Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Виды знания о прошлой социальной реальности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Отличительной чертой мифологического или архаичного знания является его недифференцированность. Социальный мир не выделяется из мира природного, человек воспринимается как часть окружающей природной среды. Представление о мире является целостным, нерасчлененным, взаимосвязанным, практически не имеющим границы между божественным (трансцендентным), социальным и природным. Типичным для архаичного… Читать ещё >

Виды знания о прошлой социальной реальности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Обыденное знание

Обыденное знание — можно считать одновременно и уровнем исторического знания и одним из его видов. Обыденное историческое знание — это сумма усвоенной самыми широкими слоями населения информации о прошлом народа, страны, вписанной в представления об их месте и роли в мировой истории и культуре. Именно такое знание больше всего интересует социолога, поскольку впрямую влияет на состояние сознания населения, на дух народа. Обыденное историческое знание может служить духовной опорой государства и общества, формировать культурно-историческую идентичность и, тем самым, выполнять важнейшую социальную и политическую функцию. (Можно вспомнить известную фразу Бисмарка о том, что франко-прусскую войну выиграл школьный учитель: именно на школьных уроках истории была прочно усвоена установка на то, что нет ничего более важного, чем защищать отечество в войне.).

Обыденное историческое знание на индивидуальном уровне — это усвоенный набор часто достаточно случайных сведений. Такие знания базируются на фрагментарной информации, легендах, мифах, они отрывочны и несистематизированы. Знание, основанное на так называемом здравом смысле, что подтверждается эмпирическими исследованиями, оказывается категоричным, его носители не терпят возражений, не имеют сомнений, легко впадают в морализаторство, мнят себя экспертами, и в то же время сами являются наиболее подходящими объектами для манипуляций.

Мифологическое или архаичное знание.

Мифологическую или архаичную систему знания нельзя не принимать во внимание, поскольку она является праосновой современных представлений о мире и социальной действительности. Некоторые ее элементы и сегодня сохраняются в историческом сознании людей и подпитывают историческое знание.

Наиболее серьезные исследователи архаичной системы знания о прошлом — Дж. Фрезер, Э. Тайлор, Э. Лэнг (последняя треть XIX в.); Э. Дюркгейм, М. Мосс, А. Юбер (начало XX в.). В 1920—1930 гг. — это целое созвездие ярких имен этнологов, благодаря работам которых начала формироваться новая научная дисциплина — культурная антропология — Л. Леви-Брюль, Б. Малиновский, А. Рэдклифф-Браун, А. Кребер.

Отличительной чертой мифологического или архаичного знания является его недифференцированность. Социальный мир не выделяется из мира природного, человек воспринимается как часть окружающей природной среды. Представление о мире является целостным, нерасчлененным, взаимосвязанным, практически не имеющим границы между божественным (трансцендентным), социальным и природным. Типичным для архаичного знания является антропои зооморфизация растений и неживой природы, и одновременно отождествление человека с конкретными (тотемными) видами животных и растений.

В архаичных культурах миф не отделен от всех других знаний о мире, а переплетен с ними, он связывает воедино знание о прошлом и настоящем. Понятие прошлого возникает в архаичных культурах как некое время, отличное от настоящего, причем степень мифологизации прошлого тем выше, чем оно дальше отстоит от настоящего.

Элементы мифологического или архаичного знания можно наблюдать в ряде современных трактовок истории в новых постсоветских государствах (подробнее см. Часть 6).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой