Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Приемы и средства эмоционально опосредованного развития детей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ситуация сюрпризности, новизны активизирует работу всего психологического аппарата ребенка по ее принятию, побуждает к сравнению существующей установки с появившейся информацией, обеспечивает высокую мотивированность обучения, а также трудовой, двигательной и других видов деятельности. Вполне возможно, что эта новая информация не окажется в дальнейшем личностно значимой с точки зрения… Читать ещё >

Приемы и средства эмоционально опосредованного развития детей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Описанные методы реализуются через инструментирующие их приемы и средства. Прием — это конкретная организующая форма, в которую облекается та или иная дидактическая ситуация (И. К. Журавлев). В отличие от метода прием является менее устойчивой дидактической категорией, не имеющей регламентаций ни по сочетанию, ни по последовательности их применения. Рассмотрим некоторые приемы, направленные на реализацию методов эмоционально опосредованного развития.

Прием создания эмоционально-насыщенного фона. Суть его заключается в создании настроя, положительной мотивации на предстоящую деятельность или общение, поддержку познавательного интереса, активности детей во время выполнения труда, физических упражнений и т. д. Данный прием способствует достижению качественного результата и до настоящего времени является одним из самых популярных механизмов воздействия на эмоции детей. Он создается с помощью специально подобранного музыкального сопровождения (инструментальные, вокальные произведения отечественных и зарубежных композиторов, песенное народное творчество и др.), визуальных средств (световых эффектов, использования зрелищных видов искусства и т. д.), фольклора (считалок, скороговорок, небылиц-перевертышей, шуток-балагурок сказочного характера, закличек и др.), доверительного эмоционального контакта педагога с детьми.

При создании эмоционально-насыщенного фона необходимо ориентироваться на решаемую с его помощью образовательную задачу, согласовывать его оформление со способами выполняемых действий, спецификой вида детской деятельности. Например, в двигательной деятельности целесообразнее использовать соответствующее музыкальное сопровождение, в художественно-речевой деятельности помимо музыкального сопровождения привлекать зрелищные виды искусства и др.

Прием игровой драматизации, благодаря которому ребенок может занимать позицию переживающего и, совершая определенные действия, решать многие проблемные ситуации опосредованно — от лица какого-либо персонажа; в ролевом воплощении выражать свое отношение к различным сторонам окружающей жизни. Проявляя себя в определенной роли, ребенок как бы впитывает эмоции другого (сказочного персонажа, вымышленного героя и др.), некоторое время живет ими, постигая тем самым ценностные стороны жизни, культуры. Удачно сформулированные вопросы педагога во время или в конце драматизации побуждают детей анализировать, делать выводы и обобщения, рефлектировать и оценивать свой личностный опыт, что дает возможность познавать «мир умом и сердцем» (В. А. Сухомлинский).

Дети могут разыгрывать эпизоды из сказок, ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни. В младшем дошкольном возрасте дети в основном имитируют характерные движения сказочных персонажей. В среднем дошкольном возрасте они осуществляют художественно-образные действия, используя различные выразительные средства. В старшем дошкольном возрасте в большей степени поддерживается творческая самостоятельность в передаче образов.

Использование приема игровой драматизации помогает преодолеть неуверенность в себе, робость, связанную с трудностями общения, взаимодействия, страх; обеспечивает образный характер постижения образовательного материала. Важно, чтобы дети исполняли не только роли положительных персонажей, но и отрицательных — злых, жестоких, нечестных. Например, исполняя роль Кощея Бессмертного, ребенок меньше боится его, избавляется от чувства страха перед злыми силами.

Прием игровой драматизации обеспечивает не только успешность эмоционального постижения содержания образования, но и способствует сплочению детской группы, оказывает психотерапевтическое воздействие на дошкольников.

Ситуации сюрнризности, новизны. Данный прием строится на природнозаданной потребности ребенка в новых впечатлениях, которая несет в себе большую потенциальную силу, способствующую общему психическому развитию ребенка, служит основанием для становления других его потребностей (духовных, познавательных). Потребность в новых впечатлениях, перерастая в познавательную потребность, продолжает играть позитивную роль при переходе ребенка в условия систематического обучения в школе.

Ситуация сюрпризности, новизны активизирует работу всего психологического аппарата ребенка по ее принятию, побуждает к сравнению существующей установки с появившейся информацией, обеспечивает высокую мотивированность обучения, а также трудовой, двигательной и других видов деятельности. Вполне возможно, что эта новая информация не окажется в дальнейшем личностно значимой с точки зрения ее практической, познавательной полезности для ребенка, но психологический эффект первого впечатления, несомненно, окажет положительное влияние на освоение познавательного материала, способов действий, их эмоциональное принятие.

В этом смысле ситуация новизны играет роль пускового механизма в актуализации эмоционального состояния, мобилизации эмоциональной сферы ребенка в целом. Поэтому введение на первый взгляд внешних, весьма незначительных, но новых деталей в организацию той или иной деятельности создает необходимую атмосферу для успешной реализации образовательных задач. К приемам создания новизны относятся ролевое перевоплощение (воспитатель выступает в роли доброй феи, бабушки-загадушки, Весны), внесение новых атрибутов, игрушек, декораций; изменение интерьера, освещения в групповой комнате и т. д.

В старшем дошкольном возрасте необходимо побуждать детей к переживанию ситуации ожидания нового. Актуализация состояния ожидания побуждает детей к проигрыванию вариантов встречи с новым, вызывает переживание определенных чувств, способствующих проявлению личностной активности и тем самым усиливающих общую направленность и динамику поведения.

Все перечисленные приемы, входящие в группу методов эмоционально опосредованного развития, не привязаны автоматически к тем или иным моментам процесса образования. Их использование следует постоянно продумывать, учитывая особенности возрастной группы детей, каждого ребенка. Однако некоторые указания о фактической образовательной роли тех или иных способов воздействия на дошкольников возможны.

Так, на этапе ознакомления с новыми явлениями, способами действий одним из наиболее эффективных приемов является выразительный, вызывающий сильные эмоциональные реакции способ создания ситуации новизны. В тех группах, где ослаблен интерес к познавательному материалу, целесообразно использовать эмоционально насыщенный фон, создавать эмоциогенные ситуации. Эмоциональное воздействие значительно усиливается, если педагог вводит игровые драматизации. Стимулирующий эффект создают умело используемые соревновательные ситуации и ситуации успеха.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

  • 1. На каких теоретических подходах базируется эмоционально-развивающее образование?
  • 2. Охарактеризуйте основные направления собственно эмоционального развития дошкольников.
  • 3. Раскройте сущностные стороны методов эмоционально опосредованного развития детей: метод эмоционально-сенсорного воздействия, метод контрастного сопоставления, метод побуждения к сопереживанию, метод эмоционально-образного воздействия.
  • 4. Опишите приемы и средства эмоционально опосредованного развития детей. Приведите примеры их использования в разных видах деятельности: игровой, двигательной, художественно-речевой, изобразительной, музыкальной и др.
  • 5. Сформулируйте свое отношение к эмоционально-развивающему образованию. Приведите аргументы.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой