Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Система защиты прав человека в совете европы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С момента учреждения и на протяжении всего своего существования СЕ подчеркивал особое значение прав человека. Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что основополагающий акт СЕ в области прав человека — ЕКПЧ — был открыт для подписания 5 ноября 1950 г., менее чем через год после учреждения СЕ. В Итоговых декларациях саммитов глав государств и правительств СЕ неизменно подчеркивал… Читать ещё >

Система защиты прав человека в совете европы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Становление системы защиты прав человека в рамках Совета Европы

Совет Европы — крупнейшая и старейшая межправительственная организация в Европе, которая была учреждена 5 мая 1949 г. десятью европейскими государствами[1], объединенными общей целью: «…достижение большего единства между его Членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием, и содействие их экономическому и социальному прогрессу» (ч. «а» ст. 1 Устава Совета Европы[2]). Согласно п. «б» ст. 1 Устава Совета Европы поставленная цель достигается посредством: рассмотрения вопросов, представляющих общий интерес; заключения соглашений и проведения совместных действий; а также путем поддержания и дальнейшего осуществления нрав и основных свобод человека.

Согласно ст. 10 Устава уставными органами СЕ являются Комитет министров и Парламентская Ассамблея[3]. Комитет министров СЕ — это высший межправительственный орган СЕ, наделенный правом действовать и принимать решения от имени СЕ (ст. 13 Устава), в состав которого входят по должности министры иностранных дел государств — членов СЕ. В компетенцию СЕ входят вопросы членства в организации, утверждение бюджета, открытие для подписания договоров СЕ и другие. Парламентская ассамблея СЕ — основной совещательный орган СЕ, состоящий из «представителей от каждого государства-члена, избираемых из состава его парламента или назначаемых из числа членов этого парламента в соответствии с установленной им процедурой» (п. 1 ст. 25 Устава СЕ). Согласно ст. 23 Устава ПАСЕ вправе обсуждать любой вопрос, отвечающий цели и относящийся к компетенции СЕ. В Совете Европы действуют специализированные органы: Конгресс местных и региональных властей — консультативный орган, призванный обеспечить реальное участие местных и региональных властей в реализации принципов СЕ[4]; Конференция международных неправительственных организаций, основная задача которой состоит в укреплении роли гражданского общества в СЕ; Комиссар СЕ по правам человека и ЕСПЧ. Особое место в СЕ занимает Генеральный секретарь, который призван, прежде всего, координировать и осуществлять общее руководство СЕ.

Совет Европы, членами которого в настоящее время являются 47 государств, в том числе Российская Федерация, в тесном сотрудничестве с ЕС и ОБСЕ формирует европейскую систему защиты прав человека, в которой особое место занимает ЕКПЧ.

Уважение прав человека наравне с верховенством права и демократией — один из трех столпов СЕ, являющихся «общим достоянием» европейских государств, поэтому в соответствии со ст. 3 Устава (условия членства в СЕ), государства — члены Организации обязаны признавать принцип, «в соответствии с которым все лица, находящиеся под его юрисдикцией, должны пользоваться правами человека и основными свободами».

С момента учреждения и на протяжении всего своего существования СЕ подчеркивал особое значение прав человека. Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что основополагающий акт СЕ в области прав человека — ЕКПЧ — был открыт для подписания 5 ноября 1950 г., менее чем через год после учреждения СЕ. В Итоговых декларациях саммитов глав государств и правительств СЕ неизменно подчеркивал значение прав человека. В частности, в 1997 г., в Итоговом документе саммита глав государств и правительств государств — членов СЕ, который проходил в Страсбурге, права человека были обозначены как одна из приоритетных сфер деятельности СЕ[5].

Согласно Варшавской декларации 2005 г. вся деятельность СЕ должна содействовать обеспечению охраны и развитию прав человека, демократии и верховенства права[6]. В Декларации 2005 г. отражены дальнейшие намерения СЕ:

  • — обеспечивать справедливый доступ к социальным правам, борясь с отчуждением и защищая уязвимые социальные группы;
  • — обеспечивать безопасность для европейцев при полном соблюдении прав и основных свобод человека, продолжая играть активную роль в борьбе с терроризмом как главной угрозой для демократического общества, а также с коррупцией, организованной преступностью, включая отмывание денег и финансовые преступления, торговлей людьми, киберпреступностью и теми угрозами, которые порождаются научно-техническим прогрессом;
  • — бороться с любыми формами нетерпимости и дискриминации, в частности, по признаку пола, расы и религии, развивая нормы и эффективные механизмы для предупреждения и искоренения этих пагубных явлений;
  • — поощрять деятельность государств — членов СЕ по обеспечению равных возможностей и достижению подлинного равенства между женщинами и мужчинами во всех сферах жизни общества[7].

За более чем 60 лет существования СЕ было принято более 200 договоров, значительная часть которых посвящена правам человека, создана разветвленная сеть специализированных органов, призванных содействовать поощрению и защите прав человека в государствах — членах СЕ, в том числе в России, учрежден один из наиболее эффективных и авторитетных современных наднациональных региональных судов — ЕСПЧ.

Совет Европы разделил свою деятельность в области прав человека на четыре блока[8]:

— обеспечение прав человека, которым занимается ЕСПЧ и Европейский комитет, но предотвращению пыток;

продвижение прав человека, ведущую роль в котором играет Комиссар по правам человека СЕ;

обеспечение равенства, разнообразия и прав уязвимых групп, включающий работу СЕ, но защите нрав национальных меньшинств, инвалидов, детей, женщин и других категорий населения, но противодействию дискриминации, насилию и т. д.;

— обеспечение социальных прав человека, гарантом которых в СЕ выступает, прежде всего, Европейская социальная хартия 1961 г. и пересмотренная Европейская социальная хартия 1996 г. Данный блок охватывает вопросы биоэтики, социальной безопасности и некоторые другие.

  • [1] Бельгия, Дания, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Великобритания, Франция и Швеция.
  • [2] Устав Совета Европы от 5 мая 1949 г.
  • [3] Согласно ст. 10 Устава ООН, наравне с Комитетом министров органом СЕ являетсяКонсультативная ассамблея, однако в феврале 1994 г. Комитет министров СЕ постановилвпредь использовать новое название (ПАСЕ) во всех документах СЕ.
  • [4] Конгресс местных и региональных властей был учрежден в 1994 г. на основании Уставной резолюции Комитета министров СЕ (94) 3 и заменил Конференцию местных и региональных властей Европы, которая существовала с 1957 г. В настоящее время Конгресс действует на основании Уставной резолюции Комитета министров СЕ (2007) 6 и прилагаемойк ней Хартии Конгресса местных и региональных властей СЕ в ред. от 2 мая 2007 г. URL: http://www.coe.intA/congress/texts/charter/default_en.asp. {Прим, ред. — ссылки на интернет-источники в издании даны по состоянию на 31 октября 2016 г.).
  • [5] См.: Итоговый документ саммита глав государств и правительств государств — членовСЕ, Страсбург октябрь 1997 г. URL: http://www.coe.int/ /t/cm/home_en.asp. Согласно п. «б"ст. 1 Устава Организация осуществляет свою деятельность в следующих областях: экономической, социальной, культурной, научной, правовой, включая права и свободы человека, и административной.
  • [6] См.: Варшавская декларация, принятая главами государств и правительств государств —членов СЕ на встрече в Варшаве 16—17 мая 2005 г. URL: http://www.coe.ru/summit-plan.htm.
  • [7] См.: Варшавская Декларация принятая на саммите государств — членов Совета Европыв Варшаве, 16—17 мая 2005 г. URL: http://vvww.coe.ru/ /summit-plan.htm.
  • [8] URL: http://www.coe.int/lportal/web/coc-portal.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой