Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Стивидорные операции. 
Обязанности стивидора перед судном

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Кроме того, нередко, целый ряд сопутствующих грузовых вспомогательных операций — крепление и раскрепление груза и контейнеров, мойка и зачистка трюмов и танков, тальманский счет и другие работы — выполняются силами экипажа. В этих случаях агент должен заблаговременно оговорить все детали со стивидорами, в том числе согласовать условия работы и порядок оплаты. Достигнутые договоренности должны… Читать ещё >

Стивидорные операции. Обязанности стивидора перед судном (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Стивидорные операции. Обязанности стивидора перед судном

В современных условиях осуществления международных морских перевозок грузов к морским портам предъявляют все более высокие требования в отношении качества, стоимости и эффективности стивидорных операций. Именно стивидорные операции являются основой деятельности портов, благодаря их четкой и умелой организации в порты привлекаются судои грузопотоки. стивидорный судовладелец погрузка порт.

Стивидорные операции (Stevedoring) — операции, связанные с производством погрузочно-разгрузочных работ и размещением и укладкой грузов в трюмах или на палубе судна в соответствии с нормативными документами и хорошей практикой с целью обеспечения безопасности судна и сохранности груза при осуществлении намеченной перевозки — рейса судна. Они осуществляются стивидорными фирмами, которые могут осуществлять и ряд других функций (тальманский счет, агентирование, экспедирование груза).

Например, в портах Австралии к стивидорным услугам, помимо стандартных, относятся также:

  • * посадка/высадка пассажиров;
  • * погрузка/разгрузка багажа и почты;
  • * управление и операторство всеми механическими средствами и оборудованием для складирования, перегрузки грузов;
  • * составление грузовых и фрахтовых манифестов, предварительных и исполнительных грузовых планов, платежных документов, ведение учета стояночного времени, другой работы, связанной с организацией, подготовкой и выполнением перегрузочных операций;
  • * контроль, руководство, надзор и инструктаж персонала, занятого на грузовых работах.

Стивидорные операции осуществляются, в основном, на территории и с участием портов, при этом степень участия последних в этих операциях зависит от участия государства в управлении портом, но организационная форма и доля участия государства в управлении морских портов бывает разная:

  • 1) порты принадлежат государству. То есть находятся в ведении государственных административных органов управления. К этой группе относится большинство морских портов развивающихся стран;
  • 2) порты находятся в ведении муниципальных органов власти. Работа и развитие этих портов основаны на местном законодательстве и определяется городским муниципалитетом, а утверждения правительственных органов требуют только отдельные принципиальные вопросы (Роттердам, Бристоль, Антверпен);
  • 3) порты управляются публичными компаниями (Public Trust). Управляющий орган — Совет директоров состоит из представителей правительства, транспортных, сервисных (обслуживающих) компаний (Лондон, Копенгаген, Александрия);
  • 4) порты комбинированной формы управления. Они управляются органами, в которые входят представители разных компаний (судоходных, железнодорожных, портовых и др.), а также местных органов власти (например, губернаторы в портах США).

Исходя из этого, все порты можно условно разделить на две большие группы:

  • 1. Порты, в которых менеджеры организовывают грузовые операции, им подчинены причалы, склады, портовые сооружения и др.;
  • 2. Порты, где менеджеры не занимаются организацией грузовых операций, здесь они сдают в аренду принадлежащие им причалы, терминалы, склады, перегрузочную технику — стивидорным, агентским, тальманским и другим, обычно частным, компаниям.

Основная роль при производстве грузовых работ принадлежит стивидорным компаниям, которые осуществляют стивидорные операции. В этой связи, центральной фигурой в порту является стивидор. В разных странах существуют различные трактовки этого понятия. Так, согласно одной из них — стивидором (Steverdore) называется лицо или компания, которая заключила соглашение с судовладельцем, его агентом или грузовладельцем на погрузку/выгрузку судна в порту, то есть, осуществляющая руководство и непосредственный контроль за выполнением этих работ. Нередко считается, что стивидор — это портовый работник (докер; грузчик), занятый на перегрузочных (стивидорных) работах. Стивидор (в понятии портовый работник) может быть нанят компанией для постоянной или разовой работы по грузо-обработке конкретного судна. Большинство стивидорных компаний обычно используют смешанный принцип и на постоянной работе содержат минимальный штат стивидоров, которые выступают в роли руководителей стивидорных бригад (Foreman). По мере надобности, нанимаются для разовых работ дополнительные портовые работники, которые зарегистрированы в так называемом списке ожидания (Waiting List) как резервные.

Нужно отметить, что в большинстве портов мира стивидорные компании осуществляют весь комплекс операций как на судне, так и на берегу. В некоторых же портах, например США и Канады, перегрузочные работы делятся на стивидорные и терминальные, и, соответственно, каждая группа этих работ выполняется разными компаниями — стивидорной и терминальной. Особенно часто подобное разделение практикуется на контейнерных терминалах, где ввиду перегруженности причалов контейнеры после выгрузки с судна транспортируются за пределы порта в специально отведенные для их хранения и отработки места — контейнерные площадки («'контейнерные депо»)/Но для судовладельца, в этом случае вынужденного иметь дело с двумя операторами — стивидорным и терминальным, это менее удобно, и он старается найти компанию, имеющую лицензию на выполнение всего комплекса работ.

Классификация стивидорных компаний, как организационно-правовых коммерческих структур, осуществляющих стивидорные операции, выполнена по следующим признакам:

  • * форме собственности;
  • * специализации от видов перегружаемых грузов;
  • * степени интеграции учредителей компании;
  • * участию учредителей в формировании капитала компании.

Итак, по форме собственности стивидорные компании бывают:

  • * государственные — в основном действуют в развивающихся странах и редко встречаются в странах с развитой экономикой;
  • * частные — их функционирование наиболее характерно для экономически развитых стран мира. Основной организационно-правовой формой таких стивидорных компаний является акционерная компания;
  • * смешанные — это акционерные общества, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, а определенная доля — частным лицам.

По признаку специализации в зависимости от видов грузов, которые компании перегружают, они могут быть:

  • * универсальные, выполняющие перегрузку разнообразных по своим транспортным характеристикам грузов;
  • * специализированные, выполняющие перегрузку конкретных видов грузов.

С углублением специализации судов и совершенствованием технологии грузовых работ обозначилась тенденция к уменьшению числа универсальных стивидорных компаний, занятых на переработке всех видов грузов. Стивидорные компании стали специализироваться по определенным видам грузов: генеральным, навалочным, насыпным, наливным, лесным, контейнерным и др.

По степени интеграции учредителей компании стивидорные компании могут быть:

  • * индивидуальные — занимающиеся стивидорным обслуживанием самостоятельно, без привлечения других партнеров к созданию компании;
  • * совместные — представляющие собой объединения партнеров, решивших предоставлять совместно стивидорные услуги;
  • * глобальные — обычно в форме холдингов, представляющие интегрированные логистические услуги на франчай-зинговой основе (то есть на соглашении между крупной корпорацией (фрайчайзера) и небольшими стивидорными компаниями (фрайчайзи), по которому получают от фрайчайзера в аренду основные фонды, краткосрочные кредиты и другие услуги за инвестиции части своего капитала).

По участию учредителей в формировании капитала компании стивидорные компании, в зависимости от доли участия капитала, бывают:

  • * независимые;
  • * контролируемые — судовладельцем, фрахтователем, грузовладельцем либо агентом.

Деление стивидорных компаний по классификационным признакам показано на рисунке 9.2.

На практике желание судовладельцев, а также грузоотправителей и грузополучателей (фрахтователей) обеспечить наиболее благоприятные для себя сроки и условия грузовой обработки стимулирует их на создание собственных стивидорных компаний (или на покупку доли участия в капитале крупной стивидорной компании).

Обязанности судовладельца и стивидора по стивидорному соглашению

Обычно в каждом конкретном случае грузовой отработки судна стивидор и судовладелец договариваются о взаимных обязательствах по выполнению соответствующих операций, уровню ставок, перечню операций, входящих в стивидорную ставку. Все эти данные ложатся в основу заключаемого стивидорного соглашения (Stevedore Agreement) — договора, который определяет правовые отношения между судовладельцем или фрахтователем и стивидорной компанией.

Основными условиями стивидорного соглашения являются:

  • * перечень обязанностей стивидора (подготовка к обработке судна, составление списка выполняемых работ, определение интенсивности погрузочно-разгрузочных работ);
  • * перечень обязанностей судовладельца (предоставление судовых лебедок, такелажа, электроэнергии, кранов и других механизмов);
  • * указание ставок стивидорных работ по всем видам услуг и по всем грузам;
  • * установление порядка и формы оплаты стивидорных работ, в том числе непредвиденных расходов (сверхурочных, за работу в грязных или вредных условиях; расходов, вызванных конструктивными неудобствами судовых грузовых помещений и т. п.);
  • * согласование сроков и способов предъявления счетов за выполненные стивидорные работы и сроков их оплаты;
  • * согласование порядка предоставления и размеров скидок со стивидорных ставок;
  • * установление взаимной ответственности, порядка и места решения всех споров, возникающих в связи со стивидорным обслуживанием судна.

При обработке контейнеров и колесной техники в стивидорное соглашение включаются условия, связанные с необходимостью выполнения специфических операций (затарка контейнеров, установка контейнеров на шасси, опломбирование контейнеров после затарки и т. д.).

В обязанности стивидора по стивидорному соглашению обычно входит:

  • * выгрузка груза из трюмов на причал либо перегрузка в транспортные средства (вагоны, автомобили), либо транспортировка на склад;
  • * формирование грузовых мест на складе, транспортировка и погрузка в трюмы;
  • * предоставление грузчиков, крановщиков, водителей электропогрузчиков, тягачей;
  • * предоставление автомашин, тягачей, ролл-трейлеров, грузозахватных устройств;
  • * раскрытие/закрытие трюмов, подготовка судовых кранов, стрел, такелажа;
  • * подвоз и укладка сепарации в трюмах и на палубе;
  • * организация грузовых операций с учетом ротации портов захода;
  • * маркировка грузов, мелкий ремонт поврежденных мест;
  • * организация счета груза в процессе погрузки/выгрузки;
  • * оформление грузовых документов;
  • * организация хранения грузов на складах, их выдача грузополучателю.

В обязанности судовладельца или фрахтователя по стивидорному соглашению входит:

  • * заблаговременное сообщение срока прихода судна, количества и характеристик груза, распределение его по трюмам;
  • * согласование организации стивидорных работ в соответствии с грузовым планом судна;
  • * предоставление в распоряжение стивидора исправных судовых лебедок, стрел, такелажа, а также электроэнергии для их работы;
  • * обеспечение освещения на судне, предоставление электрических переносных ламп;
  • * предоставление необходимых сепарационных материалов, а также средств крепления грузов, контейнеров и ролл-трейлеров;
  • * своевременная оплата услуг, оказываемых стивидором (оговариваются сроки, форма и порядок оплаты).

В некоторые стивидорные соглашения стивидоры стараются включить условия, которые освобождают их от ответственности в случае повреждения судовых устройств (например, люковые закрытия на балкерах) или груза по вине стивидорной компании либо падения груза за борт. Эти обстоятельства должны быть учтены судовладельцем и его агентом при согласовании со стивидором условий такого соглашения.

Стивидорные соглашения обычно заключаются на долгосрочный период либо на 1−2 года, но с правом расторжения любой стороной до окончания срока его действия путем подачи заблаговременно уведомления об этом намерении.

Роль агента и администрации судна в снижении стивидорных расходов

Распределение расходов по стивидорным операциям согласовывается между сторонами договора морской перевозки груза (судовладельцем и фрахтователем) и определяется общепринятыми стандартными условиями: Gross Terms," Liner Terms, FI, FO, FIO, FIOST. Перечисленные стандартные условия организации и оплаты грузовых работ подробно объяснены в параграфе 3.2.6. Они используются при согласовании одного из важных условий стивидорного соглашения по оплате работ, производимых стивидорной компанией, причем обычно имеются в виду работы, выполняемые в обычное рабочее время, которое в большинстве портов мира считается с 8.00 до 17.00. Обработка судна в сверхурочное время оплачивается по повышенным тарифным ставкам, которые могут превышать базисные на 50−100% в рабочие дни, и на 150−200% в праздничные.

В этой связи следует отметить, что в мировой практике применяются три системы оплаты стивидорных работ:

  • 1) повременная — применяется редко, при разовых заходах судна в порт. При этом судовладелец оплачивает стивидору затраты по фактически выполненной работе плюс оговоренный процент прибыли;
  • 2) сдельная — используется, когда при нескольких заходах судна в порт становится возможным определить среднюю производительность труда на грузовых операциях и, следовательно, стивидорную ставку за одну тонну груза или одно грузовое место (контейнер, трейлер). При формировании ставок этой системы в расчет принимаются часовой заработок стивидорной бригады с учетом трудоемкости обработки 1 т конкретного груза и производительность труда, остальные услуги (открытие трюмов, использование кранов и др.) оплачиваются отдельно;
  • 3) сдельно-прогрессивная — применяется, главным образом, при перегрузке контейнеров с целью повышения производительности труда. При этом составляется так называемая «скользящая шкала» производительности перегружателя (количество контейнеров в час) и определяется среднее значение, на основе которого рассчитывается базовая стивидорная ставка за контейнер. Далее определяется размер надбавки, после чего составляется шкала ставок в целом. При достижении стивидорами производительности труда выше средней, к базовой ставке добавляется «премия»; при более низкой производительности базовая ставка уменьшается на размер «премии» .

За любые отклонения (работа в неурочное время; в праздничные дни; с вредными грузами; в неудобных помещениях и т. п.) предусматриваются надбавки по всем системам оплаты стивидорных работ. Судовладелец также оплачивает все простои стивидорных бригад по вине судна (отсутствие электроэнергии, пара, поломки судовых грузовых механизмов и т. п.).

Если в процессе грузовых операций грузу или судну нанесены повреждения, то судовладелец обязан до окончания грузовых работ составить сюрвейерный акт (Survey Report), подтверждающий, что повреждения нанесены стивидорами и определяющий причины, характер и размер повреждений. Без такого документа никакие претензии судовладельца стивидорные компании не принимают.

Необходимо отметить, что в трамповом судоходстве функции агента по организации стивидорных работ ограничены, так как наймом стивидора и уторговыванием условий соглашения обычно занимается фрахтователь. В линейном же судоходстве грузовые работы оплачивает, как правило, судовладелец, поэтому в подборе стивидорной компании и согласовании условий стивидорного соглашения ему оказывает помощь линейный агент. Эти вопросы важны, так как стивидорные расходы — одна из значительных статей эксплуатационных расходов судна. Практика показывает, что в трамповом судоходстве стивидорные расходы могут составлять 5−10% валовой суммы фрахта, а в линейном судоходстве они на отдельных линиях могут достигать — 30−35%. Поэтому при стоянке судна в порту одной из важных задач капитана и агента является использование всех возможностей для снижения стивидорных расходов, в частности, недопущение необоснованных переплат.

Некоторые, выработанные практикой, рекомендации по снижению стивидорных расходов, приводятся ниже:

  • * прежде всего, агент обязан ознакомить капитана с действующими правилами и обычаями относительно предоставления и оплаты стивидорных услуг;
  • * судовая администрация должна следить за правильностью и плотностью укладки груза, иначе в порту назначения может возникнуть простой стивидорных бригад либо выгрузка будет проводиться по повышенным ставкам;
  • * допущенная при погрузке пересортица вызовет необходи-' мость оплаты сортировки грузов в порту назначения;
  • * при заполнении коносаментов нужно следить, чтобы в необходимых случаях был указан не только вес, но и объем груза в предвидении возможности того, что стивидоры применят тарифные ставки по кубатуре груза. При указании объема груза не придется нести дополнительные расходы по их обмеру;
  • * судовой администрации, ввиду того, что на судовладельца обычно возложена обязанность предоставлять для работы судовые грузовые средства, необходимо заботиться о содержании их в надлежащем техническом состоянии, иначе простои стивидорных бригад из-за их неисправности будут отнесены за счет судна;
  • * агенту и капитану необходимо тщательно проверять счета за стивидорные работы, так как стивидорные компании иногда включают в них расходы за работы, которые по чартеру должен оплачивать грузополучатель/грузоотправитель (фрахтователь), или, пытаются получить оплату за предоставление сепарации, доставку перегрузочного инвентаря, которые на самом деле не применялись; используют и другие ухищрения.

Кроме того, нередко, целый ряд сопутствующих грузовых вспомогательных операций — крепление и раскрепление груза и контейнеров, мойка и зачистка трюмов и танков, тальманский счет и другие работы — выполняются силами экипажа. В этих случаях агент должен заблаговременно оговорить все детали со стивидорами, в том числе согласовать условия работы и порядок оплаты. Достигнутые договоренности должны быть оформлены в виде обязательного аддендума к стивидорному соглашению. Оплата экипажу за выполненные работы может быть произведена наличными или чеком через капитана или агента.

Какая бы система оплаты стивидорных работ не применялась, все счета, представляемые стивидорами, подлежат самой тщательной проверке и калькуляции, чтобы оградить судовладельца/фрахтователя от необоснованных расходов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой