Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Медико-педагогические рекомендации полового воспитания дошкольников

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Естественное, спокойное отношение к телесным отправлениям — один из самых действенных подходов. Отношение родителей к своему телу во многом определяет нюансы их поведения, которые вне зависимости от намерений являются средствами воспитания. Нередко возникает вопрос о допустимости частичного или полного обнажения родителей в присутствии деталей. Т. Бостанджиев считает, что при определенных… Читать ещё >

Медико-педагогические рекомендации полового воспитания дошкольников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В подавляющем большинстве отечественных публикаций центр тяжести полового воспитания дошкольников сосредоточен на привитии гигиенических навыков, избегании раздражения эрогенных зон, отказе от сказочных разъяснений, организации рационального режима и питания; обращается также внимание на важность формирования у детей этических норм, на корректность отношений между взрослыми. Половое воспитание, как уже было сказано, в большей мере является составной частью нравственно-психологического воспитания здоровой гармоничной личности. Следует признать, что в современной семье понимаемое таким образом половое воспитание большей частью осуществляется недостаточно, а то и не проводится вовсе. Среди населения продолжает бытовать предрассудок, будто в половом воспитании скрыт развращающий элемент. Это мнение восходит к враждебному отношению христианской морали к телесному «низу» и является существенным препятствием на пути становления личности, Врач должен противопоставить этому научно и нравственно обоснованные позиции, вытекающие из них методические рекомендации. Речь при этом идет не только о просвещении и наставлении родителей и воспитателей, но и о преодолении их предрассудков, беспомощности в вопросах, касающихся сексуальности. [11, 21].

Врач, по выражению И. П. Павлова, может не быть психиатром, но практическим психологом быть обязан. Знание особенностей и закономерностей семейных отношений, психологии ребенка, возможных позиций родителей в деле воспитания и решения вопросов сексуальности, проблем современной семьи и взаимоотношений полов на сегодняшнем этапе жизни общества, адекватное представление о собеседнике (будь то один человек или аудитория) помогут врачу найти те единственно верные в каждом конкретном случае тон и аргументы, которые обеспечат возможность разъяснения, убеждения и переубеждения, приближения родителей и воспитателей к выработке адекватных и действенных позиций в вопросах полового воспитания.

В большинстве семей только врач сумеет разъяснить, что те или иные выраженные проявления детской сексуальности являются чаще всего — не столько результатом воспитания (в обычно понимаемом родителями смысле физического ухода и надзора), сколько следствием эмоционального напряжения в связи с нарушенными межличностными отношениями в семье. Безусловно, эти симптомы скорее проявятся, если ребенок истощен и ослаблен, страдает частыми или хроническими заболеваниями, перенес органическое поражение мозга. В таких беседах врач исходит не из догматизированных представлений, а из реального состояния ребенка и особенностей семьи. Положение обязывает врача разъяснить, что в части случаев сексуальные проявления, как и другие нарушения поведения, могут быть симптомами нервно-психических расстройств, не проявляющихся достаточно ярко иным образом. Очевидно, что в случае сексуальных нарушений как проявлений шизофрении, эпилепсии, диэнцефального синдрома анализ межличностных отношений не заменяет лечения основного заболевания, но проводимый с должным тактом улучшает действенность терапии. [7, 12].

Говоря о половом воспитании, врач не может не дать режимно-гигиенических рекомендаций. Значение их увеличивается постоянно растущим в нашей стране уровнем жизни: воспитывая детей в значительно более благоприятных условиях, чем те, в которых выросли сами, родители не всегда могут соблюсти чувство меры в обеспечении детей материальными и духовными благами, что небезразлично для общего и психосексуального развития. Чрезмерное обереганив от переохлаждения, излишнее укутывание наносят вред, не только снижая сопротивляемость организма, но и создавая условия для раздражения гениталий (тесная одежда, обильное потоотделение). Не только возбуждающая пища (избыток мяса, жареные, острые и пряные блюда, шоколад, тонизирующие напитки), но и перекармливание, благодаря перенаполнению кровью тазовых органов, могут приводить к напряжению в них и ранней сексуальной стимуляции.

Определенных условий требует и сон детей. Ребенок должен спать в своей постели — нахождение в постели со старшими может способствовать раннему, появлению полового чувства. Постель не должна быть слишком мягкой и теплой. Ночная одежда должна быть свободной и легкой — это особенно касается мальчиков, которым нередко, стремясь избежать раздражения гениталий, надевают тесные трусики, добиваясь этим прямо противоположного эффекта. Шумные, бурные игры перед сном, просмотр эмоционально заряженных, а тем более «взрослых» телепередач возбуждают ребенка, и он может в попытках заснуть искать успокоения и удовлетворения в ощущениях от собственного тела (сосать палец, трогать гениталии и т. д.). Чрезмерные нежности перед сном, ласки и многочисленные поцелуи, особенно области живота, бедер, спины и других эрогенных зон, приводят к избыточной сексуальной стимуляции. Суетливость, двигательное беспокойство, расторможенность и нецеленаправленность дневного поведения некоторых детей в сочетании с естественной любознательностью и удовольствием от двигательной активности также могут создавать благоприятные для сексуальной стимуляции условия. Отсюда задача взрослых: не сковывая двигательной инициативы и игровой деятельности ребенка, руководить ими и направлять их в желательное русло.

Появление новой игрушки — всегда радость для ребенка. Но избыток игрушек убивает эту радость. Нередко дети сами улавливают связь эмоционального дискомфорта с обилием игрушек, просят на некоторое время убрать часть игрушек или на какой-то период забрасывают их, чтобы позже встретиться с ними как с добрыми старыми знакомыми. Если наплыв игрушек продолжается и ребенок не в силах противостоять ему — это может повлечь за собой формирование неустойчивости и поверхностности чувств с переживанием иной раз внутреннего одиночества.

Родители, так внимательно относящиеся к полноценному уходу за новорожденным, должны быть информированы об анатомо-физиологических особенностях ребенка, в том числе — его гениталий. Они должны знать о величине, форме и нормальном функционировании половых органов у детей, в частности — о физиологическом характере спонтанных эрекций у младенцев-мальчиков, о возможности увеличения молочных желез у новорожденных обоих полов и кровянистых вагинальных выделениях у новорожденных девочек, о возможных проявлениях ряда отклонений (например, неопущение яичек и др.). Родителей не должно пугать недостаточное, с их точки зрения, увеличение половых органов до пубертатного периода. Сведения о преждевременном половом развитии должны даваться таким образом, чтобы представления родителей о нем не были расширенными и не вели к самостоятельной гипердиагностике и вытекающим из нее домашним мерам.

Многие родители стремятся приучить ребенка к горшку задолго до момента, как он способен произвольно управлять сфинктерами. Опыт показывает, что такое форсирование не ускоряет усвоения навыков опрятности, а в ряде случаев вызывает отрицательное отношение к горшку или самому акту опорожнения мочевого пузыря или кишечника. Фиксируясь, это отрицательное отношение может лечь в основу невротических реакций, энуреза или энкопреза. [18, 26].

Наиболее благоприятный срок для обучения навыкам опрятности — возраст 1−2 года. Сроки начала тренировки зависят от степени созревания и потому индивидуальны. Девочки, как правило, скорее, чем мальчики, приучаются мочиться в горшок и оставаться сухими на протяжении ночи. Примерно с 1 года желательно начать знакомить ребенка с местом, где он будет оправляться, с горшком. Некоторые специалисты советуют родителям для облегчения приобретения навыков позволять детям присутствовать при уринации и дефекации более старших детей того же пола. Если высаживание на горшок производится в дружелюбной форме, без понуканий и наказаний, а положительные результаты поощряются отношением взрослых, этот процесс происходит без осложнений.

Когда ребенок уже освоил эти навыки, приходится следить за тем, чтобы он не засиживался на горшке, ибо это может сопровождаться рассматриванием гениталий и игрой с ними, а порой и так называемым «детским онанизмом». Говоря о вреде его, А. Б. Залкинд указывает не только на раннюю сексуальную стимуляцию, но и на возможность связи дальнейших любовно-половых чувств исключительно с периферическим раздражением половых органов. Репрессии родителей и воспитателей, «уличивших» ребенка в онанизме, вызывают у него недоумение и глубокую обиду, протест и чувство стыда в сугубо отрицательном его смысле. [14, 41].

В обучении навыкам опрятности сказывается одно из первых различий в воспитании мальчиков и девочек. Эти навыки должны быть дифференцированы по полу. Мальчики часто не хотят мочиться стоя, и это тревожит родителей. Для того, чтобы в таких случаях избежать у ребенка чувства неполноценности при встречах со сверстниками, иногда приходится использовать пример старших.

На 2−3-м году жизни ребенок изучает свое тело и при купании, Если рассматривание сочетается с ощупыванием своих гениталий, то дружелюбное, спокойное, без тревоги и гнева отвлечение предупреждает фиксацию ребенка на таких манипуляциях. Но 1вообще, несмотря на очевидную полезность режимно-гигиенических мероприятий, как указывалось, они не исчерпывают проблемы полового воспитания, которое — подчеркнем еще раз — есть воспитание нравственное. Обязательным условием полового, как и всякого, воспитания является благоприятный психологический климат в семье, отношения партнерства, привязанности и доверия между взрослыми, взрослыми и детьми. В семье ребенок должен чувствовать, что старшие всегда придут на помощь, разъяснят непонятное, сумеют разрешить создавшиеся трудности, удовлетворят его любознательность, ни один его вопрос не оставят без ответа.

Естественное, спокойное отношение к телесным отправлениям — один из самых действенных подходов. Отношение родителей к своему телу во многом определяет нюансы их поведения, которые вне зависимости от намерений являются средствами воспитания. Нередко возникает вопрос о допустимости частичного или полного обнажения родителей в присутствии деталей. Т. Бостанджиев считает, что при определенных условиях обнаженность не вызывает ненужных Помыслов, инстинктов и рекомендует совместные физкультурные занятия и игры обнаженных взрослых и детей, ссылаясь на лучшие стороны современного движения за свободную телесную культуру. Однако при попытке обнажиться перед ребенком в первую очередь, как правило, смущаются сами родители, и как раз их чувство неловкости вызывает у ребенка ощущение запретности, сенсационности увиденного и усиливает любопытство. Нельзя не учитывать и того, что на некоторых маленьких мальчиков вид обнаженной матери может действовать возбуждающе, а вид обнаженного отца может вызывать ощущение своего несовершенства, страх и чувство вины. Аналогичные реакции могут быть у девочек. И все же случайное присутствие детей при обнажении взрослых не должно вызывать у последних реакции смущения, постыдности случившегося — лишь в этом случае ребенок воспримет увиденное спокойно, как нечто само собой разумеющееся. Понимание сущности психосексуального развития и чувство меры должны помочь родителям найти тот оптимальный способ поведения, при котором ребенок сможет постепенно и без особых потрясений воспринимать чужое и свое тело естественным образом. [8, 44].

По мере взросления дошкольники начинают испытывать неловкость при обнажении перед другими людьми — членами семьи и посторонними" Дети имеют право на уважение к их интимности с тем, чтобы воспитать у них уважение к интимности других. При этом нет никакой нужды подчеркивать постыдность и неприличность обнаженного тела.

Родителей нередко тревожат опасения, что вид обнаженного тела всегда стимулирует нездоровый сексуальный интерес. В действительности же этот интерес порождается обычно другими влияниями, в том числе совращающими играми и беседами с более старшими детьми, особенно, если ребенок не получил в семье должного по объему и эмоциональной тональности запаса сведений, опыта.

Некоторые психологи указывают на возможность неизгладимых впечатлений и опасных последствий для ребенка, если он случайно оказывается свидетелем интимных отношений родителей. Действительно, даже находясь в отдельной комнате, ребенок может слышать не ясные для него шумы и звуки. Однако дети реагируют на это неодинаково. Одни, испуганные и обеспокоенные, стараются заснуть, не пытаясь разораться в происходящем. Как правило, в последующем они забывают о впечатлениях ночи, и в этих случаях не приходится говорить ни о каких вредных последствиях «неосторожности» родителей. Другие дети, взволнованные непонятностью происходящего, вскакивают и бегут к родителям. Увиденное воспринимается ими как агрессия со стороны отца, они переживают за мать и боятся потерять ее. Старшие дошкольники, особенно из числа посвященных «знающими» сверстниками в роль отца, могут догадаться о «постыдности» происходящего. К беспокойству за благополучие матери могут присоединиться обида и разочарование в «непогрешимости» родителей. В связи с этим эмоциональное напряжение ребенка может достигнуть большого накала, и наблюдаемая сцена запомнится на долгое время.

Реакция ребенка, обнаружившего интимные отношения родителей, решающим образом зависит от семейной атмосферы. В семьях, где царит пуританская борьба за чистоту нравов, резко осуждаются любые проявления половой принадлежности и жестоко подавляются даже намеки на сексуальность ребенка (например, суровое наказание за соответствующим образом интерпретированное положение рук в карманах), дети наиболее чувствительны к увиденному в спальне родителей. Они не смогут простить родителям сокрытие «постыдных» действий, за элементарные проявления которых родители так тяжело наказывают их. Скорее всего именно у таких детей надолго сохранится эмоциональное потрясение, связанное с ним плохое настроение, могут возникать нарушения поведения и негативное отношение к родителям.

Желательно, чтобы в последующем поведении родителей не было проявлений чувства вины, недовольства ребенком, его порицания и осуждения. Ровные и спокойные отношения заботящихся друг о друге взрослых помогут ребенку отнестись к увиденному с меньшим эмоциональным напряжением. Прямых вопросов о происшедшем дети родителям обычно не задают. Если они и будут заданы, то позже, не всегда в прямой форме и не всегда родителям. Но лучше всего, разумеется, исключить возможность того, чтобы дети могли стать свидетелями половой близости. [16, 35].

Особенности индивидуальной психики ребенка и влияний окружающих являются причинами того, что возраст возникновения «острых» вопросов, их форма и сопутствующие им обстоятельства могут очень широко варьировать. Необходимые сведения по вопросам пола ребенок должен получать по мере появления к ним интереса. Вместе с тем, родители не должны подавлять пробуждение и развитие детской любознательности, в семье надо создать атмосферу готовности ответить на любые вопросы ребенка, уметь заметить эти вопросы. Не следует превращать ответы в пространные лекции. Они должны быть краткими, правдивыми, без излишней детализации. Здесь уместен известный афоризм, согласно которому нужно говорить только правду, но не всегда всю правду. Уже в самых первых ответах не должно быть места для сказочных объяснений, даже современных (например, когда мать сообщает 5-летней дочери, что дети происходят от таблеток, и теряется перед немедленно следующим вопросом: «Если принять 10 таблеток, будет 10 детей?») С каждым следующим вопросом все труднее лгать и все опаснее ложь: она не удовлетворяет ребенка и побуждает ко все более сложным вопросам, рано или поздно более или менее драматично ложь раскрывается. Нужно очень недооценивать ребенка, чтобы надеяться, что он оставит без внимания случаи беременности окружающих женщин, не уловит полутонов и намеков в разговорах взрослых. Поняв, что родители утаивают что-то, ребенок перестанет обращаться к ним с интересующими его вопросами, обманет их, внешне скрывая свои интересы и усыпив их бдительность, но, не умея и не желая отказаться от поиска ответов на свои вопросы, пойдет с ними к другим. [17, 18].

Родителям надо готовиться к этапу подобных вопросов, освободиться от чувства неловкости в таких случаях, понять, что, стыдясь и страшась этих вопросов, они воспитывают такой же стыд и такой же страх у детей. «Рискованные» вопросы детей являются, особенно на первых порах, таким же проявлением любознательности, как и вопросы, не относящиеся к полу. Твердое знание этого уменьшает эмоциональное напряжение у родителей, дает возможность отвечать ребенку спокойно и ровно, без смущения и раздражения. Отрицательные аффекты родителей в ответ на вопросы о поле отталкивают ребенка и лишают его достоверных, не искаженных пошлостью, сведений, заставляют избегать вопросов вообще и кладут начало раннему отчуждению от родителей. Обсуждение вопросов пола должно носить доверительный характер. Отвечать на вопросы лучше сразу, лишь в редких случаях можно сослаться на необходимость вернуться к ним позже. Попытки переадресовать вопросы другому лицу также могут привести к эффекту отчуждения и нежеланию обращаться вновь.

Нередко родители опасаются, что полученные ребенком знания будут стимулировать сексуальные интересы. Эти опасения тем менее основательны, чем продуманнее поведение взрослых. Развращают не знания, а незнание и столкновение с неизжитыми еще образцами аморального, безнравственного поведения и отношения к вопросам пола, в том числе и в первую очередь — у ближайших воспитателей. В используемых взрослыми словах и выражениях, хотят они того или нет, проявляется их нравственная позиция. «Детские» выражения обычно призваны скрыть родительское смущение, а нецензурные и грубые выявляют вульгарное и пошлое отношение к теме. Желательно с раннего возраста приучать ребенка к литературным и к общедоступным медицинским обозначениям относящихся к телу и полу понятий.

Первые вопросы о материнской груди, о разных позах при мочеиспускании, о различии между мальчиками и девочками появляются обычно в 2,5−3 года, примерно к 5 годам возникают вопросы о происхождении детей, откуда берутся дети, как они выходят из матери, в 5−7 лет дети интересуются, как они туда попадают. Необходимость в более подробном освещении роли отца возникает в 6−8 лет, иногда — позже. Девочки начинают задавать вопросы раньше мальчиков. На срок первых вопросов влияют особенности темперамента, любознательности, общительности, отношение родителей к теме. Как замечает Б. Спок, беспокоиться следует не тогда, когда малыши задают вопросы, а когда они почему-то долго не задают их — это значит, что дети считают тему пола почему-либо запретной и удовлетворяют свой интерес иным, не всегда желательным образом. Ответив на один вопрос, родители могут ждать другого через минуты, часы или дни, иногда — месяцы. Поэтому полезно заранее сформулировать отношение к тем или иным вопросам и примерные ответы на них. До 8−9 лет объяснения для мальчиков и девочек могут принципиально не различаться. Некоторую помощь родителям в этом отношении могут оказать советы соответствующим образом подготовленных воспитателей и врачей, а также научно-популярная литература по вопросам полового воспитания. Конечно, найтись в каждом случае, как правильно ответить на вопрос ребенка можно, если серьезно относиться к этой проблеме, соблюдать необходимый такт и учитывать возраст и развитие своего ребенка. [1, 10].

Невозможно дать готовые рецепты на все случаи вопросов ребенка. Вместе с ЯКорчаком мы думаем, что получать у кого-то готовые мысли — все равно, что поручить другой женщине родить твое дитя: мысли, которые надо самому рожать в муках, и есть самые ценные. Отвечать на вопросы ребенка можно и нужно без стыда и страха. Нужно также еще раз подчеркнуть, что, разговаривая с ребенком искренне и правдиво, родители создают тем самым иммунитет против влияния «тайных воспитателей», предупреждают отчуждение детей и неправильное их психосексуальное развитие.

Вполне естественно, что родители не могут остаться равнодушными к ранним проявлениям сексуальности у детей. Многие интуитивно улавливают связь этих проявлений, например, онанизма, с нарушенными отношениями в семье. Это, однако, не уменьшает их опасений за ребенка, а иногда вызывает подавленность за счет ощущения собственной вины и неумения найти выход из ситуации. Предпочтительно поэтому выносить вопрос о ранних сексуальных проявлениях на рассмотрение врача, что, однако, не избавляет родителей от необходимости соблюдения ряда обязательных условий. Всякая фиксация внимания ребенка на его сексуальности должна быть исключена из быта семьи. Наказания за сексуальные проявления недопустимы, ибо они способствуют и закладывают отношение к сексуальности, как явлению постыдному и наказуемому, что может сказываться во всей последующей жизни.

Родителям следует знать и о необходимости уменьшить стимулирующие сексуальность влияния, провести, например, при наличии показаний дегельминтизацию и лечение запоров, а у детей-аллергиков и противоаллергическое лечение. В случаях, когда сексуальные проявления являются симптомом нервно-психических расстройств (это устанавливает врач), показано специальное лечение в зависимости от специфики основного расстройства. Если детский онанизм принимает упорный, затяжной характер, показано применение специальных психотерапевтических методик. Главное условие их успешности — создание взаимопонимания и доверия, нормализация отношений детей и родителей. Правильное поведение родителей при эпизодических сексуальных проявлениях у детей, как правило, предотвращает дальнейшее их развитие в сторону углубления нарушений. [11, 52].

Нередко приходится слышать от взрослых: он еще маленький, еще не понимает. Действительно, часто не понимает, но всегда пытается и стремится понять. Сначала интонации и мимику, потом слова, а к 3-му году все, с чем сталкивается. Воспринимая даже не очень для него ясное, ребенок накапливает тот необходимый опыт, который становится основой для дальнейшего понимания. Не меньшего внимания заслуживает и обсуждение при ребенке его достоинств и недостатков, его привязанностей, а иногда и детской влюбленности. Безусловно, нельзя держать ребенка «под колпаком». Это и не нужно. Но следует всегда иметь в виду, что ребенок слушает и слышит, пытается понять и начинает понимать. [7, 45].

Ставшие достоянием ребенка нелестные мнения авторитетных взрослых об его сверстниках и их родителях могут прямо определять его отношение к коллективу детей и позицию в нем. Детская жестокость еще более усугубляет дело. Малыш, подвергшийся насмешкам из-за того, что его папа «неудачник», а мама «уродина», вынужден делать выбор между родителями и сверстниками — выбор, психотравмирующее влияние которого трудно переоценить. Не менее важно и то, что формирующиеся у детей представления о мужественности и женственности, собственная психосексуальная позиция подвергаются значительным деформациям.

С особой остротой встает вопрос о воспитании мужественности и женственности у детей, чем-либо (красотой, умом, ростом, творческими способностями) выделяющихся среди сверстников в ту или иную сторону. В' таких случаях необходим особый подход. Все дети должны, благодаря соответствующему воспитанию, освоить представление о человеке, не игнорирующее его достоинства или недостатки, но и не сводящееся к одному какому-то качеству. Нельзя заставить красивого ребенка чувствовать себя по красоте равным некрасивому, и наоборот. Но усилия воспитателей должны быть направлены на то, чтобы каждый ребенок, какими бы достоинствами или недостатками он ни обладал, чувствовал себя равный среди равных в коллективе сверстников. В противном случае мы видим холодных и бездушных красавиц, уверенных что вся женственность в красоте, и женщин, подавленных своим несоответствием идеалу красоты, либо мужчин и женщин, полагающих, что мужественность — синоним физической силы, и т. д. Усилия воспитателей должны способствовать становлению мужественности и женственности и у так называемых «средних», ничем особым не выделяющихся, детей. Нередко именно у них формируется либо ущемляющее ощущение своей серенькой неприметности, ослабляющее установки мужественности и женственности, либо тенденция к гиперкомпенсации, выражающаяся часто в крайних формах поведения, о том числе — специфически мужского и женского.

Половое воспитание как часть системы нравственного воспитания должно начинаться с младенчества. Начинаясь с опозданием, оно является по существу уже перевоспитанием и не может в полной мере компенсировать пробелы, допущенные на предыдущих этапах. Половое воспитание дошкольников необходимо и эффективно постольку, поскольку оно идет навстречу вопросам и проблемам ребенка, помогая ему в их разрешении и преодолении, и ставит своей задачей формирование гармонической личности. [8, 16].

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой