Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Стратегическое управление государством

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Отсутствие в России стратегических приоритетов ведет к тому, что различные уровни государственного и муниципального управления работают на «коротких программах», занимаются «латанием дыр». В стране, где насчитывается 1052 города и поселка городского типа, примерно только в 140 точках наблюдается рост. По некоторым оценкам, отставание нашей страны в области стратегического управления гораздо… Читать ещё >

Стратегическое управление государством (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Необходимость стратегического управления государством

Вопрос о стратегическом управлении государством в настоящее время, как никогда, актуален. Это обусловлено гем обстоятельством, что стратегия развития государства задает стратегические ориентиры деятельности для других субъектов управленческого процесса. Более того, человечество создало «достаточные предпосылки для того, чтобы заглядывать в будущее, его проектировать и конструировать и, как мы представляем, строить. Возможно, не все будет так, как моделируется, но что-то в главном состоится, несмотря па действие стихийных сил, ошибок в экстраполяции, неизвестных препятствий и чего-то еще»[1].

Для того чтобы добиться качественного повышения управленческой деятельности, необходимо наряду с решением оперативных, тактических задач разработать стратегию развития государства. Стратегия (от грсч. strategia — вести войско) представляет собой набор правил, которыми руководствуются при принятии управленческих решений.

Понятие «стратегическое управление» было введено в теорию и практику управления на рубеже 60−70-х гг. XX в. для того, чтобы обозначить различие между управлением на низшем уровне и управлением, осуществляемым на высшем уровне. Причем, как отмечают А. А. Томпсон и А. Дж. Стрикленд хорошее управление непременно требует от руководителей стратегического мышления и умения разрабатывать стратегию[2].

При построении новой модели государственного управления важно учитывать международные стандарты хорошей государственной администрации. В документах ООН под «хорошим» управлением понимается управление, основанное на следующих принципах: широкое общественное участие (представительство); стремление к достижению консенсуса; прозрачность; отзывчивость; эффективность и результативность; беспристрастность и всесторонность; законность; некоррумпированность; учет мнения меньшинства и наиболее незащищенных слоев общества при принятии решений; оперативность в реагировании на текущие и перспективные запросы общества[3].

Роль государственного стратегического управления видна на примере выхода из кризиса США, Германии, Японии. Так, в Японии механизм выработки и реализации стратегий управления был доведен до отдельных предприятий, сельских общин, каждого работника. В 50-е гг. XX в. все японцы учились мыслить стратегически. «Забудь о сегодняшнем дне, думай о завтрашнем» — такова была установка для массового сознания.

Отсутствие в России стратегических приоритетов ведет к тому, что различные уровни государственного и муниципального управления работают на «коротких программах», занимаются «латанием дыр». В стране, где насчитывается 1052 города и поселка городского типа, примерно только в 140 точках наблюдается рост[4]. По некоторым оценкам, отставание нашей страны в области стратегического управления гораздо больше, чем в научно-технической сфере[5].

Отсутствие стратегического управления на государственном и муниципальном уровне проявляется, прежде всего, в следующих двух аспектах:

  • 1) государство осуществляет свою деятельность исходя из того, что внешнее окружение либо не будет вообще меняться, либо в нем не будет происходить качественных изменений;
  • 2) при нсстратсгичсском управлении выработка программы действий начинается с анализа внутренних возможностей, ресурсов государства, а основные тенденции развития внешней среды оказываются вне поля зрения.

Очевидно, что задачи стратегического управления на региональном и муниципальном уровнях могут быть решены только в увязке со стратегическими целями и задачами государства. Необходимость согласования стратегий различных уровней государственного и муниципального управления вызывает потребность в едином правовом пространстве, единой системе статистической и финансовой отчетности, организации эффективного взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления.

Роль стратегического управления государством возрастает в кризисных ситуациях. В них для преодоления причин кризиса необходимо применение всей мощи государства. В этом случае необходим не гипотетический (вероятностный), а абсолютно точный научный анализ, позволяющий оценить причины кризиса, его характер, имеющиеся стратегические ресурсы, выбрать адекватные механизмы и способы государственного стратегического управления коллективным поведением и взаимодействием людей в настоящем с расчетом на отдаленное будущее.

Необходимость вовлечения сил и средств государства, адекватных кризисной ситуации, означает, что задачей государственного стратегического управления является смена курса в управлении с учетом стратегических целей, реорганизация органов власти и управления и координация их усилий по консолидации населения на основе общих социально и культурно значимых идей.

Стратегия государственного управления находится во взаимосвязи с оперативным управлением и тактикой. По отношению к ним стратегия государственного управления является ведущей, так как именно она определяет общую цель действий, силы, средства и механизмы решения антикризисных задач.

Результатом стратегии государственного управления является выработка общих основ использования различных видов ресурсов, координация разных видов и форм деятельности ради укрепления мощи государства и процветания народа.

Содержание стратегии государственного управления определяется системой задач, связанных с поиском ответов на 12 ключевых вопросов, образующих 6 групп (кластеров):

  • 1. Определение периодичности трансформаций в различных сферах деятельности (где, когда и почему?).
  • 2. Определение социально и культурно значимых целей (зачем?).
  • 3. Определение человеческих, природных, технико-технологических, производственных, финансовых, геополитических ресурсов (с кем, чем?).
  • 4. Разработка основ материального обеспечения воспроизводства населения государства (в каком количестве и какого качества?).
  • 5. Подготовка квалифицированных кадров (какими трудозатратами и по какой цене?).
  • 6. Своевременное реформирование социальных институтов, включая институт власти и государственного управления (каким образом и какими средствами?).

Государственное стратегическое управление представляет собой систему мер по преодолению кризисных ситуаций, возникающих вследствие изменения целевых установок и личностного смысла индивидуальной и коллективной деятельности.

Оно базируется на прогнозировании:

  • 1) трансформаций в политической, экономической, мировоззренческой сферах, в сфере образования и воспитания;
  • 2) изменений в обычаях и традициях;
  • 3) достижений в науке, технике и технологии и на определении условий и характера кризисов в ближайшей и отдаленной перспективе;
  • 4) способов подготовки и ведения антикризисного управления, способов и механизмов антикризисного управления;
  • 5) основ использования стратегических ресурсов;
  • 6) основ материального и технического обеспечения антикризисного управления;
  • 7) основ руководства органами государственного управления;
  • 8) механизмов и способов контроля над эффективностью антикризисного управления.

Субъектами стратегического управления государством являются органы государственной власти разного уровня. Содержание их деятельности по стратегическому планированию определяется необходимостью разработки и реализации планов антикризисных мероприятий. К ним относятся:

  • 1) практическое осуществление планирования стратегии государственного управления;
  • 2) принятие стратегических решений по смене курса управления и реорганизации органов власти и управления;
  • 3) руководство подготовкой квалифицированных кадров для осуществления антикризисного управления;
  • 4) мобилизация населения на преодоление кризисной ситуации;
  • 5) руководство органами власти и управления в ходе реализации антикризисной программы.

Государственное стратегическое управление является самой сутью практической деятельности высшего руководства государства и заключается в подготовке страны к преодолению кризисных ситуаций в ближайшей и отдаленной перспективе.

  • [1] Атаманчук Г. В. Теория государственного управления. М., 2006.С. 171.
  • [2] Томпсон А. А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: учебник для вузов. М., 1998. С. 11.
  • [3] Писаревский Е. Л. Качество государственного управления: проблемы целеполагания // Административное право и процесс. 2013. № 10.С. 3.
  • [4] Гуртов В. Подъем экономики регионов — основа экономической политики возрождения России //Государственная служба. 2006. № 5. С. 30.
  • [5] Основы социального управления: учебное пособие / под ред.В. Н. Иванова. М" 2001. С. 81.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой