Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Практикум. 
История предпринимательства

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Изменения в каждой из этих областей ставит перед организацией новые вопросы. Позволяет ли данное изменение внедрить какие-либо инновации, т. е. разработать новый товар, услугу, процесс? Связано ли оно с возможностью получить новые рынки и (или) потребителей, новые или усовершенствованные технологии, новые или усовершенствованные каналы распространения? Инновационная деятельность всегда сопряжена… Читать ещё >

Практикум. История предпринимательства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Вопросы и задания для самоконтроля.

  • 1. Какое открытие стало базисным для промышленной революции в Англии и положило начало промышленного предпринимательства на Западе?
  • 2. Какими были первые экономические и социальные последствия индустриализации?
  • 3. Какие изменения в экономике происходят в результате промышленной революции?
  • 4. Почему победа промышленной буржуазии потребовала трансформации юридического базиса общества?
  • 5. Какие причины привели к отказу от идей меркантилизма и к теоретическому обоснованию фритредерства?
  • 6. Как происходило формирование технического профессионального класса?
  • 7. Почему Манчестер называют первым центром менеджмента?
  • 8. Где и когда проходили первые эксперименты в области рационализации и стимулирования труда?
  • 9. Как связано образование промышленного пролетариата с появлением теории К. Маркса?
  • 10. Что означает аббревиатура НБИКС?
  • 11. В чем состоят особенности современного этапа глобализации?
  • 12. Что такое предпринимательские сети?

Тесты.

  • 1. Решающим фактором промышленного переворота, который произошел в Англии в последней трети XVIII — первой четверти XIX вв., стало:
    • а) изобретение и распространение рабочей машины;
    • б) подготовка мануфактурой искусных рабочих;
    • в) изобретение и распространение паровой машины;
    • г) углубление разделения труда.
  • 2. Кто является автором теории прибавочной стоимости:
    • а) Т. Веблен;
    • б) А. Смит;
    • в) К. Маркс;
    • г) Ф. Маршалл?
  • 3. Политика фритредерства выгодна:
    • а) национальным производителям;
    • б) потребителям;
    • в) банкам;
    • в) государству.
  • 4. Основной отраслью народного хозяйства Англии XVIII в. была:
    • а) текстильная промышленность;
    • б) добыча угля;
    • в) судостроение;
    • г) сельское хозяйство.
  • 5. Первый в мировой истории экономический кризис произошел;
  • а) во Франции;
  • б) в Нидерландах;
  • в) в Англии;
  • г) в Испании.
  • 6. Промышленный переворот, который произошел в России в 1840 — 1880-х гг., означал:
    • а) переход от мануфактуры к фабрике и замену ручного труда машинным;
    • б) замену крепостного труда вольнонаемным;
    • в) укрепление государственной политики;
    • г) формирование рабочего класса и буржуазии.[1]
  • 8. Технический прогресс является:
    • а) условием экономического роста;
    • б) целью экономического роста;
    • в) результатом экономического роста;
    • г) побочным эффектом экономического роста.
  • 9. Всемирная торговая организация является международной организацией:
    • а) созданной в качестве противовеса ГАТТ;
    • б) осуществляющей валютно-финансовые расчеты на еврорынках;
    • в) разрешающей военные конфликты;
    • г) являющейся преемницей ГАТТ.
  • 10. Предпринимательский капитал вывозится в форме:
    • а) прямых инвестиций;
    • б) портфельных инвестиций;
    • в) ссуд;
    • г) займов.

Темы рефератов и докладов.

  • 1. Суть промышленного переворота, происходившего в экономике Англии в последней трети XVIII — первой четверти XIX вв.
  • 2. Этаны развития капиталистического производства.
  • 3. Глобализация и ее социально-экономические последствия.
  • 4. Основные направления современного научно-технического прогресса.
  • 5. Сущностные характеристики сетевой организации производства.
  • 6. Современная теория конвергенции

Кейс «Можно ли предсказать технологический переворот?»[2]

Проведение эффективной научно-технической политики зависит от правильности прогнозов направлений предстоящего развития. Здесь к месту вспомнить спор о том, что является главным двигателем развития науки — общественные потребности или логика внутреннего развития. Видимо, правильно утверждать, что и то и другое. Правда, есть и третий вариант — когда-то или иное направление научно-технического прогресса появляется неожиданно и не вписывается в два названных варианта.

Такой вариант американский ученый и практикующий финансист 11. Талеб назвал «черным лебедем», сравнивая с ситуацией, возникшей с открытием Австралии, где обнаружили птицу, которой, но разумению европейцев, не могло существовать — а именно лебедя черной окраски. Талеб утверждает, что исторические события прогнозировать практически невозможно, поскольку для их предсказания нужно уметь предсказывать технологические инновации, которые, по существу, непредсказуемы. Другими словами, чтобы предсказать будущее, нужно учитывать и те новшества, которые там появятся.

И он нс без юмора иллюстрирует свою мысль условным примером: «Вообразите, что вы специалист с кафедры прогнозирования в средневековом университете и занимаетесь предсказанием истории будущего (для удобства — отдаленного двадцатого века). Вам нужно будет додуматься до изобретения паровой машины, электричества, атомной бомбы, интернета, массажных валиков в спинке самолетного кресла и до странного обряда „деловая встреча“, во время которого откормленные малоподвижные люди добровольно препятствуют циркуляции крови в своем организме с помощью дорогостоящей инновации под названием „галстук“».

Президент Академии наук РФ В. Е. Фортов тоже осторожен в оценках возможностей прогнозирования: «Но опыт показывает, что работу, но выбору направления научно-технического прорыва хорошо обсуждать, когда прорыв уже сделан. 11а самом деле нет какой-то готовой дорожной карты, которая может подсказать, что так прорыв произойдет, а так не произойдет. В каждом конкретном случае поиск направлений прорыва — это очень сложное дело, сродни искусству. Мы должны поддерживать высокую научно-техническую и образовательную культуру в стране, и тогда будут возможны прорывы даже там, где мы сейчас не в состоянии их предсказать».

Позиция Питера Друкера в отношении прогнозирования тоже неоднозначная, но он считает, что инновационный процесс можно и нужно инициировать и дает конкретные рекомендации по организации этой деятельности.

Инициирование перемен. Один из принципов, на котором должна строиться политика перемен, касается инновационной деятельности и формулируется так: политика лидера должна быть направлена на инициирование перемен.

Этой теме сегодня уделяется очень много внимания. Возможно, это не самая важная часть деятельности организации; возможно, для большинства предприятий гораздо большее значение имеют организованная ликвидация, плановое совершенствование, использование успеха. К тому же без этих принципов: ликвидация, совершенствование и использование успеха — ни одна организация не может надеяться на успешное внедрение инноваций.

Но чтобы преуспевать в качестве лидера перемен, организация должна выработать политику систематизированной инновационной деятельности. И главная причина тут, вероятно, не в том, что лидер перемен нуждается в непрерывном обновлении (хотя это так). Главная причина в том, что систематизированная инновационная деятельность создаст отношение к организации как к лидеру перемен, другими словами, формирует имидж лидера перемен. Эта политика заставляет каждого члена организации видеть в изменениях новые возможности.

Окна возможностей. Для этого требуется систематическое — каждые полгода или год — изучение изменений, которые могут обернуться новыми возможностями, в областях, которые называются «окнами возможностей». Вот эти окна.

  • • Неожиданные успехи или неудачи самой организации, а также неожиданные успехи или неудачи конкурентов.
  • • Изменения в поведении потребителей.
  • • Нужды производственного процесса.
  • • Изменения в структуре отрасли и рынка.
  • • Демографические изменения.
  • • Изменения в смысле и восприятии.
  • • И наконец, новые области знания.

Изменения в каждой из этих областей ставит перед организацией новые вопросы. Позволяет ли данное изменение внедрить какие-либо инновации, т. е. разработать новый товар, услугу, процесс? Связано ли оно с возможностью получить новые рынки и (или) потребителей, новые или усовершенствованные технологии, новые или усовершенствованные каналы распространения? Инновационная деятельность всегда сопряжена с риском. Но если она строится не на предположениях, а на том, что уже произошло (или происходит) — в самой компании, на ее рынках, в ее исследованиях, в обществе, в демографии и т. д., — риск далеко не так велик, каким он бывает, если инновационная деятельность оторвана от действительности.

Новые идеи сегодня перестали быть «озарениями гения». Инновационная деятельность — это трудная и упорная работа. И эта работа должна быть организована как одна из функций каждого подразделения предприятия и на каждом уровне управления.

Чего следует избегать. Несколько слов о трех ловушках, в которые лидеры перемен попадают снова и снова.

Первая ловушка — это инновационная возможность, не соответствующая принципам стратегии. Скорее всего, такое нововведение просто не будет работать. Шансы на успех достаточно высоки только у той инновации, которая соответствует ключевым реалиям: демографической ситуации, изменениям в распределении располагаемого дохода, глобальной конкуренции, политической и экономической ситуации, а также смыслу, который само предприятие и его потребители вкладывают в понятие «эффективность». Но «неподходящие» возможности зачастую выглядят очень соблазнительно, в первую очередь потому, что кажутся абсолютно «новыми». И если они кончаются провалом — чаще всего так оно и бывает, — то поглощают чрезвычайно много сил, средств и времени.

Вторая ловушка: подлинное «нововведение» легко перепутать с «обновлением». Главное отличие подлинной инновации в том, что она создает новую ценность. «Обновление» создает только повод для восхищения или ликования. До сих пор сплошь и рядом компании берутся за инновационные проекты только потому, что им надоело делать одно и то же, — изо дня в день производить один и тот же товар. Для проверки новизны, а равно и качества, проекта не годится вопрос: «Нравится ли нам это?» Вопрос должен звучать так: «Желают ли этого потребители, и станут ли они за это платить?».

Третья ловушка: действие легко перепутать с движением. Обычно, когда товар, услуга или процесс перестают давать результат и наступает время для их ликвидации или радикального изменения, менеджмент принимается за «реорганизацию». Никто не спорит, реорганизация порой совершенно необходима. Но она должна следовать за действием, т. е. проводиться после того, как найдены ответы на вопросы «что» и «как». Но в отрыве от этих вопросов реорганизация — всего лишь «движение» и нс заменяет собой действие.

Эти три ловушки столь коварны, что любой лидер перемен может снова и снова попадать в каждую из них — а то и во все сразу. Существует только один способ избежать их (он же помогает выбраться на правильную дорогу, если ловушек избежать не удалось): организовать подготовку к изменению, или пилотный проект.

Пилотный проект. Каждая организация пытается ограничить (если не устранить) риск, связанный с переменами, используя для этого все существующие методы исследования рынка и потребителей. Но провести маркетинговое исследование абсолютно нового начинания нельзя. К тому же ничто абсолютно новое не получается хорошо с самого начала. Обязательно возникают проблемы, предвидеть которые невозможно. Обязательно проблемы, которые представляются автору (изобретателю) непреодолимыми, оказываются совершенно пустяковыми или исчезают сами собой. Кроме того, способ исполнения неизбежно оказывается не таким, каким его задумывали с самого начала.

Наверное, существует некий закон природы, согласно которому все, что является действительно новым, будь то товар, услуга или технология, находит свой конечный рынок сбыта и конечное использование не там, где его видели изобретатель и производитель, и используется не так, как рассчитывали изобретатель и производитель.

Но никакое исследование рынка или потребителя не дает возможности предвидеть все это заранее.

Лучший пример относится к довольно давним временам. Усовершенствованный паровой двигатель, изобретенный и запатентованный англичанином Джеймсом Уаттом (1736—1819) в 1774 г., принято считать символом начала промышленной революции. Сам же Уатт до самой смерти считал, что его паровая машина годится только для одного использования — для откачки воды из угольных шахт. Именно с этой целью Уатт и создал свою машину. И продавал он ее только на угольные шахты. Партнером Уатта был Мэтью Болтон (1728—1809). Он-то и является подлинным отцом промышленной революции. Болтон понял, что усовершенствованный паровой двигатель можно использовать в ведущей индустрии Великобритании — текстильной, особенно в операциях прядения и ткачества хлопкового волокна. Спустя 10—15 лет Болтон продал первый паровой двигатель для хлопкопрядильной фабрики, и цена на хлопчатобумажную ткань ушит на 70%. В результате был создан первый рынок товаров массового производства и первая фабрика, а вместе с ними — и современный капитализм, и современная экономика.

Вопросы

Почему начало индустриальной эпохи связывают с промышленной революцией?

Как до недавнего времени формулировалась конечная цель научно-технического прогресса?

Можно ли, по вашему мнению, прогнозировать технологические прорывы?

Задание

Относительно ядра шестого технологического уклада практически все пришли к общему мнению. Попытайтесь предсказать, что может составить ядро седьмого технологического уклада. Установите, есть ли общие закономерности в формировании первого и шестого технологического уклада.

Ситуационные задачи.

1. На каждом этапе научно-технического прогресса центральное место занимает одно технологическое новшество, вокруг которого формируется ядро нового технологического уклада. Сегодня происходит переход к шестому технологическому укладу.

Назовите центральное открытие каждого из пяти существовавших укладов.

Как выглядит ядро четвертого технологического уклада?

2. Пятый технологический уклад завершил процесс полного вытеснения человека из производства. Не осталось в процессе производства функций человека, которые нельзя сегодня передать машине. Лишь временные и ресурсные ограничения мешают внедрению полной автоматизации уже сегодня.

Как формулируется цель научно-технического прогресса на сегодняшний день?

Как решать проблему занятости населения, которое вытесняется новыми технологиями из производства?

Что такое процесс дскоммерциализации?[3]

  • [1] Термин «постиндустриальное общество» введен представителями: а) неоклассической школы; б) марксистской политической экономии; в) кейнсианства; г) институциональной школы.
  • [2] Источники: Друкер П. Ф. Задачи менеджмента в XXI веке: пер. с англ. М.: Вильямс, 2003; Талеб Н. Н. Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости: пер. с англ. М.: КоЛибри ;Азбука-Аттикус, 2011; Медовников Д., Механик А. Интервью с президентом РАН академикомВладимиром Фортовым // Эксперт. 2013. № 35 (865). 30 авг.
  • [3] В отношении перспектив капиталистического предпринимательства существуют разные точки зрения. Одни считают его бесперспективным и уходящим способомпроизводства. Другие полагают, что можно обойтись косметическим ремонтом, чтовозможности его далеки от исчерпания. Как выглядит современная теория конвергенции? Какие изменения происходят в рыночных механизмах?
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой