΆΠ½ΠΎΠΉ психолингвистикС — Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ Π²Ρ€ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ.

ВСория Π²Ρ€ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ Π±Ρ‹Π»Π° ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½Π° Π² ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ 1950;Ρ… — Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π΅ 1960;Ρ… Π³Π³. прСдставитСлями Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ³ΠΎ поколСния Π·Π°Ρ€ΡƒΠ±Π΅ΠΆΠ½ΠΎΠΉ психолингвистики (210, 252). НаиболСС Ρ‡Π΅Ρ‚ΠΊΠΎ ΠΈ ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎ основныС полоТСния этой Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ прСдставлСны Π² Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Ρ… Н. Π₯омского, Π° ΠΈΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ Π² Π΅Π³ΠΎ Ρ€Π΅Ρ†Π΅Π½Π·ΠΈΠΈ Π½Π° ΠΊΠ½ΠΈΠ³Ρƒ Π‘. Π‘ΠΊΠΈΠ½Π½Π΅Ρ€Π° «Π Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠ΅ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅», Π² ΠΊΠ½ΠΈΠ³Π΅ «ΠΡΠΏΠ΅ΠΊΡ‚Ρ‹ Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ синтаксиса», Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ Π² ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ амСриканского философа ΠΈ Π»ΠΈΠ½Π³Π²ΠΈΡΡ‚Π° Π”ΠΆΠ΅Ρ€Π°Π»Π΄Π° Π”ΠΆ. ΠšΠ°Ρ†Π° (J.J. Katz, 1932—2002) «Π€ΠΈΠ»ΠΎΡΠΎΡ„ия языка» (225, 265). Н. Π₯омский Π²Ρ‹Π΄Π²ΠΈΠ½ΡƒΠ» тСзис «ΠΎ Π²Ρ€ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ языковых структур», Π² ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ³ΠΎ Π»Π΅ΠΆΠΈΡ‚ постулат ΠΎ Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΠΊ ΠΎΡΠ²ΠΎΠ΅Π½ΠΈΡŽ языка являСтся Π²Ρ€ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ.

ОсновноС ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ состоит Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ «ΡƒΡΡ‚ройство, ΠΎΠ±Π΅ΡΠΏΠ΅Ρ‡ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰Π΅Π΅ усвоСниС языка, содСрТит Π² ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ Π²Ρ€ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ структуры всС ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΡ‹, установлСнныС Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€ΠΈ Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ языка», Π° ΠΈΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ: лингвистичСскиС «ΡƒΠ½ΠΈΠ²Π΅Ρ€ΡΠ°Π»ΠΈΠΈ», Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ фонологичСского, синтаксичСского ΠΈ ΡΠ΅ΠΌΠ°Π½Ρ‚ичСского ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚ΠΎΠ² лингвистичСского описания ΠΈ Ρ‚. Π΄. (252, Ρ€. 269).

Богласно Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ Π²Ρ€ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ сам Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒΠ»ΠΈΡ€ΡƒΠ΅Ρ‚ Π³ΠΈΠΏΠΎΡ‚Π΅Π·Ρ‹ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ» лингвистичСского описания языка, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌΡƒ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Π°Π΄Π»Π΅ΠΆΠ°Ρ‚ воспринимаСмыС ΠΈΠΌ Π½Π° ΡΠ»ΡƒΡ… прСдлоТСния (ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ лингвистичСскиС Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Π΅). На ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ этих Π³ΠΈΠΏΠΎΡ‚Π΅Π· Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡƒΠ³Π°Π΄Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ Π»ΠΈΠ½Π³Π²ΠΈΡΡ‚ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ структуру Π±ΡƒΠ΄ΡƒΡ‰ΠΈΡ… ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΉ, сравниваСт свои Π΄ΠΎΠ³Π°Π΄ΠΊΠΈ с Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΏΠΎΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈΡΡ прСдлоТСниями, отказываСтся ΠΎΡ‚ Π³ΠΈΠΏΠΎΡ‚Π΅Π·, Π½Π΅ ΠΎΠΏΡ€Π°Π²Π΄Π°Π²ΡˆΠΈΡ… сСбя, ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ Ρ‚Π΅, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ оказались ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΠ»Π΅ΠΌΡ‹ΠΌΠΈ Π² Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠΉ ситуации Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠΉ ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ†ΠΈΠΈ. Π§Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ ΠΌΠΎΠ³ ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒ эти языковыС ΠΎΠΏΠ΅Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΈ, Ρƒ Π½Π΅Π³ΠΎ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½ΠΎ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ «…Π²Ρ€ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅ прСдрасполоТСниС… Π²Ρ‹ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒ язык ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ‚ΠΈΠ½Π°…» ΠΈ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΡΡ€Π°Π²Π½ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½ΡƒΡŽ систСму с «ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΈΡ‡Π½Ρ‹ΠΌΠΈ лингвистичСскими Π΄Π°Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ», Ρ‚. Π΅. Ρƒ Π½Π΅Π³ΠΎ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Π° Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ «ΡΡ‚ратСгия Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€Π° ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΠ»Π΅ΠΌΠΎΠΉ Π³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠΊΠΈ, сравнимой с ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΈΡ‡Π½Ρ‹ΠΌΠΈ лингвистичСскими Π΄Π°Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ» (253, Ρ€. 25).

ΠšΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΡ этих ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΉ прСдставлСна Π² Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Ρ… амСриканского психолога ΠΈ ΠΏΡΠΈΡ…олингвиста Дэвида Макнила (D. McNeil, Ρ€. 1933). Он Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΠΈΠ» Π² ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Ρ… дСтских Π΄Π²ΡƒΡ‡Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… высказываниях Π΄Π²Π° класса словосочСтаний — pivot-class words (Π ) ΠΈ open-class words (О). НапримСр, Π² Π²Ρ‹ΡΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Π½ΠΈΡΡ… «Ρ‚ΠΎΠ³Π΅ milk, bye-bye Daddy» ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Π΅ элСмСнты ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ классу Π  (Ρ‚.Π΅. ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΈΠΊΠ°Ρ‚Π°ΠΌΠΈ), Π° Π²Ρ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ — О (ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π°ΠΌΠΈ). Π”. Макнил считаСт, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ Π  ΠΈ О элСмСнтов являСтся «Π²Ρ€ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌ Π·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ» ΠΈΠ»ΠΈ, ΠΏΠΎ ΠΊΡ€Π°ΠΉΠ½Π΅ΠΉ ΠΌΠ΅Ρ€Π΅, Π²Ρ€ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ являСтся ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΊ ΠΈΡ… Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ. «Π Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ классифицируСт случайно воспринимаСмыС элСмСнты Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ взрослых соотвСтствСнно ΡƒΠ½ΠΈΠ²Π΅Ρ€ΡΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ катСгориям, Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌΡΡ Π² Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ» (269, Ρ€. 36). Π”. Макнил Π²Ρ‹Π΄Π²ΠΈΠ½ΡƒΠ» Π³ΠΈΠΏΠΎΡ‚Π΅Π·Ρƒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΈ «Π±Π°Π·ΠΈΡΠ½Ρ‹Π΅ грамматичСскиС ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ» Ρ‚ΠΎΠΆΠ΅ ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ Ρ‡Π°ΡΡ‚ΡŒΡŽ Π²Ρ€ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ языковой способности (269, Ρ€. 45). Π’ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… своих Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Ρ… ΠΊ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠΌ базисным ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΠΌ ΠΎΠ½ ΠΎΡ‚носит сСмантико-синтаксичСскиС ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ «ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ — ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΈΠΊΠ°Ρ‚», «ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΈΠΊΠ°Ρ‚ — ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚», «ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ — опрСдСляСмоС» ΠΈ Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠ΅ (270).

Π’ ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΠΈ Π²Ρ€ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΠΎΠ΄Ρ‡Π΅Ρ€ΠΊΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ А. А. Π›Π΅ΠΎΠ½Ρ‚ΡŒΠ΅Π², Ρ‡Π΅Ρ‚ΠΊΠΎ прослСТиваСтся характСрная для амСриканской психолингвистики Π°Π±ΡΠΎΠ»ΡŽΡ‚ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΡ противопоставлСния понятий «ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ — биологичСскоС»: Π»ΠΈΠ±ΠΎ Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠ΅ явлСниС биологичСскоС, Π²Ρ€ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅ ΠΈ, соотвСтствСнно, ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π΅ с ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½Ρ‹ΠΌΠΈ; Π»ΠΈΠ±ΠΎ ΠΎΠ½ΠΎ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ Ρ‚. Π΅. усваиваСмоС Π² Ρ‚Π΅Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ ΠΏΠΎ «ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΡƒ подкрСплСния ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΡΠ²ΠΎΠ΅Π½ΠΈΡ» (252, 270, 299). Однако ΠΏΡ€ΠΈ психологичСском Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π΅ Π²Ρ‹ΡΡˆΠΈΡ… Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ повСдСния Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ΅ противопоставлСниС Π½Π΅ ΡΠ²Π»ΡΠ΅Ρ‚ся ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ‚Π½Ρ‹ΠΌ (А. А. Π›Π΅ΠΎΠ½Ρ‚ΡŒΠ΅Π², 2003).

А. Π . Лурия (129, 131), критичСски оцСнивая Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΡƒΡŽ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΠΈ «Π²Ρ€ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ», ΡƒΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ Π½Π° ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰Π΅Π΅: «Π•ΡΡ‚ΡŒ всС основания ΡΡ‡ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ гСнСтичСскиС ΠΊΠΎΡ€Π½ΠΈ языка слСдуСт ΠΈΡΠΊΠ°Ρ‚ΡŒ… Π² Ρ‚Π΅Ρ… Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ… ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½Ρ‹Ρ… чСловСчСских дСйствий, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… осущСствляСтся ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ внСшнСй Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΈ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π° ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠΈΡ€Π°, основных ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΠΎΠ² общСния Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° с ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈ… Π’ΠΎΡ‚ ΠΏΠΎΡ‡Π΅ΠΌΡƒ „Π³Π»ΡƒΠ±ΠΈΠ½Π½Ρ‹Π΅ синтаксичСскиС структуры“… слСдуСт ΡΡ‡ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ… ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ основных Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ, ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… Π² Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‰ΠΈΡ…ся Π²ΠΎ Π²ΡΠ΅ΠΉ, Π² Ρ‚ΠΎΠΌ числС ΠΈ Π² Π½Π΅Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠΉ, Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°» (130, с. 148). ΠŸΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΠ±Π½Ρ‹ΠΉ тСорСтичСский Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ· ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΠΈ Π²Ρ€ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ с ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΉ Московской психолингвистичСской ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹ прСдставлСн Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ Π² Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Ρ… А. М. Π¨Π°Ρ…Π½Π°Ρ€ΠΎΠ²ΠΈΡ‡Π° (223, 227) ΠΈ Н. Π’. Π£Ρ„ΠΈΠΌΡ†Π΅Π²ΠΎΠΉ (195, 196).

Π”Π°ΠΆΠ΅ Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ прСдставитСли ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹ Н. Π₯омского ΠΈ Π”ΠΆ. ΠœΠΈΠ»Π»Π΅Ρ€Π°, Π² Ρ‡Π°ΡΡ‚ности Π”. Π‘Π»ΠΎΠ±ΠΈΠ½, Π’. Π‘ΠΈΠ²Π΅Ρ€ (180, 244) Π² 1970—1980;Ρ… Π³Π³. ΠΏΡ€ΠΈΡˆΠ»ΠΈ ΠΊ Π²Ρ‹Π²ΠΎΠ΄Ρƒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π²Ρ€ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ знания, отвСтствСнныС Π·Π° ΡƒΡΠ²ΠΎΠ΅Π½ΠΈΠ΅ языка, Π² Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‚ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ ΠΈ ΠΊΠΎΠ³Π½ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½ΡƒΡŽ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρƒ.

Π˜ΡΡ…ΠΎΠ΄Ρ ΠΈΠ· ΡΠΊΠ°Π·Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ, ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΡΠ΄Π΅Π»Π°Ρ‚ΡŒ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΉ Π²Ρ‹Π²ΠΎΠ΄: ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ³Π΅Π½Π΅Π· языковой способности прСдставляСт собой слоТнСйшСС взаимодСйствиС, с ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ стороны, процСсса общСния взрослых ΠΈ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, с Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΉ — процСсса развития ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π½ΠΎΠΉ ΠΈ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ.

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ