Заключение.
Международные отношения России и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН)
В Восточной Азии в ближайшее десятилетие следует ожидать возникновения либо двух новых региональных центров АСЕАН — КНР или АСЕАН-Япония, либо одного АСЕАН + 3, куда помимо Японии и КНР войдет и Республика Корея, что может кардинально изменить не только экономическую, но и политическую ситуацию в регионе и в АТР в целом. Эти новые вызовы не могут не стимулировать РФ к укреплению партнерства… Читать ещё >
Заключение. Международные отношения России и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- 1. Вплоть до середины 80-х годов развитие отношений между СССР и АСЕАН происходило в контексте конфронтационных процессов холодной войны, а в годы перестройки и после развала СССР шло лишь осторожное прощупывание возможностей установления официальных контактов.
- 2. Переходность состояния каждой из сторон — России и АСЕАН в начале 90-х годов предопределяла сложность как взаимной оценки друг друга, так и поисков эффективных путей взаимодействия. Тем не менее удалось наметить такие сферы сотрудничества между АСЕАН и Россией как политическое, экономическое с упором на развитие торговли, технологическое и военно-техническое сотрудничество в свете расширения закупок российского оружия странами АСЕАН и взаимодействие по обеспечению стабильности и безопасности в АТР.
- 3. Став членом Организации Азиатско-тихоокеанского сотрудничества в 1997 г. и участником асеановского регионального форума (АРФ) по вопросам безопасности 1994 г., партнером АСЕАН по диалогу 1996 г., Российская Федерация все более нуждается в развитии всесторонних отношений с АСЕАН, так как это активно влияет на упрочнение экономических и политических позиции страны в бассейне Тихого океана.
- 4. Если у Китая, Соединенных Штатов, Японии и ЕС возможны про-
тиворечия с АСЕАН, то у России нет никаких серьезных проблем в отношении стран — ее участниц и самой организации. Для стран АСЕАН дружеские отношения с РФ укрепляют их позиции в отношениях с треугольником Вашингтон-Токио-Пекин.
- 5. Страны АСЕАН вынужденные балансировать между тихоокеанскими гигантами, объективно заинтересованы в повышении роли России в регионе отдают предпочтение многостороннему балансу сил, важным аспектом которого являются их отношения с РФ, что совпадает со стремлением России к многополюсному миру. Для России приобретение партнеров в лице стран-членов Ассоциации также важно и в свете отношений с США, Японией и великим китайским соседом.
- 6. Кроме того, в условиях, когда некоторые державы стремятся решить задачи укрепления своих позиций в стратегически важном АТР, не отводя при этом России никакой заметой роли, благоприятная реакция стран АСЕАН чрезвычайно важна для РФ. Недаром Президент России В. В. Путин подчеркивает, что отношения с АСЕАН выделились в последние годы в самостоятельное направление российской внешней политики.
- 7. Расширение сотрудничества с АТР будет способствовать большей сбалансированности внешнеэкономических связей, преодолению крена в торговле в сторону стран Европы. Это позволит России на деле использовать уникальные преимущества евроазиатской державы.
- 8. Чтобы оптимально вписаться в АТР, России, наряду с сохранением приоритетного направления в СВА, предстоит опереться и на ЮВА. Не следует зауживать ее экономические и политические ориентиры в АТР лишь «классическим треугольником» стран — соседей — Южной Кореи, Китая и Японии, а максимально диверсифицировать связи с АСЕАН. Тем более, что роль Ассоциации в международных отношениях в АТР и мире с учетом возобновившегося экономического роста будет увеличиваться.
Особого внимания заслуживает активизировавшееся военно-техническое сотрудничество с членами АСЕАН.
- 9. Приоритеты РФ в области безопасности на восточном направлении обусловлены новым геостратегическим положением России. После распада СССР четыре пятых территории РФ оказались в ее азиатской части, она как бы «сместилась» на Восток.
- 10. Одна из основных задач России в Восточной Азии состоит в формировании региональной системы безопасности с участием максимального числа государств, включая США, Японию, Китай, Россию, Республику Корея, КНДР и АСЕАН, которая, стала своего рода «ядром» международного сотрудничества на самой широкой базе в сфере безопасности в рамках созданного ею Асеановского регионального форума — АРФ.
И. РФ и АСЕАН успешно взаимодействуют в рамках АРФ. По ряду проблем (меры доверия, превентивная дипломатия и др.) у России и АСЕАН достигнута высокая степень взаимопонимания. Не случайно именно российско-асеановский совместныипроект «Тихоокеанское согласие» лег в основу обсуждения в рамках форума вопросов «кооперативной безопасносги».
12. Страны АСЕАН не скрывают заинтересованности в дальнейшей активизации российского участия в вопросах безопасности в АТР, видя в нем фактор обеспечения равновесия и стабильности.
Активное участие России в Региональном форуме АСЕАН по вопросам безопасности, содействует укреплению его в качестве одной из важнейших опор новой системы безопасности в АТР.
- 14. Хотя под руководством Е. М. Примакова и особенно после того как в 2000 г. Президентом РФ стал В. В. Путин российская внешняя политика стала более диверсифицированной особенно за счет возобновления и расширения контактов со странами Азии, подобная переориентация пока адекватно не подкреплена экономически. Россия и АСЕАН по-прежнему остаются друг для друга второстепенными партнерами. И проявляя активность в сфере политики безопасности, следует постепенно подтягивать до необходимого уровня и экономические связи.
- 15. В Восточной Азии в ближайшее десятилетие следует ожидать возникновения либо двух новых региональных центров АСЕАН — КНР или АСЕАН-Япония, либо одного АСЕАН + 3, куда помимо Японии и КНР войдет и Республика Корея, что может кардинально изменить не только экономическую, но и политическую ситуацию в регионе и в АТР в целом. Эти новые вызовы не могут не стимулировать РФ к укреплению партнерства с АСЕАН для сохранения или предотвращения резкого изменения баланса сил в таком ключевом и перспективном районе, как Юго-Восточная Азия.
- 16. Для России открываются новые восточные перспективы, которые она будет безусловно, развивать, и будет активно участвовать в процессе превращения этого региона в «общий дом» 35, — заявил В. В. Путин еще в 2000 г. И в этом «общем доме» с подписанием летом 2003 г. российско-асеановской декларации о партнерстве у РФ «открыто окно» и для АСЕАН.